© Изобретения и изобретатели России. Пять гениальных идей константина циолковского


Имя: Константин Циолковский (Konstantin Tsiolkovsky)

Возраст: 78 лет

Деятельность: учёный-самоучка, изобретатель, учитель, основоположник теоретической космонавтики

Семейное положение: был женат

Константин Циолковский: биография

Люди годами пытались найти ответы о строении Вселенной, смотрели на загадочные звезды и мечтали о покорении космоса. Константин Эдуардович Циолковский приблизил человечество к покорению воздушного пространства.


Его труды послужили стимулом к созданию мощнейших ракет, самолетов и орбитальных станций. Прогрессивные и новаторские идеи мыслителя часто не совпадали с общественным мнением, но ученый не сдавался. Гениальные исследования Циолковского прославили российскую науку в мировом сообществе.

Детство и юность

Осенью 1857 года в семье Циолковских родился мальчик. Родители ребенка жили в селе Ижевское Рязанской губернии. Константином младенца назвал священник при крещении. Эдуард Игнатьевич (отец) считался отпрыском обедневшего дворянского рода, корни которого уходили в Польшу. Мария Юмашева (мать) – татарка по происхождению, получила образование в гимназии, поэтому могла сама обучать детей грамоте.


Мама научила сына письму и чтению. Букварем Константина становятся "Сказки" Афанасьева. По этой книге смышлёный мальчик складывает буквы в слоги и слова. Овладев техникой чтения, любознательный ребенок познакомился с многочисленными книгами, которые присутствовали в доме. Старшие братья и сестры Циолковского считали малыша выдумщиком и фантазером и не любили слушать детские «бредни». Поэтому Костя вдохновенно рассказывал младшему братишке собственные размышления.

В 9-летнем возрасте ребенок заразился скарлатиной. Мучительная болезнь дала осложнение на слух. Тугоухость лишила Константина большей части детских впечатлений, но он не сдался и увлекся мастерством. Вырезает и клеит поделки из картона и дерева. Из-под рук одаренного малыша выходят саночки, часы, домики и крошечные замки. Изобрел и коляску, которая ездила против ветра, за счет пружины и мельницы.


В 1868 году семья вынуждена переехать в Киров Вятской губернии, так как отец потерял работу и направился к братьям. Родственники помогли мужчине с работой, пристроив лесничим. Циолковским достался купеческий дом – бывшее владение Шуравина. Через год подросток вместе с братом поступает в мужскую «Вятскую гимназию». Педагоги оказались строгими, а предметы сложными. Учеба дается Константину тяжело.

В 1869 погибает старший брат, который учился в Морском училище. Мама, не пережив утрату ребенка, через год скончалась. Костя, горячо любивший матушку, погружается в траур. Трагические моменты биографии отрицательно сказались на учебе мальчика, который и до этого не блистал отметками. Ученика 2 класса из-за неуспеваемости оставляют на второй год, а сверстники жестоко издеваются над глухотой.


Из 3 класса отстающего школьника отчислили. После этого Циолковский вынужденно занялся самообразованием. Находясь в домашней обстановке, подросток успокоился и вновь принялся много читать. Книги давали необходимые знания и не упрекали юношу, в отличии от педагогов. В родительской библиотеке Константин обнаружил труды именитых ученых и с упоением взялся за изучение.

К 14 годам одаренный мальчик развивает собственные инженерные способности. Самостоятельно создает домашний токарный станок, с помощью которого мастерит нестандартные вещицы: движущиеся коляски, ветряную мельницу, деревянный локомотив и даже астролябию. Увлечение фокусами побудило Константина к созданию «волшебных» комодов и ящиков, в которых таинственным образом «исчезали» предметы.

Учеба

Отец, осмотрев изобретения, поверил в талантливость сына. Эдуард Игнатьевич отправляет юное дарование в Москву, где ему надлежало поступить в Высшее техническое училище. Планировалось, что жить будет у папиного друга, которому написали письмо. По рассеянности Константин обронил листок с адресом, запомнив только название улицы. Прибыв на Немецкий (Бауманский) проезд, снял комнату и продолжил самообразование.

Из-за природной стеснительности юноша не решился на поступление, но остался в городе. Отец присылал ребенку 15 рублей в месяц, но этих денег катастрофически не хватало.


Молодой человек экономил на еде, так как тратил финансы на книги и реактивы. Из дневников известно, что умудрялся прожить на 90 копеек в месяц, питаясь только хлебом и водой.

Ежедневно с 10:00 до 16:00 сидит в Чертковской библиотеке, где изучает математику, физику, литературу, химию. Здесь Константин знакомится с основоположником русского космизма - Федоровым. Благодаря разговорам с мыслителем юноша получил информации больше, чем смог бы узнать у профессоров и педагогов. Три года понадобилось юному дарованию, чтобы полноценно освоить программу гимназии.

В 1876 тяжело заболел отец Циолковского и вызвал сына домой. Вернувшись в Киров, молодой человек набрал класс учеников. Изобрел собственную методику преподавания, которая помогала детям полноценно усваивать материал. Каждый урок демонстрировал наглядно, что облегчало закрепление изученного.


В конце года умер Игнат – младший брат Константина. Мужчина тяжело перенес это известие, так как с детства любил Игната и доверял сокровенные тайны. Спустя 2 года семейство вернулось в Рязань, планируя купить доходный дом. В этот момент между отцом и сыном происходит ссора, и молодой учитель покидает семью. На деньги, заработанные репетиторством еще на Вятке, снимает комнатку и подыскивает новых учеников.

Для подтверждения квалификации мужчина экстерном сдает экзамены в Первой гимназии. Получив свидетельство, по распределению отправляется в Боровск, к месту государственной службы.

Научные достижения

Молодой теоретик ежедневно чертит графики и планомерно составляет рукописи. Дома постоянно экспериментирует, в результате чего в комнатах гремит миниатюрный гром, блистают крошечные молнии, самостоятельно танцуют бумажные человечки.

Научный совет «РФХО» постановил включить Циолковского в ряды ученых. Сотрудники комитета поняли, что гений-самоучка внесет весомый вклад в науку.


В Калуге мужчина написал труды по космонавтике, медицине, космической биологии. Константин Циолковский известен не только изобретениями, но и удивительными размышлениями о космосе. Его «космическая философия» расширила границы жизненного пространства и открыла перед человеком дорогу в небо. Гениальный труд «Воля вселенной» доказал человечеству, что звезды гораздо ближе, чем кажется.

Список научных открытий

  • В 1886 году разработал аэростат, ориентируясь на собственные чертежи.
  • На протяжении 3 лет ученый муж прорабатывает идеи, связанные с ракетостроением. Пытается ввести в эксплуатацию металлический дирижабль.
  • Математическими чертежами и выкладками подтверждает теорию о допустимости запуска ракеты в космос.
  • Разработал первые модели ракет, стартующих с наклонной плоскости. Чертежи профессора использовались при создании артиллерийской установки «Катюша».
  • Построил аэродинамическую трубу.

  • Спроектировал двигатель с газотурбинной тягой.
  • Создал чертеж моноплана и обосновал идею двукрылого самолета.
  • Придумал схему поезда, движущегося на воздушной подушке.
  • Изобрел шасси, которое выдвигается из нижней полости летательного аппарата.
  • Исследовал виды топлива для ракет, рекомендовав смесь водорода и кислорода.
  • Написал научно-фэнтезийную книгу «Вне Земли», в которой рассказал об удивительном путешествии человека на Луну.

Личная жизнь

Свадьба Циолковского состоялась летом 1880 года. Женившись без любви, рассчитывал, что подобный брак не будет мешать работе. Супругой стала дочка вдовствующего священника. Варвара и Константин прожили в браке 30 лет и произвели на свет 7 детей. Пятеро малышей умерли еще во младенчестве, а оставшиеся двое погибли взрослыми. Оба сына совершили суицид.


Биография Константина Эдуардовича пестрит трагическими событиями. Ученого преследуют смерти родных, пожары и наводнения. В 1887 до тла выгорел дом Циолковских. В огне погибли рукописи, чертежи и модели. 1908 год не менее печален. Вышедшая из берегов Ока затопила жилище профессора, уничтожив уникальные схемы и машины.

Научные достижения гения не оценили работники Социалистической академии. От голодной смерти Циолковского спасло Общество любителей мироведения, назначив ему пенсию. Власть вспомнила о существовании талантливого мыслителя только в 1923, когда в прессе опубликовали доклад немецкого физика о космических полетах. Государство назначило русскому гению пожизненную дотацию.

Смерть

Весной 1935 года врачи диагностировали у профессора рак желудка. Узнав диагноз, мужчина составил завещание, но отказался лечь на госпитализацию. Измученный постоянными болями осенью согласился на операцию.


Медики экстренно удалили опухоль, но остановить деление раковых клеток не смогли. На следующий день в больницу доставили телеграмму от , который пожелал скорейшего выздоровления.

Великий ученый умер осенью этого же года.

  • Оглох после скарлатины,
  • Самостоятельно за 3 года изучил университетскую программу,
  • Известен, как феноменальный педагог и любимец детворы,
  • Считался атеистом,
  • В Калуге построен музей, где размещены фотографии и предметы быта ученого,
  • Мечтал о идеальном мире, где отсутствуют преступления,
  • Предлагал расчленять убийц на атомы,
  • Рассчитал протяженность полета многоступенчатой ракеты.

Цитаты

  • «Мы должны оставить все внушённые нам правила морали и закона, если они вредят высшим целям. Всё нам можно и всё полезно - вот основной закон новой морали».
  • «Время, возможно, существует, однако, мы не знаем, где его следует искать. Если время существует в природе, то оно еще не открыто».
  • «Ракета для меня только способ, только метод проникновения в глубины космоса, но отнюдь не самоцель … Будет иной способ передвижения в глубину космоса, приму и его. Вся суть – в переселении с Земли и в заселении космоса».
  • «Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство».
  • «Нет бога-творца, но есть космос, производящий солнца, планеты и живых существ: нет всемогущего бога, но есть Вселенная, которая распоряжается судьбой всех небесных тел и их жителей».
  • «Невозможное сегодня станет возможным завтра».

Библиография

  • 1886 - Теория аэростата
  • 1890 - К вопросу о летании посредством крыльев
  • 1903 - Естественные основы нравственности
  • 1913 - Выделение человека из царства животных
  • 1916 - Условия жизни в других мирах
  • 1920 - Влияние разной тяжести на жизнь
  • 1921 - Мировые катастрофы
  • 1923 - Значение науки о веществе
  • 1926 - Простой солнечный нагреватель
  • 1927 - Условия биологической жизни во вселенной
  • 1928 - Совершенство вселенной
  • 1930 - Эпоха дирижаблестроения
  • 1931 - Обратимость химических явлений
  • 1932 - Возможен ли вечный двигатель?

Первые советские искусственные спутники Земли и космические ракеты открыли эпоху межпланетных путешествий. Полеты на Луну и другие планеты - реальная техническая задача, которая будет решена в сравнительно недалеком будущем. «Стать на почву астероидов, поднять рукой камень с Луны, наблюдать Марс с расстояния нескольких десятков километров, высадиться на его спутник или даже на самую его поверхность, - что может быть фантастичнее? С момента применения ракетных приборов начнется новая великая эра в астрономии: эпоха более пристального изучения неба». Эти слова принадлежат Константину Эдуардовичу Циолковскому, великому русскому ученому. Его труды открыли эру космических полетов.

Жизнь Циолковского - пример самоотверженного служения науке. Он родился в семье лесничего. Еще в детстве болезнь лишила его слуха. Общение с людьми затруднилось, и любимым занятием мальчика стало чтение. Когда ему исполнилось 16 лет, отец отправил его в Москву для завершения образования. Циолковский упорно учился, отказывая себе во всем. Он самостоятельно изучал математику, физику, химию, строил модели, проводил опыты.

Уже в юношеские годы Константин Эдуардович размышлял, как можно преодолеть силу земного тяготения и отправиться путешествовать в мировое пространство. Решению этого вопроса он посвятил всю свою жизнь.

В 1903 г. вышел первый его труд - «Исследование мировых пространств реактивными приборами», где ученый изложил теоретические основы межпланетных путешествий и предложил в качестве космического корабля использовать ракету.

Ракета была известна уже давно, но Циолковский впервые научно обосновал применение реактивного принципа движения для полетов в безвоздушном мировом пространстве. В передней части межпланетного корабля ученый помещает каюту для пассажиров. В основной части корпуса - запас жидкого топлива, которое накачивается насосами в камеру сгорания. Нагретые газы вытекают наружу через длинную расширяющуюся к концу трубу. В струе газов поставлены рули из тугоплавкого материала. Реактивная сила вытекающей струи движет ракету, а при отклонении рулей изменяется направление полета.

Циолковский в своих работах подробно рассмотрел, как будет происходить межпланетный полет, и выдвинул целый ряд важных и интересных идей. Он установил, что для вылета с Земли ракете необходимо иметь такое огромное количество топлива, какое она не в состоянии вместить. Поэтому он предложил составить ракетный корабль из нескольких ступеней-ракет. Такой ракетный поезд постепенно сможет набрать нужную космическую скорость. Искусственные спутники Земли были запущены с помощью таких составных многоступенчатых ракет, развивающих скорость до 8 км/сек.

Для полета на Луну и планеты необходимо развить скорость 11-16 км/сек. Ее может приобрести многоступенчатая ракета. Но можно также использовать внеземную станцию - обитаемый спутник Земли - как базу для межпланетных путешествий. Идея подобной станции тоже принадлежит Циолковскому.

Из частей, доставленных ракетами с Земли, будет собран большой спутник. В нем разместятся жилые помещения, различные лаборатории, обсерватория, склады топлива. Ракета, отправляющаяся в межпланетный перелет, сможет пополнить здесь свой топливный запас, чтобы продолжать путь. Можно и саму ракету собрать на станции. Циолковский внимательно изучал условия жизни будущих обитателей поселений в мировом пространстве. Он считал, что за пределами атмосферы люди смогут использовать в широких масштабах солнечную энергию.

Идеи Циолковского об изучении и освоении космоса нашли всеобщее признание. Он заложил основы новой науки о полетах в мировое пространство - астронавтики. Еще при жизни ученого были построены и испытаны первые жидкостные ракеты. Циолковский предвидел, что такие ракеты будут применяться и для подъемов на большие высоты, в верхние слои атмосферы и прилегающую к Земле часть мирового пространства.

Одновременно Циолковский занимался проблемами авиации и воздухоплавания. Он исследовал сопротивление, которое оказывает воздух движущимся в нем телам, и построил для опытов первую в России аэродинамическую трубу. Еще в юности у него возникла мысль о дирижабле, сделанном целиком из металла, который мог бы, не пользуясь балластом, без потери газа подниматься или опускаться. Подогревая газ, находящийся в металлической оболочке, можно было бы менять объем, а значит, и подъемную силу управляемого аэростата.

Циолковский не только разработал теорию такого дирижабля, но и изготовил его модели. Ученый был уверен, что вскоре гигантские цельнометаллические воздушные корабли станут важнейшим видом транспорта.

Он мечтал о том времени, когда огромные дирижабли, поднимающие сотни тонн груза и тысячи пассажиров, свяжут отдельные уголки Земли.

Быстрый прогресс авиации, совершенствование скоростных самолетов и пассажирских машин большой грузоподъемности ограничили развитие дирижаблестроения.

За несколько лет до появления первых самолетов Циолковский подробно описал конструкцию летательного аппарата тяжелее воздуха. Его проект во многом напоминает конструкции современных самолетов.

Циолковский, считая самолет переходной ступенью к космическому кораблю, создал теорию полета ракетного аэроплана и высказал идеи относительно его устройства. Постепенное увеличение скорости и высоты полета должно привести к самолету-ракете - обитаемому спутнику Земли.

Циолковский был разносторонним ученым и изобретателем. Авиация, воздухоплавание, ракетная техника и межпланетные сообщения - главные области его деятельности. Ему принадлежат многие изобретения и открытия. Он изобрел, например, реактивный вагон без колес, который мог передвигаться с большой скоростью силой отдачи вытекающей воздушной струи.

Он занимался вопросами биологии, механики, астрономии, философии, писал научно-фантастические повести и очерки. В повести «На Луне» Циолковский изобразил то, что увидят на ней прилетевшие с Земли астронавты; в «Грезах о Земле и небе» он рассказал о «стране чудес» - поясе астероидов. Повесть Константина Эдуардовича «Вне Земли» образно рисует покорение человеком Вселенной, путешествие на космической ракете, посещение Луны.

Жизнь Циолковского не примечательна событиями. Большую часть ее он провел в Калуге.

Десятки лет отдал Константин Эдуардович педагогической работе, одновременно продолжая научную деятельность, печатая много брошюр и статей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

К. Э. Циолковский - советский исследователь с мировым именем, пропагандист освоения космического пространства.

Константин Циолковский - ученый и изобретатель, первопроходец в области изучения космоса. Он является «отцом» современной космонавтики. Первый русский учёный, ставший известным в области воздухоплавания и аэронавтики, человек, без которого невозможно представить космонавтику.

Открытия Циолковского внесли весомый вклад в развитие науки, он известен как разработчик модели ракеты, способной покорить космическое пространство. Он верил в возможность основания людских поселений в космосе.

Из биографии К. Э. Циолковского:

Биография учёного является ярким примером его преданности своему делу и упорства в достижении цели, несмотря на тяжелые жизненные обстоятельства.

Будущий великий ученый родился 17 сентября 1857 года в Рязанской губернии, в селе Ижевское, недалеко от Рязани.

Отец Эдуард Игнатьевич работал лесником и был, как вспоминал сын, из обедневшего дворянского рода, а мать Мария Ивановна происходила из семьи мелких помещиков, она вела домашнее хозяйство.

Через три года после рождения будущего ученого его семья по причине возникших на работе у отца трудностей переселилась в Рязань.

Начальным обучением Константина и его братьев (чтением, письмом и азами арифметики) занималась мама. В 1868 году семья переехала в Вятку, где Константин и его младший брат Игнатий стали учениками мужской гимназии. Обучение давалось тяжело, основной причиной тому была глухота – следствие скарлатины, которую мальчик перенес в 9-летнем возрасте. В этом же году в семье Циолковских случилась большая потеря: умер всеми любимый старший брат Константина - Дмитрий. А через год, неожиданно для всех, не стало и мамы.

Семейная трагедия негативно отразилась на учебе Кости, Циолковского часто наказывали за всякие шалости в классе, к тому же резко стала прогрессировать его глухота, все более изолировавшая юношу от общества.

В 1873 году Циолковского отчислили из гимназии. Больше он никогда и нигде не учился, предпочтя своим образованием заниматься самостоятельно, ведь книги щедро давали знания и никогда ни в чем не упрекали. В это время парень увлекся научным и техническим творчеством, даже сконструировал у себя дома токарный станок.

Родители К Э.Циолклвского

В 16-летнем возрасте Константин с легкой руки отца, поверившего в способности своего сына, переехал в Москву, где безуспешно пытался поступить в Высшее техническое училище. Неудача не сломила юношу, и он в течение трех лет самостоятельно изучал такие науки, как астрономия, механика, химия, математика, общаясь с окружающими при помощи слухового аппарата.

Молодой человек каждый день посещал Чертковскую публичную библиотеку; именно там состоялось его знакомство с Федоровым Николаем Федоровичем – одним из основоположников русского космизма. Этот выдающийся человек заменил юноше всех учителей вместе взятых.

Жизнь в столице для Циолковского оказалась не по карману, к тому же все свои сбережения он тратил на книги и приборы, поэтому в 1876 году вернулся в Вятку, где стал зарабатывать репетиторством и частными уроками по физике и математике. По возвращении домой у Циолковского по причине напряженной работы и нелегких условий сильно упало зрение, и он стал носить очки. Ученики к Циолковскому, который зарекомендовал себя как высококлассный учитель, шли с большой охотой. Преподаватель при ведении уроков применял методы, разработанные им самим, среди которых ключевым была наглядная демонстрация.

Для уроков геометрии Циолковский мастерил из бумаги модели многогранников, вместе с учениками проводил опыты по физике. Константин Эдуардович заслужил славу педагога, объясняющего материал понятным, доступным языком: на его занятиях всегда было интересно.

В 1876 году умер Игнатий – брат Константина, что стало очень большим ударом для ученого.

В 1878 году Константин Эдуардович Циолковский вместе с семьей сменил место жительства на Рязань. Там он успешно сдал экзамены на получение диплома учителя и устроился работать в школу города Боровска. В местном уездном училище, несмотря на значительное отдаление от основных научных центров, Циолковский активно проводил исследования в области аэродинамики. Он создал основы кинетической теории газов, отправив в Русское физико-химическое общество имеющиеся данные, на что получил от Менделеева ответ, что данное открытие было сделано четверть века назад.

Молодого ученого очень потрясло это обстоятельство; его талант приняли во внимание в Петербурге. Одной из основных проблем, занимавших мысли Циолковского, была теория аэростатов. Ученый разработал свой вариант конструкции этого летательного аппарата, характеризующегося тонкой металлической оболочкой. Свои мысли Циолковский изложил в труде 1885-1886 гг. «Теория и опыт аэростата».

В 1880 году Циолковский обвенчался с Соколовой Варварой Евграфовной – дочерью хозяина комнаты, в которой он проживал некоторое время. Дети Циолковского от этого брака: сыновья Игнатий, Иван, Александр и дочь Софья.

В январе 1881 года умер отец Константина. Позже страшный случай произошёл в его жизни - пожар 1887 года, уничтоживший всё: модули, чертежи, нажитое имущество. Уцелела только швейная машинка. Это событие стало тяжелым ударом для Циолковского.

В 1892 году Циолковский переехал в Калугу. Там он также устроился работать учителем геометрии и арифметики, параллельно занимаясь астронавтикой и аэронавтикой, соорудил тоннель, в котором осуществлял проверку летательных аппаратов.

Именно в Калуге Циолковский написал основные труды по космической биологии, теории реактивного движения и медицине, параллельно продолжая заниматься теорией металлического дирижабля.

Собственных средств на проведение исследований Константину было недостаточно, поэтому он обратился за финансовой помощью в Физико-химическое общество, которое не посчитало нужным материально поддержать ученого.

Константин получает отказ и тратит на свою работу семейные сбережения. Деньги были пущены на постройку около сотни опытных экземпляров. Последующие известия об успешных экспериментах Циолковского все же побуждают Физико-химическое общество выделить ему 470 рублей. Все эти деньги ученый вложил в улучшение свойств тоннеля.

Космос непреодолимо манит Циолковского, он много пишет. Начинает фундаментальную работу над «Исследованием космического пространства с помощью реактивного двигателя». Все большее внимания Константин Циолковский уделяет изучению космоса.

1895 год ознаменовался изданием книги Циолковского «Грезы о земле и небе», а год спустя он начал работу над новой книгой: «Исследование космического пространства с помощью реактивного двигателя», в которой основное внимание уделил ракетным двигателям, транспортировке груза в космосе и особенностям топлива.

Начало нового, ХХ столетия, было для Константина тяжелым: на продолжение важных для науки исследований денег более не выделялось, его сын Игнатий покончил с собой в 1902 году, через пять лет при разливе реки произошло затопление дома ученого, было уничтожено множество экспонатов, конструкций и уникальных расчетов. Казалось, против Циолковского были настроены все стихии природы. К слову, в 2001 году на российском корабле «Константин Циолковский» произошел сильный пожар, уничтоживший все внутри (как и в 1887 году, когда сгорел дом ученого).

Немного легче жизнь ученого стала с приходом Советской власти. Русским обществом любителей мироведения ему была выделена пенсия, практически не давшая умереть голодной смертью. Ведь Социалистическая академия не приняла ученого в свои ряды в 1919 году, оставив тем самым его без средств к существованию. В ноябре 1919 года Константин Циолковский был арестован, увезен на Лубянку и выпущен через несколько недель благодаря ходатайству некоего высокопоставленного партийца.

В 1923 году не стало еще одного сына - Александра, принявшего решение самостоятельно уйти из жизни. Вспомнили о Константине Циолковским советские власти в этом же году, после публикации Г. Оберта - немецкого физика - о космических полетах и ракетных двигателях. В этот период условия жизни советского ученого изменились кардинально. Руководство Советского Союза обратило внимание на все его достижения, предоставило комфортные условия для плодотворной деятельности, назначило персональную пожизненную пенсию.

Скончался Константин Эдуардович Циолковский, открытия которого внесли огромный вклад в изучение космонавтики, в родной Калуге 19 сентября 1935 года от рака желудка.

Основные даты биографии Константина Циолковского:

*1880 г. обвенчался церковным браком с В. Соколовой.

*1896 г. начал исследовать динамику движения ракет.

*В период с 1909 по 1911 годы – получил официальные патенты, связанные со строительством дирижаблей в странах Старого и Нового света и России.

*1918 г. становится членом Социалистической академии общественных наук. Продолжает преподавательскую деятельность в Калужской единой трудовой советской школе.

*1919 г. комиссия не принимает проект дирижабля для вооружения советской армии. Написал автобиографии «Фатум, рок, судьба». Провел несколько недель в заключении, на Лубянке.

*1929 г. встретился с коллегой по ракетостроению с Сергеем Королевым.

Научные достижения Константина Циолковского:

1.Создание первой в стране аэродинамической лаборатории и аэродинамической трубы.

2.Аэростат, которым можно управлять, дирижабль из цельного металла – разработки Циолковского.

3.Предложил новый проект двигателя с газотурбинной тягой.

4.Более четырех сотен работ по теории ракетостроения.

5.Разработка методики изучения аэродинамических свойств летательных аппаратов.

6.Изложение строгой теории реактивного движения и доказательство необходимости использования ракет для космических путешествий.

7.Разработал старт ракеты с наклонного уровня.

8. Эта разработка применялась в артиллеристских установках типа «Катюши».

9.Работал над обоснованием возможности совершения путешествий в космос.

10.Серьезно занимался изучением реальных межзвездных путешествий.

Интересные факты из жизни Константина Циолковского:

1. Будучи 14-летним подростком, он сделал токарный станок. Через год сделал воздушный шар.

2. В 16 лет Циолковского отчислили из гимназии. Больше он никогда и нигде не учился, а своим образованием занимался самостоятельно: книги щедро давали ему знания.

3. На свои деньги Циолковский создал около сотни разнообразных моделей летательных аппаратов и протестировал их.

4. Известия об успешных экспериментах Циолковского все же побудили Физико-химическое общество выделить ему 470 рублей, которые ученый израсходовал на изобретение усовершенствованного аэродинамического тоннеля.

5. Единственной вещью, уцелевшей после пожара в доме Циолковского, была швейная машинка.

6. При наводнении произошло затопление дома ученого, было уничтожено множество экспонатов, конструкций и уникальных расчетов.

7. Два сына Циолковского в разное время покончили жизнь самоубийством.

8. Циолковский – ученый-самоучка, который обосновал идею, что именно ракеты нужно использовать для полетов в космос.

9. Он искренне верил в то, что человечество достигнет такого уровня развития, что будет способно заселять просторы Вселенной.

10. Вдохновленный идеями великого изобретателя, А. Беляев написал роман в научно-фантастическом жанре под названием «Звезда КЭЦ».

Цитаты и высказывания Константина Циолковского:

1. «Проблески серьезного умственного сознания проявились при чтении. Лет в 14 я вздумал почитать арифметику, и мне показалось все там совершенно ясным и понятным. С этого времени я понял, что книги - вещь немудреная и вполне мне доступная».

2.«Основной мотив моей жизни - сделать что-нибудь полезное для людей, не прожить даром жизнь, продвинуть человечество хоть немного вперед. Вот почему я интересовался тем, что не давало мне ни хлеба, ни силы. Но я надеюсь, что мои работы, может быть скоро, а может быть в отдаленном будущем, дадут обществу горы хлеба и бездну могущества».

3.«Нас ждут бездны открытий и мудрости. Будем жить, чтобы получить их и царствовать во Вселенной, подобно другим бессмертным».

4.«Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели».

5.«Сначала неизбежно идут: мысль, фантазия, сказка. За ними шествует научный расчет и уже, в конце концов, исполнение венчает мысль».

6.«Новые идеи надо поддерживать. Немногие имеют такую ценность, но это очень драгоценное свойство людей».

7. «Проникни люди в солнечную систему, распоряжайся в ней, как хозяйка в доме: раскроются ли тогда тайны мира? Нисколько! Как осмотр какого-нибудь камушка или раковины не раскроет еще тайн океана».

8.В своей научно-фантастической повести «На Луне» Циолковский писал: «Медлить более было нельзя: жара стояла адская; по крайней мере, снаружи, в местах освещенных, каменная почва накаливалась до того, что пришлось подвязать под сапоги довольно толстые деревянные дощечки. Второпях мы роняли стеклянную и глиняную посуду, но она не разбивалась - так слаба была тяжесть». По признаниям многих, ученый в точности описал лунную атмосферу.

9.«Время, возможно, существует, однако мы не знаем, где его следует искать. Если время существует в природе, то оно еще не открыто».

10.«Смерть есть одна из иллюзий слабого человеческого разума. Ее нет, потому что существование атома в неорганической материи не отмечается памятью и временем, последнего как бы нет. Множество же существований атома в органической форме сливаются в одну субъективно непрерывную и счастливую жизнь - счастливую, так как иной нет».

11.«Страх естественной смерти уничтожится от глубокого познания природы».

12.«Теперь, наоборот, меня мучает мысль: окупил ли я своими трудами тот хлеб, который я ел в течение 77-ми лет? Поэтому я всю жизнь стремился к крестьянскому земледелию, чтобы буквально есть свой хлеб».

Памятник К. Э. Циолковскому в Москве

фото из интернета

Введение

Я выбрала данную тему, потому что Константин Эдуардович Циолковский - это ученый с большой Буквы. Его научные труды изучались, и будут изучаться еще долгое время. Циолковский внес большой вклад в развитие естественных наук, поэтому такого человека нельзя оставить без внимания. Он автор по аэродинамике, воздухоплаванию и многих других. Представитель русского космизма, член Русского общества любителей мироведения. Автор научно-фантастических произведений, сторонник и пропагандист идеи освоения космического пространства с использованием орбитальных станций, выдвинул идею космического лифта. Считал, что развитие жизни на одной из планет Вселенной достигнет такого могущества и совершенства, что это позволит преодолевать силы тяготения и распространять жизнь по Вселенной.

Детство и самообразование К.Э. Циолковского

Константин Эдуардович Циолковский родился 5 сентября 1857 года, в семье польского дворянина, служившего по ведомству государственных имуществ, в селе Ижевское под Рязанью. Был крещен в Никольской церкви. Имя Константин было совершенно новым в роду Циолковских, оно дано по имени священника, крестившего младенца.

В Ижевском Константину довелось прожить совсем недолго -- первые три года жизни, и воспоминаний об этом периоде у него почти не осталось. У Эдуарда Игнатьевича (отца Константина) начались неприятности на службе -- начальство было недовольно его либеральным отношением к местным крестьянам. В 1860 году отец Константина получил перевод в Рязань на должность делопроизводителя Лесного отделения, а вскоре стал преподавать естественную историю в землемерно-таксаторских классах Рязанской гимназии и получил чин титулярного советника.

Начальным образованием Циолковского и его братьев занималась мама. Именно она научила Константина читать (причем мать научила его только алфавиту, а как складывать из букв слова Циолковский догадался сам), писать, познакомила с азами арифметики.

В возрасте 9 лет Циолковский, катаясь зимой на санках, простудился и заболел скарлатиной. В результате осложнения после болезни он потерял слух. Наступило то, что впоследствии Константин Эдуардович назвал «самым грустным, самым темным временем моей жизни». В это время Циолковский впервые начинает проявлять интерес к мастерству.

В 1868 году семья Циолковских переезжает в Вятку. В 1869 вместе с младшим братом Игнатием поступил в первый класс мужской Вятской гимназии. Учеба давалась с большим трудом, предметов было много, преподаватели строгие. Очень мешала глухота. В том же году пришло печальное известие из Петербурга -- умер старший брат Дмитрий, учившийся в Морском училище. Эта смерть потрясла всю семью, но особенно Марию Ивановну. В 1870 году мать Кости, которую он горячо любил, неожиданно скончалась. Горе придавило осиротевшего мальчика. И без того не блиставший успехами в учёбе, угнетённый свалившимися на него несчастьями, Костя учился всё хуже и хуже. Гораздо острее ощутил он свою глухоту, делавшую его всё более и более изолированным. За шалости он неоднократно подвергался наказаниям, попадал в карцер

Во втором классе Циолковский остался на второй год, а с третьего последовало отчисление. После чего Константин Эдуардович уже никогда и нигде не учился - занимался исключительно самостоятельно. Единственными друзьями мальчика становятся книги. В отличие от гимназических учителей книги щедро оделяют его знаниями и никогда не делают ни малейших упреков.

В это же время Константин Циолковский приобщается к техническому и научному творчеству. Он самостоятельно изготовил домашний токарный станок, самодвижущиеся коляски и локомотивы. Увлекался фокусами, думал над проектом машины с крыльями.

Для отца становятся очевидными способности сына, и он решает послать мальчика в Москву для продолжения образования. Ежедневно с 10 утра и до 3 - 4 часов дня юноша штудирует науки в Чертковской публичной библиотеке - единственной бесплатной библиотеке в Москве того времени.

Работа в библиотеке была подчинена чёткому распорядку. С утра Константин занимался точными и естественными науками, требовавшими сосредоточенности и ясности ума. Затем переключался на более простой материал: беллетристику и публицистику. Активно изучал «толстые» журналы, где публиковались как обзорные научные статьи, так и публицистические. Увлечённо читал Шекспира, Льва Толстого, Тургенева, восхищался статьями Дмитрия Писарева: «Писарев заставлял меня дрожать от радости и счастья. В нём я видел тогда своё второе „Я“». За первый год жизни в Москве Циолковским изучены физика и начала математики. В 1874 году Чертковская библиотека переехала в здание Румянцевского музея. В новом читальном зале Константин изучает дифференциальное и интегральное исчисление, высшую алгебру, аналитическую и сферическую геометрию. Затем астрономию, механику, химию. За три года Константин полностью освоил гимназическую программу, а также значительную часть университетской. К сожалению, отец больше не смог оплачивать его проживание в Москве и к тому же плохо себя чувствовал и собирался на пенсию. С полученными знаниями Константин уже вполне мог начать самостоятельную работу в провинции, а также продолжать своё образование за пределами Москвы. Осенью 1876 года Эдуард Игнатьевич вызвал сына обратно в Вятку, и Константин вернулся домой.

В Вятку Константин вернулся ослабшим, исхудавшим и измождённым. Тяжёлые условия жизни в Москве, напряжённая работа привели также к ухудшению зрения. После возвращения домой Циолковский стал носить очки. Восстановив силы, Константин начал давать частные уроки по физике и математике. Первый урок получил благодаря связям отца в либеральном обществе. Проявив себя талантливым педагогом, в дальнейшем не имел недостатка в учениках. При ведении уроков Циолковский применял собственные оригинальные методы, главным из которых была наглядная демонстрация -- Константин делал бумажные модели многогранников для уроков геометрии, вместе с учениками проводил многочисленные опыты на уроках физики, чем заслужил славу преподавателя, хорошо и понятно объясняющего материал, на занятиях с которым всегда интересно. Всё свое свободное время проводил в ней или в библиотеке. Читал очень много -- специальную литературу, беллетристику, публицистику. Согласно автобиографии, в это время прочитал «Начала» Исаака Ньютона, научных взглядов которого Циолковский придерживался всю дальнейшую жизнь.

В конце 1876 года умер младший брат Константина Игнатий. Братья с детства были очень близки, Константин доверял Игнатию свои самые сокровенные мысли, и смерть брата стала тяжёлым ударом. К 1877 году Эдуард Игнатьевич был уже очень слаб и болен, сказалась трагическая смерть жены и детей (кроме сыновей Дмитрия и Игнатия в эти годы Циолковские потеряли самую младшую дочь -- Екатерину -- она скончалась в 1875 году, во время отсутствия Константина), глава семейства вышел в отставку. В 1878 году вся семья Циолковских вернулась в Рязань.

Биография Циолковского интересна не только с точки зрения достижений, хотя их у этого великого ученого было немало. Константин Эдуардович известен многим как разработчик первой способной полететь в открытый космос. Кроме того, он является известным ученым в области аэроастронавтики, аэродинамики и аэронавтики. Это исследователь космоса с мировым именем. Биография Циолковского является примером упорства в достижении цели. Даже в самых тяжелых жизненных обстоятельствах он не отказался от продолжения научной деятельности.

Происхождение, детство

Циолковский Константин Эдуардович (годы жизни - 1857-1935) родился 17.09.1857 под Рязанью, в селе Ижевское. Однако он жил здесь совсем недолго. Когда ему исполнилось 3 года, у Эдуарда Игнатьевича, отца будущего ученого, начались трудности на службе. Из-за этого семья Циолковского переехала в 1860 году в Рязань.

Мать занималась начальным образованием Константина и его братьев. Именно она научила его писать и читать, а также познакомила с азами арифметики. "Сказки" Александра Афанасьева - книга, по которой выучился читать Циолковский. Его мать научила своего сына только алфавиту, а как составлять слова из букв, Костя догадался сам.

Когда мальчику исполнилось 9 лет, он простудился после катания на санках и заболел скарлатиной. Болезнь протекала с осложнением, в результате которого потерял слух Константин Эдуардович Циолковский. Глухой Константин не отчаялся, не утратил интерес к жизни. Именно в это время он начал увлекаться мастерством. Циолковский полюбил делать из бумаги различные фигурки.

Эдуард Игнатьевич в 1868 году вновь остался без работы. Семья перебралась в Вятку. Здесь братья помогли Эдуарду получить новую должность.

Обучение в гимназии, смерть брата и матери

Константин вместе с Игнатием, своим младшим братом, в 1869 году стал учиться в мужской Вятской гимназии. С большим трудом давалась ему учеба - было много предметов, а преподаватели оказались строгими. Кроме того, глухота очень мешала мальчику. К этому же году относится смерть Дмитрия, старшего брата Константина. Она потрясла всю семью, но больше всех - мать, Марию Ивановну (фото ее представлено выше), которую очень любил Костя. В 1870 году она неожиданно скончалась.

Смерть матери потрясла мальчика. И до этого не блиставший знаниями Циолковский начал учиться все хуже. Он все острее стал ощущать свою глухоту, из-за которой становился все более изолированным. Известно, что Циолковский нередко подвергался наказаниям из-за своих шалостей, даже попадал в карцер. Константин во втором классе остался на второй год. А затем, с третьего класса (в 1873 г.), он был отчислен. Больше Циолковский нигде и никогда не учился. С этого времени он занимался самостоятельно.

Самообразование

Жизнь в Москве

Эдуард Игнатьевич, поверив в способности своего сына, решил послать его в Москву, чтобы тот поступил в Высшее техническое училище (сегодня это МГТУ им. Баумана). Это произошло в июле 1873 года. Однако Костя в училище так и не поступил по неизвестной причине. Он продолжил заниматься самостоятельно в Москве. Циолковский жил очень бедно, однако упорно стремился к знаниям. Он тратил на приборы и книги все присланные отцом сэкономленные деньги.

Юноша каждый день ходил в Чертковскую публичную библиотеку, где штудировал науки. Здесь он познакомился с основоположником Этот человек заменил Константину университетских профессоров.

Циолковский в первый год жизни в Москве изучил физику, а также начала математики. За ними последовали интегральное и дифференциальное исчисление, сферическая и аналитическая геометрия, высшая алгебра. Позднее Константин изучил механику, химию, астрономию. За 3 года он полностью освоил программу гимназии, а также основную часть университетской. Отец к этому времени уже не мог обеспечивать жизнь Циолковского в Москве. Константин возвратился домой осенью 1876 года изможденным и ослабшим.

Частные уроки

Напряженная работа и тяжелые условия привели к ухудшению зрения. Циолковский начал носить очки после возвращения домой. Восстановив силы, он стал давать частные уроки по математике и физике. Через некоторое время он уже не нуждался в учениках, поскольку показал себя отличным педагогом. Циолковский при ведении уроков применял разработанные им самим методы, среди которых главным была наглядная демонстрация. Циолковский для уроков геометрии делал модели многогранников из бумаги, проводил вместе с учениками Этим он заслужил славу педагога, понятно объясняющего материал. Ученики любили занятия Циолковского, на которых всегда было интересно.

Смерть брата, успешная сдача экзамена

Игнатий, младший брат Константина, умер в конце 1876 г. Братья были очень близки с детства, поэтому смерть его стала большим ударом для Константина. Семья Циолковских в 1878 году возвратилась в Рязань.

Константин сразу после приезда прошел медкомиссию, по результатам которой из-за глухоты был освобожден от прохождения военной службы. Для того чтобы продолжить работать учителем, требовалась подтвержденная квалификация. И Циолковский справился с этой задачей - осенью 1879 г. он сдал экзамен экстерном в Первой губернской гимназии. Теперь официально стал учителем математики Циолковский Константин Эдуардович.

Личная жизнь

Константин Циолковский летом 1880 г. женился на дочери хозяина комнаты, в которой он жил. А в январе 1881 года скончался Эдуард Игнатьевич.

Дети Константина Циолковского: дочь Любовь и три сына - Игнатий, Александр и Иван.

Работа в Боровском уездном училище, первые научные труды

Константин Эдуардович работал в Боровском уездном училище преподавателем, параллельно продолжая исследования у себя дома. Он делал чертежи, трудился над рукописями, ставил эксперименты. Первая его работа была написана на тему механики в биологии. Константин Эдуардович в 1881 году создал первый свой труд, который можно считать подлинно научным. Речь идет о "Теории газов". Однако затем он узнал от Д.И. Менделеева, что открытие этой теории произошло еще 10 лет назад. Циолковский, несмотря на неудачу, продолжил свои исследования.

Разработка конструкции аэростата

Одной из основных проблем, которая занимала его долгое время, была теория аэростатов. Через некоторое время Циолковский понял, что именно этой задаче стоит уделить внимание. Ученый разработал свою конструкцию аэростата. Результатом работы стало сочинение Константина Эдуардовича "Теория и опыт аэростата..." (1885-86 гг.). В этом труде было обосновано создание принципиально новой конструкции дирижабля, имеющего тонкую металлическую оболочку.

Пожар в доме Циолковского

Биография Циолковского отмечена трагическим событием, произошедшим 23 апреля 1887 г. В этот день он возвращался из Москвы после доклада о своем изобретении. Именно тогда в доме Циолковского произошел пожар. В нем сгорели модели, рукописи, библиотека, чертежи и все имущество семьи, кроме швейной машинки (ее успели выбросить во двор через окно). Это был очень тяжелый удар для Циолковского. Он выразил свои чувства и мысли в рукописи под названием "Молитва".

Переезд в Калугу, новые труды и исследования

Д. С. Унковский, директор народных училищ, 27 января 1892 г. предложил перевести в училище Калуги одного из "усерднейших" и "способнейших" преподавателей. Здесь Константин Эдуардович прожил до конца своих дней. С 1892 г. он работал в Калужском уездном училище преподавателем геометрии и арифметики. С 1899 г. ученый также вел занятия по физике в женском епархиальном училище. Циолковский написал в Калуге основные свои труды по теории реактивного движения, и медицине. Кроме того, продолжил заниматься теорией металлического дирижабля Константин Циолковский. Фото, представленное ниже, - изображение памятника этому ученому в г. Москве.

В 1921 году, после завершения преподавания, ему назначили пожизненную персональную пенсию. С этого времени и до самой смерти биография Циолковского отмечена погружением в исследования, реализацией проектов, распространением своих идей. Преподаванием он больше не занимался.

Самое тяжелое время

Самыми тяжелыми для Циолковского стали первые 15 лет 20 века. Игнатий, его сын, в 1902 году покончил жизнь самоубийством. Кроме того, в 1908 году его дом во время разлива реки Оки затопило. Из-за этого были выведены из строя многие машины и экспонаты, утеряны многочисленные уникальные расчеты.

Сначала пожар, затем наводнение... Создается впечатление, что Константин Эдуардович не дружил со стихиями. Кстати, вспоминается пожар 2001 года, произошедший на российском корабле. Судно, загоревшееся 13 июля этого года, - "Константин Циолковский", теплоход. К счастью, тогда никто не погиб, однако сам корабль сильно пострадал. Внутри все сгорело, как и при пожаре в 1887 году, который пережил Константин Циолковский.

Биография его отмечена трудностями, которые сломили бы многих, но только не знаменитого ученого. И жизнь его через некоторое время стала легче. Русское общество любителей мироведения 5 июня 1919 г. сделало ученого своим членом и назначило ему пенсию. Это спасло Константина Эдуардовича от голодной смерти в период разрухи, поскольку Социалистическая академия 30 июня 1919 г. не приняла его в свои ряды и оставила тем самым без средств к существованию. Значимость моделей, представленных Циолковским, не оценили также в Физико-химическом обществе. В 1923 году Александр, второй его сын, свел счеты с жизнью.

Признание партийного руководства

Советские власти вспомнили о Циолковском только в 1923 г., после сделанной Г. Обертом, немецким физиком, публикации о ракетных двигателях и космических полетах. Условия жизни и работы Константина Эдуардовича после этого кардинально изменились. Партийное руководство СССР обратило на внимание на такого видного ученого, как Константин Циолковский. Биография его уже давно была отмечена множеством достижений, однако до некоторых пор они не интересовали сильных мира сего. И вот в 1923 году ученому назначили персональную пенсию, предоставили условия для плодотворной деятельности. А 9 ноября 1921 г. ему стали выплачивать пенсию и за заслуги перед наукой. Циолковский получал эти средства до 19 сентября 1935 г. Именно в этот день умер в Калуге, ставшей ему родной, Циолковский Константин Эдуардович.

Достижения

Циолковский предложил ряд идей, нашедших применение в ракетостроении. Это газовые рули, предназначенные для управления полетом ракеты; использование компонентов топлива с целью охлаждения внешней оболочки корабля во время входа космического аппарата в земную атмосферу и др. Что касается области ракетных топлив, то и здесь проявил себя Циолковский. Исследовал множество различных горючих и окислителей, рекомендовал использовать топливные пары: кислород с углеводородами или водородом Циолковский Константин Эдуардович. Изобретения его включают в себя схему газотурбинного двигателя. Кроме того, он в 1927 году опубликовал схему и теорию поезда на воздушной подушке. Впервые предложил шасси, выдвигающиеся внизу корпуса, именно Циолковский Константин Эдуардович. Что изобрел он, вы теперь знаете. Дирижаблестроение и космические полеты - главные проблемы, которым ученый посвятил всю свою жизнь.

В Калуге действует Музей истории космонавтики имени этого ученого, в котором можно узнать очень много, в том числе и о таком деятеле науки, как Константин Циолковский. Фото здания музея представлено выше. В заключение хотелось бы привести одну фразу. Автор ее - Константин Циолковский. Цитаты его известны многим, и эту, возможно, вы знаете. "Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели," - сказал как-то Циолковский. Сегодня это высказывание находится у входа в парк им. Циолковского (г. Калуга), где похоронен ученый.