Репетиция как прелюдия произнесения речи в аудитории. Репетиция публичного выступления Вопросы и задания для самоконтроля


Полный текст речи или ее конспект, тезисы, план готовы. По­лезно прочитать речь или воспроизвести ее устно, чтобы уточ­нить время звучания, ориентируясь на соответствующий нормам публичного выступления темп (примерно 100-200 слов в мину­ту). Это так называемая репетиция, т. е. произнесение тек­ста либо мысленно (внутренний монолог), либо вслух (внешний монолог). Лучше произносить текст вслух (это особенно важно для начинающего оратора).

Во время репетиции крайне важно обратить внимание на техни­ку произношения. Прежде всœего на орфоэпию - образцовое ли­тературное произношение, соответствующее произносительным нормам, а также на правильное ударение в словах. Важно уметь слушать и слышать себя, чтобы иметь возможность кор­ректировать и совершенствовать свою речь.

Следует обратить внимание и на дикцию, на темп речи, на громкость голоса. Репетируя свое выступление, оратор должен следить за своим голосом, чтобы он звучал ясно, в меру громко, не был бы монотонным. Надо обращать внимание и на паузы (они облегчают дыхание, позволяют обдумать мысль, подчерк­нуть и выделить ее), на фразовые и логическое ударения, с по­мощью которых можно выделить речевые отрезки или отдельные слова.

Выразить свои чувства, свое отношение к тому, о чем идет речь, помогают мимика, жесты, поза. Нередко ораторы репети­руют свое выступление перед зеркалом. Это самонаблюдение по­может избежать некрасивых, резких жестов, мимики, которая бы искажала и уродовала лицо. О том, как серьезно нужно относить­ся к мимике, жестам, движению во время речи, говорил еще Петр I (см. “Духовный регламент”, изданный в 1721 ᴦ.): “Не на­добно проповеднику шататься вельми, будто в судне веслом гре­бет. Не нужнобно руками всплескивать, в боки упираться, подска­кивать, смеяться, да не нужнобно и рыдать”.

Как же работать во время репетиции перед зеркалом? Преж­де всœего обратите внимание на мимику. Вот как пишет об этом Поль Л. Сопер в книге “Основы искусства речи” (М., 1992):

“Практиковаться перед зеркалом крайне крайне важно, чтобы иметь представление о мимике во время речи. Изучайте свое ли­цо. Что происходит с бровями, со лбом? Разглаживайте набега­ющие складки, расправляйте нахмуренные брови. А должна быть, что еще хуже, лицо у вас во время речи совершенно ничего не выражает? В случае если на нем застывшее выражение, упражняйтесь в ослаблении и напряжении лицевой мускулатуры”.

Не менее важно добиться естественности позы. Расправь-

те плечи, выпрямитесь; если чувствуете скованность, напряжен­ность, сделайте несколько физических упражнений. Найдите та­кую позу, в которой вы чувствуете себя легко и удобно, поста­райтесь запомнить эту позу. Попробуйте во время репетиции речи сделать шаг вперед, назад, в сторону; при этом старайтесь движением подчеркивать выразительные места речи.

Особое внимание следует обращать на жесты. В назван­ной выше книге Поля Л. Сопера говорится о нескольких видах жестов. С помощью выразительных жестов подчеркива­ются сильные места речи. Описательные-показываются размер предмета. Указующие-демонстрируют местопо­ложение, направление. Оратор с артистической жилкой пользу­ется сложной подражательной жестикуляцией.

Разнообразие жестов делает речь выразительной. Но не сле­дует забывать о чувстве меры. Нельзя жестикулировать непре­рывно: не каждая фраза нуждается в подчеркивании. В случае если чрез­мерно увлечься жестикуляцией, можно потерять равновесие.

Лучшая поза для оратора та͵ в которой ощущается непри­нужденность и легкость движений. Мимика и жесты выступаю­щего не самоцель, они должны усиливать впечатление от его ре­чи, помочь донести до слушателœей его мысли и чувства.

(в классических риториках)

Как видно из изложенного, в классической риторике боль­шое внимание уделялось докоммуникативной фазе публичной речи, предварительной работе над выступлением. В современной науке об ораторском искусстве эта установка получила свое под­тверждение и развитие.

Выбор проблемы и темы выступления;

Определение целевой установки;

Подбор материалов;

Изучение и анализ отобранного материала;

Разработка плана выступления;

Работа над композицией;

Написание текста выступления;

Овладение материалами выступления.

Выбор проблемы и темы выступления ‒ один из важнейших начальных этапов подготовки публичного выступления. Любое выступление должно быть направлено на разрешение какой-то проблемы. Проблема ‒ это заслуживающая обсуждения мысль, идея, имеющая общественную значимость или значимая для той или иной группы людей. Тема ‒ это сторона, аспект избранной для обсуждения проблемы. Например, проблема «Как улучшить благо­состояние нашего народа». Тема выступления: «Может ли частное предпринимательство улучшить благосостояние народа».

Выбор проблемы и темы выступления не всегда зависит от воли оратора. Нередко проблему и тему выступления предлагают оратору организаторы мероприятия или диктуют сложившиеся обстоятельства. В этом случае оратор должен подумать о том, как конкретизировать предложенную тему, выделив в ней опреде­ленный круг вопросов для освещения.

Если же оратору дана возможность самостоятельного выбо­ра проблемы и темы выступления, то рекомендуется учитывать следующие обстоятельства:

1) выбирать надо такие проблему и тему, которые соответс­твуют знаниям и интересам оратора;

2) выбранные проблема и тема должны соответствовать инте­ресам аудитории. Зная характер аудитории, оратор должен учитывать, какие проблемы волнуют его слушателей в дан­ный момент, что вызовет у них наибольший отклик.

Когда проблема и тема выбраны, то следует позаботиться об интересной, значимой формулировке темы. Удачная форму­лировка темы выступления положительным образом настраивает аудиторию, готовит ее к восприятию будущей речи.

Формулировка темы должна отвечать целому ряду требований:

1) тему необходимо формулировать ясно, четко и по возможнос­ти кратко. Длинные формулировки, включающие незнако­мые слова и выражения, могут вызвать отрицательное отно­шение к предстоящему выступлению;

2) выбранная формулировка должна отражать содержание выступления;

3) эта формулировка также должна привлечь внимание слуша­телей, заинтересовать их.

Необходимым условием успешной подготовки является точное определение цели выступления . Эффективность речи определяется степенью реализаций ее целевой установки . Цель ‒ это то, к чему стремится выступающий, какого результата от своего выступления он хотел достичь: поставить ли новую про­блему; опровергнуть чужую точку зрения; настроить людей на определенную линию поведения и т. п. Так, в выше обозначенной нами теме выступления «Может ли частное предпринимательство улучшить благосостояние народа?» оратор может поставить такую цель: убедить людей заниматься частным предпринимательством. Или же эту тему можно раскрывать таким образом, чтобы убедить людей не мешать частным предпринимателям, а, наоборот, подде­ржать их усилия. Реализация этого призыва, например, актуальна для предпринимателей-фермеров, которые встречаются с нега­тивным отношением к ним окружающего населения.

Подбор материалов для выступления . Содержание выступ­ления, как отмечалось выше, играет важнейшую роль для его эффективности. Поэтому оратор должен приложить максимум усилий, чтобы собрать интересный и полезный для аудитории материал по выбранной теме. Откуда же оратор должен почерп­нуть этот материал? Если это опытный оратор, оратор со стажем публичных выступлений, то он обращается к собственным знаниям и опыту, к своему архиву. Архив, как правило, содержит необходимую фактологическую базу для подготовки конкретного выступления. Новые же идеи, сведения, факты, примеры, иллюстрации для своей речи можно найти, обратившись к:

Официальным документам;

Справочной литературе (энциклопедиям, энциклопедичес­ким словарям, словарям по различным отраслям знаний);

Научной и научно-популярной литературе;

Статьям из газет и журналов;

Материалам, помещенным в Интернете;

Передачам радио и телевидения;

Результатам социологических опросов;

Художественной литературе;

Личным контактам, беседам, интервью;

Размышлениям и наблюдениям.

6. Наиболее распространенной структурой устного публично­го выступления считается трехчастная, включающая в себя сле­дующие части: вступление, основную часть и заключение .

Цель вступления ‒ заинтересовать аудиторию, привлечь внимание слушателей к теме выступления. Во вступлении оратор решает важную психологическую задачу ‒ подготовить слуша­телей к восприятию данной темы. В связи с этим во вступлении, как правило, подчеркивается актуальность темы, ее значение для данной аудитории, формулируется цель выступления.

Во вступлении различают зачин и завязку . Цель зачина - подготовить аудиторию к восприятию, заставить слушать, при­влечь внимание. Опытные ораторы используют в качестве зачина пословицы и поговорки, крылатые выражения, интересные при­меры. Эффективным средством завоевания внимания слушателей являются вопросы. Они позволяют оратору втянуть аудиторию в мыслительную деятельность, активизируют слушателей. Завязка направлена на переход к изложению основной части выступления. В ней оратор стремится заинтриговать постановкой проблемы, показать актуальность обсуждаемого вопроса, познакомить ауди­торию с пунктами плана.

Начинающему оратору следует иметь в виду, что каждое выступление требует своего особого начала. При этом необходимо учитывать и тему, и вид речи, и состав аудитории, и степень ее подготовленности, и эмоциональный настрой в данный момент самого оратора.

Наиболее ответственной является основная часть речи. В ней излагается основной материал, формулируются и доказываются содержательные положения, слушатели подводятся к необходи­мым выводам.

Структура основной части зависит от избранного оратором метода изложения материала. В ораторском искусстве традици­онно используются следующие методы изложения материала:

Индуктивный

Дедуктивный

Аналогии

Концентрический

Ступенчатый

Исторический.

Индуктивный метод предполагает изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с конкретных слу­чаев, фактов, а затем подводит слушателей к обобщенным выводам.

Дедуктивный метод , напротив, изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие-то общие положения, а затем разъясняет их смысл на каких-то кон­кретных примерах, фактах.

Метод аналогии состоит в сопоставлении, проведении параллелей между различными явлениями, фактами, событи­ями. Обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям. Это способствует лучшему пониманию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей.

Концентрический метод ‒ расположение материала вок­руг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу.

Ступенчатый метод ‒ последовательное изложение одно­го вопроса за другим. Рассмотрев какую-то подтему, оратор уже больше к ней не возвращается.

Исторический метод ‒ это изложение материала в хро­нологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в данном явлении, предмете, лице с течением времени.

Каждый из методов изложения имеет свои сильные и слабые стороны. Выбор того или иного метода определяется коммуника­тивной ситуацией. Однако рекомендуется использование в одном и том же выступлении различных методов. Это позволяет сделать структуру основной части оригинальной и интересной для слу­шателей. Какими бы методами ни пользовался оратор, его речь должна быть аргументированной, доказательной, убедительной. Солидная аргументация ‒ один из ключевых моментов эффек­тивности публичной речи.

Завершающая часть выступления - заключение - в зна­чительной мере определяет эффективность речи. Известно, что в процессе восприятия ораторской речи действует «закон края», т. е. лучше запоминается то, что излагается в начале и в конце сообщения. Поэтому в заключении рекомендуется повторить основную мысль, ради которой произносится речь, суммируются наиболее важные положения, делаются выводы, а также ставят­ся перед слушателем задачи, которые вытекают из содержания выступления. В связи с этим особое значение приобретают пос­ледние слова оратора, или как их называют на профессиональном уровне - концовка . Если первые слова оратора должны привлечь внимание слушателей, то последние слова - усилить эффект выступления: мобилизовать слушателей, воодушевить их, при­звать к активной деятельности, к конкретным поступкам или определенной линии поведения.

7. Работа над композицией текста может происходить, что называется, «в уме». Оратор сосредоточенно составляет текст выступления в своем уме, не прибегая к записям. В каких-то ситуациях это единствен­ная форма подготовки и овладения материалом. Однако если есть такая возможность, то всю подготовительную работу следует проводить в письменной форме - готовить полный письменный текст речи.

Процесс овладения этим текстом может свестись к простому заучиванию . В отдельных случаях это оправданно. Речь на митин­ге, любое приветствие на торжественном мероприятии, на банкете и т.д. не следует читать «по бумажке». Хотя и в этих случаях неточно сформулированная мысль, неудачная фраза, неправиль­ное словоупотребление могут снизить эффективность речи и даже навредить оратору. Поэтому и в таких случаях речь лучше сначала написать, откорректировать, а потом заучить.

Короткую речь можно просто заучить, а длинный доклад, лекцию заучить трудно. В этом случае необходимо так подгото­вить текст, чтобы можно было произносить речь, не читая текста, а только с «опорой на текст» .

Процесс овладения текстом для такого выступления предполагает работу с ним по следующим стадиям:

1) Составить полный текст.

2) Осмыслить и пересказать его своими словами.

3) Разметить текст, подчеркнуть основные положения речи.

4) Пронумеровать основные вопросы.

5) Выделить фамилии, названия, статистические данные, нача­ло и конец цитат, обозначить примеры и т. п.

Таким текстом легко пользоваться во время выступления. Достаточно опустить взгляд на страницу, чтобы восстановить ход изложения, найти нужный материал. Выступление с опорой на текст создает впечатление свободного владения материалом, дает возможность оратору уверенно общаться с аудиторией.

1. Начинать готовиться к выступлению, особенно если оно важное, лучше не накануне, а за несколько дней. Это позволит «вжиться» в тему, так что вам не придется специально запоминать, что, собственно, вы можете сказать по поводу данного предмета.

2. Речь нужно репетировать. Даже лучшие лекторы (И. П. Пав­лов, К. А. Тимирязев, многие профессора Московского университета) репетировали лекции перед зеркалом по несколько раз. Поскольку темп жизни современного человека иной, придется ограничиться хотя бы двумя-тремя репетициями.

3. Репетировать речь нельзя по «кускам», а нужно только как целое. Если вы начали говорить, не останавливайтесь, пока не кончите, даже если вам нужно что-то изменить или если вы что-то забыли. Менять последовательность изложения, дополнять или сокращать содержание вы будете при следующей репетиции. Такая тактика позволяет воспроизвести ситуацию реального выступле­ния. Если запутались, не начинайте сначала, а ищите выход по ходу речи. Хорошее впечатление от речи не пропадет, даже если вы что-то забудете. Упустив нечто важное, всегда можно ввести про­пущенное в удобное место, сказав: «Чуть было не забыл, ... Вы еще спросите, ...» - добавить то, что нужно. Иногда проявление оратором такой человеческой и вполне объяснимой слабости, как забывчи­вость, даже используется в качестве специального ораторского приема, позволяющего, как это ни странно, вызвать симпатии ауди­тории к говорящему.

4. Готовясь к речи, вы можете составить «шпар­галку» - несколько небольших листков бумаги, которые удобно держать в руке. Они должны содержать необходимый фактический справочный материал: цифры, цитаты, примеры, доказательства. Не обязательно все запомнить ‒ смотрите в «шпаргалку»!

5. Перед тем как репетировать речь, составьте план. Для короткого выступления это может быть просто перечень основных мыслей в нужном порядке, для более обстоятельного ‒ разверну­тый общий план, отражающий завершенную форму будущей речи: вы должны заранее обдумать основные элементы структуры речи. Готовясь к большому выступлению, перед репетицией подготовьте и «шпаргалку».

6. Когда репетируете, представьте себе, если возможно, ситуацию будущей речи ‒ аудиторию, помещение.

7. Репетируя, не старайтесь запоминать фразы, отдельные обороты. Здесь есть опасность: всякая заученность мешает эффек­ту живого общения с аудиторией; это неблагоприятно и для запо­минания: ваша цель ‒ запомнить идеи речи, а не форму, в которой они выражаются. Помните, что вы будете беседовать со слушате­лями, а не читать наизусть.

8. Естественно, что при каждой репетиции речь будет полу­чаться по-разному. Это и хорошо. Репетируя, обращайтесь к написанному плану только в том случае, если забудете сам ход мысли.

9. На листке плана оставьте широкие поля ‒ на них вы можете записать опорные (ключевые) слова: по опорному слову вы легко восстановите в памяти весь соответс­твующий раздел. На основной части листка напишите фактичес­кую часть («шпаргалку») к данному разделу. После этого можете пойти на прогулку, захватив с собой подготовленные карточки. Произнесите речь «на ходу».

Центральную роль при произнесении речи играет установ­ление контакта, овладение вниманием аудитории. Только наличие полного контакта обеспечивает успех публичного выступления, является необходимым условием для передачи информации, ока­зания желаемого воздействия на слушателей, закрепления у них определенных знаний и убеждений.

В заключение суммируем положение общей риторики, посвященные речевому поведению оратора:

1. «Слушателя надо уважать!» - советует риторика.

2. «Старайтесь не говорить о том, что вас не интересует», - рекомендует риторика.

3. «Уверенность, дружелюбие, искренность, объективность, увлеченность оратора – заразительны: они передаются слушателям», - обобщает риторика.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. В чем состоит эффективность ораторской речи?

2. Из чего складывается искусство хорошего оратора?

3. Какими личностными характеристиками должен обладать оратор?

4. Что относится к основным навыкам оратора?

5. Расскажите об основных этапах при подготовке к публичной речи?

6. Какова структура устного публичного выступления?

7. Как освоить текст публичного выступления?

8. Какие существуют факторы, обуславливающие контакт с аудиторией?

Очень важно увидеть и услышать себя со стороны. Помочь докладчику в этом может магнитофонная запись выступления во время репетиции, а тем более - видеозапись. Особенно отчетливо недостатки видны, если прослушивание происходит спустя несколько дней после репетиции.

Известно, например, как тщательно готовился к своим выступлениям великий физиолог И.П. Павлов. Каждую свою речь он так отшлифовывал, что после выступления, по свидетельству его учеников, ее можно было сразу сдавать в печать. Профессор Н.А. Рожанский описал встречу с ним незадолго перед выступлением того в научном обществе в 1913 году.

Павлов попросил Рожанского прочесть вслух, написанную Иваном Петровичем речь, которую тот должен был произнести вечером. Во время чтения Павлов внимательно следил за каждым словом, стараясь представить, как оно будет восприниматься слушателями. Вечером Павлов не читал, а говорил свою речь, но, как показалось Рожанскому, говорил почти слово в слово то, что было в написанной речи. Как видим, выдающийся физиолог придавал большое значение репетиции выступления.

Репетируют речь потому, что не хотят зачитывать ее. Читка не принесет успеха оратору. Слушатели плохо воспринимают чтение текста с листа, когда отсутствует живой контакт между оратором и аудиторией. К тому же зачитывание речи у многих ассоциируется с недостаточным знанием вопроса или с общей неразвитостью.

Зачитывая текст, выступающий надеется, донести содержание своего сообщения в наиболее полном виде. Однако при этом совершенно игнорируется эмоциональная сторона восприятия: когда докладчик погружается в чтение, слушателям трудно долго удерживать внимание, так как письменная речь и устная - это разные формы языка. Одни слушатели при этом погружаются в сон, другие - борются с ним.

Интересное сравнение использовал лауреат Нобелевской премии физик Уильям Брегг, высказывая свои суждения по поводу искусства научной беседы: «Я считаю, что собрать слушателей, а затем читать им написанный материал - это все равно, что, пригласив приятеля прогуляться, спросить, не возражает ли он пройтись пешком, а самому ехать рядом с ним в автомобиле».

Цитаты и цифры представляют собой сгустки информации и являются сильными аргументами. Малейшая неточность может изменить заложенный в них смысл и следующие из них выводы. Например, ошибка в цифре, или простая перестановка слов, или изменение одного-двух из них, или потеря слова - все это может привести к существенным искажениям информации. Нечестные ораторы пользуются этим преднамеренно, прием этот называется «передергивание» (фактов). При разоблачении ссылаются на память или оговорку.

Поэтому, чтобы не подвергать сомнению важные доводы, лучше цифры и цитаты записывать.

Иногда приходится заучивать речь: когда нужно быть точным в формулировках, но читать не позволяет ситуация. Например, приветствие на торжественном мероприятии, банкете с деловыми партнерами, при якобы импровизированном выступлении.

Если речь небольшая, то это сделать сравнительно нетрудно. Если же большая (лекция, доклад), то выучить текст не каждому по силам. В этом случае выручит прием «выступление с опорой на текст».

Написанный текст хорошо осмысливается, несколько раз прочитывается (в том числе и вслух), фиксируются в памяти основные моменты.

Сам текст речи размечается (например, цветными фломастерами: выделяются ключевые фразы и слова, фамилии, наименования, наиболее важные цифровые данные, цитаты.

Таким текстом легко пользоваться во время выступления. Достаточно опустить на мгновение взгляд на страницу, чтобы восстановить ход мыслей, найти нужный материал. Выступление с опорой на текст создает впечатление свободного владения материалом, дает возможность оратору держаться уверенно.

Так же удобно пользоваться тезисами выступления с выделенными ключевыми словами.

Таким образом, публичное выступление требует серьезной подготовки оратора. Только в этом случае у него будет хороший контакт с аудиторией, его речь произведет впечатление, запомнится слушателям и заставит принять участие в обсуждаемой проблеме.

Есть множество примеров, когда человек очень качественно делает свою работу, но абсолютно не может её презентовать. К презентации нужно готовиться. И существуют тысячи советов о том, как подготовиться к великой речи перед большой аудиторией. Но гораздо чаще приходится выступать перед маленькими группами с речью на 2–5 минут. И обычно произносить такие речи приходится абсолютно неожиданно. О том, что же делать в таких случаях, читайте в статье.

1. Уберите всё лишнее

Даже не пытайтесь втиснуть всё, что вы хотите сказать, в сжатые временные рамки. Вместо того чтобы увеличивать длительность речи, измените вашу речь. Если у вас пять минут времени, значит, у вас не должно быть больше трёх основных пунктов.

Подсказка: если ваше выступление больше, чем эта статья, то это слишком долго.

2. Планируйте и репетируйте

Планируйте и репетируйте. Неважно, есть у вас пять дней или 30 секунд. Вас могут застать врасплох. И тогда ваше планирование должно состоять из представления трёх основных пунктов. Прекрасный момент для этого - это когда кто-то пытается привлечь внимание аудитории и представляет вас. В идеале, конечно же, лучше спланировать всё, что хотите сказать. И переписывать это раз за разом. Пока не получите лучший результат. И не забудьте отрепетировать при людях.

Подсказка: не попадитесь в ловушку, думая, что короткие выступления не требуют подготовки. На самом деле короткая речь может оказаться гораздо сложнее, чем длительное выступление.

3. Краткость - сестра таланта

Я думаю, что за всю мировую историю никто ни разу не сказал: «Мне бы хотелось, чтобы это выступление длилось дольше». Так что следите за временем и ни в коем случае не отвлекайтесь от темы. Вам может не хватить времени, чтобы донести всю суть основных моментов. Для этого вам представится возможность, когда вы будете отвечать на вопросы слушателей. Или вы можете отправить участникам рабочие заметки по теме выступления.

Подсказка: возьмите время, отведённое вам для выступления и, репетируя, отнимите от него 20%.

4. Подчёркивайте важные моменты

Пятиминутное выступление вы можете разделить на интервалы по одной минуте. В этих интервалах вы озвучите все основные аспекты вашего выступления. Первую минуту вы можете взять для того, чтобы представиться и рассказать аудитории, о чём пойдёт речь в вашем выступлении. Последнюю минуту вы можете использовать для подведения итогов вашего выступления. Таким образом, у вас останется по 60 секунд для каждого из трёх основных пунктов вашего выступления.

Подсказка: используйте словесные сигналы, чтобы направить аудиторию в нужное русло. Фразы, которые кажутся очевидными при написании текста, могут быть гораздо полезнее при устной речи: «Это был первый пункт, а сейчас мы поговорим о втором».

5. Не просто говори. Показывай!

Выступая перед аудиторией, я люблю, чтобы у меня под рукой был наглядный материал, который можно продемонстрировать аудитории. Например, пара фотографий или что-то, на чём зритель может сфокусировать свой взгляд. Подумайте о разнице между тем, чтобы просто сказать: «Вчера мы подписали важный контракт», - и тем, чтобы взять в руки ручку и сказать: «Вчера мы вошли в историю, когда с помощью вот этой ручки подписали контракт на пять лет». Или же просто поднять чашку кофе и предложить тост, вместо того чтобы просто сделать объявление. Хоть это и может показаться немного банальным, но зато уж точно будет запоминающимся.

Подсказка: если вы используете в своём выступлении реквизит, то старайтесь сделать это в самом начале вашего выступления. Это не отвлечёт внимание зрителя мыслями о том, почему у вас в руках плюшевый мишка или пылесос.

6. Вложите свою душу

Подсказка: нескольких коротких слов будет достаточно для эмоционального соединения с публикой. Просто скажите искренне что-то вроде: «Что касается меня лично, то я невероятно горжусь этой группой…» или «Я пока не могу вам сказать, как мы преодолеем это, но скажу с уверенностью, что мы точно найдём выход». В зависимости от обстоятельств, таких коротких фраз может быть вполне достаточно.

7. Говорите!

Все ваши приготовления, доработки, сокращения текста и все усилия, приложенные к улучшению вашего выступления, пойдут насмарку, если зритель не сможет вас услышать. Если у вас есть хорошее аудиооборудование, используйте его. Если же нет, то начните ваше выступление с вопроса о том, хорошо ли слышен ваш голос публике. Небольшая хитрость: попросите людей поднять руки, если они слышат вас хорошо. Если же вы увидите, что многие из них не подняли рук, то вы сразу поймёте о наличии проблемы, которую необходимо решить.

Репетиция (с лат. - повторение) - пробное произнесение речи мысленно или вслух - позволяет, прежде всего, запомнить речь, при­выкнуть к ней, отшлифовать не только текст в единстве содержания и формы, но и вокальную (голосовую) составляющую речи, а также поставить дыхание, отладить мимику и жесты выступающего. Репе­тиция позволяет оратору вжиться в свой оптимальный образ, закре­пить наилучший вариант своей речевой и социальной роли, довести до автоматизма все необходимые элементы речевого действия, что называется быть во всеоружии.

Репетиция дает возможность выверить время звучания речи, сократить или увеличить его за счет изменения либо темпа речи, либо размера текста. Оратор должен хорошо представлять себе от­носительную ценность различных фрагментов своей речи, чтобы знать, чем можно пожертвовать, попав в цейтнот, и, напротив, иметь запас для вставки, если появляется излишек времени (резервный текст). Обычно длину речи меняют за счет разного рода примеров и описаний, часто уже по ходу выступления, но лучше это сделать в ходе репетиции.

Репетировать речь следует не по отдельным смысловым кван­там и блокам, а как целое, не смущаясь из-за допущенных ошибок и стараясь исправить их по ходу речи, а не пересказывать все сначала, что лишь усугубит неблагоприятное впечатление. Мелкие ошибки (например, стилевые) лучше вообще проигнорировать в данном чте­нии, взяв их на заметку на будущее. В ряде случаев незначительные ошибки, исправляемые по ходу изложения, создают атмосферу не­принужденности и используются как специальный прием в налажи­вании контакта с аудиторией. Все зависит от конкретной речевой ситуации.

Не следует стараться дословно запомнить весь текст речи или даже ее центральную идею. Здесь хорошую помощь окажет внут­ренний конспект с опорными словами или «пасьянс» карточек с от­дельными фактами. Всякая заученность сковывает общение оратора с аудиторией, разрушая психологический контакт.

Имеет смысл запоминать не форму идей, а их суть. Разумеет­ся, ключевые фрагменты выступления - выводы, лозунги - следует запоминать близко к письменному тексту, а на остальное информа­ционное содержание речи ресурсы памяти (в смысле формы) лучше не расходовать.

Не противоречит ли сказанное всему изложенному в разделе о «цветах красноречия»? Ответ на этот вопрос однозначно отрицатель­ный. Ибо усвоение средств речевой выразительности во время репе­тиции происходит автоматически, без мучительной зубрежки. Особо же ценные, с точки зрения оратора, слова и выражения можно возвес­ти в ранг опорных, но это, безусловно, исключение, а не правило.

Если в процессе репетиции вы почувствовали, что ваша память перегружена, прибегните к методу аэронавтов, сбрасывающих с воз­душного шара балласт. Но что окажется таким балластом? Здесь уме-

стно прибегнуть к совету компетентных (на взгляд оратора) проб­ных слушателей, перед которыми следует прочитать речь в различ­ных вариантах.

Следует ли при репетиции пользоваться зеркалом? Многие ораторы применяют этот метод, он способствует развитию артистиз­ма, но у него есть и известные издержки, так как у отдельных орато­ров, преимущественно новичков, он формирует некоторую манер­ность в поведении. Выбор данного метода в каждом конкретном слу­чае остается за оратором.

Некоторые готовят свою речь во время прогулки или бродя по комнате, поскольку ходьба успокаивает нервную систему и задает оптимальный ритм творческой деятельности. Многие мудрецы За­пада, Востока и России были странниками. Аристотель основал в Афинах научно-философскую школу перипатетиков (любителей прогулок), изучавших дисциплины на лоне природы. Этим методом ораторской подготовки не следует пренебрегать.

Еще по теме Репетиция как прелюдия произнесения речи в аудитории:

  1. Практическое занятие № 10. Произнесение судебной речи. Работа над языком и стилем судебной речи
  2. Вопрос 2. Произнесение судебной речи как кульминация судебного разбирательства
  3. Практическое занятие № 7. Особенности судебной речи, ее разновидности. Особенности судебной аудитории.
  4. Вопрос 4. Техника речи. Логические и интонационно-мелодические закономерности речи
  5. Основные требования к аргументирующей речи как главному оружию митингового оратора
  6. Независимость аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Диссертации - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Коммерческое право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право Российской Федерации - Корпоративное право - Криминалистика - Криминология - Международное право - Международное частное право -