Использование икт технологий на уроках английского языка. Доклад на тему: «Использование ИКТ на уроках английского языка


THE INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES AT THE ENGLISH LАGUAGE LESSONS (OBSERVATIONS FROM EXPERIENCE OF WORK) (статья)

Аннотация

Реально ли в современной российской школе создать соответствующие условия для того, чтобы каждый ребёнок был успешен, имел право и умел осуществлять выбор, становился творческой личностью?

Вопрос, конечно, глобальный, и ответов на него может быть великое множество.

Сегодня личность ребенка и его внутренний мир являются центром внимания, и основной задачей современного учителя является выбор методов и форм организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально развивают личность ученика. Учитель обязан активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам, создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество. И именно этим я и стараюсь заниматься на своих уроках.

Изучение лексики является одной из важных сторон овладения иноязычной речью, поэтому я уделяю ей большое внимание.

Мною составлены и применяются различные задание на закрепление, употребление, правописание английских слов:

Составление слова из отдельных букв (ребята перетаскивают буквы, проговаривают слово, запоминают правописание);

Дифференциация слова (помогает детям распознать и запомнить значение слова);

Употребление слова в контексте (дети вписывают слова, подходящие по смыслу или перетягивают готовые);

Тренировка правописания (предлагаю задание исправить ошибки, очень любимое детьми, тренирующее к тому же орфографическую зоркость), а также целый ряд заданий, отрабатывающих основные этапы работы с лексической стороной речи: демонстрацию, закрепление, контроль, успешно применяемых мною на уроках.

На I-м этапе - введение лексики, например, по теме “Погода” использую картинки, изображающие природные явления. Детям необходимо сопоставить картинку и предложение.

Затем следует активизация лексики во фразах:

What a beautiful day! - Какой прекрасный день!

It’s windy! - Дует сильный ветер!

It’s raining - Идёт дождь и т.д

Учащиеся учатся употреблять лексику в контексте.

На II-м этапе идёт работа по отработке произношения и закрепление лексики. Здесь предлагаются различные задания, выполняемые на доске и одновременно в тетрадях учащихся.

На III-м этапе проводится контроль изученной лексики.

Учащиеся выполняют задание, на понимание прочитанного текста, в результате выполнения которого дети должны нарисовать описываемый в тексте предмет. С

помощью шторки открывается рисунок, и происходит мгновенный контроль усвоения лексики. И, конечно же, каждый ученик стремится добиться лучших результатов!

Задания очень разнообразны, зависят от творческого потенциала педагога.

Особое внимание в работе с ИД мною уделяется использованию Интернет-ресурсов. С помощью вложений можно перейти на определенную страничку в сети с целью работы. В работе на уроках я беру материалы сайта www.britishcouncil.org, других сайтов, где размещён материал по активизации лексики. Учащиеся могут самостоятельно создавать рассказы, используя знакомые слова, прослушивать написанное, отвечать на вопросы.

Использование ИД на уроках английского языка помогло мне добиться лучшего усвоения школьниками лексического материала, а также повысило мотивацию

детей к изучению не только иностранного языка, но и информационных технологий.

Уроки с применением ИКТ носят эмоциональный и познавательный характер.

Все перечисленные выше формы и методы позволяют мне разнообразить формы урока, способствует повышению мотивационного компонента обучения.

Одним из основных направлений моей работы является использование информационно-коммуникационных технологий для создания наглядных пособий через подбор иллюстраций, тематических звуковых сопровождений и презентаций.

Являясь эффективным способом визуализации учебного материала, презентация дает возможность варьировать способы его подачи, приспосабливая его к конкретным учащимся с разным уровнем подготовки, способностей и интересов.

Особенно ценна возможность использования компьютерных технологий для обучения иностранному языку в начальных классах . Например, для освоения учащимися 2-х классов английского алфавита использую разработанные мною наглядные электронные материалы (презентации), в которых буквы вводятся вместе с образам соответствующих им объектов.

Озвучивание осуществляется фрагментами народной музыки Великобритании, США, России и европейской классики, что уже на раннем этапе обучения дает возможность познакомить учащихся с музыкальным фольклором стран изучаемого языка, а, кроме того, создать на уроке положительный эмоциональный фон.

По мере освоения отдельных букв дети начинают учиться читать слова, из них составленные. Для этого разработаны электронные материалы по таким темам, как «Гласные в закрытом слоге», «Гласные в открытом слоге», «Буквосочетания» (oo, sh, ea, wa, wha, all, ow, th, er, ur, ir or,).

Для слайдов подбираются максимально интересные картинки, а слово, взятое в качестве подписи, повторяется много раз, напечатанное разными шрифтами и цветами, что поддерживает внимание детей в рабочем состоянии и не утомляет их однообразием.

Чтение структур «Where are you from?», «Who is he?», «What does he do?», «I want to be», «How many?», «I like» и т.д., повторяемое из урока в урок на экране, вызывает такой же живой интерес, как и на первом уроке, тем более, что не представляет труда внести элемент новизны, сделав некоторые изменения в презентации, чтобы избежать заученного бездумного повторения и связанной с этим скуки. Детям нравится сам процесс труда, а это то, о чем учитель может только мечтать. В результате читать мои ученики 2-х классов научились на месяц раньше, чем предусмотрено программой, и это стало любимым их видом работы.

Опыт показывает, что презентации для закрепления лексики являются отличной базой и для отработки грамматического материала.

С этой целью мною разработаны и применяются на практике

Для учащихся 2 класса «Pronouns», «Where?», «Colours»,

«Numerals», «How many? », «Prepositions», «Sports and games»;

Для учащихся 3-4 классов «Where?» (предлоги места),

«Possessive case», «This - that», «Tenses», «Ordinal numerals»,

«There is», «There was», «There are/ There were», «Pets»,

«Parts of the body», «Face», «Christmas», «New Year»,

«Clothes», «Degrees of comparison», «Seasons».

Используя возможности информационно-коммуникационных технологий, создаю ребусы и кроссворды для повторения лексики, а также комиксы в качестве опоры, как для пересказа текста учебника, так и для отработки разговорной темы или грамматической конструкции. Этот вид работы вызывает интерес у детей и предоставляет учителю возможность проверить, насколько осознанны их устные высказывания.

Компьютерное тестирование, разработанное в PowerPoint, позволяет учащимся сразу же проверить свои знания, используя ключ или правильный вариант, представленный на следующем слайде.

Создание компьютерных презентаций широко практикуется и моими учащимися 9 и 11 классов для представления своих исследовательских проектов по английскому языку. Поиск материала с использованием Интернет-ресурсов расширяет информационную базу учащихся.

Применение информационно-коммуникационных технологий в изучении иностранного языка, несомненно, имеет большое практическое значение, а именно:

Является эффективным средством визуализации учебного материала, позволяя учителю реализовать свой творческий потенциал;

Помогает учителю в осуществлении личностно-ориентированного подхода к обучению;

Способствует расширению кругозора учащихся и повышению их культурного уровня;

Является средством повышения мотивации к изучению предмета;

Стимулирует поисковую и деятельность ученика и способствует развитию его творческих способностей.

Помимо этого, внедрение в практику работы школы инновационных технологий, призванных формировать поликультурную языковую личность, готовую к плодотворной межкультурной коммуникации, имеет решающее значение в повышении качества владения школьниками иностранным языком.

Таким образом, использование информационных технологий на уроках иностранного языка способствует тому, чтобы:

1. Найти пути включения каждого ученика в процесс урока, используя его индивидуальные способности;

2. Создать благожелательную творческую атмосферу на уроке;

3. Постоянно обращаться к субъектному опыту школьников как опыту их собственной жизнедеятельности;

4. Искать и находить наиболее эффективные пути усвоения знаний;

5. Раскрыть и реализовать личностные особенности и ученика и учителя.

ВВЕДЕНИЕ

В Концепции модернизации российского образования определены новые приоритеты. Ведущим аспектом является подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, где постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. Я считаю, что проникновение компьютеров в учебный процесс способствовало обновлению традиционных методов и приёмов в организации образовательного процесса.

Актуальность данной работы обусловлена необходимостью создания активной образовательной среды, которая предоставила бы возможность обучающимся доступа к различным источникам информации, помогла удовлетворить интересы современного школьника, общающегося в Интернет сообществе. Поэтому, по моему мнению, современный образовательный процесс должен использовать не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.

Современный учитель должен считаться с тем, что информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) обучения прочно вошли в жизнь. Использование новых информационных технологий расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность, способствует повышению мотивации учащихся в образовательном процессе, развитию интеллектуальных, творческих способностей учащихся, их умений самостоятельно приобретать новые знания и созданию условия для их успешной самореализации в будущем.

ИКТ обучения на уроках английского языка являются эффективным педагогическим средством изучения иноязычной культуры и формирования коммуникативных навыков. Педагоги отмечают, что применение ИКТ способствует ускорению процесса обучения, росту интереса учащихся к предмету, улучшают качество усвоения материала, позволяют индивидуализировать процесс обучения и дают возможность избежать субъективности оценки. Уроки иностранного языка с использованием ИКТ отличаются разнообразием, повышенным интересом учащихся к иностранному языку, эффективностью.

В современных источниках информационно - коммуникационные технологии представляют собой широкий спектр цифровых технологий, применяемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет).

Современная образовательная парадигма, строящаяся на компьютерных средствах обучения, берет за основу не передачу школьникам готовых знаний, умений и навыков, а привитие обучающемуся умений самообразования. При этом работа учащихся на уроке носит характер общения с преподавателем, опосредованного с помощью интерактивных компьютерных программ и аудиовизуальных средств.

Дадим определение понятию “средства ИКТ”. Средства информационно - коммуникационных технологий - это программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам локальных и глобальных компьютерных сетей [Сайков Б.П.,]. К наиболее часто используемым в учебном процессе средствам ИКТ относятся:

1. электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора,

2. электронные энциклопедии и справочники,

3. тренажеры и программы тестирования,

4. образовательные ресурсы Интернета,

5. DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями,

6. видео и аудиотехника,

7. научно-исследовательские работы и проекты.

Прoрыв в области ИКТ, прoисходящий в настoящее время, застaвляет пересматривaть вoпросы организaции инфoрмациoнного oбеспечения познaвaтельной деятельности. Тaким oбразом, ИКТ пoзволяет рассмотреть вoзможности использования информационных технологий в oбразовательной деятельности:

1. для поискa литерaтуры, в Internet с применением браузеров типа Internet Explorer, Mozilla Firefox и др., различных поисковых систем (Yandex.ru, Rambler.ru, Mail.ru, Google.ru, Yahoo.com и т.д.) и рабoты с ней (реферирoвание, конспектирoвание, аннoтирование, цитирование и т.д.);

2. для работы с текстами, используя пакет оснoвных прикладных прoграмм Microsoft Office: Microsoft Word позволяет сoздавать и редактирoвать тексты с графическим оформлением; Microsoft Power Point позволяет создавать слайды-презентации для более красочной демонстрации материала; Microsof Excel выполнять вычисления, анализировать и визуализировать данные и работать со списками в таблицах и на веб-страницах; Microsoft Office Publisher пoзволяет сoздавать и изменять буклеты, брошюры и т.д.

3. для автоматического перевода текстов с помощью программ-переводчиков (PROMTXT) и электронных словарей (AbbyLingvo7.0);

4. для хранения и накoпления информации(CD-, DVD-диски, Flash-диски);

5. для общения (Internet, электронная почта, ICQ, Skype, MailAgent и т.д.);

6. для обработки и воспроизведения графики и звука (проигрыватели Microsoft Media Player, WinAmp, WinDVD, zplayer, программы для просмотра изображений ACDSee, PhotoShop, CorelDraw, программы для создания схем, чертежей и графиков Visio) и др.;

Перечисленные средства ИКТ создают благоприятные возможности на уроках английского языка для организации самостоятельной работы обучающихся. Они могут использовать компьютерные технологии как для изучения отдельных тем, так и для самоконтроля полученных знаний.

Современные программы требуют от обучающегося концентрации внимания, сосредоточенности, напряжения памяти. Не каждый школьник способен работать в таком режиме. Психологические особенности характера, тип восприятия ребенка становятся причиной неуспешности. При этом современные требования к уровню образованности не позволяют снизить объем информации, необходимой ученику для усвоения темы урока.

Однако при организации урока с использовaнием компьютерных программ, информация предоставляется обучающимся красочно оформленной, с использованием эффектов анимации, в виде текста, диаграммы, графика, рисунка. Все это, по мнению современных дидактов, позволяет более наглядно и доступно объяснить учебный материал.

Таким образом, говоря о преимуществах работы обучающихся с компьютером, следует назвать его бесспорные достоинствa:

1. общекультурное развитие обучaющихся;

2. совершенствование навыков владения компьютером;

3. совершенствование языкового уровня;

4. создание благоприятного психологического климата;

5. повышение мотивации учащихся и их интереса к предмету;

6. самоутверждение учащихся;

7. возможность реализации индивидуализации обучения;

8. реализация принципа обратной связи;

9. большие возможности наглядного предъявления материала;

10. исключение времени для написания материала на доске;

11. экономия расходования материалов учителем;

12. совершенствование процесса проверки работ учащихся;

14. сочетание контроля и самоконтроля; объективная и своевременная оценка действий учащихся;

15. aктивизация навыков самостоятельной работы.

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках иностранного языка раскрывает огромные возможности компьютера как эффективного средства обучения. Компьютерные обучающие программы позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, осознать языковые явления, способствуют формированию лингвистических способностей, создают коммуникативные ситуации, автоматизируют языковые и речевые действия, а также обеспечивают реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащихся

Согласно образовательному стандарту основного общего образования по иностранному языку изучение иностранного языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:

1. развитие речевых умений для достижения иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности таких ее составляющих, как:

речевая компетенция - развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме); развитие у школьников умений выходить из положения при дефиците языковых средств при получении и передаче информации;

языковая/лингвистическая компетенция - овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, о разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке;

социокультурная компетенция - приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран/страны изучаемого иностранного в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (5-6 и 7-9 классы); формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;

учебно-познавательная компетенция - дальнейшее развитие общеучебных и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий;

2. развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации ; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры.

Для обучения учащихся фонетике языка я использую сайты:

Первый из вышеуказанных сайтов предоставляет широкий выбор игр и упражнений на соответствие слов и их транскрипционных обозначений. Второй сайт содержит видеоролики, в которых наглядно показан процесс произнесения разных типов звуков и использования всех органов речи.

Лексика вводится и закрепляется мной с помощью презентаций с изображением разных предметов и появляющихся по щелчку мыши под ними надписями, а также флэш песен с сайта council.org/en.

Грамматике обучать можно с помощью мультимедийных презентаций, в которых содержатся формулы, схемы и графики http://www.homeenglish.ru.

Для обучения аудированию можно использовать аудио рассказы с сайта http.//www.storynory.com и флэш истории с сайта council.org/en, которые сопровождаются заданиями на проверку понимания услышанного.

Кроме того, выступления учащихся со своими презентациями и проектами выполненными с помощью программы Power Point способствуют развитию говорения. Учащиеся совершенствуют монологическую речь, учатся задавать вопросы и отвечать на них.

Новой формой общения и проверки домашних заданий является электронная почта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Очевидно, что использование средств ИКТ на уроках английского языка различных типов способствует повышению интереса учащихся к предмету и активизации их речемыслительной деятельности, развитию навыков самостоятельной работы и работы в коллективе, эффективному формированию всех видов речевой деятельности. Систематическая работа с компьютерными заданиями формирует у учащихся устойчивые навыки самостоятельной работы, что приводит к сокращению времени на выполнение стандартных заданий и позволяет увеличить время на выполнение работ творческого характера.

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

  1. Актуальность работы.
  2. Цели и задачи работы.
  3. Цель и задачи обучения иностранным языкам.
  4. Информационные технологии обучения в зависимости от классификации типов уроков.
  5. Использование ИКТ и Интернет - ресурсов во внеклассной работе по английскому языку.
  6. Использование Интернет - ресурсов на уроках иностранного языка.
  7. "Плюсы" и "минусы" информационных технологий в образовательном процессе.
  8. Результативность работы учителя.
  9. Заключение.

1. Актуальность работы.

Новые информационные технологии - это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения и воспитания.

Современные педагогические технологии, такие, как проектная методика, использование информационных технологий, Интернет — ресурсов позволяют реализовать личностно — ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, интересов и т. д.

Стремительное внедрение информационных процессов в различные сферы жизни требует разработки новой модели системы образования на основе современных информационных технологий. Речь идёт о создании условий для раскрытия творческого потенциала человека, развития способностей, воспитания потребности самосовершенствования и ответственности.

Использование компьютерных технологий в обучении, в частности, иностранным языкам в значительной мере изменило подходы к разработке учебных материалов по этой дисциплине. Интерактивное обучение на основе компьютерных обучающих программ позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс познания более интересным и творческим, позволяет учитывать индивидуальный темп работы каждого обучаемого.

Практическое использование ИКТ и Интернет-ресурсов предполагает новый вид познавательной активности обучаемого, результатом которой является открытие новых знаний, развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование умений самостоятельно пополнять знания, осуществлять поиск и ориентироваться в потоке информации.

Таким образом, внедрение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования - улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой.

2. Цель и задачи работы.

Цель данной работы - выявить эффективность использования ИКТ и Интернет - ресурсов на и принципы создания образовательных программных средств ИКТ в образовательном процессе в рамках этого предмета, способствующих развитию мотивации учебной деятельности учащихся.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть особенности использования ИКТ и Интернет-ресурсов на уроке английского языка,
  • проанализировать результаты использования ИКТ во внеклассной работе по английскому языку,
  • проанализировать результативность применения ИКТ в собственной практической деятельности,
  • выявить "плюсы" и "минусы" использования ИКТ и Интернет-ресурсов на уроке английского языка.

3. Цель и задачи обучения иностранным языкам.

Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество. Задача учителя - активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе обучения иностранным языкам.

В отличие от традиционных методик, где учитель привык давать и требовать определенные знания, при использовании интерактивных форм обучения ученик сам становится главной действующей фигурой и сам открывает путь к усвоению знаний. Учитель выступает в этой ситуации активным помощником, и его главная функция - организация и стимулирование учебного процесса.

На уроках английского языка с помощью компьютера можно решать целый ряд задач:

  • формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;
  • совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов;
  • совершенствовать умения письменной речи, пополнять свой словарный запас, как активный, так и пассивный, лексикой современного иностранного языка, отражающей определенный этап развития культуры народа, социальное и политическое устройство общества;
  • знакомить с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка;
  • формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на уроке.

Таким образом, содержательная основа массовой компьютеризации образования, безусловно, связана с тем, что современный компьютер представляет собой техническое средство, которое способствует эффективному обучению, а впоследствии сказывается на общем развитии учащихся.

4. Информационные технологии обучения в зависимости от классификации типов уроков.

Презентация - целенаправленный информационный процесс, решающий свои задачи, в котором компьютер выступает не только как средство, дающее большую свободу для творчества, но и как своего рода генератор новой эстетики. Это способствует повышению эффективности восприятия и запоминания подаваемого в презентации материала.

Используя он-лайн тесты, учащиеся могут сразу же узнать результат работы и оценку.

На своих уроках я использую следующие цифровые образовательные ресурсы.

Новый компонент курса "New Opportunities Russian Edition” - "Test Master CD-Rom” (издательство Pearson Education Limited. Longman) разработан для каждого уровня УМК. Он предоставляет большие возможности учителям в составлении тестов для контроля знаний и навыков. Также интересен и увлекателен CD-Rom с дополнительными заданиями для учащихся. Это важное и объемное дополнение к учебному комплекту. Диск предоставляет большое количество упражнений для отработки грамматики и лексики. Данная программа легка в пользовании, необходимы минимальные навыки работы с компьютером, что очень важно при работе с группой учащихся.
Большую помощь в изучении и закреплении грамматики представляет интерактивный курс "Round-up” (издательство Pearson Education Limited. Longman), состоящий из нескольких дисков разных уровней. Упражнения расположены по грамматическим темам. Достоинствами курса являются возможность проверки своих ответов и компьютерное подведение результатов выполнения заданий. Данный курс эффективен для проведения контроля в компьютерной форме, что сегодня является актуальной проблемой при проведении мониторингов. В данный курс введены интересные игры по разделам грамматики. Также необходимо отметить простоту в пользовании программой.
Интерактивные курсы "Grammar Practice” Third Edition with CD-ROM (Pearson Education Limited. Longman). "English Grammar In Use” Second Edition with CD-ROM (Ryamond Murphy, Cambridge University Press). В настоящее время данные курсы представлены тремя уровнями: Elementary, Pre-intermediate, Intermediate. Учебные пособия построены следующим образом: в конце каждого раздела дается проверка усвоения грамматического материала в учебнике, затем проверка дается на диске (каждое упражнение соответствует определенному уроку). Компьютерная программа построена таким образом, что, выполнив задание, его можно проверить в автоматическом режиме и затем просмотреть правильные варианты выполнения задания. Такая возможность позволяет использовать программу не только на уроке в группе, но и дома для самостоятельной работы учащихся. Данная программа также предоставляет возможность распечатывания упражнений, что может быть важным для учителя.
Интерактивный курс "Way Ahead” (издательство Macmillan).Шесть уровней данного курса включают в себя игры, кроссворды, увлекательные упражнения на закрепление грамматического и лексического материала в игровой форме. Интересно и увлекательно звуковое и графическое оформление программы.
Урок - проект.
Этот тип урока предполагает использование сети Интернет на подготовительном этапе, сбор информации, богатый страноведческий материал, фотографии.
В рамках программного материала проектная методика может использоваться практически по любой теме, так как отбор тематики может проводиться с учетом практической значимости для школьника
Использование информационных технологий, например, в сочетании с методом проекта позволяет школьникам практически применять свои знания, умения и навыки, потому и является одной из форм организации исследовательской и познавательной деятельности, при которой успешно реализуется кооперативная коллективная деятельность, позволяющая повысить мотивацию изучения иностранного языка. В центре внимания такого рабочего процесса стоит сам ученик с возможностью свободного выражения своего мнения. Дети находят практическое применение знанию иноязычной речи.
Для меня, учителя, такой метод открывает безграничное поле деятельности для организации работы над самыми разнообразными темами на разных шагах обучения с детьми разных возрастов.
Помимо огромного потенциала, который несет в себе сам метод проектов для формирования коммуникативной компетенции, значительные дополнительные возможности возникают при использовании информационных ресурсов и услуг Интернета в процессе проектной деятельности учащихся. Сейчас уже все понимают, что Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами. Каким бы ни было ваше отношение к Интернету, приходится признать тот факт, что всемирная сеть стала неотъемлемой частью современной действительности. Многие ученики давно оценили все достоинства Интернета и активно пользуются его услугами в своей учебной деятельности, тогда как для учителей пространство этой мировой паутины по большей части остается неизведанным, незнакомым и в какой-то мере пугающим. Какую помощь может оказать Интернет, зависит от того, для решения каких дидактических задач вы его используете. Если говорить об иностранных языках, можно отметить, что Интернет дает уникальные возможности для тех, кто обучает английскому языку, и тех, кто его изучает. Одна из этих возможностей - извлечение и использование информации. Умение работать с огромным потоком информации является сегодня совершено необходимым для специалистов в любой области. Основу же для этого умения можно и нужно закладывать еще в школе. Способность отобрать важную информацию, проанализировать ее вырабатывается на практике с помощью аналитического чтения. Формирование этого качества напрямую зависит от методических подходов, используемых в процессе обучения, от характера заданий, которые получают учащиеся. Например, в 10 классе дети должны представить проект по теме «Музыка». В кабинете информатики на уроке английского языка они должны найти необходимый материал в сети Интернет, прочитать его, выбрать необходимое, скачать найденную информацию и сохранить в папках. Дети легко справились с этой задачей. Создавая проекты, ученики использовали эту информацию, музыку, фотографии.
Таким образом, без использования ИКТ в учебном процессе трудно представить современные уроки английского языка. ИКТ способствует активизации познавательной деятельности учащихся, повышает интерес к изучению языка, учащиеся имеют возможность в яркой, интересной форме познакомиться с реалиями страны изучаемого языка, а также проверить свои умения и навыки в интерактивной деятельности.

5. Использование ИКТ и Интернет - ресурсов во внеклассной работе по английскому языку.

Внеклассная работа по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знание иностранного языка, но и способствует также расширению культурного кругозора, эрудиции школьников, развитию их творческой активности, духовно-нравственной сферы, эстетических вкусов и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны и сквозь призму этих знаний позволяет более активно осваивать культуру своей страны.

Шепелева В.И. определяет внеклассную работу по иностранному языку как «систему неоднородных по смыслу, назначению и методики проведения просветительно-воспитательных мероприятий, которые выходят за пределы обязательных учебных программ».

Во внеклассной работе мною широко используются ресурсы глобальной сети Интернет. Всемирная паутина является

  • источником информации для учеников в ходе подготовки того или иного проекта или мероприятия,
  • помощником в обмене опытом с коллегами (методические разработки опубликованы на сайте http://festival.1september.ru, разработки коллег помогают более эффективно выстроить внеклассную работу по английскому языку),
  • источник идей и вдохновения.

Во внеклассной работе мной используются такие ЦОР, как мультимедийные презентации, бизнес-игры по страноведению, защиту рефератов, тестирующие программы, создание видеороликов.

Широко использую оболочки тестовых программ. Программа MyTest работает с восемью типами заданий: одиночный выбор, множественный выбор, установление порядка следования, установление соответствия, указание истинности или ложности утверждений, ручной ввод числа, ручной ввод текста, выбор места на изображении. В тесте можно использовать любое количество любых типов, можно только один, можно и все сразу.

При наличии компьютерной сети можно организовать централизированный сбор и обработку результатов тестирования, используя модуль журнала MyTest.

Говоря об эффективности использования данной программы, необходимо упомянуть о повышении мотивации к изучению английского языка. В свободном доступе в Интернет выложены оболочки тестирующих программ, имеющих интерфейс различных детских игр, знакомых каждому ученику, что лишь усиливает их притягательность для учеников.
Например, в любых классах возможно проведение турнира по морскому бою с помощью программы "Seabattle". С помощью интерактивной доски ученики с удовольствием топят корабли соперников, отвечая при этом на вопросы по английской лексике и грамматике.

Мною также используется тестовая оболочка программы «Крестики-нолики». Используя правила известной детской игры, ученики могут поставить свой знак, только правильно ответив на вопрос.

Данные программы позволяют создавать собственные тестовые задания любой сложности, что обеспечивает возможность их неоднократного использования на протяжении всего периода обучения причем не только английскому языку, но и любому другому предмету.

Во внеклассной работе также активно развивается создание видеороликов. Программным обеспечением для реализации данного направления служит MPEG Video Wizard DVD, которая очень проста в использовании и дает возможность создавать несложные эффекты. Освоив данную программу, ученики могут создавать несложные видеоклипы. При этом они осваивают новые программы по созданию видеороликов, которые предоставляют возможность использовать более яркие и красочные эффекты самостоятельно. Ученики также самостоятельно пишут сценарии, снимают, подбирают музыкальное сопровождение, монтируют ролики.

Количество учеников, принимающих участие в различных проектах и внеклассных мероприятиях, постоянно увеличивается. Растет мотивация к изучению английского языка и интерес к предмету. Необходимо отметить еще один положительный эффект от использования ИКТ во внеклассной работе. Привлекая учеников, не отличающихся примерным поведением, к реализации подобных проектов, возможны положительные сдвиги в их поведении, появившийся интерес к предмету.

Таким образом, использование новых информационных технологий расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность. Растет мотивация учащихся, что способствует активизации их познавательной деятельности в процессе работы с информацией. Как следствие, эффективно развиваются ключевые компетентности учащихся, главным образом, информационная.

Считаю, что необходимо продолжить процесс внедрения ИКТ на уроке и во внеклассной работе, так как эффективность их использования очевидна; более широко привлекать учеников начальных классов; искать формы внеклассной работы с использованием ИКТ.

6. Использование - ресурсов на уроках иностранного языка.

Возможности использования Интернет - ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т.д. Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет и т.д.

На своих уроках я использую следующие образовательные Интернет - ресурсы:
сказки, рассказы, игры, кроссворды:
www.starfall.com, www.englishforkids.ru, www.freeclassicaudiobooks.com, www.mes-english.com, www.oup.ru, www.onestopenglish.ru, www.elscafe.com, www.englisgtips.org, www.babyland.ru
газеты: "The Washington Times”, www.wastimes.com, "The Times”, www.nytimes.com
темы для уроков английского языка: «Легко ли быть молодым?», www.teenadvice.org, «Политика страны», www.royal.gov.uk
Для формирования или совершенствования грамматических, лексичесикх навыков - www.study.ru
При подготовке проектов - www.alleng.ru/englishjet.com/native-english.com.

При этом учитель, который применяет образовательные компьютерные программы на уроках иностранного языка, обязан знать, что любая образовательная технология должна соответствовать следующим методическим требованиям:

  • концептуальность: научная концепция, включающая психологическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей,
  • системность: наличие всех признаков системы (логичность построения процесса, взаимосвязь всех его частей, целостность),
  • эффективность: гарантия результатов, соответствующих образовательным стандартам,
  • гибкость: возможность варьирования в содержании для обеспечения комфортности и свободы взаимодействия педагога и учащихся с учетом конкретных условий педагогической деятельности,
  • динамичность: возможность развития или преобразования используемой технологии,
  • воспроизводимость: возможное использование технологий другими учителями в данном учебном образовательном учреждении или в других.

Таким образом, именно применение образовательных компьютерных программ на уроках английского языка является основным признаком положительных результатов творческой деятельности, что влечет за собой повышение мотивации учащихся.

7. "Плюсы" и "минусы" информационных технологий в образовательном процессе.

Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) представляют собой совокупность взаимосвязанных учебных объектов:

  • символьные объекты (знаки, символы, тексты, графики),
  • образные объекты (фото, рисунки),
  • аудиоинформацию (устные тексты, диалоги, музыка),
  • Видеообъекты (анимации, модели, видеосюжеты)

7.1. "Плюсы" информационных технологий в образовательном процессе.

Использование ЦОР позволяет:

  • улучшить эффективность и качество образования,
  • ориентироваться на современные цели обучения,
  • повысить мотивацию учащихся к обучению,
  • использовать взаимосвязанное обучение различным видам речевой деятельности,
  • учитывать страноведческий аспект,
  • сделать занятия запоминающимися и эмоциональными, . реализовать индивидуальный подход,
  • усилить самостоятельность школьников,
  • повысить качество наглядности,
  • облегчить труд учителя.

Использование ЦОР в педагогической деятельности дает возможность учителю

  • излагать материал более доходчиво, за меньшее время, с большим пониманием со стороны учеников,
  • находить основные и дополнительные материалы для уроков или элективного курса,
  • экономить время для речевой практики,
  • организовывать индивидуальную, групповую и фронтальную работу с классом, упростить контролирование учебной деятельности учеников,
  • заинтересовать учеников, повысить их мотивацию, вовлечь в творческий процесс учения, увеличить быстроту и надежность знаний.

Электронные учебные пособия помогают ученикам

  • развивать системное мышление, учиться анализировать, сопоставлять и обобщать факты,
  • самостоятельно изучать, закреплять и повторять пройденный материал, . приобрести навыки работы с компьютером,
  • основательно подготовиться к ЕГЭ.

7.2. Минусы использования ИКТ и Интернет - ресурсов на уроках английского языка.

Мне бы хотелось отметить следующие трудности в использовании ИКТ:

  • недостаточная степень оборудования школы,
  • недостаточное количество ЦОР,
  • многие ученики не имеют навыков работы с компьютером и Интернетом,
  • многие учителя не имеют навыков работы с компьютером и Интернетом,
  • большинство учеников имеют доступ в Интернет только в школе,
  • многие учителя имеют доступ в Интернет только в школе.

Таким образом, достоинств у компьютерного обучения немало, но нельзя и злоупотреблять компьютеризацией. Необходимы критерии полезности применения компьютеров на уроке для каждой возрастной группы учащихся по темам целевых предметов, критерии оценки учебных программных средств.
Что касается критериев полезности конкретной технологии в образовании, полагаю, их можно сформулировать следующим образом: та или иная учебная компьютерная технология целесообразна, если она позволяет получить такие результаты обучения, какие нельзя получить без применения этой технологии.

8. Результативность работы учителя.

Использование ИКТ и Интернет - ресурсов на уроке английского языка позволяет мне более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов. Применение компьютерных образовательных программ на уроках английского языка повышает эффективность решения коммуникативных задач, развивает разные виды речевой деятельности учащихся, формирует устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на уроке. Сочетание информационных технологий с методом проекта позволяет школьникам практически применять свои знания, умения и навыки, потому и является одной из форм организации исследовательской и познавательной деятельности, при которой успешно реализуется кооперативная коллективная деятельность, позволяющая повысить мотивацию изучения иностранного языка.
Применение ИКТ и Интернет-ресурсов на уроках английского языка даёт возможность достичь стабильных положительных результатов и позволяет мне вести преподавание в разноуровневых классах: общеобразовательных, лицейских, с углубленным изучением английского языка - и достигать хорошего результата.

На мой взгляд, использование ИКТ и Интернет-ресурсов на уроке английского языка актуально на сегодняшний день, т.к. учитель должен быть интересным для своих учеников, идти в ногу со временем, повышать свое педагогическое мастерство и уровень интеллекта.

9. Заключение.

В условиях изменения содержания образования, когда происходит переход от знания центрического подхода к компетентностному, приоритетную роль в учебно-воспитательном процессе играют информационно-коммуникативные технологии. Использование информационно-коммуникативных технологий раскрывает огромные возможности компьютера как средства обучения. Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения.

Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создавать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, а также обеспечивают возможность учёта ведущей репрезентативной системы, реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащихся.

Современность предъявляет также все более высокие требования к обучению практическому владению иностранным языком в повседневном общении и профессиональной сфере. Объемы информации растут, и часто рутинные способы ее передачи, хранения и обработки являются неэффективными. Использование информационных технологий раскрывает огромные возможности компьютера как средства обучения.

Следует отметить, что использование мультимедийных технологий не может обеспечить существенного педагогического эффекта без учителя, поскольку эти технологии только способы обучения. Компьютер в учебном процессе не механический педагог, не заместитель или аналог преподавателя, а средство, усиливающее и расширяющее возможности его обучающей деятельности.

научились? Что было интересным? Что запомнилось? Что понравилось? Где применимы полученные знания и навыки?»).

Домашнее задание со свободным выбором.

1. Create or draw your dream house.

Создать макет / рисунок дома своей мечты. И описать его.

2. Find as many idioms with the word house/home as you can. Найти и выписать как можно больше идиом со словом дом.

Вывод: Своеобразие детского творчества заключается в том, что в результате не создается какой-либо общественно-значимый продукт, но сам процесс творчества и его результат имеют значение для личностного развития ребенка и являются фундаментом его успешной жизнедеятельности в будущем. Логика построения данного урока обусловлена целью сделать процесс обучения подлинно развивающим.

ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Бабушкина Наталия Борисовна, учитель английского языка ГБОУ школа № 604 Пушкинского района Санкт-Петербург, 2016

Аннотация: статья будет интересна учителям, применяющим ИКТ технологии в своей педагогической практике; статья содержит описание опыта применения ИКТ технологий на уроках английского языка.

Цель: с помощью современных технологий повысить качество обучения английскому языку в свете новых ФГОС.

Ключевые слова: стандарт, индивидуализация, дифференциация, мотивация, личность.

Информационные образовательные технологии - это все технологии в сфере образования, которые используют специальные технические средства (компьютер, аудио, кино, видео) для достижения педагогических целей.

ФГОСы общего образования и стандарт деятельности учителя, отражающие сущность процесса обучения в современной школе, сегодня надо рассматривать через призму жизни самого человека, стараться увидеть закономерности жизни в частных проявлениях школьной реальности, определить человека как наивысшую ценность, а приобретаемые им знания как средство жизни.

В последние десятилетия изменился характер обучения, происходит ориентация на активное освоение человеком способов познавательной деятельности; адаптация образовательного процесса к запросам и потребностям личности; ориентация обучения на личность учащегося, обеспечение возможностей его самораскрытия.

Школа является тем социальным институтом, где каждый ребёнок, а в нашей школе учатся дети из 56 регионов России, должен раскрыться как уникальная, неповторимая индивидуальность. А для этого нужны особые условия, заинтересованность учащихся, их осознанный подход к учебной деятельности, разнообразные формы и методы, помогающие успешно закончить школу.

В моей педагогической деятельности я стремлюсь осваивать формы и методы, связанные с реализацией ФГОС - Стандарта деятельности учителя для того, чтобы повышать качество обучения английскому языку.

Использую новые педагогические технологии такие как развивающее обучение, проблемное, коммуникативное, проектные технологии, игровые технологии, информационно-коммуникативные технологии. Раскрываю способности, интеллектуальный, творческий, нравственный потенциал каждого ученика.

Подготавливаю учащихся к осознанному выбору профессии, прививаю навыки самостоятельной работы.

Совершенствую формы организации учебной деятельности.

Развиваю коммуникативные способности учащихся.

Воспитываю любовь и уважение к английскому языку и культуре страны изучаемого языка.

Все эти подходы в обучении английскому языку позволяют мне развивать личность ученика в соответствии с его способностями, интересами и возможностями. В своей профессиональной деятельности учитываю образовательные потребности детей, их индивидуальные особенности. Выявляя познавательный и интеллектуальный уровень каждого ученика и класса в целом, я планирую свою деятельность, ставлю конкретные цели и задачи для каждого уровня развития ребёнка.

Одной из основных своих задач считаю развитие творческих способностей учащихся. Творчество предполагает самостоятельность, независимость, оригинальность мышления. Стремление развить эти качества, и движет мною в работе с детьми. Стараюсь из урока в урок вести учеников по дороге самосовершенствования. Выбираю такие виды деятельности, которые привлекают детей. В первую очередь использую интерактивные формы работы, и проблемное обучение, и проектную деятельность, и ИКТ.

Использование информационных технологий раскрывает огромные возможности компьютера как средства обучения. Компьютерные методы обучения имеют много преимуществ перед традиционными. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создавать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, а также обеспечивают реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы ученика. Компьютерное обучение несет в себе огромный мотивационный потенциал.

При изучении иностранного языка в дальнейшем (ИЯ) необходимо формирование коммуникативной компетенции. Коммуникативная компетенция в современном ее понимании предусматривает формирование способности к международному взаимодействию.

В личности ученика на уроках английского языка я стремлюсь раскрывать открытость (свобода от предубеждений по отношению к людям - представителям иной культуры), толерантность (терпимость), способность слышать и слушать собеседника, готовность к практическому использованию ИЯ как средства общения с носителями языка, потребность самостоятельно изучать ИЯ во внеурочное время.

Следует еще раз подчеркнуть тот факт, что овладение ИЯ без ознакомления с культурой страны изучаемого языка не может быть полноценным. Для решения этой задачи стараюсь применять в своей работе новые современные технологии. Можно использовать разные дополнительные электронные пособия и программы, видеоролики и видеофильмы. Но не всегда они подходят к конкретному уроку. Я стала создавать свою компьютерную (интерактивную) поддержку к урокам. Сегодня мною создано более 100 уроков с применением ИКТ и предлагаю ознакомиться с практическим опытом по использованию компьютерных технологий на уроках.

Развитие различных видов коммуникативных умений.

При реальном общении различные коммуникативные умения обычно неразделимы. На пример, для ведения разговора требуются сформированные умения и аудирования и говорения. При заполнении бланков необходимо писать и читать. Это так называемые «интегративные, или комплексные умения». На уроках иностранного языка у учащихся необходимо развивать различные коммуникативные умения. ИКТ приходят на помощь. К

Использование ИКТ дает возможность проводить экстенсивное аудирование, в ходе которого учащиеся стараются понять предложенную речь, извлечь необходимую информацию, выполнить задание и узнать результат своей работы. Этот вид работы можно делать как со всей группой так индивидуально. Затем плавно перейти к говорению, так как услышанное часто порождает желание рассказать о себе или просто продолжить разговор по заданной теме.

Ребята с удовольствием выполняют такие задания. Главное создается ситуация успеха, так как все справляются с заданием.

Предлагаю фрагмент технологической карты урока английского языка в 5 классе по теме «Еда».

Этап урока Деятельнос Деятельность учащихся

ть учителя Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4 Задание 5

Аудирован Ставит Учащиеся Учащиеся Учащиеся Учащиеся

ие задачу слушают и проверяют анализиру выражают Учащиеся

учащимся записывают правильность ют ответы, свое делают

прослушать необходиму своих сравниваю отношение вывод, как

диалог и ю ответов с т двух к строится

продолжить информаци доской. На героев, услышанно отрицательн

предложени ю экране делают й и ое

е, указанное поочередно выводы и увиденной предложение

на экране. (смотри появляются отвечают еде. в Present

картинку 1 правильные на Simple

в ответы. вопросы, (смотри

приложении Учащиеся касающиес картинку 4 в

№ 1.) проговарива я ни одного приложении

ют ответы. героя в № 1.)

(смотри отдельност

картинку 2, 3 и, а обоих.

в (смотри

приложении картинку 3

приложени

Результаты:

о Все учащиеся видят значения слов без перевода на русский язык.

o Слова повторяются несколько раз, что помогает их запомнить.

о Учащиеся видят правильную грамматическую конструкцию и говорят без ошибок.

о Упражнение можно выполнять как индивидуально, так и в парах, и так же в группах.

Приложение № 1.

Listen anb say what Sane and Jc>e like

Мкеэ >1* в

▼ (ЗоеэпЧ Пке

Ь^еп апс) эау Бигю апй иоеШке.

На уроке английского языка в 5 классе по теме «Погода» ввожу сначала необходимые слова, которые учащиеся будут применять в речи в дальнейшем. Использую графические возможности компьютера, так как изображение на мониторе позволяет ассоциировать слово или фразу на иностранном языке непосредственно с действием, изображением, а не с фразой на родном языке. Учащиеся не только видят, но и слышат звуки, что помогает понять и запомнить значение слов. Учащиеся видят изображение в движении, слышат звуки, которые соответствуют явлениям природы, появляется желание прочитать новое слово и произнести его. Ребята читают слово на иностранном языке. У учащихся задействованы все каналы восприятия, что позволяет быстрее запомнить лексику и активизировать ее в речи.

Предлагаю учащимся следующие задания (1-5), для выполнения которых создаю слайды с иллюстрациями.

1) Прочитайте слова;

2) Соотнесите фразы с картинками;(все фразы сгруппированы внизу слайда)

3) Найди ошибку; (фразы не соответствуют картинкам)

4) Образуйте отрицательные предложения; It is not windy.

5) Опровергни утверждение; It"s snowy. / It"s wrong./ It"s windy.

Слова перемещаются на доске. Можно проверить знание лексики, переместив слова на другие места. (Смотри картинки 5 и 6 в приложении № 2.)

Приложение №2.

Активизация лексики

Создание коммуникативных ситуаций.

Коммуникативный подход основан на утверждении о том, что для успешного овладения иностранным языком, учащиеся должны знать не только языковые формы (грамматику, лексику, произношение), но также иметь представление о том, как их использовать.

Готовлю учащихся к использованию языка в реальной жизни. Планирую на уроке как можно больше ситуаций общения при помощи ИКТ. Использую видео ролики. (Смотри приложение № 3.) После просмотра видео ролика учащиеся выполняют разные и разного уровня задания.

Приложение № 3.

Пример практической деятельности, направленной на развитие творческих

способностей у учащихся.

Проекты - личностно-ориентированный вид работы. Учащиеся пишут о себе, своих увлечениях, изучают интересные для себя темы. Эта работа имеет образовательную и воспитательную ценность. Межпредметные связи способствуют развитию у учащихся познавательной активности, самодисциплины и т.д.

Сегодня я с уверенностью могу сказать, что использование новых информационных технологий расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность, повышается мотивация у учащихся в образовательном процессе, создаются условия для их успешной самореализации в будущем.

Интернет позволяет не только насытить обучающихся большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации, удовлетворять индивидуальные потребности учащихся. Позволяет провести более достоверную оценку знаний учащихся, выяснить слабые стороны их подготовки и определить оптимальные варианты действий преподавателей для повышения уровня подготовки и передачи учащимся необходимых знаний и навыков. Учитель экономит время и бумагу, т.е. нет необходимости создавать карточки, печатные материалы. Ученик видит результат выполненной им работы.

Таким образом, в деятельности ученика технические средства выполняют различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения. И ученик имеет возможность повторить, вернуться и довести до совершенства свой результат. Это шанс для ребенка быть успешным. А не эта ли главная задача учителя и образовательного стандарта нового поколения?

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

В 8 КЛАССЕ

Быстрова Валентина Викторовна, учитель биологии ГБОУ школа 604 Пушкинского района

Санкт-Петербург, 2016

Урок «Первая медицинская помощь, правила оказания первой медицинской помощи» для обучающихся 8 классов может быть использован на уроках биологии, ОБЖ, а также при проведении внеклассного мероприятия. В уроке включены приемы АМО, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом, развитию социальных навыков, формированию умения добывать знания и применять их на практике.

Методическая информация

Тема урока: «Первая медицинская помощь, правила оказания первой медицинской помощи».

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний

Цели урока:

образовательные:

Систематизировать, обобщить изученный теоретический материал и полученные практические навыки оказания первой медицинской помощи;

Повысить компетентность обучающихся осмысленно воспринимать и конкретно представлять игровые ситуации и самостоятельными силами решать их;

развивающие:

Способствовать развитию устойчивых и прочных навыков распознавать опасности и предупреждать их, необходимости осознавать себя первыми «докторами» в экстремальной ситуации;

воспитательные:

Способствовать воспитанию милосердия и помощи, как закономерному поведению;

Формировать потребность быть чутким, внимательным к чужой боли.

Задачи урока:

1. Расширить и углубить знания в области анатомии и физиологии систем органов жизнеобеспечения (дыхательной, кровеносной, опорно-двигательного аппарата), отработать приемы и методы реанимационных мероприятий.

2. Сформировать у учащихся заинтересованность и личную значимость в получении основ медицинских знаний, по оказанию помощи и взаимопомощи.

3. Развитие у учащихся критического мышления, решение ситуационных задач

Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению:

Понятия травма, ушиб, виды кровотечений, переломов, ИВЛ, реанимация.

Оборудование: карточки, магниты, тренажер для оказания неотложной помощи.

Ход урока.

Фаза I «Начало образовательного мероприятия»

Приветствие. Прием АМО «Поздоровайся глазами»

Цель - положительный настрой на работу, установление контакта между учениками Продолжительность 3 минуты

В Концепции модернизации российского образования определены новые приоритеты. Ведущим аспектом является подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, где постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. Проникновение компьютеров в учебный процесс способствовало обновлению традиционных методов и приёмов в организации образовательного процесса.

Все эти изменения обусловлены необходимостью создания активной образовательной среды, которая предоставила бы возможность обучающимся доступа к различным источникам информации, помогла удовлетворить интересы современного школьника, общающегося в Интернет – сообществе. Поэтому современный образовательный процесс должен использовать не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.

Современный учитель должен считаться с тем, что информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) обучения прочно вошли в жизнь. Использование новых информационных технологий расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность, способствует повышению мотивации учащихся в образовательном процессе, развитию интеллектуальных, творческих способностей учащихся, их умений самостоятельно приобретать новые знания и созданию условия для их успешной самореализации в будущем.

Компьютер в учебном процессе – не механический педагог, не заместитель или аналог преподавателя, а активное средство развития детей, усиливающее и расширяющее возможности его познавательной деятельности. Компьютер предоставляет педагогу возможность высвобождения времени для творческой деятельности и создания индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.

ИКТ обучения на уроках английского языка являются эффективным педагогическим средством изучения иноязычной культуры и формирования коммуникативных навыков. ИКТ способствует ускорению процесса обучения, росту интереса учащихся к предмету, улучшают качество усвоения материала, позволяют индивидуализировать процесс обучения и дают возможность избежать субъективности оценки. В то же время, современные УМК по английскому языку представляют в основном дидактические аудиоматериалы, поэтому ресурсные возможности образовательной среды Интернет позволяют использовать новые интерактивные материалы и пособия, а также возможность учителю самостоятельно разработать слайд-презентацию с материалами с сайтов. Учителям иностранных языков необходимо овладеть методикой использования средств ИКТ для организации личностно ориентированного образовательного процесса.

Разнообразие средств информационно-коммуникационных технологий и возможности их применения в образовательном процессе

Определим для себя, что такое “информационно-коммуникационные технологии”. Согласно словарю Педагогического обихода (под ред. д.п.н. Л.М. Лузиной), информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это совокупность средств и методов преобразования информационных данных для получения информации нового качества (информационного продукта).

В современных источниках информационно – коммуникационные технологии представляют собой широкий спектр цифровых технологий, применяемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет).

Современная образовательная парадигма, строящаяся на компьютерных средствах обучения, берет за основу не передачу школьникам готовых знаний, умений и навыков, а привитие обучающемуся умений самообразования. При этом работа учащихся на уроке носит характер общения с преподавателем, опосредованного с помощью интерактивных компьютерных программ и аудиовизуальных средств.

Ученые считают, что любой метод обучения обогащается за счет интеграции в него информационных технологий. Но если в процессе обучения информатике средства ИКТ выступают и как объект изучения и как средство обучения, то в процессе преподавания общеобразовательных дисциплин они являются только средством обучения.

Средства информационно – коммуникационных технологий – это программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам локальных и глобальных компьютерных сетей [Сайков Б.П.,].

К наиболее часто используемым в учебном процессе средствам ИКТ относятся:

  • электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора,
  • электронные энциклопедии и справочники,
  • тренажеры и программы тестирования,
  • образовательные ресурсы Интернета,
  • DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями,
  • видео и аудиотехника,
  • научно-исследовательские работы и проекты.

Методисты выделяют несколько классификаций средств ИКТ. В соответствии с первой классификацией, все средства ИКТ, применяемые в системе образования, можно разделить на два типа: аппаратные (компьютер, принтер, сканер, фотоаппарат, видеокамера, аудио– и видеомагнитофон и др.) и программные (электронные учебники, тренажеры, тестовые среды, информационные сайты, поисковые системы Интернета и т.д.).

Вторая классификация средств ИКТ позволяет рассмотреть возможности использования информационных технологий в образовательной деятельности:

1. для поиска литературы, в Internet применением браузеров типа InternetExplorer, MozillaFirefoxи др., различных поисковых систем (Yandex.ru, Rambler.ru, Mail.ru, Google.ru, Yahoo.comи т.д.) и работы с ней (реферирование, конспектирование, аннотирование, цитирование и т.д.);
2. для работы с текстами, используя пакет основных прикладных программ Microsoft Office: MicrosoftWord позволяет создавать и редактировать тексты с графическим оформлением; MicrosoftPowerPoint позволяет создавать слайды-презентации для более красочной демонстрации материала; MicrosoftExcel выполнять вычисления, анализировать и визуализировать данные и работать со списками в таблицах и на веб-страницах; MicrosoftOfficePublisher позволяет создавать и изменять буклеты, брошюры и т.д.
3. для автоматического перевода текстов с помощью программ-переводчиков (PROMTXT) и электронных словарей (AbbyLingvo7.0);
4. для хранения и накопления информации(CD-, DVD-диски, Flash-диски);
5. для общения (Internet, электронная почта, ICQ, Skype, MailAgentи т.д.);
6. для обработки и воспроизведения графики и звука (проигрыватели MicrosoftMediaPlayer, WinAmp, WinDVD, zplayer, программы для просмотра изображений ACDSee, PhotoShop, CorelDraw, программы для создания схем, чертежей и графиков Visio) и др..

Перечисленные средства ИКТ создают благоприятные возможности на уроках английского языка для организации самостоятельной работы обучающихся. Они могут использовать компьютерные технологии как для изучения отдельных тем, так и для самоконтроля полученных знаний. Причём компьютер является самым терпеливым педагогом, способным сколько угодно повторять любые задания, добиваясь правильного ответа и, в конечном счёте, автоматизировать отрабатываемый навык.

Особенности использования средств информационно-коммуникационных технологий при организации познавательной деятельности обучающихся.

При традиционных методах ведения урока главным носителем информации для обучающихся выступает учитель, он требует от обучающегося концентрации внимания, сосредоточенности, напряжения памяти. Не каждый школьник способен работать в таком режиме. Психологические особенности характера, тип восприятия ребенка становятся причиной не успешности. При этом современные требования к уровню образованности не позволяют снизить объем информации, необходимой ученику для усвоения темы урока.

Однако при организации урока с использованием компьютерных программ, информация предоставляется обучающимся красочно оформленной, с использованием эффектов анимации, в виде текста, диаграммы, графика, рисунка. Все это, по мнению современных дидактов, позволяет более наглядно и доступно, чем в устной форме, объяснить учебный материал. Очень важно и то, что на таких уроках ученик может работать в индивидуальном режиме, продвигаясь в постижении нового материала в своем темпе, возвращаясь к непонятому, если это требуется, или забегать вперед.

Компьютер лоялен к разнообразию ученических ответов: он не сопровождает работу учащихся хвалебными или порицательными комментариями, что развивает их самостоятельность и создает благоприятную социально-психологическую атмосферу на уроке, придавая им уверенность в себе, это является немаловажным фактором для развития их индивидуальности.

Таким образом, говоря о преимуществах работы обучающихся с компьютером, следует назвать его бесспорные достоинства:

  • общекультурное развитие обучающихся;
  • совершенствование навыков владения компьютером;
  • совершенствование языкового уровня;
  • создание благоприятного психологического климата;
  • повышение мотивации учащихся и их интереса к предмету;
  • самоутверждение учащихся;
  • возможность реализации индивидуализации обучения;
  • реализация принципа обратной связи;
  • большие возможности наглядного предъявления материала;
  • исключение времени для написания материала на доске;
  • экономия расходования материалов учителем;
  • совершенствование процесса проверки работ учащихся;
  • повышение авторитета учителя;
  • сочетание контроля и самоконтроля; объективная и своевременная оценка действий учащихся;
  • активизация навыков самостоятельной работы.

Использование современных педагогических технологий позволяет перейти:

  • от обучения как функции запоминания к обучению как процессу умственного развития;
  • от статической модели знаний к динамической системе умственных действий;
  • от ориентации на усреднённого ученика к дифференцированным и индивидуальным программам обучения;
  • от внешней мотивации обучения к внутренней нравственно волевой регуляции.

Сегодня новые методики с использованием средств ИКТ противопоставляются традиционному обучению иностранным языкам. Эта форма организации уроков является наиболее доступной для работы учителя.

Компьютерные обучающие программы позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, осознать языковые явления, способствуют формированию лингвистических способностей, создают коммуникативные ситуации, автоматизируют языковые и речевые действия, а также обеспечивают реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащихся

Таким образом, возможность применения ИКТ средств в обучении иностранному языку необычайно широка.

В дидактической системе выделяются четыре типа уроков в зависимости от их целей: уроки “открытия” нового звания; уроки рефлексии; уроки общеметодологической направленности (обобщение, закрепление, систематизация изученного материала); уроки развивающего контроля.

Компьютер может быть эффективно использован для ознакомления с новым языковым материалом, на этапе тренировки, на этапе применения сформированных знаний, навыков, умений и на этапе их контроля. Компьютер может быть использован в самых разнообразных коммуникативных заданиях и ситуациях с учетом личностных особенностей обучаемых.

Урок “открытия” нового звания.

В своей практике использую созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные языковые формулы, схемы, рисунки, анимации, демонстрацию последовательности действий на компьютере для выполнения практической части работы в идеале, хотелось бы с одновременным дублированием действий обучающимися на своих рабочих местах. При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой могут быть показаны самые выигрышные моменты темы. На экране могут также появляются определения, схемы, которые обучающиеся списывают в тетрадь (при наличии технических возможностей краткий конспект содержания презентации распечатывается для каждого учащегося), что позволяет использовать на этапе повторения развивающие виды заданий.

Обладая такой возможностью, как интерактивность, компьютерные презентации позволяют эффективно адаптировать учебный материал под особенности обучающихся.

Видеоролики, песни и сайты, описывающие реалии англоязычных стран, помогают в знакомстве с иноязычной культурой. Например, сайт о королеве Елизавете II и её семье или ролики, дающие характеристику штатов США, помогают в выполнении упражнений по теме “Страны изучаемого языка”. Эти ИКТ средства помогают создать на уроке ситуацию игры и, в то же время способствуют более быстрому овладению фонетическими, лексическими, грамматическими навыками на уроке.

Урок закрепления знаний.

В настоящее время разработана компьютерная поддержка курса английского языка. Не подменяя собой учебник или другие учебные пособия, электронные издания обладают собственными дидактическими функциями. Основную роль играет различный материал, использование которого варьируется учителем. Программное обеспечение включает в себя обучающие и контролирующие программы, электронные учебники.

В практике работы можно использовать мультимедийные учебники, которые наглядно представляют материал, обеспечивают быструю обратную связь (мгновенный контроль за усвоением материала). Интерактивный режим позволяет учащимся самим контролировать скорость прохождения учебного материала; разветвлённая структура гиперссылок позволяет получить пояснение, дополнительную информацию). Преподаватель задаёт приемлемую, по его мнению, форму и последовательность представления материала.

Следует заметить, что не все имеющиеся в настоящее время мультимедийные учебники обладают вышеупомянутыми достоинствами. Выделить среди наиболее удачных учебников“English Platinum”, “Dynamic English”, “ Professor Higgins”, “Triple play plus in English”, “English Gold”, “Bridge to English” и другие.

Количество созданных компьютерных программ для изучения английского языка уже превышает число “обычных” школьных учебников, но их качество до сих пор остается неудовлетворительным.

В 2008 году компания “Образовательные компьютерные технологии” выпустила диски “Изучай алфавит с удовольствием” /“Enjoy the ABC” и “Слушай и играй с удовольствием” /“Enjoy Listening and playing”, являющиеся мультимедийными приложениями к учебнику “Enjoy English” (под ред. Биболетовой М.З. для 2, 3 и 4 классов). Данные программы полностью соответствуют авторской концепции учебника. В упражнениях продолжена сюжетная линия учебника, предъявление и закрепление материала не расходится с тематическим и поурочным планированием УМК. Считаю, что данные мультимедийные приложения являются чрезвычайно полезными и делают уроки в начальной школе красочными, интересными и необычными.

С помощью мультимедийных обучающих программа по английскому языку в практике работы использую различные методические приёмы, позволяющие в активной форме проводить ознакомление, тренировку и закрепление знаний и умений учащихся.

Урок систематизации и обобщения знаний.

На данных уроках непосредственно обращаемся к различным источникам информации, которая интересна ученикам и способствует получению жизненного опыта. Самостоятельный поиск необходимой информации на англоязычных и тематических сайтах помогает формировать компенсаторную, социокультурную компетенции, развивает умение организовать самостоятельную работу. Разнообразные виды деятельности формируют межпредметные навыки через заполнение электронных анкет; работа с расписанием поездов; работа с картой прогноза погоды; работа с географическими картами; работа с англоязычными сайтами, использование флэш-игр, флэш-мультфильмов, работа с веб-квестами.

Веб-квест – проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используют информационные ресурсы сети Интернет. Направлен на развитие у обучающихся навыков аналитического и творческого мышления; преподаватель, создающий веб-квест, должен обладать высоким уровнем предметной, методической и инфо-коммуникационной компетенции

Урок развивающего контроля.

Считаю, что использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Разрабатываемые мною тесты представляют собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке ответов, при электронной версии по желанию учителя смена слайдов может быть настроена на автоматический переход через определенный интервал времени.

При создании теста с выбором ответа на компьютере, обозначаю вывод реакции о правильности (не правильности) сделанного выбора или без указания правильности сделанного выбора. Можно предусмотреть возможность повторного выбора ответа. По результатам таких тестов можно судить о степени готовности и желании учеников изучать данный раздел.

Особого внимания уделяю вопросу совместного использования мультимедийных презентаций и рабочих тетрадей. На мой взгляд, не следует опираться только на возможности компьютера, хотя он предоставляет великолепные средства для наглядного и красочного представления информации по изучаемой теме, тексты основных определений и другие основополагающие сведения все же должны остаться у обучающихся в виде “бумажной копии” (печатный вариант).

Проектная деятельность обучающихся.

В практике работы на уроках обобщения и систематизации знаний и способов деятельности предлагаю обучающимся выполнить проектные и творческие работы: компьютерные презентации, с применением изучаемого материала в других областях знаний. Затем эти работы представляются и защищаются перед учащимися класса в виде PowerPoint презентации, брошюры, буклеты, и видеофильмы, коллективно анализируется и рецензируется результаты их выполнения.

Такой вид работы развивает творческие, исследовательские способности обучающихся, повышает их активность, способствует приобретению навыков, которые весьма полезны в жизни. Информационные технологии создают условия для самовыражения учащихся: плоды их творчества могут оказаться востребованными, полезными для других. Подобная перспектива создает сильнейшую мотивацию для их самостоятельной познавательной деятельности в группах или индивидуально.

Особенности использования компьютера и мультимедийного проектора на уроках английского языка.

  1. Качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, чётким и цветным изображением на экране.
  2. С помощью доски и мела затруднительно и нелепо объяснять работу с различными приложениями.
  3. В случаях выявления в слайдах пособия недостатков или ошибок, можно сравнительно легко устранить дефекты.
  4. В зависимости от подготовленности учащихся, используя в презентациях гиперссылки, один и тот же материал можно объяснять и очень подробно, и рассматривая только базовые вопросы темы. Темп и объём излагаемого материала, определяется по ходу урока.
  5. Во время демонстрации презентации, даже с применением проектора, рабочее место учащихся достаточно хорошо освещено.
  6. Повышение уровня использования наглядности на уроке.
  7. Повышение производительности урока.
  8. Установление межпредметных связей с другими предметами.
  9. Появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством преподавателей информатики и учителями-предметниками.
  10. Преподаватель создающий, или использующий информационные технологии вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.
  11. Изменяется, отношение к ПК. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности.
  1. Учитель и учащиеся должны уметь обращаться с компьютером на уровне, необходимом для выполнения компьютерных заданий.
  2. Учителю следует четко представлять, какие формы ИКТ следует использовать на данном этапе урока, и оправдано ли это использование.
  3. Необходимо заранее подбирать материал к уроку с использованием ИКТ, руководствуясь определенными критериями, адаптировать отобранный цифровой материал в соответствии с задачами и условиями обучения.
  4. Учителю следует планировать и организовывать самостоятельную работу учащихся по предмету с привлечением ИКТ.

Список литературы

  1. Альбрехт К.Н. Использование ИКТ на уроках английского языка // Электронный научный журнал “Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании”. – 2010. http://journal.kuzspa.ru/articles/45/ .
  2. Биболетова М.З. Мультимедийные средства как помощник УМК “Enjoy English” для средней школы // Иностранные языки в школе. – 1999. – № 3. – С. 3-4.
  3. Вильямс Р. Компьютеры в школе / Пер. с англ., Общ. ред. и вступ. ст. В.В.Рубцова. – М.: Прогресс, 1988.
  4. Войтко С.А. Об использовании информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка // Интернет-журнал Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”, 2004–2005. http://festival.1september.ru/articles/415914/ .
  5. Коптюг Н.М. Интернет-уроки как вспомогательный материал для учителя английского языка // Иностранные языки в школе. – 2000. – № 4. – С. 54–59.
  6. Нарышкина Е.А. Использование компьютерных программ при обучении английскому языку // Интернет-журнал Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”, 2007 – 2008.http://festival.1september.ru/articles/503443/ .
  7. Никитина И.Н. Урок английского языка с использованием новых информационных технологий // Интернет-журнал Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”, 2004 – 2005. http://festival.1september.ru/articles/213950/ .
  8. Подопригорова Л.А. Использование интернета в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе, 2003. – № 5. – С. 25–31.
  9. Полат Е.С. Некоторые концептуальные положения организации дистанционного обучения иностранному языку на базе компьютерных телекоммуникаций // Иностранные языки в школе, 2005. – № 4 – С. 6–11.