Проект «Морские обитатели» для детей старшей группы. Проект «Морские обитатели» проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему Проект моря и океаны подготовительная группа


Елена Юрьева

Вид проекта: информационно-творческий.

Участники проекта: дети средней группы. Так же проект предусматривает участие родителей воспитанников.

Актуальность:

На сегодняшний день вопросы охраны окружающей среды стоят очень остро. Одной из причин этого является отсутствие у людей экологической грамотности и культуры. Основы экологической культуры закладываются ещё в дошкольном возрасте. Много вокруг нас ещё неизведанного и прекрасного. Хотелось бы детей познакомить с этим загадочным и таинственным миром. В ходе реализации проекта дети получат знания об обитателях морей и океанов. Чувство любви к природе. Желание беречь и охранять её. Участие детей в проекте «Море, море – мир бездонный» позволит максимально обогатить знания и представления о жизни рыб и обитателей моря и океана, развить связную речь, творческие способности детей.

Цель проекта: Создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации информационно-творческого проекта «Море, море – мир бездонный».

Задачи проекта:

Познакомить детей с названиями видов водного транспорта, их составными частями, учить сравнивать виды водного транспорта и описывать его.

Расширять представления детей об обитателях морских глубин, формировать умение размышлять;

Развитие логического мышления, умения на основе сопоставления фактов, результатов, наблюдений делать выводы и заключения;

Развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое;

Развивать способность вслушиваться в звуки природы;

Развивать познавательный интерес, творческие способности;

Использовать различные нетрадиционные художественно – графические техники;

Учить охранять окружающую среду;

Подготовительный этап:

Подобрать иллюстрации, картины, слайды, грамзаписи по темам занятий;

Подобрать детскую литературу по тематике проекта;

Разработать конспекты занятий;

Подготовить материал для изобразительной деятельности.

Провести занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи;

Организовать творческую деятельность детей: игры, рисование, аппликация и т. д.

Реализация проекта:

1.Занятия

Формирование целостной картины мира:

Тема: «Водный транспорт» - Познакомить с названиями видов водного транспорта, их составными частями, историей возникновения кораблей; учить сравнивать виды водного транспорта и описывать его.

Коммуникация:

Тема: «Путешествие по морским глубинам» - Расширять представления детей о море, его обитателях, их строении и способах защиты от врагов; поощрять стремление задавать познавательные вопросы; воспитывать любовь к природе, бережное отношение.

Беседы:

- «На чем можно плавать по воде?»- расширить знания детей о водном транспорте и плавательных средствах, познакомить с историей возникновения кораблей. (компьютерная презентация)

- «Моря бывают разные» – познакомить детей с названиями морей и океанов, закрепить умение поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения.

- «Царица-Водица» - воспитывать интерес и любовь к родной природе, расширять знания о св-вах воды, ее роли в жизни человека, учить делать выводы, активизировать словарь.

ОБЖ «Приключения зажигалки на корабле» - помочь детям запомнить основные группы пожароопасных предметов, уточнить правила безопасного обращения с этими предметами.

- «Морские растения» - рассмотреть альбом «Мир водорослей»; формировать представление о том, как устроены водоросли, где могут расти; поощрять стремление задавать познавательные вопросы.

Беседа о профессии водолаза - формировать у детей представление о соответствии той или иной профессии взрослых и потребностей в ней.

Ознакомление с искусством:рассматривание репродукций картин И. К. Айвазовского «Волна», «Ураган на море».

2. Изобразительная деятельность детей:

Рисование: «Какой ручей длиннее?», «Рыбки - игруньи».

Лепка: «Морские обитатели».

Аппликация: «Рыбацкие лодки вышли в море».

Конструирование: «Кораблик из скорлупы грецкого ореха».

3. Игровая деятельность детей:

Дидактические игры: «Вырежи по контуру», «Что лишнее?», «Купи для корабля нужную деталь», «Сложи морского жителя», «Найди предмет по описанию», «Загадки и отгадки», «Назови правильно», «Чей силуэт».

Подвижные игры: «Переправа», «Берем предмет», «На волнах». «Море волнуется раз», Эстафета с бочонками воды «По извилистой дорожке», «Рыбаки и рыбки», «Ручеёк», «Водолаз», «Краб», «Рыбки и камушки».

Сюжетно – ролевые игры:

- «Моряки»;

- «Моряки», сюжет: «Подготовка к дальнему плаванию»;

- «Морская прогулка»;

- «Семья», сюжет: «Мама идет в магазин покупать рыбок».

Строительные игры: «Построй плот», «По морским просторам кораблики плывут, к незнакомым берегам нужный груз везут».

Театрализованная деятельность:

Физкультурный досуг «Морская школа юнг»;

Просмотр слайд-шоу «Моря планеты Земля»;

Театр. этюды «Жители подводного царства».

Хороводная игра: «На реке камыши».

Пальчиковая игра – имитация: «Чайка».

ТРИЗ: Пробл. Сит. : «Если маяк не светит?»; «Морское путешествие - что хорошо, что плохо».

4. Экспериментальная деятельность:

Игра «Экспериментирование с природным материалом» - предложить детям после осмотра определить, в какой ёмкости находится песок, глина, камень, почва, аргументировать свой ответ;

Опыт «Ручейки»;

Опыт «Способность воды отражать предметы».

5. Чтение художественной литературы:

Чтение и обсуждение литературного произведения: Г. Х. Андерсен «Русалочка»;

Разучивание стихотворения В. Орлова «Для чего морю наряды?»;

Заучивание стихотворение С. Баранова «Дельфины»;

Пословицы о воде: «Вода и землю точит и камень долбит», «С огнем и водой не поспоришь», «Воды и царь не уймет», «От большой воды жди беды»;

Знакомство с литературными произведениями: В. Орлов «Корабли», А. Тронь «О морях, кораблях, моряках».

6. Музыка:

Прослушивание песни «Дельфины» на стихи С. Козлова из мультфильма «В порту»;

Слушание песни «Юный капитан» сл. О. Беляевской, муз. Гомонова Е. ;

7. Просмотр отрывков мультфильма «В поисках Немо» - активизировать позн. интерес к обитателям морских глубин;

8. Целевая прогулка к магазину – предложить детям, подумать какие продукты можно купить в кругосветное путешествие?

9. ОБЖ:

- «Приключения зажигалки на корабле» - помочь детям запомнить основные группы пожароопасных предметов, уточнить правила безопасного обращения с этими предметами.

- «Подружись с водой» -здоровье, культурно-гигиенические навыки.

10. Участие родителей в реализации проекта:

Консультация «Экологическое воспитание ребенка во время отдыха на море;

Предложить родителям вместе с детьми посмотреть мультфильмы «Русалочка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Осьминожки»;

Беседа с родителями о принятии участия в оформлении досуга «Морская школа юнг».

Оформить выставку совместных работ (дети и родители)«Обитатели подводного мира».

Итог проекта:

1. Оформить выставку совместных работ (дети и родители)«Обитатели подводного мира»;

2. Коллаж Тема: «Аквариум» (коллективная работа);



Паспорт проекта "Морские обитатели" с детьми 6-7 лет

Автор: Маленкина Галина Викторовна, воспитатель
Место работы: МКДОУ "Детский сад №4" Кореневского района Курской области
Описание работы: Творческий проект "Морские обитатели" разработан для совместной работы детей 6 -7 лет их родителей и воспитателей. Проектная творческая деятельность «Морские обитатели» направлена на развитие познавательного интереса старших дошкольников и будет способствовать проявлению у детей инициативы, самостоятельности и оригинальности при выполнении проекта.Данный проект будет интересен воспитателям, родителям, студентам.

Паспорт проекта "Морские обитатели"

Тип проекта: творческий (долгосрочный, декабрь – февраль).
Цель: Расширять и обогащать представления старших дошкольников об обитателях морей.
Задачи:
Образовательные:
Развивать познавательный интерес старших дошкольников в проектной деятельности.
Расширять и систематизировать знания детей о представителях морского дна, об их особенностях, о приспособленности к жизни в водной среде. Познакомить детей с некоторыми формами защиты морских обитателей. Учить передавать своё отношение к природе в продуктивной деятельности.
Учить самостоятельно выбирать и грамотно сочетать в ходе работы бисер.
Продолжать учить детей создавать поделки из бисера. Формировать навыки творческой деятельности.
Развивающие:
Развивать восприятие объемных форм.
Развивать воображение, мышление, речь в процессе изготовления поделки.
Развивать умение моделировать, фантазировать в процессе работы.
Развивать мелкую моторику рук, инициативность и самостоятельность.
Развивать эстетический вкус, учить видеть прекрасное.
Воспитательные:
Способствовать проявлению у детей инициативы, самостоятельности и оригинальности в процессе работы над проектом.
Воспитывать коммуникативные навыки, трудолюбие, наблюдательность и любознательность.
Воспитывать ребёнка как субъекта детской деятельности.
Продукт проектной деятельности: рыбки и другие обитатели морей, водоросли.
Состав проектной группы:
Педагоги, дети подготовительной к школе группы, родители.
Заказчик проекта:
Методическая служба ДОУ.
Организация проекта:
Подбор литературы, энциклопедий, фотографий, тематических картин. Материально – техническое оснащение: фотоаппарат, стенд. Канцелярские принадлежности, бисер, ножницы, проволока.
Формы реализации проекта: Беседы, Художественно – продуктивная деятельность (рисование, аппликация, лепка). Творческая деятельность – изготовление рыбок из бисера.
Постановка проблемных ситуаций и решение ситуационных задач, игровая деятельность.
Методы проекта:
Исследовательские: проблемные вопросы.
Наглядные: использование ИКТ, энциклопедии, фотографии, тематические картины, рисунки детей.
Словесные: беседы, чтение художественной литературы, заучивание наизусть стихотворений, консультации для родителей, указания, словесные инструкции.
Практические: ситуационные задачи, изготовление рыбок.
Идея проекта: Воспитанникам предложить разнообразить мини – музей в детском саду «Обитатели морей». Там уже есть макеты морских животных из картона, бумаги, пластмассовые фигурки, фотографии, иллюстрации. Нам нужно сделать поделки из такого материала, из которого здесь ещё нет поделок.
Мы предположили, что творческое задание проекта поможет разнообразить совместную деятельность педагога с детьми, будет стимулировать потребность детей в самореализации, самовыражении.
Предполагаемые образовательные результаты проекта: В результате реализации данного проекта мы предположили, что дети проявят интерес к процессу изготовления поделок из бисера, будут принимать активное участие в проектной деятельности. Работа с бисером будет развивать у детей конструктивное мышление, внимание, память, пространственные представления, воспитывать усидчивость, приучать к аккуратности (охват и интеграция образовательных областей: «Художественно - эстетическое», «Социально - коммуникативное», «Речевое», «Познавательное», «Физическое»). Содружество и сотворчество детей создадут благодатную почву для формирования сплочённого коллектива, развитие положительных эмоций, интереса к творчеству.
Риски проекта:
- снижение интереса детей к деятельности во время проекта;
- дети останутся не довольны результатом проекта;
- родители не проявят интерес и ожидаемую активность к проектной деятельности.
Погружение в проблему (формулировка проблемной ситуации):

Обсудили план действий:
1. Каких обитателей морей вы бы хотели изготовить? Почему?
2.А как добиться того, чтобы поделки были разные, отличались друг от друга? (сделать разного размера, из разного по размерам и цвету бисера).
Пришли к выводу: сделать различные, оригинальные поделки и разнообразить мини – музей ДОУ.
Планирование работы с детьми подготовительной к школе группе в рамках творческой проектной деятельности «Морские обитатели»

1.Организационный этап проекта (декабрь)
Подбор методической и художественной литературы.
Информация для родителей «Изделия из бисера», родительское собрание на тему: «Использование проектного метода в организации познавательной деятельности дошкольников».3.Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
Определение тематики бесед.
Преобразование предметно – развивающей среды.
2 ЭТАП
Формулировка проблемной ситуации
Воспитатель сообщает детям, что им нужно дополнить и разнообразить мини – музей ДОУ, поделками из бисера.
Обсудить план действий, определить мотивы участия детей в проекте.
3 ЭТАП
Активное обсуждение путей реализации проекта.
Обсуждение дома с родителями предстоящего проекта.
Выполнение дома, с родителями информации о морских обитателях.
4 ЭТАП (январь)
НОД «формирование целостной картины мира (интегрированное занятие « Морские обитатели»), рисование «Золотая рыбка», лепка (Пластилинография « Рыбка в море»).
Использование художественной литературы: стихи, пословицы.
Подвижные игры: «Водяной», «Рыбалка».
Дидактические игры: «Слепой художник», «Представь себя…», «Несуществующая рыба».
Просмотр мультфильмов.
5 ЭТАП
Зарисовывание детьми идеи проекта
6 ЭТАП
Работа с родителями
Обсуждение идеи проекта,
родительское собрание на тему: «Использование проектного метода в организации познавательной деятельности дошкольников».
консультации для родителей: « Изделия из бисера», «История бисера».
мастер – класс «: « Плетение из бисера - просто и оригинально».
7 ЭТАП (февраль )
Реализация общего замысла
Плетение из бисера фигурок морских обитателей.
Дети работают в парах.



8 ЭТАП
Обсуждение представления проекта
Родители подготавливают фотовыставку «Вспомним море голубое..!»,
Записывают придуманный ребёнком рассказ о морском обитателе, помогают оформить рисунками.
9 ЭТАП
Презентация проекта «Морские обитатели»
в виде развлечения: «Путешествие в подводный мир!».

Формы работы:
Организованное обучение
Беседа на тему:«Чем акулы отличаются от дельфинов?»
НОД Формирование целостной картины мира. Интегрированное занятие « Морские обитатели»
Беседа с детьми:«У какой рыбы есть «молоток»?»
НОД по рисованию «Золотая рыбка»
Чтение детям Г. Косова «Азбука подводного мира», С. Сахарнов «Кто в море живёт?», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Г. Х. Андерсен «Русалочка»;
пословиц и поговорок, загадывание загадок, словотворчество
Совместная деятельность с детьми
Принятие решения об участие в творческом проекте « Морские обитатели»
Обсуждение способов изготовления поделок.
Рассматривание репродукций картин И. К. Айвазовский «Ночь. Голубая волна», «Девятый вал», «Чёрное море»,
Слушание музыки: «Звуки моря».
просмотр мультфильмов «Разноцветная семейка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Русалочка», «В поисках Немо», «Подводная братва».
Игровая мотивация: «Путешествие в подводный мир»
рассматривание поделок из бисера
Самостоятельная деятельность детей
Рассматривание иллюстраций, фотографий.
Раскрашивание картинок из серии « Море», рисование детей
Дидактические игра « Кто живет в море?», «На что похоже?», «преобразование квадрата».
Взаимодействие с родителями
Просматривают с детьми книги, источники сети интернет, ищут необходимую информацию.
Фотовыставка: «Вспомним море голубое..!», «Я в океанариуме!» ;
Родители записывают, придуманный ребёнком, рассказ о морском обитателе, помогают оформить рисунками;
Читают детям сказки, легенды об обитателях морей.

Он взрослых изводил вопросом «Почему?»
Его прозвали «Маленький философ».
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не задает вопросов «Почему?».

С.Маршак

Паспорт проекта

Тип проекта: познавательно-исследовательский, игровой, творческий.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

По количеству участников: коллективный.

Возраст детей : 5-6 лет.

Продолжительность: краткосрочный

Срок реализации проекта: 1 неделя

Особенности проекта :

· опора на личный опыт детей;

· доступность материала для детей дошкольного возраста;

· максимальная включенность родителей и оказание им практической помощи в работе по ознакомлению детей с обитателями морей;

· интеграция совместной деятельности детей и родителей дома с их деятельностью в дошкольном образовательном учреждении.

Ожидаемые результаты:

· сформировать представления об обитателях моря, их строении, среде обитания, внешнем виде;

· овладеть понятиями «морские животные», «рыбы», «моллюски»;

· имеют простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения (плавает, ползает), способах маскировки, об уникальности каждого вида;

· знать о взаимосвязи с другими обитателями;

· иметь представления о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;

· сформировать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе;

· сформировать навыки составления описательных рассказов о морском обитателе с использованием опорной схемы.

Актуальность темы: Много вокруг нас еще неизведанного и прекрасного. Подводный мир моря труднодоступен для повседневного обозрения. И в то же время, человек чаще является потребителем, нежели созидателем в отношении обитателей морских глубин. Это позволит акцентировать внимание детей на бережном отношении к дарам моря и разумном их использовании.

Знакомство с морскими путешествиями предоставляет возможность внести в сознание детей образ человека как «созидателя», обладающего большими возможностями.

Для знакомства детей с загадочным и таинственным миром моря был создан данный проект «Морские обитатели».

Проблема (на уровне ребенка): Недостаточный запас знаний у детей о морских обитателях.

Цель: Систематизировать, обобщить и дополнить знания детей о морских обитателях.

Задачи:

· Сформировать представления детей о жизни моря и его обитателях; познакомить с миром рыб: чем питаются, где живут, какие растения и животные их окружают;

· Развивать умение сравнивать и анализировать;

· Развивать грамматический строй речи, память, воображение, логическое мышление в процессе наблюдений, исследований природных объектов;

· Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках;

· Обогащать словарный запас детей и их знания о подводном мире;

· Учить применять полученные знания в разных видах деятельности;

· Побуждать обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями, к речевому общению друг с другом;

· Воспитывать бережное отношение к природе; коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, любознательность;

· Активизировать совместную деятельность родителей и детей по внедрению проекта.

Этапы работы над проектом:

I. Подготовительный.

  1. Подобрать методическую литературу по теме.
  2. Подобрать детскую художественную литературу.
  3. Подобрать дидактический материал, наглядные пособия (альбомы для рассматривания, картины, настольные игры).
  4. Систематизировать и оформить дидактический материал в соответствии с планом проекта;
  5. Информационный материал для родителей.
  6. Составить перспективный план мероприятий.

II. Содержательный.

Формы работы Темы Задачи
Познавательная деятельность 1.Тема: Морские обитатели. расширить и систематизировать знания детей о представителях морского дна, об их особенностях, о приспособленности к жизни в водной среде; познакомить детей с некоторыми формами защиты морских обитателей; формировать навык полных ответов на вопросы; развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения; развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление; воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
2.Тема: Сравнительное наблюдение за рыбам. закрепить знания о том, что рыбы бывают разные по величине, окраске, форме тела, строению плавников и т.д.; путем сравнения подвести детей к выводу о том, чем похожи все рыбы: местом обитания, кожными покровами, наличием плавников, способом передвижения, повадками; вызывать желание ухаживать за рыбами; развивать грамматический строй речи.
3.Тема: Выращивание кораллов, путем кристаллизации соли. опытным путем показать детям образование кораллов.
Просматривание видеороликов и презентаций: «Дельфины», «Морские обитатели», «Подводный мир», «Самые странные в мире животные», «Тайны морских глубин».
Ознакомление с художественной литературой

Коммуникативная деятельность

Чтение художественной литературы: Г. Х. Андерсен «Русалочка», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», скандинавская народная сказка «Волшебная рыба», норвежская народная сказка «Почему вода соленая», С. Сахарнов «Как краб кита из беды выручал», Г. Косова «Азбука подводного мира», С. Баранов «Дельфины», В. Орлова «Для чего морю наряды?»;

Заучивание стихотворений про морских обитателей, составление описательного рассказа по опорной схеме.

Познавательные беседы: «Кораллы - это растения или животные?», «Кто в море живет?».

формировать у детей представления о разнообразии подводного мира, вызывать желание дослушать произведение до конца, учить кратко передавать содержание произведения, развивать умение использовать опорную схему для составления рассказа, грамматический строй речи, пополнять словарный запас, воспитывать бережное и заботливое отношение к миру природы, учить видеть красоту окружающего мира.
Художественно-эстетическая деятельность 1.Тема: Рисование «Тайны подводного царства». систематизировать знания о внешнем виде рыб, их среде обитания, об особенностях подводного мира, учить передавать данные знания в рисунке.
2.Тема: Лепка «Кто в море живет?». (коллективная работа) закреплять представления об особенностях подводного мира, об особенностях строения морских обитателей.
3.Тема: Конструктивная деятельность «Рыбка», «Лодочка» (оригами из бумаги). закреплять умения использовать технику оригами для создания моделей морских обитателей.
Игровая деятельность Подвижные игры:

«Море волнуется раз …», «Рыбак и рыбки», «Водяной».

Дидактические игры:

«Русалочка», «Четвертый лишний», «Что звучит?», «Соедини цифры», «Раскрась по образцу».

Сюжетно-ролевые игры:

«В океанариуме», «Где мы только не бывали, что мы только не видали», «Путешествие на корабле», «Подводная экспедиция».

Пальчиковые игры:

«Чайка», «Лодочка».

совершенствовать спортивные навыки, развивать логическое мышление, память, внимание, сообразительность, воспитывать уважительное отношение к сверстникам, закреплять знания о подводном мире.
Музыкальная деятельность Прослушивание песни «Дельфины» из мультфильма «В порту», Дебюсси К. «Море», эскиз для симфонического оркестра «Разговор ветра с морем», Равель М. «Игра воды».

Разучивание песни «Музыка моря».

Тематическое развлечение «В гостях у Нептуна».

учить слушать музыку, различать звуки природы, запоминать слова песни, попадать в такт при исполнении песни.
Двигательная активность Проведение подвижных игр. приобщение детей к здоровому образу жизни.
Взаимодействие с семьей Организация выставки рисунков «Морские обитатели»;

Подбор материала, необходимого для реализации проекта;

Выучить стихотворение И. Токмаковой «Где спит рыбка?»;

Консультация «Дельфинотерапия».

III. Итоговый.

1.Тематическое развлечение «В гостях у Нептуна»;

2.Выставка рисунков «Морские обитатели»;

3.Выставка поделок «Такие разные рыбки».

Библиографический список

1. Авдеева Н.Н., Степанова Г.Б. Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание дошкольников: учебно-методическое пособие. - Ярославль: Академия развития, 2003.

2.Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2009.

3.Шорыгина Т. А. Рыбы какие они? Книга для воспитателей, родителей. Москва, 2008.

4.Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! - СПб: «Детство-пресс», 2004.

5.Волчкова В. Н., Стапанова Н., В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2008.

Люба Березовская

Тема проекта :

«Морские обитатели »

Составитель :

Березовская Л. Н.

воспитатель

Тип проекта :

познавательно-исследовательский, творческий.

Участники проекта : дети старшей группы, воспитатель, родители.

Продолжительность проекта : 1 рабочая неделя

Проблема проекта : Самый большой пробел у детей обнаруживается в познаниях о водном мире нашей планете : флоре и фауне морей и океанов. «Какие бывают обитатели моря » Недостаточный запас знаний у детей о морских обитателях .

Цель проекта :

расширять знания детей о подводном мире и его обитателях .

Задачи проекта :

Образовательные :

Познакомить с разнообразием подводного мира, с его значимостью для всего живого на планете.

Познакомить со строением и жизнедеятельностью обитателей подводного мира .

Развивающие :

Развивать умение сравнивать и анализировать.

Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.

Обогащать словарный запас детей и их знания о подводном мире.

Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках.

Воспитательные :

Воспитывать бережное отношение к природе.

Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.

Ожидаемый результат :

Владеть понятиями «Морские животные » , «Рыбы» , «Моллюски» ;

Иметь простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде способах их передвижения, способах маскировки.

Знать о взаимосвязи с другими обитателями

Иметь представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;

Продукты детской деятельности (рисунки, поделки, рассказы) ;

Работа с родителями : изготовление (книжки малышки) «Волшебный мир морей и океанов» .

Актуальность проекта : Подводный мир очень красочен, ярок, но напрямую не доступен для изучения детьми. Современные средства и методы обучения позволяют это сделать, что способствует «погружению» детей в интересную для них тему и делает их активными участниками образовательного процесса. Это даёт возможность воспитывать детей - «деятелей» , а не «исполнителей» , развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия. Предлагаемая тема проекта предоставляет детям возможность на каждом занятии выявить проблему; самостоятельно искать нужное решение; выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать; самостоятельно анализировать полученные результаты. Также развивает их творческие способности. Эта тема является очень интересной и увлекательной для детей старшего дошкольного возраста.

Этапы проекта :

1этап – подготовительный

Разработка проекта .

Выявление проблемы.

Подбор методической литературы.

Создание соответствующей развивающей среды в группе;

Информирование и ознакомление родителей с темой проекта

2 этап – реализационный

Обновление и обогащение развивающей предметно – пространственной среды в группе.

3 этап – итоговый

Анализ результатов реализации проекта , подведение итогов, выставка детского творчества.

Образовательные области : социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие.

Совместная деятельность детей и педагогов.

Цель : Активизировать познавательный интерес к обитателям морских глубин . Закрепить знания детей о разнообразии подводного мира; поощрять навыки поисковой деятельности; обогащать речь детей; формировать бережное отношение к природе.

Познание

Беседы : О рыбах, о морях и океанах, о подводном мире;

Рассматривание иллюстраций, энциклопедий «Море и его мир» ;

Рассматривание видеороликов «Подводный мир.

Опытно-экспериментальная деятельность

Чтение художественной литературы

Цель : Формировать интерес к художественным произведениям различных жанров, раскрыть взаимосвязь между сказочным и реальным миром; учить выделять главную мысль произведения;

Объяснить, как важны в книге рисунки; показать, как много интересного можно узнать, рассматривая книжные иллюстрации.

Г. Косова «Азбука подводного мира» , С. Сахарнов «Кто в море живёт?» , А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» ;

Разучивание стихов

В. Орлова «Я рисую море» , Ю. Дулепины «Осьминог» .

Просмотр мультфильмов

«Сказка о рыбаке и рыбке» , «Русалочка» .

Словесные игры

«Отгадай загадку» , «Кто, что слышит?» , «Назови одним словом» .

Цель. Развивать умение описывать водоем, его обитателей по описанию .

Расширить словарь детей : медуза, осьминог, креветка, краб, морской конёк .

Социализация

Дидактические игры : «Русалочка» , «Четвертый лишний» , «Чей силуэт» , «Собери Дельфина» , «Укрась аквариум» , «Угадай какой водоем» .

Цель : Уточнить и закрепить знания об обитателях моря . Развивать находчивость, сообразительность, внимание, умение доказывать правильность своего суждения.

Настольно-печатные игры :

«Разрезные картинки»

Продуктивные виды деятельности :

Цель : Обучать детей различным приёмам работы с различными изобразительными средствами, умению следовать устным инструкциям, оперировать понятиями, обозначающими пространственные характеристики. Развивать мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус и творческие способности. Воспитывать культуру труда, коммуникативные способности детей.

Аппликация «На дне морском »

Лепка «Необыкновенные рыбки»

Рисование «Волшебный подводный мир»

Оригами «Морские рыбки »

Физическое развитие

Подвижные игры «Море волнуется» , «Рыбки и камушки» .

Цель : Формирование двигательных навыков, развитие воображения, внимания.

Взаимодействие с родителями

Подбор пазлов на морскую тематику ;

Разрезные картинки «Морские животные » ;

Домашнее задание для детей и родителей - составление книжки - малышки о морском обитателе с детскими рисунками

Результат проекта

Знания, полученные во время реализации проекта , помогли повысить уровень представлений воспитанников о рыбах.

Воспитанники освоили простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, об уникальности каждого вида.

Дети владеют понятием «морские животные » , «рыбы» «моллюски» .

Составляют описательный рассказ о морских обитателях .

Путём сравнение формируют выводы о том, что похожи все рыбы : местом обитания , наличием плавников, способом передвижения.

У воспитанников сформированы навыки экологически грамотного поведения в природе, повысился уровень знаний о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды.

Проект «Морские обитатели»

Подготовительная группа А

Сорокина Галина Николаевна

воспитатель 1 кв. категории

д/сад №5 «Аленушка»

с. Лад-Балка

Красногвардейского района

Ставропольского края

2018 год

Тип проекта : информационно-творческий

Участники проекта: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Срок проведения проекта: 3 недели (10.01.2018 – 31.01.2018 г.)

Актуальность

Вокруг нас прекрасный и загадочный мир. Хотелось бы познакомить с ним детей. В ходе реализации проекта дети получат знания об обитателях водных просторов. Прививать чувство любви к природе, желание беречь и охранять ее.

Проблема (на уровне ребенка): Недостаточный запас знаний у детей о морских обитателях.

Цель: Создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей.

Задачи:

Расширять представления детей об морских обитателях,

Формировать умение размышлять;

Развитие логического мышления, умения на основе сопоставления фактов, результатов, наблюдений делать выводы и заключения;

Развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое;

Развивать познавательный интерес, творческие способности;

Использовать различные нетрадиционные художественно изобразительные техники;

Воспитывать дружелюбные отношения и интерес к обитателям морских глубин;

Способствовать формированию родительского интереса к воспитательному процессу.

Ожидаемые результаты:

Владеть понятиями «животные морей и океанов»;

Иметь простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения, об уникальности каждого вида, способах маскировки;

Знать о взаимосвязи с другими обитателями;

Иметь представления о взаимодействии человека и окружающей среды;

Формировать навыки экологически грамотного поведения в природе,

Уметь составлять описательный рассказ о морском обитателе с использованием опорной схемы.

Формы и методы: Наблюдения, беседы, эксперименты, рассматривание и показ иллюстраций, картинок, энциклопедий, презентаций, чтение художественной литературы, загадывание загадок, заучивание пословиц и поговорок по теме,

объяснение, «метод преднамеренной ошибки», игры дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, НОД, прослушивание песен, музыки, просмотр мультфильмов.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Этапы проекта:

1 этап . Предварительная работа (разработка проекта).

2 этап. Реализация проекта (организация совместной работы детей, родителей и педагогов).

3 этап. Подведение итогов.

I этап. Предварительная работа:

Цель: Сформировать первичные представления и положительное отношение по теме «Морские обитатели».

Поисковая работа по подбору иллюстративного материала, по теме «Морские обитатели», «Море».

Ресурсное обеспечение.

Иллюстрации, фотоматериалы, видеоролики, слайды, книги, художественные произведения и материалы, фотоаппарат, компьютер, материалы для изобразительной и конструкторской деятельности, ракушки разных размеров и формы, пластилин, бросовый материал.

II этап Реализация проекта.

Цели :

Активизировать познавательный интерес к обитателям морских глубин;

Закрепить знания детей о разнообразии подводного мира;

Поощрять навыки поисковой деятельности;

Обогащать речь детей;

Формировать бережное отношение к природе.

НОД:

Викторина «Морские обитатели»

Викторина «Путешествие в подводное царство

Рисование «На дне морском»

Лепка «Морские обитатели» Конструктивная деятельность «Рыбка», «Лодочка» (оригами из бумаги).

Загадывание загадок; заучивание пословиц.

Беседы: «Морские растения», «Сокровища морей», «Все о ракушках»

Пальчиковые игры:

«Чайка», «Лодочка».

Просмотр презентаций:

Цель : Развивать познавательные способности детей.

«Подводные растения. Мир кораллов», «Многообразие жителей морей и океанов - 1», «Многообразие жителей морей и океанов - 2», «Необыкновенные рыбы», «Мастера маскировки».

Рассматривание иллюстраций альбомов и энциклопедий:

Цели:

Объяснить, как важны в книге рисунки;

Показать, как много интересного можно узнать, рассматривая иллюстрации.

«Разнообразие морского дна», «Коралловые рифы», «Море и его мир», «Рыбы которые светятся», «Морские черепахи», «Морские звезды и морские ежи», «Красное море и его обитатели», «Черное море и его обитатели», «Дельфины», «Морские хищники», «Глубоководные обитатели», «Водоросли – среда обитания», «Древнейшие жители морей и океанов», «Медузы», «Рыбы морей и океанов».

Рассматривание репродукций картин:

Цели:

Приобщить детей к прекрасному миру живописи;

Научить внимательно рассматривать картину, рассказывать о ее содержании;

Видеть и понимать выразительные средства, которые использует художник;

Чувствовать красоту произведения.

Картины художников: Ивана Айвазовского, Алексея Боголюбова, Георгия Дмитриева, Сергея Ляховича, Бато Дугаржапова, Алексея Адамова, Дмитрия Анненкова, Андрея Аранышева, Алексея Зайцева, художника, изображающих подводный мир картины Марка Сузино.

Просмотр мультфильмов:

Цели:

Расширяют представления об окружающем мире,

Знакомят с новыми словами, явлениями, ситуациям;

Показывают примеры поведения, что способствует социализации,

поскольку дети учатся, подражая;

Формируют оценочное отношения к миру, развитие мышления, понимание

причинно-следственных связей;

Развивают эстетический вкус, чувство юмора;

Мультфильмы помогают реализовать эмоциональные потребности детей.

«В синем море, в белой пене», «Рассказы старого моряка», «Кто в море проживает синем», «Гордый кораблик», «Девочка и дельфин» Разноцветная семейка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Русалочка», «В поисках Немо».

Чтение художественной литературы

Цели:

Формировать интерес к художественным произведениям различных жанров, - раскрыть взаимосвязь между сказочным и реальным миром;

Учить выделять главную мысль произведения.

Чтение художественной литературы: Г. Х. Андерсен «Русалочка», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», скандинавская народная сказка «Волшебная рыба», норвежская народная сказка «Почему вода соленая», С. Сахарнов «Как краб кита из беды выручал», Г. Косова «Азбука подводного мира», С. Баранов «Дельфины», В. Орлова «Для чего морю наряды?»,

« О чем говорят морские камни», «Люди и рыба», «Сказка о маленькой одинокой Рыбке и об огромном синем Море»

Эксперементальная деятельность.

Цели: развитие интеллектуальной сферы, творческих способностей, познакомить со свойствами воды; помочь понять особенности" организмов, обитающих в воде, их приспособленность к водной среде обитания.

«Откуда берется вода?»

«Есть ли у воды вкус?»

«Какие предметы держатся на воде, а какие тонут?»

Дидактические игры

Цели:

Уточнить и закрепить и знания об обитателях моря;

Развивать находчивость, сообразительность, внимание;

Развивать умение доказывать правильность своего суждения.

«Русалочка»

«Четвертый лишний»

«Чей силуэт»

«Угадай звук животного»

«Чья тень?»

«Собери Дельфина»

«Укрась аквариум»

«Кто здесь живет?»

«О ком расскажу»

Настольно-печатные игры

Цель: Развивать внимание, усидчивость, умение соблюдать правила, дружелюбие.

«Парные картинки»

«Узнай, что изменилось»

«Найди, такую же»

«Лото»

«Соедини точки»

Словесные игры

Цель: Развивать умение описывать водоем, его обитателей по описанию.

«Опиши животное»

«Отгадай загадку»

«Кто, что слышит?»

«Чьи детки?»

«Найди предмет по описанию»

«Назови, одним словом»

«Кто больше заметит небылиц?»

Сюжетно – ролевые игры:

Цели:

Понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней;

Развивать коммуникативные качества детей через диалог во время общения друг с другом.

«Путешествие на корабле», «Подводная экспедиция»

«Путешествие на корабле в сказочную страну »

«Моряки».

Подвижные игры:

Цель: Формирование двигательных навыков, развитие воображения, внимания.

«Рыбак и рыбки»

«Море волнуется»

«Рыбки и камушки»

«Водяной»

«Караси и щука»

«Удочка»

«Море волнуется – раз!».

Музыкальные игры:

Цели:

Развивать устойчивость внимания, точное выполнение словесных инструкций;

Развивать двигательно-слуховую координацию;

Учить распределять внимание;

Учить ритмизированная речь, дикцию, слуховое внимание.

«Веселые рыбки»;

«Русалочки»;

«Рыболовы».

Музыкальная деятельность

Цели:

Учить воспринимать характер животных с помощью музыкальных произведений;

Упражнять детей в создании выразительных образов морских обитателей;

Прививать любовь к различным музыкальным жанрам.

Прослушивание песен о море;

Слушание музыки: «Звуки моря», «Звуки дельфина», «Чайки и волны».

Взаимодействие с родителями

Цели:

Стремится развивать их интерес к проявлениям своего ребенка;

Желание познать свои возможности как родителей;

Включиться в активное сотрудничество с педагогами группы по развитию ребенка.

Консультации для родителей: «Как заинтересовать детей тайнами необычного морского мира»

Подбор пазл на морскую тематику.

Организация выставки рисунков «Морские обитатели»

Подбор материала, необходимого для реализации проекта

Выучить стихотворение И.Токмаковой «Где спит рыбка?»

III этап. Подведение итогов.

1.Открытое занятие по нетрадиционному рисованию «Осьминожки»

2.Презентация «Морские обитатели»

Заключение

В ходе осуществления проекта дети познакомились с морскими обитателями и с тем, какое значение море имеет в жизни человека.

В результате бесед, познавательных занятий совершенствовались навыки речевого общения. Дети самостоятельно овладели основными понятиями «морские обитатели», «моллюски», «кораллы», «млекопитающие», что так же помогло их общению в ходе проекта.

У детей по результатам наблюдений появился интерес к труду моряков на корабле и профессиях связанных с морем.

Знания, полученные самостоятельно в ходе проекта, ребята применяли во время рисования, лепки, изготовления аппликации и оригами. Они научились изображать внешнее строение рыбы, старались использовать ту цветовую гамму, какую имеет животное в природе.

Родители были вовлечены в образовательную деятельность. Таким образом, в ходе тематического проекта цель была достигнута.

Список литературы

1. Авдеева Н.Н., Степанова Г.Б. Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание дошкольников: учебно-методическое пособие. - Ярославль: Академия развития, 2003.

2.Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2009.

3.Шорыгина Т. А. Рыбы какие они? Книга для воспитателей, родителей. Москва, 2008.

4.Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! - СПб: «Детство-пресс», 2004.

5.Волчкова В. Н., Стапанова Н., В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2008.

6.Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе д/с. - М.: Мозаика-синтез, 2010. Селихова Л.Г. Интегрированные занятия. Ознакомление с природой и развитие речи детей 5-7 лет. М.: Мозаика-синтез 2005