Дифференциация звуков к г задания. Тема: дифференциация согласных звуков г-к


Урок в 1 классе для детей с НВОНР.

Тема урока: Дифференциация согласных Г-К в слогах и словах.

Цели:

  1. Учить различать согласные г- к на слух и правильно обозначать их на письме. Упражнять в сравнении и различении букв Г-К, звуков [г],[г"],[к,][к"] в слогах, словах.
  2. Развивать зрительное и слуховое внимание, тактильные ощущения, мелкую моторику.
  3. Воспитывать интерес к занятию, самоконтроль, прилежание.

Оборудование: мячик, зеркала, символы звуков, звуковые линейки,
предметные картинки, слоговые схемы слов, картинки букв Г и К, таблица слогов.

Ход урока

I. Орг. момент

Развитие мышления.
Что художник нарисовал не правильно на картинке?

II. Сообщение темы занятия.

Для того чтобы узнать тему нашего урока нужно отгадать слова по первым звукам картинок. Картинки: груша, утюг, собака, Ь (гусь) первый звук [г]; коза, облако, шар, картина, аист (кошка) первый звук [к].
Сегодня мы будем учиться различать звуки [г],[г"],[к,][к"] и буквы Г и К.

III. Акустико-артикуляционная характеристика звуков.

Дайте характеристику звукам [г], [г"],[к,][к"] (по схеме акустико-артикуляционного образа звука) показываются символы звуков.

При произнесении звука [г], [к]:
губки свободны, кончик языка опущен вниз, задняя часть спинки языка прикасается к мягкому небу, горлышко « работает» при произнесении звуков [г], [г"], а при произнесении звуков[к,][к"] « молчит».
- Назовите главное отличие звуков: [г] - звонкий, [к] - глухой.
- Как вы определили? (при произношении звука -[г] горлышко дрожит, при произношении звука [к] - нет).

IV. Соотнесение звуков с буквами. Развитие пальчиковой моторики рук.

Букву Г я не боюсь.
Г - не злой, а добрый гусь.
Изображение буквы Г при помощи рук:
Дружно выпрямим ладони
Правой левую накроем.
Получился уголок
Это буква Г дружок.

Ай да клоун, знаешь кто он? Это клоун буква К.
Изображение буквы К при помощи рук и карандаша.

Мы опять зажали наш
Между пальцев карандаш.
Он стоит наискосок,
А внизу его, дружок,
Держит правая рука-
Появилась буква К.

На руке и на ладошке напишем буквы-крошки.

V. Дифференциация звуков [г], [г"] и [к], [к"] и букв Ги К в слогах.

1. Повторите за мной слоги:
Га-ка,ка-га,ка-га-ка,га-ка-га,ка-ка-га, га-га-ка.

2. Чтение слогов.

ку
ке
ка
ги
гё
гю
ко
кю
кы
ки
гры
глё
гре
кру
клы

Все вместе читаем слоги.

Прочитайте слоги:

  • чтобы в них был глухой звук;
  • чтобы в них был звонкий звук;
  • чтобы в них был звонкий твёрдый звук;
  • чтобы в них был глухой мягкий звук.


VI. Физминутка.

Буратино подтянулся
Раз нагнулся, два нагнулся
Руки в стороны развел
Ключик видно не нашел
Чтобы ключик нам достать
Нужно на носочки встать.

VII. Дифференциация звуков [г], [г"] и [к], [к"] и букв Ги К в словах.

1. Игра « Один-много» с мячом.

Бумага- бумаги, книга- книги, дорога- дороги, канат- канаты, гигант- гиганты, голубь- голуби, кисточка- кисточки, комок- комки.

2. Вставьте пропущенный слог ГА или КА.

Даются карточки « га» и «ка», дети подходят и вставляют недостающий слог, записываю в тетрадь 2 понравившихся слова с буками Г и К, буквы подчеркивают, Г = чертами, К- чертой.

Давайте красиво запишем в тетрадь по 2 понравившихся слова и разделим их на слоги. Повторим правило: Сколько гласных в слове столько и слогов!

3. Зрительная гимнастика.

Глазки следят за полётом бабочки и по слогам читают слова.
Ди - во, во - да, да - ры, ры - ба, ба - ра - бан, бан - ка, ка - ша,
ша - ры, ги-ря,ря-би-на.

На доске висят картинки, нужно добавить слово в предложение и сказать, чем отличаются слова. На карточках написаны пары слов.

Очень зелены, густы в нашем садике….. (кусты)
Зреет красная калина, соберет ее….. (Галина)
Мы пришли сегодня в гости, принесли собачке ….. (кости)
Ели красную икру, подарили мне ….. (игру)
Затвердела снега корка, будет скользкой наша…. (горка)
Коля любит есть галеты, Галя ест всегда …. (котлеты)
Жаворонка слышен голос,зреет в поле спелый …. (колос)
Записать в тетрадь пары слов, подчеркнуть буквы.

VIII. Итог урока.

Какие буквы и звуки мы учились сегодня с вами различать. В чем главное их отличие?

В помощь начинающему логопеду.

«Эти глухие звонкие»

Не секрет, что одно из самых распространенных нарушений при фонетико-фонематическом недоразвитии речи у ребенка это трудности дифференциации согласных на глухие и звонкие. Ребенок может правильно произносить слова с парными согласными, но в речи другого человека выделяет их с трудом.

Самый простой тест на повторение слоговых рядов с оппозиционными звуками сразу обнаруживает эту проблему.

Коррекция этого дефекта может быть затруднена и минимальными дизартрическими расстройствами, при которых страдает голосовая функция.

Для работы с таким нарушением логопеду приходится подбирать много лексического материала для дифференциации оппозиционных звуков, использовать разнообразные игровые приемы для поддержания у ребенка интереса к занятию.

Надеюсь, что предлагаемый мной конспект поможет коллегам при подготовке подгруппового, группового и индивидуального занятия по этой теме.

Конспект занятия.

Тема: «Дифференциация звуков К – Г на материале слов и предложений».

Цели:

  1. Развитие фонематического слуха: научить детей на слух дифференцировать звуки К и Г.
  2. Формирование операций фонемного анализа: осознание позиции фонемы в слове.
  3. Научить детей на практике применять правило написания согласных К и Г в конце слова.
  4. Развитие психологической базы речи: развитие зрительной линейной памяти.

Оборудование:

  • предметные картинки: кони, волк, окно, юбка, гриб, нога, игла, книга, мальчик, девочка, коньки, глобус, карандаши, кубики, гирлянда, настольная игра, гладиолусы; картинки с изображением мальчика, картинка с изображением девочки;
  • карточки со словами, в которых пропущены буквы К и Г;
  • карточки с парами слов для завершения предложений;
  • сюжетная картинка «Дети в лесу собирают грибы и ягоды».

Ход занятия.

1. Организационный этап.

Задача: на примере слов-паронимов показать значение правильного произношения звуков.

Мой племянник Илюша живет в другом городе, учится, как и вы, во втором классе. Вчера звонит мне и говорит:

«Я хожу во второй глаз. Этот учебный кот очень трудный. Недавно получил гол. Приезжай в кости, будем ходить на корку».

Кто из вас понял, о чем говорил Илюша?

Как надо было сказать правильно?

Какие же звуки Илюша путает? (К и Г)

А что произошло со словами, когда он неправильно произносил звуки? (Они поменяли свое значение, свой смысл.)

Кто теперь скажет, для чего нужно произносить звуки правильно? (Чтобы нас понимали, и мы могли передать свою мысль).

2 этап: Ориентировочный.

Цель: Уточнить артикуляцию звуков К и Г, показать их сходство и различие.

Логопед: Сегодня мы с вами будем учиться сравнивать и различать звуки, которые путал Илюша.

Но сначала вспомним, какие бывают звуки? (Гласные и согласные)

Чем они отличаются друг от друга?

Какие звуки мы будем сравнивать и различать? (К и Г).

Давайте вспомним, что мы знаем о звуке К. (Это звук согласный).

А почему? (Есть преграда во рту)

Давайте все вместе произнесем этот звук и почувствуем, в каком положении находятся губы и язык. (Произносят дети и логопед вслух.)

Что мешает воздуху выходить свободно, что образует преграду на его пути? (Спинка языка выгибается, смыкается с небом, мешая воздуху выходить. Поэтому воздух прорывается с шумом).

Послушайте, как я произнесу этот звук. Голос кто-нибудь услышал? (Нет).

Значит, какой это звук? (Глухой)

Давайте все вместе произнесем звук Г и дадим ему характеристику. (Звук Г огласный. Есть преграда во рту – спинка языка выгибается, смыкается с небом и мешает воздуху проходить).

Чем похожи звуки К и Г? (Оба звука — согласные, при произнесении обоих звуков преграда – язык)

А чем отличаются? (Звук Г – звонкий).

3. Фонемный анализ: выделение звуков К и Г и определение их позиции в слове.

У близнецов Коли и Гали день рождения. Им принесли подарки, а ребята их перепутали. Поможем ребятам разобрать подарки! Если в названии есть звук Г – это подарок для Гали, а если К — для Коли.

Дети разбирают предметные картинки – коньки, глобус, книга, книга, карандаши, настольная игра, гладиолусы, кубики.

4. Упражнение для развития линейной памяти.

А) — Назовите, что получил в подарок Коля? (коньки, книга, карандаши, кубики.)

Что получила в подарок Галя? (глобус, книга, настольная игра, гладиолусы).

Б) — Найдите на картинке предметы, в названиях которых есть звуки К и Г

На доску выставляется сюжетная картинка: Дети в лесу собирают грибы и ягоды.

Назовите все предметы, в названии которых есть звук К.

Назовите все предметы, в названии которых есть звук Г.

4. Дифференциация звуков К и Г в словах.

Какие звуки мы искали, разбирая подарки? (К и Г)

А как мы записываем звуки? (Буквами Ка и Гэ)

А) По предметным картинкам: Напишите по слогам названия изображенных предметов (кони, волк, окно, юбка, гриб, нога, книга, игла).

Формирование операций фонемного анализа.

Назовите первую картинку. Какой звук вы произносите? Где вы произнесли этот звук? (в начале, в конце, в середине слова)

Результаты проверяются вместе с подгруппой вслух.

Б) По карточкам: вставить в словах пропущенные буквы.

Угадайте, какое слово из четырех лишнее (например, все со звуком К, а одно со звуком Г).

Клубника, виноград, курица, кукла.
Игла, голуби, картинка, гуси.
Ягнята, корова, гирлянда, гимнасты.
Снегирь, корзина, бумага, гора.
Радуга, рука, пуговицы, снеговик.
Кукушка, ягоды, попугай, горох.

В) — Я скажу слова, а вы повторите только те, где услышите звук К:

Георгин, лягушка, педагог, записывать, скоро, картофель, курица, бумага, кинотеатр.

Г) Повторить слова, в которых есть звук Г:

Ягода, песня, смеяться, нагрузить, сорока, горчица, пригорюниться.

Д) Мы будем играть в игру: «Замени звук».

Запишите в тетрадь слова, меняя звуки К на Г и наоборот.

Что будете делать? (Дети должны повторить инструкцию, таким образом логопед проверяет, понятна ли инструкция).

Калька – галька, грот – крот, икра – игла, Галина — калина, голос – колос.

Скажите, что получилось. Объясните значение слов.

Е) Запишите отгадки:

Много платьев, много хруста.
Как зовут ее?
(Капуста)

Без головы, а в шляпе.
Одна нога, и та без сапога.
(Гриб)

Красные лапки
Щиплют за пятки,
Беги без оглядки.
(Гусь)

Ж) Закончите предложения, выбирая нужные по смыслу слова:

Футболист забил в ворота …
В землю вбили острый …
(Гол, кол)

Тащит мышонок в норку огромную хлебную …

Зимой в парке заливают снежную … (Корка, горка)

Раздался детский …

Пристают к заставе …

Собака грызла … (Гости, кости)

5. Правило произношения:

Звук «Г» в конце слова оглушается, и слышится звук «К».

Оказывается, надо не только хорошо слышать, но и правило знать! И не только знать, но и научиться его применять.

1) Измените слова так, чтобы после согласного Г или К появился гласный звук (устно):

утюг – утюги
овраг – овраги
галстук – галстуки
стог – стога
берег – берега
сапог – сапоги

2) Какую букву напишем в словах?

Падал снег на порог.
Кот испек себе пирог.
А пока лепил и пек,
Ручейком пирог утек.
Пирожки себе лепи
Не из снега – из муки.

3) Игра «Кто первый придет к финишу?»

На доске два ученика должны вставить пропущенные в конце слов буквы К и Г, объяснить правило и подобрать проверочное слово.

Итог логопедического занятия.

Наше занятие тоже подошло к финишу. Кто скажет, чем мы сегодня занимались на уроке?

Для чего нужно правильно произносить звуки? (Чтобы правильно понимать и передавать словами смысл, то есть свою мысль).

Конспект занятия на тему: "Дифференциация звуков и букв Г–К на письме"

Подгрупповое занятие

Цель: дифференциация звуков и букв Г-К

Задачи:

Коррекционно-образовательные: учить детей различать буквы К и Г и звуки, которые они обозначают в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях;

Коррекционно-развивающие : развивать фонематический слух, анализ и синтез; развивать память, внимание, логическое мышление.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать аккуратность при оформлении записей в тетрадях, умение слушать товарищей .

Оборудование: написанные слова с пропущенным слогом; предметные картинки; мяч.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Здравствуйте дети. Сегодня наше занятие мы начнём с загадок.

В воде купался да сух остался.

(гусь)

Не зверь, не птица, а нос как спица.

(комар)

Какой первый звук вы слышите в слове «гусь», « комар»?

2. Сообщение темы занятия:

Будем различать буквы Г и К и звуки, которые они обозначают.

Дети дают характеристику звуков.

-[г]-согласный, звонкий, на письме обозначается буквой Г.
-[к]-согласный, глухой, на письме обозначается буквой К.

3.Артикуляционная гимнастика

«Улыбочка-трубочка»

«Толстушки-худышки»

«Лопатка»

«Иголочка»

«Качели»

4. Внимательно слушайте и повторяйте слоги

га - га - ка гы - гы - кы ко - го - ко

гу - гу - ку го - го - ко ку - гу - ку

ку - ку - гу кы - кы - гы ко - го - ко

5. Игра «Доскажи словечко». Логопед показывает написанное слово с пропущенным слогом. Учащиеся называют этот слог. По слогам вспоминают слова.

РУ -, - ЗЕТА, МА - ЗИН, СОБА -.


6. Игра "Листики дрожат – не дрожат”.


Логопед называет слова, если дети слышат в слове [г] - шевелят пальцами (листики дрожат), если слышат [к] – листики не дрожат.

7.Работа с картинками. Дети получают набор картинок.

Запишите слова в два столбика 1-с буквой Г, 2-с буквой К

огурцы, горох, морковь, лук.

8. Физминутка.

А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вновь за дело.

9. Составьте предложения из данных слов и прочитайте

, учитель-логопед, МАДОУ Ситнещелкановский ЦРР – д/с “Березка”, Ступинский район Московской области.

Коррекционно – развивающие задачи.

  1. Учить слухо – произносительной дифференциации звуков “К”, “Г”, "Х"
  2. Продолжать определять последовательность звуков в слове, совершенствовать навыки звуко – слогового анализа.
  3. Учить детей находить данный звук среди других согласных звуков, определять позицию звука в словах, подбирать слова с новым звуком;
  4. Обогащать словарь детей / учить изменять слова так, чтобы в них появлялся нужный звук/ развивать кругозор.
  5. Упражнять детей в произнесении слов сложной слоговой структуры.
  6. Совершенствовать умение координировать свою речь с движениями.
  7. Развивать умение выкладывать слова из букв / “Буквы рассыпались”/
  8. Закрепить знание скороговорок на данные звуки. Развивать темп и ритм.
  9. Развивать логическое мышление, учить разгадывать ребусы.
  10. Совершенствовать умение составлять предложения по заданной учителем – логопедом схеме, по картине.
  11. Развитие памяти, внимания.
  12. Учить последовательно и связно излагать свои высказывания - рассуждения.

Воспитательные задачи.

  1. Воспитывать уверенность в себе, своих знаниях, стремление узнать больше, преодолевать трудности в обучении, тактично относиться к ошибкам товарищей.
  2. Воспитывать положительные чувства от полученных знаний на занятиях.

Оборудование:

Демонстрационный материал

  • буквы “К”, “Г”; "Х"
  • карточки, для определения позиции звука в слове,
  • домики с разным количеством окошек / для деления слов на слоги/;
  • схемы предложений, точка, восклицательный и вопросительные знаки;
  • магниты разных цветов;
  • ребусы с буквами и картинками;
  • 10 картин, в названии которых есть звуки К и Г, Х;
  • картины для игры “Подбери слово”;
  • 2 картины для игры “Что изменилось?”

Раздаточный материал

  • Картинки у каждого ребенка по 3 картинки, в названии которых есть звуки К, Г, Х
  • Пройденные буквы на каждого ребенка.
  • Доски с буквами, звуковые линейки, звуковые схемы, тетради, карандаши.
  • Рабочая тетрадь № 2

Ход занятия.

1. Вводная часть. – 3минуты.

Дети входят в зал для ритмики и встают полукругом. Учитель–логопед приветствует детей, знакомит с гостями.

Учитель – логопед. Занятие начнем с речевой разминки. Вспомним скороговорки, которые мы учили, когда знакомились со звуком “Г”, К, Х. Сначала скажем тихо, одними губками, а потом громко, чтобы все услышали, как мы правильно произносим эти звуки

Голубь галстук завязал, на гитаре заиграл,

А голубки на гармошках и притопывали ножкой.

Хомка, хомка, хомячок – полосатенький бочок.

Хомка раненько встает,

Чистит лапки, воду пьет.

Прибирает Хомка хатку и выходит на зарядку:

Раз, два, три, четыре, пять, хочет Хомка сильным стать!

Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель.

И матросы две недели карамель на мели ели.

Дети проходят в класс и садятся за парты.

2. Основная часть. – 20 минут

Логопед: Сегодня мы с вами сравним звуки –"К", “Г” и "Х”

/На доску прикрепляются магнитами буквы

а) Сравнение артикуляции звуков.

Возьмите зеркала. К, Г, Х

В каком положении находятся губы, зубы, язык, какой ветерок?

А работает ли горлышко?

Какие это звуки? – согласные

Какой из этих звуков звонкий.

б) Характеристика звуков.

К – согласный, глухой, твердый, КЬ - мягкий.

Х – согласный, глухой, твердый, мягкий.

Г – согласный, звонкий, твердый и мягкий

Вывод делают дети.

Эти звуки похожи по произнесению, только когда произносится звук Г, горлышко звенит, потому что он звонкий.

Они и в таблице нашей стоят вместе, втроем, как три братика.

в) Различение на слух звуков “Х” и “К”, "Г"

Логопед. Ребята, а сможем мы узнать эти звуки на

слух. Давайте поиграем. Если услышите звук “Х”

хлопните. /Тоже со звуками Г, К/

Х, Т, П, Н, Х, В,Х, К, М Г,Х

кот, халат, черепаха, гном, пастух, коза, кит., гитара, пастух, мех

г) Игра "Слушай, запоминай, отвечай" / развитие слухового восприятия/

сок – сох, мок – мох, бах – бак, сух – сук. махать – макать,

хатка – кадка, муха – мука, мах – мак, гол – код,

Логопед. Вспомните имена детей, в которых есть звук “К”.

Дети вспоминают имена: Катя, Кирилл, Коля, Карина, Костя…..

Логопед. Мы знаем имена, которые начинаются со звука "Г". Давайте вспомним эти имена. /Галя, Гена, Герасим, Гера, Гриша

Мы знаем имена, которые начинаются со звука Х: Харитон

Упражнение для глаз “Глазки наши устали”

Вправо, влево посмотри,

И еще раз посмотри.

Пальчик к носу поднеси.

На него ты посмотри.

Глазки закрываются,

Реснички опускаются.

Глазки отдыхают,

Детки засыпают.

Глазки открываются,

Дети просыпаются.

ж) Игра “Где спрятался звук “Г”, а где “Х”, а где "К"

Логопед. Посмотрите на доску у меня несколько картинок. Назовите, что

нарисовано на картинках.

мак, тыква, петух, черепаха, иголка, гриб, сапоги

В каких словах спрятался звук “Х” - петух, черепаха

В каких словах спрятался звук “К” - мак, тыква

В каких словах спрятался звук "Г" – гриб, сапоги

Работа с тетрадями № 2. “Найдите картинки, в которых звук К, Х,” /самостоятельно/. Проведите стрелочкой к нужной букве “Х” - покажите и назовите свою картинку.

З) Дидактическая игра "Мягкий и твердый"

На доске картинки / мак, тыква, петух, черепаха, иголка, гриб, сапог,/

Давайте определим в каких словах наши звуки твердые, а в каких мягкие.

Работа с раздаточным материалом. Дети находят в своих картинках мягкие и твердые звуки.

и) Звуковой анализ слов

маки, гном, муха

Работа со звуковыми линейками.

Какой первый звук, второй, третий, четвертый?

Какие звуки сливаются?

Выложите звуковую схему слова – маки / гном, муха/

Выложите слово из букв

Логопед проверяет и оценивает работу детей.

Пальчиковая гимнастика "Колючий ежик"

к) Откройте тетради. Графический диктант "Собака" / на слух/

л) Отгадывание ребусов с буквами “К” и “Г”, "Х" и картинками.

На доске картины с ребусами, в которых есть звуки Г,К,Х, картинки.

Дети с рассуждением объясняют отгадки. Если дети не отгадают какие –то ребусы, логопед “подведет” детей к отгадке.

3 часть – 2минуты.

Вспомнить, чем сегодня занимались.

Оценка деятельности детей.

Задание 1. Прослушайте слова, назовите слоги со звуком г или к.

б) икра, иголка, луга, Игорь, игра.окно, огонь, луга, речка.

Задание 2. Запишите слоги с буквамиг и к:

а) Галя, Коля, Гуля, котик, голубь, губы, кулак, кусок, гири, Гера, кино,гулять;

б) грибы, криво, грива, греет, крыша, груша, гремит, кли­нок, клеит, кричит;

в) рукава, ягоды, берегите, помогает, покупает, прыгает, лагери;

г) радуга, нога, ноги, сапоги, иголка, салфетка, руки, вет­ки, клетка.

Задание 3. Сравните пары слов по звучанию и смыслу. Какими звука­ми отличаются эти слова? Устно составьте предложение с каждым словом:

Горка - корка; грот - крот;

гости - кости; икра - игла;

кол - гол; Галина - калина;

Задание 4. Рассмотрите картинки. Определите наличие звуков г, к в названиях этих картинок. Разложите картинки в три колонки по нали­чию звуков г или к, г и к

Приблизительный перечень картинок (подбирает логопед); куст, груша, сапоги, радуга, крыша, грел­ка, гармошка, кубики, прыгалки, матрешка, подушка, гамак.

Задание 5. Прослушайте слова. Начертите их схемы. Надпишите бук­ву г или к над соответствующим слогом. Напишите подсхемой соответ­ствующее ей слово.

Куры, гиря, укол, икра, дорога, магазин, карман, скалка, погода, крышка, колокольчик, гигант, город, грозный, глыба, бригада, каблуки, голуби, сапоги.

Задание 6, Работа с картинками. (Проводится аналогично предыдущему заданию, можно использовать картинки из задания 4.)

Задание 7. Измените слова так, чтобы в них появились буквы к или г. Подчеркните буквы г и к разными карандашами.

Город - городок, игла -..., газета -.... гриб -..., графин - ..., голова- .... голубь- ..., губы- ..., голос - ..., гора- ..., гармонь-...,

Задание 8. Закончите слова, добавив слог га или ка.

Ру... нит... ...зета кочер... ма...зин

но... бит... ...ражи соба... ру...ва

ро... сем... ...рета баран... ро...тый

лу... вет... ...питан лопат... ма...роны

ре... нор... ...чели бере... бо...тый.

Задание 9. Закончите слова, добавив сдог ги или ки.

Но... кеп... сабель... теле... ве... гор... сапо... уро... ру... вра... палат... каблу... ре... день... заплат... загад... .

Задание 10. Вставьте в слова пропущенную букву г или к.

у...ол, ва...он, у...сус, по...ода, у...оль, лав...а, ...амень, ...усто, ...усты, ...рафин, я...ода, ...аль...а, ...ал...а, с...аз...а, я...од...а, ...олуб...а, за...ад...а, ...ро...одил.

Задание 11. Измените слова так, чтобы после согласного г или к по­явился гласный. "



Утюг - ... молоток - ... когти - ... листок-... берег-... ногти-... овраг - ... лолог -... локти - ... галстук - ... сапог - ... легкий - ... стог - ... клубок - ... мягкий - ... .

Задание 12. Допишите недостающую в словах букву г или к. В скоб­ках напишите проверочное слово.

Сне..., куда...,творо...,пау...,ро..., столби..., замо...,дургшла..., пиджа..., дру... каблу..., шлан..., гон..., гама..., зна..., остро..., рыно..., плу..., клубо..., лу..., четвер....

Разобрать слова по смыслу: дуршлаг, острог.

Задание 13. Ответьте на вопросы одним словом. Запишите ответы. Подчеркните г и к разными карандашами.

Вопросы.

Что на спине у верблюда? (Характерный признак верблюда.) Как называется вид качелей, сплетенных из веревок (в виде сети)?

Что остается на столе после разрезанного хлеба?

Какой игрушкой любят играть самые маленькие дети?

Что грохочет во время грозы?

Как называется зеленый массив в городе?

Где устанавливают общую телевизионную антенну?

Чем измеряют температуру?

Слова для справок: горб, гамак, крошки, погремуш­ка. гром, парк, на крыше, градусником.

Задание 14. Отгадайте загадки. Запишите отгадки. Подчеркните в них буквыг, к разными карандашами.

Без головы, а в шляпе. Что за зверь зимой холодной Одна нога, и та без сапога. Ходит по лесу голодный?

Всегда шагает мы вдвоем. Пять мальчиков, Похожие, как братья. Пять чуланчиков;

Мы за обедом - под столом. Разошлись мальчики А ночью - под кроватью. В темные чуланчики,

Каждый мальчик Красные лапки В свой чуланчик. Щиплют за пятки, Беги без оглядки.

Черный, проворный. Маленький, удаленький, Кричит; «Крак!» Сквозь землю прошел, Червякам враг. Красную шапочку нашел.

Он качалка и кровать. Голубочка бела Хорошо на нем лежать. В дом прилетела. --Он в саду или в лесу Что, где видала, Покачает на весу. Про все рассказала. Отгадки: гвоздь, волк, сапоги, перчатки, гуси, гриб, грач, гамак, газета.

Послоговои диктант (с проговариванием слогов).



Гвоздик, колокольчик, головка, голубка, маргаритки, клубника, горизонт, каблуки,сумерки, громкий, грунт, галка, крышка, кувшин, каблук, груша, бригада, кружечка, белка, лук, горе, горький.

Проверочный диктант.

Буквы, клен, грабли, капля, редиска, гулять, прогулка, выставка, копилка, гладкий, сугробы, каток, грозди, капуста, игра, икра, калька, глубокий, галька, сапог, пирог, мак, га­мак, рогатый, рог.

Дифференциация г - к в предложениях

Тренировочные упражнения

Задание 1. Закончите Дредложения, подобрав подходящие по смыслу слова.

гости - кости Собака грызет....

К четверг к нам придут....

горка - корка Гриша любит хлебную....

В понедельник весь класс ходил на....

гол - кол Галкин Коля забил в ворота....

Строители вбили первый....

галька - калька На море много....

У копировщицы много.... Галина - калина В саду цветет....

Катину подругу зовут.... икра - игра Во дворе шла интересная....

Очень полезна черная....

Зерно 2. Составьте словосочетания, подбирая к словам пункта а под­ходящие по смыслу слова из пункта б.

а) Горький, губная, громкий, маленькие, гречневая, голу­бая, горячее, красная, красивый, глубокий;

б) гармошка, каша, ленточка, молоко, лук, город, голос, гу­сята, гуашь, колодец.

Задание 3. Выпишите из предложений пары слов, связанные между собой по смыслу, с буквамиг, к. Подчеркните буквыг, к карандашами разного цвета.

Небо заволокла грозовая туча. Гуля каждый день-кормит го­лубей. Гриша любит гречневую кашу. Мама мыла малыша мяг­кой губкой. На конюшне есть гнедой конь. Мы ели горячую картошку. У Аленки есть беговые коньки. Наша команда выс­тупала в голубых майках. Коля забил тол. Была интересная игра. Красная кофта висит на стуле.

Задание 4. Придумайте и запишите предложения с данными слово­сочетаниями. Подчеркните буквыг, к:



Грозди калины;

кисти винограда;

мешок картошки;

горсть крупы;

высоко прыгнул;

скакал галопом;


кормила голубей;

грызла кость;

копал грядки;

кивнул головой;

раскрасил гуашью;

загадал загадку;


грелся на солнышке;

катился с горки;

скакал по дороге;

качался в гамаке;

игрдл на скрипке;

за горизонтом;

прыгнул через


Задание 5. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова с буквамиг, к. Подчеркните буквы,г, к в этих словах.

Сегодня на уроке мы отгадывали.... Подул сильный ветер, ... гром. В лесу кукует.... На доме развевался красный.... Галя сматывает нитки в.... Замяукал маленький, серенький... .Машина ехала по асфальтовой.... Галя раскрашивает кар­тинку цветными.... В лесу ребята собрали белые... и спелые.... Дождь перестал, и... солнышко. Гриша... на санках с....

Задание 6. Вставьте в слова пропущенные буквы. Подчеркните соглас." ные г, к.

Летнее утро.

Небо.. .олубое. Бри.. .ада работала на лу.. .у. Люди возили ду­шистое сено и с.. .ладывали его в сто.. .а. Большое стадо требует мно...о...орма. От...орма зависит...оличество и...ачество моло...а. Моло...о отправляют в...ород. Из...орода... сельс...ие жители и получают дру...ие проду...ты.

Абачо...-толстячо...

Ле... на...ряд...у-

Имолчо.,...

Он лежит на...ряд...е

Оловы не поднимая.

Маленькое и большое.

Малень...ая Маня Я подумал, ...лядя Малень.. .ой лопат.. .ой На ее работу:

Бережно вс... опала «Вырастет, наверное, Малень... ую... ряд... у. Малень...ое что-то». Малень...ок семя Но ошибся...реп...о В...ряд...у посадила, Я в своей до...ад...е:

Малень.. .им забором Вели.. .ан арбузище Е...оо...ородила. Вырос тут на...ряд...е.

На школьном участке.

Наступила весна. Солнце сильно...реет. Шумно бе...ут ру­чей...и. На...олыхвет...ах появились поч...и. Бри...ада ш...ольни...ов на о...ороде. Они...опают...ряды и...отовят...лумбы для цветов. Первоклассники помогают старшим ребятам.

Задание 7. Ответьте на вопросы полными предложениями. Запишите их. Подчеркните в них буквыг, к.

" Какие птицы прилетают весной? Где растут овощи?

Какой крупнейший после Москвы город находится на реке Неве?

Куда выезжают ребята летом?

Кто воркует, а кто гогочет?

Чем сгребают сено?

Какая птица кукует в лесу?

Где растут ромашки, кашка и колокольчики?

Задание 8. Составьте предложения из данных слов, изменяяих по смыс­лу.

Грызть, под, кость, собака, крыльцом; грелась, на, гадюка, солнышко; колхозники, в, складывать, сено, стог, покрыто, кругом, снегом, всё; под, согнулись, снегом, ветки, кусты, и, еревьев; класс, наш, ходил, выставка, картины, на, графики,и; скворцы, из, теплых, жаворонки, грачи, и, стран, возвраща­ются; дорога, усыпана, вся, галькой; отправились, на, гурьбой, прогулка, ребята.

Дифференциация г - к в связных текстах

Тренировочные упражнения

Задание 1. Прочитайте скороговорки, запишите их по памяти.