Нравственный конфликт как ситуация морального выбора. Конфликт моральный Способом решения морального конфликта является золотое правило


Моральный конфликт

Касается не только отдельного поступка, но и нравственной деятельности в целом, где главным является принцип самоценности личности, исключающий использование ее в качестве средства. Должна быть максимально конкретной.

Идеальным состоянием оценки является, конечно, гармония чувства и разума.

В своей нравственно-оценивающей деятельности человек опирается на собственный опыт как на единственно достоверную реальность и иногда совершенно не желает считаться с тем, что лежит за его пределами. При всей значимости и субъективной убедительности индивидуального опыта, его нельзя считать гарантией от заблуждений. Более того, его содержательная ограниченность, замкнутость на себя предопределяют ошибочность и догматизм оценивающих суждений. Умение правильно оценить иное, чуждое, не имеющее аналогов в собственном опыте или не соответствующее собственным ценностным ориентациям, - показатель духовной зрелости.

Противоречия нравственной свободы ситуационного уровня обнаруживаются в моральных конфликтах. Понятие морального конфликт, в его узком значении, определяют как такую ситуацию, в которой человек должен сделать выбор между взаимоисключающими формами поведения, т.е. по принципу «либо-либо». Так называемые "сильные" конфликты (или «пограничные ситуации»), предлагающие человеку выбор между двумя чрезвычайно значимыми для него ценностями (крайний его вариант - выбор между жизнью и смертью или на грани жизни и смерти), обладают ярко выраженным драматизмом, поскольку всегда связаны с жертвой, утратой. Представляя возможность свободы, они требуют за нее такую высокую плату, которая часто оказывается непосильной для человека, мучительно ощущающего в данном случае "бремя свободы", а не ее «благо».

Высокая степень риска в таких ситуациях связана не только с трудностями эмоционально-нравственного неприятия выбора (например, когда можно спасти от смерти только одного из двух любимых людей, обрекая тем самым другого на гибель) и грузом ответственности, но и с непредсказуемостью последствий, которые невозможно просчитать заранее (эта особенность, кстати говоря, присутствует в моральных конфликтах различной степени "тяжести"). Вместе с тем, именно трагизм "пограничных ситуаций" раскрывает глубинные тайны свободы, перемещает индивида из обыденного пространства в мир "подлинности", позволяет выявить порой неожиданную для него самого "самость", проверить свою способность и право быть свободным...

добро свобода честь мораль

Двойственный характер свободы

Свобода имеет два аспекта: негативный и позитивный. Негативная свобода - это «свобода от», свобода отрицающая, разрушающая зависимость «от» - от сил природы. В этих условиях человек оказывается перед выбором, либо избавиться от этой свободы с помощью новой зависимости, нового подчинения, либо дорасти о позитивной свободы. Позитивная свобода - «свобода для», дающая возможность полной реализации интеллектуальных и эмоциональных способностей, требующая от личности этой реализации, свобода, основанная на неповторимости и индивидуальности каждого человека.

Таким образом, перед современным человеком, обретшим свободу (в «старом», негативном, смысле), открываются два пути. Первый - дальнейшее движение к «новой», позитивной, свободе, основными способами достижения которой являются любое творчество. Второй путь - «бегство» от этой подлинной свободы.

Моральная ответственность - это способность личности самостоятельно управлять своей деятельностью, отвечать за свои поступки. Быть свободным, самостоятельным -- значит быть ответственным. Свобода и ответственность находятся в прямой зависимости: чем шире свобода, тем больше ответственность.

Виды ответственности определяются тем, перед кем/чем и за что человек несет ответственность. Это может быть: ответственность перед самим собой; ответственность за конкретные действия и поступки перед другими людьми;

ответственность перед миром и человечеством, проявляющаяся и забота о мире, вызванная тревогой о нем.

Глобальные проблемы современности с новой силой поставили вопрос о нравственности: перед человеком, коллективом, нацией, обществом, Человечеством. Носителем нравственности является человек. И при этом не пассивным, а активным. Ибо человека от животного отличает наличие нравственного самосознания. И не случайно лозунг "Познай самого себя" Сократ понимал как самопознание человеком своей нравственной сущности, морального долга.

В человеке как в фокусе собраны все нравственные проблемы, но при переходе от ступени к ступени, от человека к коллективу, обществу и далее человечеству происходит своеобразное качественное изменение нравственных проблем, они получают специфическую окраску. Поэтому человек со своими нравственными проблемами является предметом изучения философии и психологии, социологии и богословия, и конечно же искусства.

Самая сложная в реальном общении, самая узловая в теории общения проблема конфликтов имеет, можно сказать, непреходящую значимость и для этического исследования, для этики общения. Рассматривая проблемы общения, можно убедится в том, что все они в большей или меньшей степени связаны, "выходят" на категории "противоречие" и "конфликт". В практической сфере конфликты в общении представляют собой также вечно актуальную, "больную" и жизненно важную проблему, можно сказать, каждого человека. Поэтому для этики общения проблема конфликтов, на наш взгляд, является важнейшей.

Вопросы природы, сущности, функций, профилактики, разрешения конфликтов рассматриваются по существу во всех гуманитарных и социальных дисциплинах. Более того, все активнее предпринимаются попытки разработки "теории конфликта", создания специализированной дисциплины, которая получила название "конфликтология". Проблемы социальных противоречий, социальных конфликтов активно исследовались и исследуются в рамках конфликтологических разделов различных социологических теорий: в этой области знания накоплен большой опыт. Процессы изучения межличностных конфликтов изучаются больше в рамках социальной психологии, чем в конфликтологии, несмотря на то, что практика общения требует более пристального внимания к межличностным конфликтам.

Проблемам конфликтов посвящено множество работ специалистов самых разнообразных направлений и самых различных уровней, однако общепризнанного понимания (не говоря о дефиниции) конфликта нет до сих пор. Как и с определением понятия "общение", с дефиницией понятий "конфликт" и "межличностный конфликт" возникает много трудностей: ни одно из существующих определений не может быть полностью принято. Появляется необходимость реконструировать новое понимание его сути.

В определении понятия конфликт, как правило, отражается общефилософская и этическая позиции того, кто предлагает это определение. В понимании сущности конфликта, на наш взгляд, вырисовываются две противоположные позиции. Представители одной считают, что конфликты неизбежны, что они коренятся в человеческой природе, что без конфликтов нет развития и т.д.; представители другой утверждают, что конфликты создаются самими людьми, что они нежелательны, разрушительны, вредны. Философская позиция первых связана с отождествлением понятия "конфликт" с понятием "противоречие". Действительно, противоречия неизбежны, неискоренимы, позитивны как источник развития, но не всякое противоречие является конфликтом, ибо тогда можно было бы говорить о субстанциональности конфликтов и можно было придти к выводу о том, что в жизни и в общении больше ничего и не существует, кроме конфликтов. Представители другой позиции утверждают, что никакое межличностное противоречие само по себе конфликтом выступать не может: оно становится таковым в результате отношения и действий самих противостоящих сторон. В настоящей работе мы будем ориентироваться на вторую позицию как на более соответствующую действительности, интересную и перспективную в плане создания целостной концепции конфликта. Для того чтобы более обстоятельно рассмотреть вышеприведенные положения можно обратиться к опыту существующих определений понятия "конфликт".

Конфликты можно рассматривать на общесоциальном уровне, на уровне общения и на внутриличностном уровне. В настоящей работе основное внимание уделяется анализу конфликтов в общении, хотя, к сожалению, строгих определений такого рода конфликтов по существу нет: существующие определения конфликтов касаются, прежде всего, социальных конфликтов. Однако, для того чтобы понять сущность межличностного конфликта, полезно обратиться и к опыту анализа социальных конфликтов.

Количество определений понятия "конфликт" сложно поддается подсчету: наверное, в каждой научной дисциплине есть свой комплекс его определений, отражающий основные направления, школы, подходы, точки зрения. В Большой Советской Энциклопедии конфликт определяется как "столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьезное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе". В философской энциклопедии конфликт означает "предельный случай обострения противоречий". В словаре по психологии констатируется, что "Конфликт (от лат. сonflictus - столкновение) - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия".

Таким образом, можно подчеркнуть, что понятие "конфликт" принято определять через понятия "противоречие", "противоположность". Понятие противоречия, как известно, издавна разрабатывалась в рамках философского знания; у Гегеля разработана целостная концепция, в рамках которой конфликт понимается лишь как высшая стадия развития противоречия.

Если рассматривать конфликт с практической стороны, то можно отметить, что оно тесно связано с человеческой деятельностью, с сознательным противоборством субъектов, где его участники отстаивают свои ценности, идеалы, интересы и, как правило, делается это в ущерб интересам своего партнера. Простые противоречия интересов, противоборство сторон, однако, не могут быть названы конфликтами, так как и в соревновании, и в конкуренции и в споре они постоянно имеют место, конфликты же возникают лишь при определенных условиях.

Для начала необходимо кратко остановиться на определении понятий дабы избежать путаницы и недоразумений в дальнейшем. Прежде всего, это касается понятия "нравственность". Наряду с ним часто употребляется как синоним термин "мораль". Этимологически они действительно синонимы. Но вслед за Сократом и Гегелем все же целесообразно разделить их. Нравственность предполагает жизнь по традиции, без внутренней самооценки и нравственного выбора. Нравы разные у разных народов, разных культур, к тому же они меняются во времени.

Совсем другое дело - мораль. Моральный образ жизни предполагает ежеминутный моральный выбор, постоянную внутреннюю самооценку человеком самого себя, своих поступков и мотивов поведения. Моральный закон не зависит от обстоятельств и времени, он обладает автономией и следование ему делает человека свободным. Нравственный суд есть оценка поступка. Моральный суд - оценка мотива поступка. Но несмотря на то, что понятие нравственность и мораль различны по содержанию, к нравственному конфликту могут приводить как нарушение нравственных норм так и морального закона. Поэтому помня о различии, мы будем рассматривать и нравственные, и моральные явления.

Под конфликтом понимают столкновение мнений, спор. Различают конфликт в политике и психологии. Следовательно и формы конфликта бываю разные, и причины, и пути выхода из него. Нас интересует лишь нравственный конфликт, поэтому мы будем рассматривать лишь нравственный срез всевозможных конфликтов.

В психологии различают три вида конфликтов:

Внутриличностный;

Межличностный;

Межгрупповой.

Внутриличностный конфликт представляет собой столкновение примерно равных по силе, но противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов, влечений, систем ценностей у одного и того же человека. Ярким примером такого нравственного конфликта являются муки совести главного героя романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" Родиона Раскольникова.

Второй вид конфликта, который выделяют в психологии, называется межличностным. Это такая ситуация взаимодействия людей, при которой они либо преследуют несовместимые цели, либо придерживаются несовместимых ценностей и норм, пытаясь реализовать их во взаимоотношениях друг с другом, либо одновременно в острой конкурентной борьбе стремятся к достижению одной и той же цели, которая может быть достигнута лишь одной из конфликтующих сторон. Характерный пример можно встретить в каждой семье: это проблема отцов и детей.

Если нравственный конфликт отцов и детей рассматривать как социальное явление, то целесообразно говорить о третьей разновидности психологического конфликта - межгрупповой, где в качестве конфликтующих сторон выступают социальные группы, преследующие несовместимые цели и своими практическими действиями препятствуют друг другу.

Подводя итог, различные формы нравственных конфликтов можно представить в виде таблицы:

Личность

Общество

Личность

Общество

Т.о., попарно можно выделить различные формы конфликтов, включая внутриличностный, внутригрупповой, внутриобщественный. Разнообразие причин нравственных конфликтов может быть сведено к следующим:

Нравственная деградация одной или обоих сторон конфликта;

Несоизмеримость нравственных идеалов, норм и ценностей конфликтующих сторон.

Отсюда вытекают и пути предупреждения нравственных конфликтов. Чтобы не было деградации необходимо постоянно заботиться о воспитании человека. Опустившемуся человеку трудно объяснять, что такое "хорошо", а что такое "плохо". Это легче делать с ребёнком, добиваясь от человека того, чтобы нравственное состояние и поведение было единственно мыслимым. Но возможны два варианта поведения при этом, как мы уже говорили: нравственное и моральное. Нравственное поведение - поведение по традиции. В идеале оно реализуется в жёстко регламентированном, табуированном обществе, где жестко оговорено, что можно, а чего нельзя, что хорошо и что плохо. Моральное поведение предполагает сознательный выбор в любой ситуации, руководствуясь нравственным идеалом (в христианстве - заповедями).

Пути преодоления конфликтов зависят от культурной традиции. Нарушение табу, обычно влечёт за собой смерть. В ветхозаветной традиции принцип другой - око за око, зуб за зуб. Иногда требуется третейский суд. Вспомним хотя бы суд Соломона и его мудрое, "Соломоново решение". Особый случай представляет внутренний конфликт, и в такой ситуации можно посоветовать одно: если не знаешь как поступить, поступай по закону (Перикл).

Введение 2

Контрольные задания 3

Контрольные решения 4-11

Источники литературы. 12

Введение

Этика - наука философская. Именно этим обусловлены специфика и сложности, которые связаны с дефиницией ее предмета. Предметную сферу философии невозможно определить до изучения самой философии. Вопрос же о том, что исследует философия, один из основных вопросов самой философии, которая, в некотором смысле сама образует и определяет собственный предмет. Если сравнивать в соответствии с этим критерием разные философские традиции, то можно обнаружить, что в положительной части между ними практически нет ничего общего. Едины они лишь в установлении того, что философия рассуждает о чем-то таком, о чем не рассуждают все другие искусства и науки.

Контрольные задания

    Дать развернутое определение категории "любовь" и понятия "моральный конфликт ".

    Составить тезисы по материалам работы Аристотеля "Большая этика. Книга первая".

    Провести исследование. Запишите в один столбец те из перечисленных качеств личности (от 15-ти до 20-ти из списка ста качеств см. Вариант 2.3), которыми должен обладать современный профессионал. Недостающие, но желательные качества допишите сами. Очередность перечисленных качеств личности профессионала установите с учетом их важности и значимости. Во второй - качества личности, присущие современной молодежи, и выявите, каких качеств личности ей не хватает. Проанализируйте полученные результаты и предложите пути совершенствования личностных и профессиональных качеств молодежи.

Контрольные решения

Любовь

Что же такое любовь? Любовь, это, наверное, одно из самых часто употребляемых в литературе и в повседневной жизни слов. В то же время именно это слово содержит в себе наибольшее количество противоречивых смыслов. Так в античную эпоху была построена целая классификация понятия любви:

«Эрос» – главным образом, половая, страстная любовь, способная дойти до безумия;

«Филия» – приязнь к самым разнообразным «вещам», охватывающая любовь к родителям, к детям, к родине, друзьям, к познанию. Но и эротическая любовь тоже (эрос – лишь один из видов филии, по сравнению с которым она представляет собой более «мягкое» влечение);

«Сторге» - любовь-привязанность, особенно семейная;

«Агапэ» – любовь еще более мягкая, жертвенная, снисходящая к «ближнему».

О любви сказаны миллионы слов и написаны горы книг. Есть формулы любви, научные определения, философские трактаты. И все же для каждого нового поколения, вступающего в жизнь, любовь - это тайна, крепость, которую надо покорить самому, пройдя нелегкий путь обретения и потерь. Любовь - понятие необычайно емкое и многозначное. Любят свое дело, своих товарищей, друзей. Любят близких, семью, детей. Она основана на открытии максимальной ценности другого конкретного человека.

Прежде всего, надо научиться отличать любовь от влюблённости, с которой её часто путают, - этого « внезапного крушения барьеров, существовавших до этого момента между двумя чужими людьми» - считает Э. Фромм. Любовь поражает человека глубже, она проникает в самые потаенные уголки души, в отличие от влюблённости, которая меньше меняет человека, быстрее гаснет и не затрагивает его душевные глубинки. Но в основе любви и влюблённости лежит страсть, которая неожиданно толкает двух почти незнакомых людей навстречу друг другу без всякой высокой идеи, подготовки, судьба которой зависит не только от сексуального влечения.

По мнению многих философов, любовь по своей сути – духовное состояние, которое представляет собой высшее ценностное измерение человеческой личности, характеризующее духовную зрелость и нравственную чистоту. Пламя любви может разгораться медленно, постепенно. А может быть и любовь с первого взгляда, раскрывающая глубокую сторону своей сущности. Чистая любовь свидетельствует о духовной развитости человека. Не зря же говорят, что «любовь правит миром». Без любви даже не дано раскрыть полностью жизненный потенциал человеческой личности.

Особый интерес представляет вопрос о свободе и необходимости любви. Литература и искусство показывают, что любовь не терпит никакого насилия, никакой внешней зависимости и диктата. Принудить к браку – вполне возможно. Любовь же неподкупна. Помимо материальных соображений, не трезвость выбора, а искренность чувства, освящённая интеллектуальным пониманием, составляет высшее нравственное достоинство любви.

В этике с понятием любви связаны интимные и глубокие чувства, особый вид состояния и действий, которые направлены на другого человека. Анализируя феномен любви, можно выделить в нём два аспекта: внутренний, психологический – способность эмоционального переживания чувства любви – и внешний, социальный – реальные отношения, возникающие между любящими. Так же можно выделить значимую проблему любви – проблема власти, где любовь можно представить в виде маленького государства. Тут возможны разные формы отношений: и демократия, и абсолютизм, и даже деспотия. А ведь любовь это когда я забочусь о тебе, а ты обо мне.

Неисчерпаемость этой темы очевидна. Поэты и писатели, философы и мистики, художники и композиторы разных эпох обращались к этой вечной теме, пытаясь средствами своего жанра выразить очарование, гармонию, драматизм любви, постичь ее тайну. Сегодня человечество располагает колоссальным историко-литературным материалом для осмысления феномена любви. Но мир не стоит на месте, изменяются формы наших взаимоотношений, развиваются наши чувства, и каждая эпоха стремится найти особое объяснение, создать свой образ любви.

Моральный конфликт

На мой взгляд, конфликт это неотъемлемая часть социальной жизни. Без него невозможно продвижения вперед, он вносит вклад в отбор новаций, развитие и движение организации вперед. Именно поэтому эта тема весьма актуальна в настоящее время. Такое восприятие конфликта дает возможность использовать его в качестве инструмента воздействия на развитие организации через изменение при необходимости ее культуры, структуры и создание, тем самым, условий для наиболее эффективной работы коллектива по достижению организационных целей.

Конфликт - столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме.

Мораль – это социальный институт, состоящий из системы стандартов, признанных и разделяемых члена и культурной общности.

Внутриличностный моральный конфликт . Для того, чтобы понять причины внутриличностного морального конфликта, необходимо рассмотреть внутренний мир отдельного человека. Если человек понимает, что все общество его поступки считает «неправильными», а по его моральным принципам они верны, наступает внутриличностный моральный конфликт.

Социальный моральный конфликт (межличностный и межгрупповой конфликт). Известно, что человек не может существовать, а, следовательно, развивать свои нравственные качества, реализовывать свою свободу, свои нравственные убеждения не иначе как в обществе. Однако, между индивидуальным и общественным моральным сознанием существует весьма сложное взаимодействие, взаимообогащение, которое осуществляется в повседневном моральном творчестве, в утверждении тех или иных нравов или привычек, обычаев. Не все проявления индивидуальной нравственной жизни становятся достоянием общественного сознания, и, наоборот, в индивидуальном моральном сознании явно не может закрепляться весь сложный мир общественных ценностей. Моральный конфликт в коллективе может произойти, если руководство или один из членов коллектива использует принцип «цель оправдывает средства». Нравственные характеристики при этом не имеет никакого значения. В ход можно пустить все – ложь, предательство, обман, лесть, хитрость, лишь бы достичь желаемого результата.

Международный моральный конфликт . Международный моральный конфликт имеет место быть в современном обществе. Моральные позиции различных стран, а точнее различных культур, могут существенно отличаться друг от друга. Если этого не учитывать, то возникает Международный моральный конфликт. Здесь уместна поговорка «В чужой монастырь со своим уставом не ходят».

Можно рассмотреть несколько типов разрешения из конфликтных ситуаций:

Уход от разрешения возникшего противоречия, когда одна из сторон, переводит тему разговора в другое русло;

Сглаживание, когда одна из сторон либо оправдывает себя, либо соглашается с претензией, но только в данный момент;

Компромисс, открытое обсуждение мнений, направленных на поиск наиболее удобного для обеих сторон решения;

Принуждение, тактика навязывания того варианта исхода противоречия, который устраивает его инициатора.

Суть морального конфликта заключается в том, что предпочтение одной нравственной нормы неизбежно ведет к нарушению другой. Речь в данном случае идет не о незнании тех или иных нравственных правил, не о нежелании их выполнять, а именно о необходимости разрешить столкновение моральных требований и установок.

Ознакомившись с книгой «Большая этика» Аристотеля необходимо в первую очередь отметить то, что основной акцент в своей работе Аристотель делал на понимание вопросов этики в жизнедеятельности человека в отдельности, и общества в целом. Он связывал этику с политикой, «этика, по-видимому, входит в политику как ее часть и начало и по праву может называться не этикой, а политикой». В самом деле, совершенно невозможно действовать в общественной жизни, не будучи человеком определенных этических качеств, а именно человеком достойным. Быть достойным человеком - значит обладать добродетелями. Однако, чтобы рассуждать о добродетели, необходимо выяснить, что это такое, и здесь Аристотель даёт полную характеристику этому значению. Ведь у истоков науки и умения лежит какая-то цель и эта цель всегда благо в общественной и политической жизни: «ни одна наука, ни одно умение не существуют ради зла». Благо рассматривается автором как высшее благо не в целом, а для определённой категории: «благо своё для каждой категории, будь то сущность, качество, количество, время, отношение, место, в общем, любая категория (какое именно время хорошо для врачевания, знает врач, какое для управления кораблем - кормчий, и так каждый в своей науке: когда нужно оперировать, знает врач, а кормчий знает, когда нужно пускаться в плавание)».

Благо можно подразделить на несколько видов: одни относятся к ценимым (божественное, самое лучшее, например душу, ум, то, что изначально, первопринцип и тому подобно, это почитаемое другими людьми, это ценность, ведь благодаря ей человек становится достойным), другие -к хвалимым вещам (это те же добродетели в той мере, в какой согласные с ними действия вызывают похвалу), третьи - к возможностям (это власть, богатство, сила, красота. Добродетельный человек сумеет воспользоваться ими для добра, дурной - для зла, почему такие блага и называют возможностями. Они действительно блага, поскольку каждое из них удостоверяется тем, как его употребляет не дурной, а достойный человек). Есть и другие подразделения блага, одни всегда и всячески заслуживают избрания, другие - не всегда: например, справедливость и прочие добродетели всегда и всячески достойны избрания, а сила, богатство, власть - не всегда и не всячески. И еще другой способ деления: благо может быть целью и может не быть целью; скажем, здоровье - цель, но то, что делается ради здоровья,- не цель. Из них всегда высшее благо - цель; так, здоровье выше, чем исцеляющие средства, и вообще всегда выше то, ради чего существует остальное. Наряду с этим существует еще и другое деление блага. Благо может находиться в душе - таковы добродетели, или в теле - таковы здоровье, красота, или вне того и другого - таковы богатство, власть, почет и им подобное. Самое высокое благо - то, которое в душе, Благо, находящееся в душе, расчленяется на три: разумность, добродетель и наслаждение.

Добродетель, если ее действование есть счастье, в самом общем смысле - это наилучшее состояние. Источником добродетели является душа: которая делится на две части – обладающую разумом и неразумную. В обладающей разумом заключены разумность, проницательность, мудрость, способность к научению, память и тому подобное; во внеразумной - то, что зовется добродетелями: благоразумие, справедливость, мужество и другие черты нрава, вызывающие одобрение. В самом деле, за них нас одобряют, тогда как за свойства, входящие в разумную часть души, никто никого не благодарит: человеку никогда не выражают одобрение за то, что у него есть ум, разумность или иное подобное свойство. Но и внеразумную часть души одобряют, конечно, только когда она согласуется с разумной частью души и служит ей. Для этической добродетели губительны и недостаток, и излишество (Пример, питьё и еда: при очень большом количестве их здоровье портится, при малом - также, а когда все в меру, силы и здоровье сберегаются. Нечто подобное происходит и с благоразумием, мужеством и другими добродетелями: сделай человека чересчур бесстрашным, так что он и богов не станет бояться,- он уже не мужественный, а безумный; а если всего боится, то трус. Мужественным поэтому будет и не тот, кто всего боится, и не тот, кто ничего не боится).

Желая определить, что такое добродетель, надо узнать, что именно находится в душе. А находятся в ней движения чувств, предрасположенности и состояния. Поэтому добродетель явно должна оказаться чем-то из этих трех. Движения чувств - это гнев, страх, ненависть, вожделение, зависть, жалость и все подобное, чему обычно сопутствуют огорчение и удовольствие. Предрасположенности - это то, в силу чего мы зовемся способными испытывать движения чувств, т. е. то, благодаря чему мы в силах гневаться, огорчаться, жалеть и т. д. Состояния - это то, соответственно чему наше отношение к движениям чувств бывает хорошим или плохим. Возьмем отношение к гневу: когда мы слишком гневливы, мы находимся в плохом состоянии по отношению к гневу, а если вовсе не гневаемся, на что следует гневаться, то и тогда наше состояние в том, что касается гнева, плохое. Придерживаться здесь середины - это значит и не слишком распаляться, и не оставаться бесчувственным; когда мы так относимся к нему, мы находимся в хорошем состоянии. То же самое можно сказать о прочих подобных вещах. В самом деле, умеренность в гневе и уравновешенность занимают середину между гневом и бесчувствием по отношению к гневу; и в таком же соотношении находятся хвастовство и притворство: делать вид, что имеешь больше того, что имеешь,- это хвастовство, а меньше - это притворство; середина между ними и есть правдивость. Добродетель - середина этих движений чувств, движения же чувств - это или огорчения, или удовольствия, или нечто не лишенное огорчения или удовольствия, то и отсюда видно, что добродетель соотносится с огорчениями и удовольствиями. Добродетель - есть некая середина между противоположными страстями. Недаром человек, желающий быть уважаемым за свой прав, должен соблюдать середину во всяком движении чувств. Оттого и трудно быть достойным человеком, ведь в любом деле трудно держаться середины.

Человек - сила, порождающая действия. Человек, стремящийся быть самым добродетельным, не станет им, если его природа этому не способствует, но более достойным станет.

Добровольный поступок - это добровольность, для добродетели имеет решающее значение. Добровольным в собственном смысле слова бывает то, что мы делаем без принуждения. То, в силу чего мы совершаем тот или иной поступок, есть стремление, стремление же бывает трех видов: страстное желание, порыв (считается недобровольным желанием человека, так как в силу некоторых обстоятельств человек во гневе, то есть на зло другому человеку может совершать те или иные поступки не по своей воле) и хотение (добровольно). Насилие и принуждение.

Свободный выбор - выбор направлен не на саму цель, а на то, что ведет к цели: так, никто не выбирает себе здоровья, но мы выбираем то, что полезно для здоровья,- прогулки, бег; хотение, напротив, направлено на саму цель: мы хотим быть здоровыми.

Цель добродетели - прекрасное. Наблюдая за достойным человеком, судят о нем по его делам, поскольку иначе невозможно обнаружить, какому выбору он следовал. А если бы можно было видеть совесть человека и его стремление к прекрасному, то его сочли бы добродетельным и без дел.

Добродетельными качествами человека являются мужество, благоразумие, щедрость, благородство, ш ирота, негодование, чувство собственного достоинства, скромность, чувство юмора, дружелюбие, правдивость, справедливость.

Итак сделав вывод надо сказать, что во всех своих начинаниях человек должен придерживаться золотой середины: в поступках, действиях, желаниях, целях и т.д.

Качества личности профессионала:

Качества личности молодёжи:

Образованность

Целеустремленность

Трудолюбие

Жизнерадостность

Энтузиазм

Мечтательность

Простота

Деловитость

Подвижность

Рассудочность

Оптимизм

Твердость

Инициативность

Дисциплинированность

Агрессивность

Принципиальность

Непринужденность

Решительность

Настойчивость

Уверенность

Смелость

Холодность

Надежность

Любознательность

Человечность

Развязность

Чуткость

Восприимчивость

Аккуратность

Не хватает: вежливость, доброта, душевность, отзывчивость

Молодежь - особая группа населения. Ее отличает от старших поколений способность к более быстрой и менее болезненной адаптации к меняющимся внешним условиям деятельности, в том числе, к условиям труда; современный уровень знаний, динамичность, гибкость, способность к восприятию и продуцированию нового. Именно способность быстро приспособиться к изменяющимся обстоятельствам среды дает ей возможность не только лучше других категорий населения осваивать опыт предыдущих поколений, но и самой активно способствовать модернизации общества, выступая одним из факторов общественного прогресса. Но следует заметить, молодёжь как «губка» впитывает в себя как положительные качества прошлого и настоящего – так и отрицательные. Далеко не каждый молодой человек может проявить доброту, отзывчивость по отношению к людям преклонного возраста.

Для того чтобы достичь положительных качеств молодёжи прежде всего необходимо сделать ставку на государство, повышения социальной активности молодёжи, привлечение её к участию в позитивных общественных и политических процессах. Занять и воспитать молодежь в нужном ключе, тем самым повышая культурный образ молодёжи. Помимо всего этого я бы ввёл в программы учебных заведений курсы светской этики «уроки дружбы» для объединения молодёжи начиная с индивидуальности до дружбы народов. Студенты, узнавая о культуре, традициях, обычаях других народов, а представители других национальностей, знакомясь с белорусской культурой, тем самым повышают свои положительные качества. Для оптимизации подобной программы необходимо ежемесячно проводить мощные молодежные общегородские мероприятия, делать их яркими, интересными, зрелищными, причем чтобы молодые люди были не просто зрителями, но и активными участниками событий.

Люди, которых мы сейчас называем молодежью, родились и выросли уже в постсоветское время, когда произошел раскол многонациональной страны, и наружу вышло все самое плохое, что было в людях, когда пропала стабильность и начались поиски «крайнего». В то время начали отделяться республики, и эта тема муссировалась в СМИ, причем часто с негативом. Говорили об этом и в семьях и зачастую в присутствии детей. И вот уже ребенок говорит, какие плохие те или иные национальности. Ко всему этому надо приплюсовать религиозный бум, случившийся в начале 90-х, что не лучшим образом сказалось на межнациональных и межрелигиозных отношениях. И вот в это не самое позитивное время выросло нынешнее поколение молодежи.

Конечно, я думаю, что большая часть юношей и девушек все - таки выросли в духе терпимости к людям других национальностей и вероисповеданий.

Вопрос в том, что можно сделать, чтобы будущее поколение не выросло агрессивным. Воспитывать уважение к другим людям нужно с самого раннего детства, и это долг родителей.

Что касается профессионализма. Молодые люди на первое место ставят высокий профессионализм, коммуникабельность, трудолюбие, не связывая, однако, эти качества с высокими нравственными установками, чувством долга, ответственностью. Тем не менее, названные факторы призваны оказывать определяющее влияние на качество трудовой жизни молодежи, выступая необходимыми условиями для профессионального и личностного самоопределения, успешной реализации их в дальнейшей, профессиональной деятельности.

Источники литературы:

    Аристотель. Большая этика // Соч.: В 4 т. Т.4. - М., 1983.

    Этика: Учебное пособие / Под общей ред. Т.В.Мишаткиной, Я.С.Яскевич. - Мн., 2002.

    Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика: Учеб. пособие. - Мн., 2001.

    Зеленкова И.Л. Основы этики: Учеб. пособие. - Мн., 1998.

Нравственный (моральный) конфликт

Нравственный конфликт - это столкновение моральных норм в индивидуальном или общественном сознании, связанное с борьбой мотивов и требующее морального выбора .

В современной этике моральный конфликт определяется как столкновение требований к поведению, «должествований» и «запретов».

Особенность нравственного конфликта состоит в том, что в сложившейся ситуации выбор любого поступка как следование той или иной норме морали ведет к нарушению другой нормы. Приведем такой пример: молодой мужчина оказался в ситуации, когда он может спасти жизнь только одного человека - либо матери, либо своего ребенка. Кого он должен спасать? Действительно, если мужчина в нашем примере, следуя одной нравственной норме, спасет мать, то он тут же нарушит другую нравственную норму - спасение жизни своего ребенка. При этом отказ от выбора - тоже выбор, поскольку тогда погибнут все втроем. Сложность состоит в том, что человек стоит перед необходимостью разрешить столкновение этих нравственных требований.

Можно выделить две противоположные на первый взгляд концепции, касающиеся социального источника нравственности и, следовательно, причин моральных конфликтов.

  • 1. В домарксистской социологии и этике получила широкое распространение теория о том, что источник морали лежит в изначальной гармонии, согласии интересов людей, в прирожденных или даже унаследованных от животных предков альтруистических чувствах. Таковы теории «общественного договора» (Ж.-Ж. Руссо), теории «прирожденного нравственного чувства» (А. Шефтсбери, Ф. Хатчесон). В 20-х гг. нашего века эти теории получили дальнейшее развитие в сочинениях А. Вестмарка, А. Мак-Дугалла, А. Сазерленда. На базе структурно-функционального анализа в буржуазной социологии 50-х гг. возникли теории «социального гомеостазиса», «равновесия», «стабильности» капиталистической системы (Т. Парсонс), в которых те же идеи приобрели современную форму. В этическом плане общим для них является мнение о том, что моральные конфликты и противоречия - это аномалии, нарушения «нормальной» природной и общественной нравственности, а их преодоление может быть достигнуто посредством возвращения человека к естественной для него изначальной гармонии духа, а общества - к столь же естественному равновесию интересов всех его членов и групп.
  • 2. Не меньшее распространение в домарксистской социологии и этике получили теории, авторы которых видели источник нравственности в необходимости преодоления изначальной «злой природы», «греховности» людей, якобы присущего им «от природы» эгоизма (Б. Мандевиль, Т. Гоббс, И. Кант), естественной разобщенности людей, состояния «войны всех против всех». В этом случае моральные конфликты (как и социальные конфликты вообще) оказываются прямым следствием «естественного состояния» человеческого сознания и поведения, но не аномалией.

В 50-е гг. XX в. разрабатывалась «теория конфликтов» (Р. Дарендорф, Л. Козер и др.), согласно которой в противовес теориям «равновесия» социальные конфликты являются столь же нормальным явлением в жизни общества, как и его устойчивость. «Состояние бесконфликтности не будет достигнуто никогда, ибо это противоречит человеческим общественным нуждам». Вслед за Мандевилем и Гегелем, которые считали «зло» движущей силой прогресса, представители этого направления полагают социальные конфликты, в том числе конфликты моральные, неизбежным свойством социальной жизнедеятельности .

Каждый человек, являясь членом общества, в то же время включен в различные социальные группы, выступает представителем класса, этнической общности, профессиональной группы и т. д. Выступая в различных социальных ролях, он преследует разные интересы, а каждая социальная общность, в которую включен индивид, может предъявлять ему разные, иногда противоречивые требования, отражающиеся в сознании личности в виде моральных конфликтов.

Важным вопросом в освещении темы общения является проблема морального конфликта. Ведь нет такого общения, где бы не возникали разного рода противоречия, если бы не сталкивались противоположности и неодинаковости. Конфликт (от лат. conflictus - столкновение) - столкновение противоположных тенденций в психике отдельного человека или в отношениях двух и более человек, а также различных групп, социальных объединений, обусловленное различиями во взглядах, позициях, интересах. Для разрешения конфликта необходимо иметь глубокие знания о природе, сущности, путей преодоления кризисных ситуаций, уметь применять на практике действенные способы поведения, соответствующие технологии действий. Конфликт, как узел проблем, которые требуют безотлагательного решения, по-сути, и является основой развития, путем решения которого развиваются и совершенствуются взаимоотношения, достигая высшего уровня.. Через конфликт с самим собой совершенствуется и сама личность.

В конфликтной ситуации обязательно сталкиваются разные позиции, отличные представления, ценностные ориентиры, а потому одна сторона не соглашается с предложением другой. Совокупность мотивов и целей субъективно осознаются каждой стороной и каждый оказывается перед дилеммой. В такой ситуации надо не столько выполнять чью требование, сколько решать совокупность накопленных проблем. Крайнее обострение противоречий делает неотложной задачи осуществления нравственного выбора при условии сложной борьбы мотивов.

Проблемы требуют решения, потому что если делать вид, что их не существует, то отношения еще больше напрягаются. Конфликты могут иметь: а) конструктивный и б) деструктивный содержание. Конфликты различают как внешние, когда возникают различные коммуникативные противоречия между людьми, так и внутренние, когда происходит глубокая внутренняя борьба на уровне индивидуальной морального сознания.

Моральный конфликт - это противоречивое столкновения моральных принципов в индивидуальной или же общественном сознании, когда человек должен выбрать то, что для нее не является приемлемым. Особенностью морального конфликта является то, что в определенной ситуации выбор некоего действия, опирающийся на определенную моральную норму ведет к нарушению иной нормы. Сложность заключается не в том, что человек может не знать соответствующих моральных норм, через что не может сделать правильный выбор и не в том, что она не желает выполнять определенное требование морали, а в столкновении этих противоречивых требований. Выбор собственно нужно сделать между равными для данного человека ценностями, которые являются для нее взаимоисключающими. Источником внутреннего конфликта является сложность, різнохарактерність собственных личностных мотивов, которые подчинены друг другу. Для морального конфликта свойственна борьба индивидуальных моральных ценностей, норм, предписаний, которые личность признает для себя бесспорными.

Внешний конфликт проявляется в форме острых нравственных противоречий между людьми. Для внешнего конфликта характерно отрицание правильности убеждений противоположной стороны, различия в ценностных ориентациях. Участники конфликта обречены на моральные убытки, ибо каждый понесет определенные потери, должен уступить нечто очень для себя ценным. Каждая сторона хочет, чтобы было признано правильным именно его позицию, а это препятствует достижению компромисса. Можно сказать, что „золотым правилом” разрешение конфликта является избрание „из двух зол меньшего”. Меньшее зло отнюдь не становится добром, но оно предусматривает компромисс в том случае, когда гармонии в данной ситуации достичь невозможно.

В конфликтной ситуации происходит тяжелая внутренняя борьба, когда анализируются все обстоятельства с тем, чтобы понять и предсказать возможные последствия данного выбора. В иерархии ценностей существуют ценности „высшие” и „низшие”, а поэтому в процессе выбора человек может уступить „низшими” ради соблюдения „высших”. Что касается средств разрешения конфликтов, то в практической этике существует учение о иерархию моральных ценностей, систему предпочтений, когда лицо весит значение тех или иных ценностей и выбирает то, что является более весомым. Общепринятой является практика предоставления преимущества общих интересов над личными, когда человек подчиняет собственные интересы общественным. Но это не может быть аксиомой, потому что индивидуальная и общественная мораль могут находиться в антагоністичному противостоянии. Ведь не каждое общество направлено на удовлетворение интересов лица, поэтому возможность правильного выбора детерминируется наличием встречного движения от человека к обществу и общества к человеку. Готовность лица пожертвовать собственными интересами ради общественных является более оправданной, что подтверждается таким лозунгом: „Тот, кто лучше служит обществу, получает большее вознаграждение”.

В конфликтологии современной науке о конфликты прорабатывается теории этики последствий, построенных на необходимости оценки нравственного поступка с точки зрения его потенциальных последствий. Эти теории ученые сводят к двум основным типам. Одни считают, что поступок, А будет значительно лучше поступка, если он направлен на достижение высших целей. А другие утверждают, что поступок, А можно считать лучшим, чем поступок, если его последствия являются более благотворными. Ведь сомнения относительно избрания подхода относительно определения степени нравственности по поводу тех или иных действий возникают у людей постоянно. Даже, если говорить о последствиях, то не всегда можно быть уверенным, какие именно из них являются действительно лучшими. В свою очередь, понятие „лучше” и „благотворно” не являются однозначными, их не просто взвесить и соотнести. Это связано со сложностью определения критерия оценки поступков. В конфликтной ситуации правильность выбора подтверждается тем, что при самых лучших намерениях был получен и лучший результат. Лицо, выбирая наиболее приемлемое для себя решение, все равно несет моральные убытки, потому что гармония исключена. Сделав выбор в пользу одной стоимости, человек всегда будет сожалеть по тем ценным, которое было потеряно.

Конфликты в деловой сфере возникают вследствие антагонистического противостояния интересов, конкурирующих позиций, когда необходимо сделать выбор между противоположными предложениями в пользу одной из них. Когда стороны не находят компромисс, то прибегают к конфронтации и разрыва отношений. Технология разрешения конфликтов опирается на умение адекватно оценить позиции, найти правильные аргументы чтобы пригасить свойственную для конфликтов эмоциональную возбудимость оппонентов - противников в споре. За будь-яких обставин участникам конфликта необходимо понять сущность конфликта, стадии, которой он достиг, идентифицировать позиции сторон. Для урегулирования кризисной ситуации незаменимыми являются приемы контроля над собственными эмоциями и умение сконцентрировать усилия ради возможности слушать других. При слишком экспрессивном общении целесообразно использовать методы не рефлексивного слушания - умение молчать, не вмешиваясь в монолог собеседника, который смог бы преодолеть волнение и четче сформулировать мысли. В ответ нужно лучше аргументировать собственную позицию и если оппонент ошибается, то не стоит с ним соглашаться, а продолжать отстаивать свою позицию, подкрепляя ее соответствующими аргументами.

Конфликтные ситуации могут быть объективными, которые возникают по поводу конкретного объекта, которого хотят, хотят ли владеть обе стороны, а также субъективные, вызванные разногласиями во взглядах на то, что не является реальным барьером для конфликтующих. Последние в основном возникают в результате психологической несовместимости людей, их нежелание понимать другого. Возможны еще и беспредметные конфликтные ситуации, возникающие через какие мнимые разногласия во взглядах или разное видение и понимание одного и того же фактора или явления.

Теория конфликтов разрабатывает средства эффективного преодоления конфликтных ситуаций при различных обстоятельствах и на разных стадиях развития конфликта. Достичь перемирия, пригасить противостояние еще не означает завершения конфликта, который при новых обстоятельствах может вспыхнуть с новой силой. Завершающей стадией решения конфликта является устранение его истинных причин, решения всей совокупности противоречий. Коммуникативная этика считает важнейшим средством починку различных конфликтных ситуаций компромисс. Суть компромисса заключается в способности принять позицию противоположной стороны до определенного предела. Компромисс является решающим средством решения различных жизненных и деловых ситуаций. Способность к компромиссу высоко ценится в деловой сфере. Стратегически возможны три варианта путей преодоления конфликта: а) мягкий; б) жесткий, в) принципиальный. Мягкий предполагает уступки одной стороны, которая признает правильной противоположную позицию и готов ее принять. Жесткий - это когда одна сторона настаивает, но и вторая - не кажется. В этой ситуации отношения между оппонентами приобретают кризисного характера, а потому возможны конструктивный и деструктивный выхода из конфликтной ситуации. При деструктивном характере развития конфликта возможно открытое противостояние, которое может набрать насильственных форм. Разрешиться ситуация может быстро, если силы одной стороны иссякнут, а набрать затяжного характера. При этих обстоятельствах перемирие может и не наступить. Принципиальный способ решения конфликта предусматривает и не слабость, а не силу (твердость), а объединяет одно и второе через достижение компромисса.

Участники конфликта путем компромисса достигают консенсуса - согласия, то есть такой позиции, на которую путем уступок пристают обе стороны. Идя на компромисс нельзя избежать морального ущерба. Различают добровольный и вынужденный компромисс. Мудрость решение держится на строгом расчете относительно возможных потерь, а поэтому эмоции и моральные потери должны отойти на второй план. Компромисс здесь нельзя сводить к соглашательства, или поражение, потому что компромисс скорее является проявлением силы и мудрости во имя большей выгоды. Компромисс для конфликтующих сторон исключает максимализм - „все или ничего”, потому что „худой мир все же лучше, чем война”. В деловых конфликтах эмоциональные страсти уступают перед рационально взвешенными интересами. Конкурирующая сторона всегда стремится уничтожить другую, что иногда сопровождается агрессией и преступлением. Это является аморальным, но, к сожалению, реальным и обычным для нынешнего времени явлением. В свободном цивилизованном обществе оппонент является соперником, а не врагом. Отношения между конфликтующими должны регулироваться согласно цивилизованных правил, а не методами „дикой” войны. В деловой сфере конфликты - это не зло, а способ выяснения отношений, сопоставление различных точек зрения, поиск альтернативных методов разрешения дел. Поэтому они не только возможны, но и необходимы в процессе между человеческого общения.. Разные варианты видения, больше предложений будет способствовать эффективности отношений, расширять горизонты видения, улучшать в целом перспективу сотрудничества. Правильное понимание природы конфликта предусматривает признание каждой личностью разногласий во взглядах и готовность ознакомиться с различными подходами, другими точками зрения. А это и является основой эффективного и морального общения.

Культура общения представляет собой составную часть культуры личности, где находят внешнее воплощение ее нравственные и эстетические качества. Культурный человек в процессе общения использует правила и нормы этикета, которые предоставляют ее отношениям целесообразности и красоты. Знания служебного этикета будет способствовать профессиональному и карьерному росту, налаживанию прочных служебных отношений. Нравственная культура личности - это не только красивые манеры, удачный визуальный образ, который заметен для всех. Но внешняя культура общения подобная до вершины айсберга, которая является заметной (визуальный образ создают манеры, жесты, осанка, походка, одежда, прическа, выражение лица, мимика, улыбка, взгляд), потому что основную часть, действительно гигантскую, творит внутренний духовный мир человека, его образованность, интеллигентность, умение говорить и слушать, держаться, относиться к другим, ее запросы и способность к познанию и совершенствованию. Внутренняя духовность и определяет общую культуру обращения лица с себе подобными, нравственность ее практических поступков в жизни, учебе, трудовой деятельности.