Гармоническая композиция. RE: Искусство композиции – основа дизайна


Удачная композиция - это главный элемент любой скрап-работы. Хорошая композиция - это гармоничная композиция!

Что такое композиция?

Композиция – составление, объединение всех элементов художественного произведения в органическое единое целое, выражающее образное, идейно-художественное содержание. Дословно композиция (от латинского “compositio” – составление, сочинение) – построение произведения искусства. Понятие “композиция” первоначально применялось только в архитектуре, а затем распространилось на живопись, музыку и другие виды искусства.


Основные элементы скрап-работы

Любую скрап-работу (страничку альбома или открытку) можно разделить на основные составляющие элементы:

  • главный элемент
  • подложки
  • журналинг
  • заголовок
  • украшения

Элементы странички альбома: главный элемент - фото. Заголовок отсутствует.

1. Фон – основной самый нижний лист бумаги, на который приклеиваются остальные элементы страницы.

2. Заголовок – слово или фраза, которые помогают передать смысл страницы (необязательный элемент).

3. Журналинг – это текст для передачи эмоций, воспоминаний, важных дат (необязательный элемент).

4. Подложка – элемент, который лежит под фотографией.

5. Украшения - элементы декора странички.

Главным элементом скрап-работы является её смысловой центр. В страничке этим элементом будет являться фотография, в открытке это может быть картинка или цветочная композиция.
Главный элемент должен притягивать внимание и поэтому должен быть выделен.

Гармоничная композиция даёт нам возможность ознакомиться со всеми элементами страницы, не напрягает наш взгляд и плавно проводит его от периферии к центру.

Главный элемент композиции - это композиционный центр . Композиционный центр служит для фокусировки внимания зрителя на деталях композиции.

Способы выделения композиционного центра:

  • цветом (элемент другого цвета выделяется)
  • размером (элемент большего размера выделяется)
  • формой (элемент, отличающийся от других своей формой выделяется)
  • сосредоточение элементов в одном месте (вокруг главного элемента сосредоточение подложек и украшений)
  • композиционная пауза (свободное от элементов место в композиции будет притягивать взгляд)

Кроме того, в композиции может быть два композиционных центра, но один из них должен быть главным, а второй второстепенным, подчиняться ему.

Пример использования 2х композиционных центров, когда один большего размера (главный), а второй меньшего. Композиционные центры расположены по возрастающей диагонали.

Приёмы для создания гармоничной композиции:

1. Золотое сечение

Золотое сечение известно с древних времен, его изучали Леонардо да Винчи и Эвклид.
Правило золотого сечения: лучшее место для расположения главного элемента композиции - это 1/3 по горизонтальной или вертикальной линии. Такое расположение притягивает взгляд и смотрится естественно.



Схема расположения композиционных центров (1,2,3,4) по правилу золотого сечения.

Размещение композиционного центра по правилу 1/3 на открытке.

2. Диагональ

Расположение элементов странички с прослеживающейся диагональю. Явные диагонали на полотне придают работе динамики, энергии. Но при работе с диагоналями не забывайте, что одна диагональ ассоциируется с ростом, а противоположная ей - с падением.
В композиции диагональная линия, проведенная от левого нижнего угла к правому верхнему воспринимается лучше, чем линия, проведенная от левого верхнего угла к правому нижнему.



Схема расположения композиционных элементов по диагоналям.

Размещение композиционного центра по диагонали

Человеческий мозг устроен так, что рассматривает объект слева направо. Именно поэтому смысловой центр лучше расположить в правой части, тогда взгляд будет двигаться навстречу к нему.



Схема направления взгляда на композиционный центр.

Размещение композиционного центра справа на открытке

4. Размещение

Важные элементы композиции лучше всего размещать группами, чтобы они не были хаотично разбросаны по всей площади листа. Не надо стремиться заполнить каждый сантиметр листа декором. Оставив пустые места, вы наполните работу "воздухом" и она будет воздушной, а не отягощающей.

Удачным можно назвать размещение вдоль композиционных осей, которые ведут взгляд зрителя, создавая впечатление движения или покоя. Эти оси могут быть вертикальными, горизонтальными, диагональными и "перспективными" (уводящими в глубину работы). Элементы можно расположить вдоль одной оси, а можно выбрать несколько направлений.



Схема размещения композиционных элементов по композиционным осям, которые задают направление движение взгляда.

Размещение композиции по горизонтальной композиционной оси

Правила гармоничной композиции:

1. Наличие доминанты

В каждой работе должен быть ярко выраженный смысловой центр композиции.
Композиционный центр (или несколько композиционных центров) помогает задать нужную траекторию движения взгляда, удержать внимание зрителя и сформировать законченную композицию.
Отсутствие смыслового и композиционного центров ведёт к тому, что взгляд мечется по поверхности, нет ничего, за что он может зацепиться, внимание рассеивается.
Это происходит, когда пытаются заполнить каждый угол на странице, расположить всё так, чтобы не оставалось пустого места.

2. Цельность и единство композиции

Цельность композиции выражается в связи между собой элементов странички или открытки. Элементы композиции должны быть связаны по стилю, цвету, и содержанию. В этом вам помогут знание стилей скрапбукинга и их основных элементов и правила сочетание цветов.

3. Уравновешенность.

Уравновешенность в композиции – это сбалансированность всех элементов.

Чтобы найти погрешности в своей работе, попробуйте отойти от работы и посмотреть на нее издалека. Недочеты композиции также сразу бросятся в глаза. Попробуйте сфотографировать работу и посмотреть на неё через некоторое время. Если фотография работы вызывает у вас дискомфорт, надо еще поработать над композицией.

Для осваивания композиции можно использовать готовые скетчи, которых много на просторах интернета.

Скетч (Sketch) – это небольшая зарисовка, эскиз будущего рисунка. Скетч в скрапбукинге – это готовый скомпонованный шаблон, который намечает план работы по композиции.
Отличный способ обучения для новичка - выполнять задание по скетчу. Например, на сайте ОСК (открытого скрап-клуба) есть задания по скетчам.

Гармония (греч.Harmonia - связь, стройность, соразмерность) - соразмерность частей, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое, характеристика прекрасного. В дизайне же гармония - это совместимость элементов, составляющих композицию. Каждый элемент дизайна должен дополнять другой цветом, формой, размерами, фактурой, структурой. Если в дизайне присутствует гармония, то его тему очень просто увидеть, она может быть утонченной, романтичной, вызывающей, шокирующей, броской, смешной и т.д. Любая дизайнерская композиция основана на определенных принципах, иначе она не будет восприниматься как нечто гармоничное, целое.

Композиция (от лат. compositio) - составление, связывание. Это планомерное, строго определенное соединение предметов, переданное дизайнером в своей работе. Композиция всегда имеет определенное содержание, характер, назначение.

Замысел - база, план всей будущей композиции. Началом создания дизайна служит идея, которую нужно хорошо продумать, прежде чем приступать к поиску новой формы. Часто идея передается в названии композиции. Свои имена имеют не только картины, скульптуры, но и композиции оригинальные предметы интерьера. Название заставляет зрителя задержаться у композиции, более внимательно вглядеться и открыть то, что он вначале не заметил, а также добавить новую гамму ощущений к своей первой реакции. На Востоке очень часто различные предметы интерьера украшаются фразами, написанными каллиграфическим почерком.

Для реализации своего замысла в конкретный образ необходимо владение определенными правилами, законами, приемами, которые позволяют создать гармоничную композицию.

Основные понятия дизайна и композиции

Признаки композиции: целостность, наличие доминанты, уравновешенность.

Типы композиции: замкнутая, открытая, симметричная, асимметричная, статичная, динамичная.

Формы композиции: центрическая, линейно-ленточная, плоскостная, объемная, пространственная, комбинированная.

Элементы композиции: пространство, линия, пятно (точка), форма, цвет, свет и тень, фактура и текстура.

Композиционные средства: повтор, группировка, наложение и врезка, членение, градация, ритм, доминанта, контраст, нюанс, масштаб, формат, пропорция, конструкция, контрапункт, трехкомпонентность, простота, стилизация.

КОМПОЗИЦИЯ

Признаки композиции

Целостность

Если композиция выделяется в окружающем пространстве как единое целое, то можно говорить о ее целостности

Все элементы дизайна должны быть расположены таким образом, чтобы композиция была максимально выразительна, обладала целостностью и не содержала таких частей, которые бы противоречили функциональности, конструктивности, эстетичности. Все элементы должны работать на общую идею. Часто дизайнеру ради сохранения единства приходится отказываться от красивой и интересной детали, если она противоречит замыслу. Целостность дизайна определяют следующие правила:

1. Ни один дополнительный элемент не может быть присоединен к целому без ущерба для целого.

2. Главные и второстепенные части не могут меняться местами без ущерба для целого.

3. Ни одна часть не может быть изъята или заменена без ущерба для целого.

Наличие доминанты (фокусной зоны)

Фокусная зона - это центр зрительного интереса, наибольшего акцента, главный элемент композиции, который сразу бросается в глаза. Именно ему служат все остальные второстепенные элементы, направляя взгляд зрителя. Это смысловой центр. Часто фокусная зона состоит из самых больших и ярких элементов и является центром баланса. Как правило, фокусные элементы располагаются первыми при составлении дизайна. Фокусная зона не должна быть настолько большой, чтобы забить всю композицию. Ни в коем случае понятие центра композиции не связано только с ее геометрическим центром. Фокус композиции может быть и на дальнем плане, и на ближнем, главное, что второстепенные элементы подводят взгляд к кульминации изображения, соподчиняясь между собой. И именно фокусная зона определяет всю идею композиции, делает ее выразительной.

Выразительность в дизайне наиболее ярко и точно выявляет замысел. Являясь категорией творческой, выразительность рождается всеми средствами композиции. Она проявляет себя только в законченном произведении, являясь конечным продуктом композиции, ее целью, вершиной.

Уравновешенность (баланс)

Термин «баланс» относится как к зрительному восприятию стабильности композиции, так и к ее физической устойчивости. Композиция должна быть устойчивой в буквальном смысле и не разваливаться на части. Зрительный баланс более сложное понятие. Безусловно, симметричные композиции изначально уравновешенны. Но часто, оригинальный дизайн не имеет оси или центра симметрии. Равновесие же создается путем правильного расположения элементов и их цветов в композиции. Хорошего баланса в дизайне можно добиться путем

правильного расположения предметов с различным визуальным весом. Более «тяжелые» (большие по размерам и более темные, грубоватые) элементы обычно размещают ближе к центру композиции, а более «легкие» (меньшие по размерам и более светлые) - ближе к краям. Уравновесить композицию может одна- единственная точка, поставленная в нужном месте. При этом чем ярче цвет, тем меньшего размера будет уравновешивающее пятно.

Если убрать один из элементов, композиция развалится как физически, так и зрительно - станет незаконченной, фрагментарной. Поэтому уравновешенность, законченность - основа гармоничной композиции.

Типы композиции

Замкнутая композиция

В замкнутой композиции все элементы как бы замыкаются сами на себя. Взгляд зрителя переходит от фокуса композиции к периферии, возвращаясь через другие второстепенные элементы опять к фокусу, то есть стремится с любого места композиции к ее центру. Все композиционные элементы тесно связаны между собой. Для замкнутой композиции характерно наличие полей, точных границ, рамок.

Открытая композиция

В свободной композиции отсутствует фокусирование взгляда на центре композиции. Взгляд свободно уходит за пределы композиции, домысливая продолжение. Это может быть центробежная композиция -визуально создается эффект поступательного движения или скольжения по спирально

Симметричная композиция Основная черта такой композиции - симметрия, которая настолько крепко «держит» всю композицию, что является основой ее целостности. Строить такую аранжировку легко - достаточно наметить границы и ось симметрии. Симметрия отвечает одному из законов природы - стремлению к устойчивости, поэтому симметричные композиции гармоничны и уравновешенны. Но они статичны, часто не интересны, в них отсутствует динамика и развитие.

Асимметричная композиция

Асимметричная композиция не содержит оси или точки симметрии. Она более сложна в построении, так как автору нужно уделять особое внимание уравновешенности как непременному условию грамотного построения гармоничного дизайна. Зато такая композиция выразительна, динамична, интересна.

Статичная композиция

Композиции этого типа визуально устойчивы, неподвижны, часто симметрично уравновешенны. Они могут быть глубокими, философскими, а могут быть тяжелыми, скучными, застывшими, «мертвыми».

Динамичная композиция

Порыв, движение, открытость - это черты динамичной композиции. Стремительность, калейдоскоп образов, напор, скорость, бег времени, новизна, стремление разрушить устоявшееся равновесие. Визуально такие ощущения создаются благодаря асимметрии, открытым границам. Динамичные композиции сложней, индивидуальней. От мастера требуется особое чувство гармонии, чтобы такая композиция была целостной и уравновешенной.

Формы композиции

Точечная композиция

В точечной (центрической) композиции всегда просматривается центр, от которого могут разбегаться или притягиваться ее составляющие. Здесь фокус - главный элемент, организующий изображение.

Плоскостная (фронтальная) композиция

Такая композиция предполагает заполненность изображением всей плоскости листа. Она не имеет осей и центра симметрии, ярко выраженного фокуса, не стремится к компактности

Объемная композиция

Восприятие объемной композиции происходит во многих ракурсах, в трех измерениях пространства. Целостность композиции оценивается с нескольких точек наблюдения и не может быть охвачена единым взглядом полностью. Исключение составляет рельеф, который является промежуточной формой, в которой объемная светотень играет роль линии и пятна. Объемная композиция чувствительна к освещенности, к направленности света. Здесь особую роль играет свет и тень.

Пространственная композиция

Гармоничное расположение объемных художественно-декоративных элементов в пространстве считается пространственной композицией. Здесь важную роль играет активное использование пространства между отдельными предметами, игра света и тени, объема и цвета. При этом каждый элемент дизайна должен быть представлен с самых выгодных сторон и служить общему замыслу декоратора.

Композиционные средства

Многим явлениям природы свойственно чередование и повторение. Симметрия - это повторение. Закон повторения в дизайне проявляется тогда, когда определенные элементы (линии, форма, текстура, цвет) используются больше одного раза. Повтор создает ощущение упорядоченности. Простой повтор состоит из одного повторяющегося элемента. Сложный - в композиции повторяются элементы двух или более видов (цвет, рисунок, линии и т. д.). По способу организации элементов в дизайне повтор может быть различных направлений: вертикальным, горизонтальным, диагональным, спиральным, радиально-лучевым, веерным. В каждом случае появляется новый характер движения и, соответственно, новое звучание, особая выразительность. Горизонтальный повтор - это устойчивость и равновесие; вертикальный - стройность, высота; диагональный, спиральный - активное, стремительное движение.

Повтор может быть регулярным (одинаковая частота повторений) и нерегулярным, который более интересен, так как позволяет глазам сравнивать небольшие изменения.

Группировка

Один из самых распространенных приемов в составлении композиции С помощью группировки можно сосредоточить элементы в одном месте и последовательно распределить их в другом, выделить композиционный центр. Создать асимметричный баланс, придать движение или создать ощущение неподвижности. Группировать можно пятна, линии, точки, теневые и освещенные части, размеры фигур, их фактуру и т. д. - все, что зрительно отличается одно от другого.

Наложение и врезка

Размещение элементов или их фрагментов один под другим, частичное перекрывание силуэтов. Это незаменимый прием для пространственных композиций, а также при передаче ближних, средних и дальних планов, линейной и воздушной перспективы. Особый эффект достигается, когда одновременно используется изменение цвета, контраста и масштаба с удалением планов.

Членение

Прием членения извлекает детальную композиционную структуру из большой и монотонной поверхности. Членение широко применяется в архитектуре, декоре помещений.

Градация

Градация возникает, когда два или больше идентичных элемента с каждым повторением изменяются в сторону увеличения или уменьшения. При этом дизайнер заставляет взгляд следить за этим процессом, что создает динамику и яркость образа. Градация может проявляться в следующих видах:

Изменяется величина чередующихся элементов при сохранении интервалов между ними; сохраняется величина элементов, но изменяются интервалы

Между ними; изменяются и величина элементов, и интервалы между ними;

Градации цвета от светлого к темному, от одного тона к другому;

Изменение кривизны линий, или их наклона. Линия, форма, цвет, фактура, пространство часто используются в градации.

Ритм - закономерное чередование, или последовательное изменение элементов, повторение, приводящее к гармонии и придающее дизайну стройность и четкость. Ритм способствует организации элементов, задает динамическое развитие. Ритм - это эффект движения в композиции, который может быть достигнут чередованием формы или цвета, сменой размеров элементов композиции. Ритм является динамической составляющей дизайнерского проекта. Внутренняя экспрессия заряжает энергией зрителя, приносит радость, вдохновение. Монотонность делает композицию унылой и неинтересной. Ритмами пронизана вся жизнь природы: суточный, лунный, годовой, солнечный ритм, морские волны, гребни песков пустыни, мерцание звезд во вселенной, альфа и бета ритмы мозга человека - все это пульс природы. Художники древности пытались чутко уловить этот ритм и воплощали его в орнаментах. Так, египетский орнамент с изображением лотоса представляет собой непрерывную линию жизни, сочетающую все фазы ее развития: почка (зарождение), цветок (расцвет), стебель (связь), капли (праматери жизни). Орнаменты, созданные в разных странах в разное время, часто имеют схожие геометрические построения. И в то же время каждый передает индивидуальные черты породивших их культур. Глядя на кружки, крестики и волны древних орнаментов своим просвещенным взором, мы воспринимаем их как стильное украшение предметов этнического направления. Хотя для их создателей - дизайнеров того времени, эти знаки имели определенное значение. Они были не просто рисунками, а символами, знаками, за которыми стояло определенное восприятие окружающего мира.

Доминанта

Определенный участок дизайна должен привлекать внимание, иначе глаза зрители будут беспокойно блуждать и ни на чем не останавливаться, что создаст напряжение, ощущение незаконченности. В качестве доминанты (фокуса) может быть использован любой элемент дизайна. Фокус - это и есть привлечение внимание к определенному месту. Когда имеется несколько ярких элементов, особенностей, глаза отвлекаются от центральной идеи в поисках наиболее важной детали, чтобы сконцентрироваться.

Композиция не может быть выразительной, если она не акцентирована, когда главные компоненты находятся на одинаковом расстоянии друг от друга или дополнительные элементы расставлены с равными промежутками. Расположенные в одной плоскости и на одинаковом расстоянии элементы создают монотонную неестественную композицию. Поэтому уделяется большое внимание тому, чтобы компоненты не находились в одной плоскости, а создавали впечатление объемности и многоплановости. Монотонность создает и четко выраженная фокусная точка. Композиция, в которой главный элемент находится точно в середине, скучна. Если же его переместить немного в сторону, появится динамика.

Контраст и нюанс

Контраст - (франц. contraste), резко выраженная противоположность. Выразительность многих композиций часто определяется контрастом - резко выраженным противопоставлением двух начал. Свет и тень, объем и плоскость, большое и малое, черное и белое, матовое и блестящее. Контраст очень выразителен, ведь это интрига, столкновение, начало процесса, выделение на общем фоне, активность, авторитарность. Если от композиции требуется привлечь внимание, создать настроение праздника, активизировать, шокировать, тогда смело используйте контрасты. В то же время контраст, являясь очень активным средством восприятия, может вызвать утомление, раздражение, агрессию. В больших количествах он просто невыносим. Поэтому при использовании контраста надо соблюдать меру.

Нюанс (франц. nuance) - оттенок, тонкое различие, едва заметный переход в цвете, мысли, звуке. Используя мягкие, слабо выраженные отличия, можно создать элегантную благородную композицию. Это самое тонкое и деликатное из композиционных средств.

Масштаб - это отношение всей композиции дизайна к окружающим ее предметам. Необходимо хорошо продумать предназначение композиции, место, где она будет располагаться, и только тогда определить ее конструкцию и масштаб. Иначе она будет смотреться гротескно.

Пропорция

Пропорция - это размер каждого элемента композиции по отношению к другому, а также ко всей композиции. Пропорцию можно сравнить с ингредиентами рецепта, которые должны быть взяты в определенном соотношении. И главное здесь не сделать ваше блюдо безвкусным или пересоленным.

Конструкция

Конструкция определяет параметры композиции, ее высоту, ширину, глубину. Вначале дизайнер представляет свою композицию в законченном виде. Затем продумывает пути ее конструирования. И только потом следует приступать к воплощению, предварительно приготовив все вспомогательные средства и необходимые материалы.

Трехкомпонентность

Для убедительного выражения сложного и разнообразного движения необходимо показать в композиции три фазы этого движения (три разных размера, три разных интервала между элементами). Число «три» является тем минимальным числом, которое позволяет достаточно четко определить разнообразие какого-либо явления.

Простота

Максимальной убедительности и выразительности образа следует добиваться минимальными средствами при максимальном определении подробностей.

Стилизация

Стилизация - обобщение и упрощение изображаемых фигур. Стилизуя, дизайнер выявляет декоративную закономерность форм, отбрасывает случайности, упрощает детали, выделяет главное, находит ритмическую основу. Природные формы слишком перегружены несущественными деталями, случайной пластикой, обилием цветовых нюансов, отвлекающих от замысла композиции.

Формообразование.

Форма в дизайне - это внутренняя организация структура изделия, наиболее ярко выражающая содержание, форма должна соответствовать назначению техническим характеристикам эргономическим и эстетическим требованиям, предъявляемым к изделиям. Основными критериями при создании формы изделий быта служат функциональные свойства, а также эстетики и моды. Основополагающие свойства формы - материальность и характер расположения в пространстве. Материальную форму условно называют объемом. Поверхность грани, линии, точки объема представляют собой геометрические элементы формы.

Гармоничная форма изделия это такая форма, в которой достигнута всесторонняя гармонии: внешнего и внутреннего, частей и целого, с человеком с материальной основой со средой.

Предмет должен быть образован по возможности наиболее лаконично, с экономией декоративных средств. Лаконичная форма - это признак рациональной конструкции и удачного использования материала.

Дизайнерское решение изделий осуществляется по средствам формообразования. Формообразование это творческий процесс создание формы изделия на основе учёта объективных важнейших факторов, а также закономерностей композиции. Процесс формообразования изделия протекает в определённом порядке. Этот порядок - структура вполне закономерная и представляется так:

Выявление характера объёмно пространственной структуры и технических закономерностей;

Достижение соразмерности целого и частей;

Уточнение пластики внешней формы изделия.

Формообразование служит инструментом материализации объекта дизайна.

Все дизайнерские элементы в композиции никогда не бывают сами по себе. Они находятся в определенном взаимодействии друг с другом, подчинены некой единой идее. И вот для того, чтобы вся композиция смотрелась гармонично и естественно, и не разваливалась на отдельные составляющие лучше всего следовать базовым принципам дизайна. Возникает вопрос, а можно ли научиться принципам дизайна. Мне кажется, что конкретных упражнений, для того чтобы научиться этим принципам, нет. Все эти навыки уже заложены в наше восприятие. Поскольку каждый из нас интуитивно чувствует гармоничная композиция, или нет.

Скорее все ниже перечисленные принципы нужно учитывать и соблюдать при построении композиции. Нужно уметь видеть их в чужих работах и уметь описать собственную работу, исходя из этих принципов. И еще один момент, говорить об этих принципах легче всего, когда они нарушены. Потому что, когда они соблюдены — все и так смотрится гармонично.

1. Баланс
Баланс — это равновесие взаимодействующих или противоположных сил в композиции. В такой композиции не возникает ощущения, что какая то ее часть доминирует над всем остальным. Баланса можно достичь с помощью правильного размещения объектов, размеров объекта и по цвету. Баланс может быть симметричным (верхний рисунок), асимметричным (нижний рисунок), радиальным (объекты расположены кругом и расходятся из одной точки).

2. Контраст
Контраст — это взаимодействие противоположных элементов композиции, таких как цвет, размер, текстура и т.д. Примеры контраста: большой и маленький, шероховатый и гладкий, толстый и тонкий, черный и белый.

3. Значимость и подчиненность
Этот принцип предполагает выделение, так называемого, центра интереса, на котором предполагается сосредоточить внимание зрителя. Объекты должны находиться в иерархии по значимости и подчиненности. Если все объекты будут иметь одинаковую значимость, то внимание пользователя рассеивается.

4. Направление внимания
По сути, это управление движением взгляда зрителя во время его перемещения по сайту, чтобы привлечь его внимание к значимым элементам.

5. Пропорции
Пропорция — это отношение отдельной части ко всему объекту, а также соотношение отдельных частей друг с другом. В данном примере показано «Золотое сечение». Подробнее о «Золотом сечении» можно прочитать в статье».

6. Масштаб
Масштаб — это реальный, видимый размер объекта, рассматриваемый в отношении других предметов, людей, окружающей среды.

7. Повторение и ритм
Предполагает повторение элементов дизайна для достижения определенной цели, например, чтобы задать направление взгляда или для непрерывности внимания.

8. Единство в разнообразии
Предполагает сочетание разнообразных элементов композиции в единую целостную структуру, подчиненную единой концепции.

Композиция – В переводе с латинского слово «композиция» (compositio) означает составление, сочетание, сложение, сочинение, соединение частей и приведение их в порядок. Вместе с тем, композицию часто рассматривают как целостное, художественно значимое произведение, созданное человеком. Определяют композицию и как целенаправленно организованную форму, главным качеством которой являются гармоничная целостность.

Композиция – Если в проектируемом изделии нельзя ничего убавить или прибавить, то его можно отнести к идеальной композиции. Основной смысл термина «Композиция» как творческого процесса - нахождение единства и сбалансированного взаимодействия частей, из которых составлено целое. Качество композиции определяют гармония и степень ее выразительности. Гармония (баланс) - это стройная согласованность частей одного целого. Выразительность - внешнее проявление яркого свойства, чувства или мысли. На общую выразительность проектируемого изделия влияют такие свойства композиции, как пропорция, симметрия и асимметрия, метр и ритм, контраст и нюанс, фактура, текстура, цвет, масштаб и т. д.

Следует запомнить, что все части композиции, их структура и взаимосвязи подчинены общей идее и объединены общим смыслом.

Виды композиции Плоскостная – композиция, состоящая из элементов, не выступающих над плоскостью. Ее элементы располагаются в двух направлениях: вертикальном и горизонтальном.

Виды композиции Объемнофронтальная – композиция, предусматриваю щая компоновку рельефных деталей на одной плоскости. Она развивается в трех направлениях.

Виды композиции Объемнопространственная композиция – композиция из взаимосвязанных объектов, размещенных на разных уровнях и плоскостях и рассчитанная на восприятие со всех сторон. Ее выразительность зависит от угла зрения.

Виды композиции Глубиннопространственная – композиция, создающая связь предметов с пространством, в котором они размещены. Может рассматриваться со всех сторон, элементы располагаются в разных плоскостях.

В основе композиционных принципов лежат объективные законы природы и законы общественного развития. Первыми объясняются наше физическое бытие, ориентация в пространстве, физические реакции на воздействие среды, биологические потребности. Вторые обуславливает человеческую психологию, социальное сознание. Диалектическое развитие, присущее материи, находит свое отражение в продуктах духовной деятельности человека, в частности, в искусстве. Законы диалектики непосредственно проявляются в композиционном построении произведений искусства. Само понятие "композиция", означая связь, сопоставление, уже подразумевает наличие противоположных начал.

Композиция – В композиционном построении находят свое отражение основополагающие физические законы природы. Одним из основополагающих законов природы, играющим важную роль в формообразовании органической и неорганической материи, а также проявляющимся во всех областях человеческой деятельности, является закон гравитации. Он проявляется во всем, начиная с расположения и движения планет, и кончая строением тела букашки. Законом гравитации, т. е. всемирного тяготения, объясняется, например, симметричность, строения живых организмов (необходимость равновесия), обосновываются законы движения (законы механики) и законы небесной механики. В искусстве закон гравитации определяет роль вертикали, горизонтали и диагонали в композиции, им объясняется необходимость равновесия, значение симметричных форм, понятие верха и низа в картине и пр.

Композиция – Другой закон, имеющий столь же всеобщее значение - это закон (законы) распространения света в природе, закон оптики. Благодаря устройству мозга и органов восприятия мы воспринимаем свет, различаем цвета, формы предметов и воспринимаем их пространственно. Законами оптики и устройством нашего зрительного аппарата обусловлено наше восприятие пространства и вытекающее отсюда открытие законов перспективы, важного композиционного средства. Зрительное восприятие в сочетании со способностью осязания позволяет воспринимать формы как объемно-пространственные структуры, что также находит отражение в искусстве, в моделировке объемнопространственных форм. Можно предположить, что и такие законы физики и химии, как закон сохранения массы, закон эквивалентов, закон постоянства пропорций - в той или иной форме отражаются в искусстве, в частности в композиционном построении.

Композиция – В природе действует "закон экономии", по которому природа всегда "ищет кратчайшие пути и выбирает экономные решения (в результате процесса эволюции, естественного отбора). Этот закон проявляется в строении биологических форм макромира и микромира. Исследование этих форм показало удивительное родство и повторение в них одних и тех же простых форм, которые в тех или иных комбинациях повторяются в огромном многообразии сложных форм.

Композиция – Спираль(способность хранить информацию, сохр. энергию) Шар (самая экономичная форма -- самая малая поверхность при самом большом объеме) Многогранники (в природе форма сот. экономично заполняют пространство) Труба (транспортное русло для переброски питательных веществ, крови) Дерево (в строении кровеносной системы, организация информационных объектов) Звезда (дерево, если смотреть сверху) Лучи расходятся от центра, доставляют питание, солн. энергию центру. Если свести живые орг. формы к геометрическим, то получим: шар, конус, цилиндр, многогранники.

Композиция – В основу любой картины ложится схема из простых геометрических фигур. Зачем? Да потому что человеческому глазу необходимо перемещаться по картинной плоскости, а схема задает ему удобоваримый маршрут, такой, чтоб глаз зрителя и нужное выявил-увидел, при этом чтобы глазу не наскучило блуждать по одной линии и чтобы не потянуло зрителя от картины отвернуться. Великие художники и мастера, рисуя свои работы, тщательно подходили к вопросу композиции, и заботились о том, чтобы зрителю было удобно и приятно рассматривать их работу. Для примера приведу некоторые работы, покажу их схемы и маршрут зрения. Как видите, композиция любой работы строится на основе простых геометрических фигур – треугольников, окружностей, квадратов.

Франсиско Гойя "Махи на балконе"

Законы композиции Закон единства и целостности. Во всех определениях композиции постоянно присутствует ее основной признак – целостность формы. Целостность композиции и единство ее элементов проявляются в таком качестве, как гармоничность. Повторяемость целого в его частях служит целям объединения частей в целое на основе сходства. Для гармоничного объекта характерно наличие ведущего, многократно повторяемого признака. Таким признаком может служить, например, преобладание прямых углов или повтор характера кривизны и т. д. Соподчиненность частей в целом служит для объединения частей на основе характеристики главного и второстепенного. Главное может быть выделено его большей величиной, массой или расположением относительно других элементов, формой, цветом, фактурой и т. д. Соразмерность частей и целого служит для согласования частей в целом на основе пропорциональных или других видов соотношений. Закон главного в целом показывает, вокруг чего объединены части целого. Уравновешенность частей в целом служит для согласования участвующих в работе целого сил – притяжения, отталкивания и т. д.

Закон единства и целостности Это значит, что ваш рисунок должен восприниматься цельно независимо от количества изображенных на нем объектов. Здесь очень важно именно расположение объектов. Каждый из них производит на человека свое впечатление, и если их не упорядочить - рисунок будет носить хаотичный характер, раздражать и снизит общий эффект от рисунка. Все элементы должны быть связаны по смысловому и пространственному расположению, композиции следует быть разнообразной, но не пестрой.

Закон единства и целостности Голландские натюрморты всегда отличались большим количеством изображенных предметов, выписанных с фотографической тщательностью. И, тем не менее, художники умело объединяли работу цветом и тоном в одно целое.

Средства гармонизации композиции Объективные, присущие природе явления - симметрии, асимметрии, пропорциональности, контраста, ритма, - воспринимаемые человеческим сознанием, освоенные опытом и понимаемые как категории гармонии, - используются в процессе художественного творчества как средства создания художественной формы. С помощью этих средств раскрывается содержание и гармонизуется форма. В специальной литературе их обычно называют средствами гармонизации или композиционными средствами.

Средства гармонизации условно можно разделить на несколько групп, исходя из того, какого рода отношения между элементами целого они представляют. 1 группа симметрия и асимметрия характеризуется местоположением элементов относительно оси или центра вращения. Благодаря симметрии фиксируются правая и левая части изобразительного целого, акцентируется центр и воображаемая ось. Симметрия подразумевает равноценность, равновеликость. Благодаря симметрии композиция приобретает устойчивость, равновесие. Симметрия означает родство, сходство, но может служить и средством противопоставления (симметричное изображение, контрастное по тону или цвету; противопоставление двух контрастных фигур) в психологическом плане. Симметрия придает изображению статичность. Асимметрия ее нарушает, сохраняя, однако ориентацию относительно оси, хотя при этом и отклоняется от нее. Асимметрия несет динамическое начало.

Средства гармонизации условно можно разделить на несколько групп, исходя из того, какого рода отношения между элементами целого они представляют. 2 группа тождество, пропорции, модуль, масштаб характеризуется размерными отношениями между частями целого и между частями и целым. Благодаря им части целого соизмеримы между собой и с целым: тождество - повторение, абсолютное равенство; модуль повторение одной величины в другой целое число раз; масштаб указывает на соотнесение размеров - увеличение или уменьшение в определенное число раз одной величины относительно другой и на относительное соотношение предметов (например, вещи и человека); пропорции указывают на отношения между размерами. Части, элементы художественного целого, связанные между собой пропорциональными отношениями, единым модулем или масштабом приобретают соразмерность и тем самым гармонизуют форму.

Средства гармонизации условно можно разделить на несколько групп, исходя из того, какого рода отношения между элементами целого они представляют. 3 группа нюанс и контраст указывает на степень различия и на характер различия между частями и элементами произведения. Нюансные отношения, сближенные по форме, по тону, по цвету, по фактуре, объему, размеру и пр. , - обогащают форму игрой оттенков, деталей. Контрастные же отношения, противопоставляя основные элементы, характеризующие форму, являются движущим стимулом развития формы. Нюанс и контраст дополняют и обогащают друга: контраст подчеркивает нюанс, выявляет его игру; нюанс смягчает, дополняет контраст. Нюанс может служить и самостоятельным средством выражения, когда художественное произведение целиком построено на нюансных отношениях, сближенных тонах или в одной цветовой гамме. Контраст в первую очередь проявляется в сталкивании предмета и пространства, объема и плоскости, а затем в отношениях между предметами, пятнами, линиями - по размеру, по форме, цвету, по направлению движения и прочим проявлениям элементов формы.

Средства гармонизации условно можно разделить на несколько групп, исходя из того, какого рода отношения между элементами целого они представляют. 4 группа метр и ритм характеризует движение. Метр - простейшее повторение одного и того же элемента (кирпичная кладка). Метр и ритм в основе своей имеют симметрию. Но ритм, в отличие от метра, строится на чередовании разных, но повторяюшихся элементов. Усложняясь, он порывает с симметрией, (например, сложный ритм живописной картины) сопровождая своевольный рисунок движения, меняя его характер, темп, направление. Ритм может иметь и регулярный характер (например, в орнаменте). Но всегда он вносит организующее начало в хаотическое движение и без него немыслима гармония.

Неоднородность изобразительного поля и композиционные схемы. Поля и композиционные схемы. Изобразительным полем мы называем ограниченную поверхность, плоскость, где располагается изображение, картина. Этим полем может служить лист бумаги или холст определенного размера и формата, или пространство стены, или поверхность объемного предмета (упаковки). Характерной особенностью изобразительного поля является то, что оно не нейтрально по отношению к изображаемому на нем, а оказывает на него определенное воздействие, так как не все точки этого поля равноценны. Изображение находится в зависимости от размера, пропорций сторон, формы поля и от окружающей среды. Неравноценность поля проистекает из особенностей нашего зрительного восприятия. В результате, одни участки поля находятся в зоне активного восприятия, другие вне его.

Если представить поле в виде правильной геометрической фигуры, то легко обнаружить эти активные точки. Например: В прямоугольнике наиболее активны точки, лежащие на центральной оси и горизонтали, пересекающей ее в оптическом центре: точки, лежащие на диагоналях, точки, обозначающие пропорции золотого сечения; точки, лежащие на границах овала, который вписывается в данный прямоугольник.

Если представить поле в виде правильной геометрической фигуры, то легко обнаружить эти активные точки. Например: В квадрате - точки, лежащие на диагоналях; точки, лежащие на пересечении диагоналей с окружностью, вписанной в квадрат; точка пересечения диагоналей.

Если представить поле в виде правильной геометрической фигуры, то легко обнаружить эти активные точки. Например: В круге - центр круга и точки вокруг него и чуть выше геометрического центра; точки, лежащие на сторонах пятиугольника, вписанного в круг и на его диагоналях.

Если представить поле в виде правильной геометрической фигуры, то легко обнаружить эти активные точки. Например: В треугольнике - в зоне пересечения высот биссектрис и медиан. Таким образом, геометрическая фигура сама по себе уже содержит «активные точки» , на которых концентрируется внимание и поэтому ясно, что композиция не может игнорировать воздействие этих точек, обусловленное спецификой зрительного восприятия.

Известно, что взгляд наш, двигаясь внутри поля, еще не заполненного изображением, совершает ряд движений, скользя по воображаемым кривым и прямым. Движение это нельзя назвать хаотическим, так как оно имеет определенную направленность, в первую очередь зависимую от геометрической формы поля. В вытянутом по вертикали прямоугольнике наиболее характерно движение, имеющее S-образную форму. Для круга - характерно движение вдоль окружности. Для многих фигур характерно движение по горизонтали и вертикали, составляющее крест. Мастера эпохи Возрождения и последующих эпох - Рафаэль, Пуссен, Делакруа, Суриков - придавали большое значение композиционному построению, признавая роль композиционных схем, «основных линий» , «активных точек» , сознательно учитывая их воздействие в своих произведениях.

Активные зоны и силовые линии поля придают напряженность полю, благодаря чему элементы изображения, совпадая с различными точками изобразительного поля испытывают различные состояния. Изобразительный элемент, совпадающий с центром круга или с зрительным центром прямоугольника, занимает твердую позицию и не стремится изменить свое местонахождение. Элементы, попавшие в неактивную зону поля, наоборот, стремятся ее покинуть, обрести равновесие. Перекликаясь с другими элементами, также находящимися в неуравновешенном состоянии, или группируясь возле уравновешенных, они с помощью ритма и других средств гармонизации приходят в состояние динамического равновесия.

В произведениях искусства мы часто наблюдаем, что главные узловые моменты композиции совпадают по своему местоположению с активными точками изобразительного поля. Однако, слишком последовательное применение этого приема приводит к жесткости и однообразию композиции, к самодовлеющему влиянию схемы. Поэтому художники в поисках новых композиционных возможностей ищут такие отношения между элементами композиции и «активными точками» поля, которые позволяли бы добиваться уравновешенности композиции и без, казалось бы, обязательного совпадения с активными точками. Это удается благодаря тем же средствам гармонизации. Например, вместо того, чтобы расположить главный элемент в центре или на оси симметрии, располагают уравновешивающие друга элементы по разные стороны оси, выделяя главный с помощью контрастных цветовых или тоновых отношений или иных приемов.

Симметрия основана на подобии. Она означает такое соотношение между элементами, фигурами, когда они повторяют и уравновешивают друга. В математике под симметрией подразумевается совмещение частей фигуры при перемещении ее относительно оси или центра симметрии. Существуют различные виды симметрии. Простейший вид симметрии зеркальная (осевая), возникающая при вращении фигуры вокруг оси симметрии. Симметрия, возникающая при вращении фигуры вокруг центра вращения называется центральной. Наивысшей степенью симметрии обладает шар, так как в центре его пересекается бесконечное множество осей и плоскостей симметрии. Абсолютная, жесткая симметрия характерна для неживой природы - кристаллов (минералов, снежинок). Для органической природы, для живых организмов характерна неполная симметрия (квазисимметрия), (например, в строении человека).

Симметрия Нарушение симметрии, асимметрия (отсутствие симметрии) используется в искусстве как художественное средство. Небольшое отклонение от правильной симметрии, то есть некоторая асимметричность, нарушая равновесие, привлекает к себе внимание, вносит элемент движения и создает впечатление живой формы. Различные виды симметрии обладают различным воздействием на эстетическое чувство: зеркальная симметрия - равновесие, покой; винтовая симметрия вызывает ощущение движения. Хзмбидж причисляет все простые геометрические фигуры к статичной симметрии, (разделяя все виды симметрии на статичные и динамичные), а к динамичной симметрии относит спираль. В основе статичной симметрии часто лежит пятиугольник (срез цветка или плода) или квадрат (в минералах). В искусстве строгая математическая симметрия используется редко.

Ритм - это равномерное чередование размерных элементов, порядок сочетания линий, объемов, плоскостей. Однако ритм свойственен не только движению, но и статичному предмету. Например, в архитектурных сооружениях, ритмичное распределение окон по вертикали и горизонтали. Ритм можно наблюдать и в плоскостном изображении: орнамент на обоях, на коврах, на тканях. Особенно яркое проявление ритма мы можем наблюдать в животном и растительном мире. Простейшее проявление ритма с характерным повторением в композиции одинаковых форм при равных интервалах можно наблюдать в расположении колонн античных храмов, в равномерном расположении однотипных станков в цехе, в расположении кнопок на приборах и т. д.

Ритм Организующая роль ритма в композиции тем активнее, чем сильнее проявление этой закономерности. Ритм может быть выражен слабо, когда изменения чередований или самих элементов едва заметны, но он может быть и настолько сильным, мощным, что становится ведущим началом композиции. Широко используется цветовой ритм, в частности на производстве: цвет помещений, оборудования, рабочих мест, спецодежды, коммуникаций. Цветовой ритм создает своеобразный цветовой климат. Метрический порядок характеризуется равенством элементов, расположенных друг от друга на одинаковых расстояниях, как, скажем, ряды окон жилых домов, одинаковыми лентами опоясывающие этажи, пролеты мостов и т. д. Учитывая возможность совмещения метрического и ритмического порядка, можно наметить три основные ритмические категории: метрический порядок, ритмический порядок, метроритмический порядок. Бывает ритм возрастающий и убывающий. Бесконечный повтор какого-либо одного метрического ряда в конце концов может показаться монотонным и утомительным.

Математические закономерности композиции. Квадрат и прямоугольник. В композиционной структуре произведений искусства и дизайна имеют значение пропорции прямоугольников и других геометрических фигур, в которые вписывается данное произведение или его основные части. Поэтому следует рассмотреть прямоугольники, которые нашли наиболее широкое применение благодаря своим гармоническим свойствам. Квадрат как конструктивная форма известен издавна. Он привлекал внимание художников Древнего мира и эпохи Возрождения. На рисунке Леонардо да Винчи изображена связь квадрата и круга с человеческой фигурой известная еще древним, (Витрувий). Художники Возрождения - немец Дюрер, итальянец Пачоли, француз Тори, занимаясь разработкой начертания букв, исходили из формы квадрата, буква со всеми своими элементами вписывалась в квадрат, хотя и не все буквы приравнивались к квадрату, однако общий композиционный строй определялся квадратом.

Математические закономерности композиции. Квадрат и прямоугольник. Древние греки эпохи классики предпочитали прямоугольники Ц 2 и Ц 5, Хэмбидж утверждает, что 85% произведений греческого классического искусства построено на прямоугольнике Ц 5. Будучи разделенным по вертикали и по горизонтали на две части, он восстанавливает свои пропорции. Прямоугольник этот можно расчленить на квадрат и два малых прямоугольника золотого сечения. Кроме того, в нем просматриваются два прямоугольника золотого сечения, перекрывающие друга на величину квадрата. Оставшаяся часть тоже представляет собой прямоугольник золотого сечения. Таким образом, прямоугольник Ц 5 обнаруживает ритмические свойства.

Математические закономерности композиции. Квадрат и прямоугольник. Прямоугольник Ц 2 также находит широкое применение, в осообенности в области прикладной графики. Он используется как формат бумаги для деловой документации, поскольку обладает удивительным свойством, - при делении пополам он не меняет своих пропорций. При делении образуется ряд подобных прямоугольников, гармонически связанных между собой единством формы. Пропорции сторон в прямоугольнике Ц 2, используемые в стандарте Поратмана.

Математические закономерности композиции. Квадрат и прямоугольник. На основе прка Ц 2 была проведена стандартизация и унификация форматов книг, бумаг, деловой документации, открыток, плакатов, папок и других объектов, связанных с прикладной графикой. Этот стандарт, известный как стандарт доктора Порстмана был принят в 17 европейских странах. В основу стандарта был положен формат 841 х 1189 мм и площадью в 1 м 2. От него выведены остальные форматы, составляющие его доли: 1 м² - 841 х 1189 мм 1/2 м² - 594 х 841 мм 1/4 м² - 420 х 594 мм 1/8 м² - 297 х 420 мм (двойной лист) 1/16 м² - 210 х 297 мм (лист для деловой переписки, бланков) 1/32 м² - 148 х 210 мм (поллиста для деловой переписки, бланков) 1/64 м² - 105 х 148 мм (почтовая открытка) 1/128 м² - 74 х 105 мм (визитная карточка) Стандартом предусмотрены и дополнительные форматы 1000 х 1414 и 917 х 1297 и их доли. Для конвертов предлагаются размеры: 162 х 229 и 114 х162 (стандарт приведен не полностью).

Математические закономерности композиции. Пропорции. Принцип золотого сечения. Еще в глубокой древности человеком было обнаружено, что все явления в природе связаны друг с другом, что все пребывает в непрерывном движении, изменении, и, будучи выражено числом, обнаруживает удивительные закономерности. В Древней Греции эпохи классики возник ряд учений о гармонии. Из них наиболее глубокий след в мировой культуре оставило Пифагорейское учение. Последователи Пифагора представляли мир, вселенную, космос, природу и человека как единое целое, где все взаимосвязано и находится в гармонических отношениях. Гармония здесь выступает как начало порядка - упорядочивания хаоса. Пифагорейцы пытались математически обосновать идею единства мира, утверждали, что в основе мироздания лежат симметричные геометрические формы. Они исследовали пропорции человеческого тела и утвердили математический канон красоты, по которому скульптор Поликлет создал статую «Канон» . Все классическое искусство Греции носит печать пифагорейского учения о пропорциях. Его влияние испытали на себе ученые средневековья, наука и искусство эпохи Возрождения, Нового времени вплоть до наших дней.

Таким образом, пропорциональность, соразмерность частей целого является важнейшим условием гармонии целого и может быть выражена математически посредством пропорций. Пропорция означает равенство двух или нескольких отношений. Существует несколько видов пропорциональности: математическая, гармоническая, геометрическая и др. В математической равенство двух отношений выражается формулой a: b = с: d, и каждый член ее может быть определен через остальные три. В гармонической пропорции 3 элемента. Они являются или попарными разностями некоторой тройки элементов, или самими этими элементами, например: а: с = (а - в) : (в - с) В геометрической пропорции тоже всего 3 элемента, но один из них общий: а: в = в: с

Таким образом, пропорциональность, соразмерность частей целого является важнейшим условием гармонии целого и может быть выражена математически посредством пропорций. Разновидностью геометрической пропорции является пропорция так называемого «золотого сечения» , имеющая всего два члена «а» и «в» - излюбленная пропорция художников, которую в эпоху Возрождения называли «божественной пропорцией» . Особенностью пропорции золотого сечения является то, что в ней последний член представляет собой разность между двумя предыдущими членами, т. е. : а: в = в: (а - в) Отношение золотого сечения выражается числом 0, 618. Пропорция золотого сечения: 1: 0, 618 = 0, 618: 0, 382

Таким образом, пропорциональность, соразмерность частей целого является важнейшим условием гармонии целого и может быть выражена математически посредством пропорций. Если отрезок прямой выразить через единицу, а затем разделить его на два отрезка по золотому сечению, то больший отрезок будет равен 0, 618, а меньший 0, 382. На рис. показано деление отрезка на части по золотому сечению.

Математические закономерности композиции. Прямоугольник золотого сечения. На основании пропорции золотого сечения был построен ряд чисел, замечательный тем, что каждое последующее число оказывалось равным сумме двух предыдущих: 1, 1, 2, 3, 5, 8, 1 З, 21 и т. д. Этот ряд был открыт итальянским математиком Фибоначчи и называется поэтому рядом Фибоначчи. Он обладает тем свойством, что отношения между соседними членами по мере возрастания чисел ряда, все более приближаются к 0, б 18, то есть, к отношению золотого сечения. Пропорции золотого сечения ученые связывают с развитием органической материи. Золотое сечение было обнаружено в объектах живой природы - в строении раковин, дерева, в расположении семян подсолнуха, в строении тела человека, а также его наблюдали в устройстве вселенной в расположении планет.

Математические закономерности композиции. Прямоугольник золотого сечения. В отношении золотого сечения находятся так же элементы геометрических фигур - пятиугольника, звезды.

Математические закономерности композиции. Прямоугольник золотого сечения. В прямоугольнике золотого сечения стороны находятся в отношении золотого сечения. Этот прямоугольник содержит в себе квадрат и малый прямоугольник золотого сечения (его большая сторона является малой стороной первоначального прямоугольника). Поэтому можно построить прямоугольник золотого сечения на основании квадрата: сторона квадрата делится пополам, из той точки к вершине проводится диагональ, с помощью которой на стороне квадрата строится прямоугольник золотого сечения

Математические закономерности композиции. Прямоугольник золотого сечения. Если соединить вершины квадратов кривой, то мы получим логарифмическую кривую, бесконечно растущую спираль, которую называют «кривая развития» , «спираль жизни» , ибо в ней как бы заложена идея бесконечного развития.

Математические закономерности композиции. Прямоугольник золотого сечения. Бесконечное повторение прямоугольника золотого сечения и квадрата при рассечении прямоугольника золотого сечения обнаруживает повторение целого в его частях, что является одним из условий гармонии целого. Это свойство прямоугольника золотого сечения было обнаружено художниками и они стали употреблять золотое сечение как способ гармонизации, способ пропорционирования. Фидий использовал золотое сечение при постройке Акрополя (5 век до н. э.). В эпоху Возрождения золотое сечение использовали не только в зодчестве, скульптуре, живописи, но и в поэзии и музыке. Дюрер, Леонардо да Винчи и его ученик Лука Пачоли применяли золотое сечение в поисках гармоничных пропорций букв.

Математические закономерности композиции. Прямоугольник золотого сечения мы встречаем и в пропорциях средневековых рукописных книг, и в современной книге, так как стройные пропорции золотого сечения позволяют красиво организовать пространство книжной страницы и разворота. Схема идеальных пропорций средневековой рукописи. Пропорции страницы 2: 3, а плоскость, занятая письмом - в пропорции золотого сечения.

Математические закономерности композиции. Прямоугольник золотого сечения. Один из способов определения размера полосы набора при заданном формате.

Модуль Ле Корбюзье предложил модульную систему, увязав ее с размерами человеческой фигуры и с пропорциями золотого сечения («Модулер»). Взяв за основу размер 183 см (рост стоящего мужчины) и 226 см (рост человека с поднятой рукой), Ле Корбюзье построил математические ряды. «Красная шкала» - 183 см, 113 см, 70 см. 43 см. 27 см и «синяя шкала» - 226 см, 140 см. 86 см и т. д. Каждый ряд цифр связан между собой пропорциями золотого сечения. При этом интересно отметить, что цифры «синей шкалы» образованы удвоением предыдущих цифр «красной шкалы» . Но самое примечательное в этих рядах то. что почти все указанные размеры так или иначе связаны с определенным положением человеческой фигуры в пространстве.

Масштабность Для характеристики соразмерности предметов, целого и отдельных его частей, а также предмета и человека используют понятия масштаба и масштабности. Восприятие реальной величины предметов возникает только в сравнении их друг с другом. Понятие масштабности перешло в дизайн из архитектуры и является важной характеристикой предмета. Оно основано на сопоставлении величины рассматриваемого предмета и наших представлений об этой величине. Отклонение от этого вызывает внутренний протест, а вместе с ним и эстетическую неудовлетворенность. Каковы конкретные признаки «масштабности» в природе? Для больших сформировавшихся организмов - это контрастные отношения частей тела (например, отношение величины головы к туловищу). Достаточно сравнить их соотношение у ребенка и у взрослого человека, щенка и собаки. У растений может быть различна по своей сложности сама «цепочка» отношений: у молодого дерева она проще (ствол - ветка - лист), в то время как у большого это ствол - сук - ветка - малая ветка - лист.

Масштабность Как же добиваются определения нужной, оптимальной масштабности и какими средствами? Прежде всего - выбором такого размера, который соответствует нашим представлениям и не нарушающего соотношения предмета с человеком или с материальным окружением (предметами, архитектурой) и пространством. Большое значение имеют так называемые мерители масштаба. Это детали, имеющие «жесткое» функциональное назначение и известную для нас величину. В архитектуре это высота лестничных перил, ступеней, сидений. В колесной машине - высота кабины, всегда рассчитанной на рост. человека. Другая крайность - это излишнее упрощение, которое воспринимается как грубость. Преуменьшая или преувеличивая масштаб, проектировщик изменяет художественный облик предмета или среды. Наряду с пониманием масштабности как соразмерности форм окружающей среды с человеком существует толкование масштабности как средства композиции, средства решения идейно-образных задач. Есть такие понятия, как «крупный масштаб» и «мелкий масштаб» . Для крупномасштабного сооружения характерен большой лаконизм форм, крупные членения, что придает ему впечатление монументальности.

АВТОР сам задает закон, по которому судят о совершенстве его произведения. Он ВЫБИРАЕТ те контрасты, которые создадут нужное ему звучание, мелодику, силу - и находит способы удержать это разнообразие вместе, как ЕДИНОЕ.

Дизайн и композиция в дизайне

Дизайн - вид проектной, междисциплинарной художественно-технической деятельности по формированию предметной среды. Целью дизайна является создание гармоничной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека. Важнейшие два компонента дизайна: функциональность и эстетичность.

Классические виды дизайна:

1) Графический дизайн. Объектом проектирования являются: шрифты, пиктограммы, фирменный стиль, различные визуальные коммуникации и т.д. Это работа на плоскости.

2) Промышленный дизайн. Объектом проектирования являются: машины, приборы, оборудование, мебель, посуда, одежда... Здесь уже идет работа с объемом.

3) Архитектурный дизайн. Объектом являются: сооружения и их комплексы, включая дизайн интерьера. Идет работа с пространством.

4) Дизайн архитектурной среды. Объектом проектирования является сложно-динамическая система среды обитания человека, оптимальная предметно-пространственная организация и образность различных средовых объектов. (во блин! как нам повезло, что никакого отношения к этому виду дизайна мы не имеем!)

Новые виды дизайна . Выделяют две группы:

* Дизайн сферы: экодизайн, эргодизайн (главное условие - отвечать эргономическим требованиям, т.е. удобству пользования), футуродизайн (дизайн проектов будущего, которые по каким-либо причинам не могут быть применены в настоящем), прикладной дизайн, экспозиционный дизайн (выставки), инженерный дизайн (различные технические сооружения, например мосты).

* Дизайн нацеленный на результат работ: артдизайн (единичные объекты дизайна, как объект искусства), штриховой, компьютерный дизайн и, наконец, наш любимый, web-дизайн.

Важно . Прежде чем приступать к дизайну объекта, нужно определить его формальные качества: особенности внешнего вида, структурные связи предметов, назначение объекта. После чего определяется содержание работы, и только после этого возможно начинать работу над формой. (к сожалению, неопытные web-дизайнеры часто делают наоборот: находят какой-нибудь красивый шаблон сайта и содержимое сайта подгоняют под этот шаблон. )



Композиция в дизайне . Это построение (структура) произведения, дизайна, расположение и связь его частей, обусловленных их компоновкой, отвечающих назначению и технической идее произведения и его художественно-образному замыслу, отражающему эмоционально-чувственные ожидания потребителя дизайнерского продукта.

Сущность работы над композицией заключается в расширении художественной стороны изделия, достижения комплексного единства и упорядоченности путем использования композиционных средств.

Сущность понятия "композиция"

Композиция - это связь различных частей в единое целое, в соответствии с какой либо идеей, которые вместе взятые составляют определенную форму. Термин "композиция применяется в двух аспектах: 1) это целенаправленное построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением. 2) это важнейший организующий элемент художественной формы, придающий произведению гармоничное единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому, выступая как атрибут художественного произведения.

Сущность понятия "гармония"

Гармония, в переводе с греческого, это созвучие, согласие, противоположность хаосу. Гармония означает высокий уровень упорядоченности и отвечает эстетическим критериям совершенства и красоты. Относительно композиции, гармония понимается как ее формальная характеристика.

Сущность понятия "формальность"

Формальная композиция . Форма взаимосвязана с содержанием, но возможно отделение формы от содержания путем замены реалистичных объектов формальными (или абстрактными), но так, чтобы формальная композиция выражала идею и художественно-образный замысел через:

Характеристики и свойства элементов композиции

Через структурную организацию элементов композиции

3 основных вида композиции : фронтальная, объемная, объемно-пространственная.

Фронтальная . Распределение элементов по двум направлениям: вертикальному и горизонтальному. Относят плоскостные композиции и рельеф.

Объемная . Распределение элемента по координатам высоты, ширины и глубины.

Объемно-пространственная . Состоит из нескольких объемных композиций, расположенных в пространстве с определенными интервалами.

Условия от которых зависят сохранение фронтальности композиции :

1) Определенное соотношение между вертикальными и горизонтальными размерами.

2) Фронтальность зависит от силуэта плоскости.

3) Зависит от характера элементов по глубине.

4) Фактурность поверхности, цвет...

Элементы композиции

3 основных элемента: точка, линия, пятно.

У точки и линии нет свойств (кроме одного: если точку увеличить до определенных размеров, она превращается в пятно, и наоборот)

Классификация свойств пятен:

Физические : величинные (размеры и пропорции), пластические (форма и структура), свойства поверхности пятна (цвет, фактура, текстура и т.д.)

Субъективные : (состоят из комбинаций физических): выразительность/невыразительность, статичность/динамичность.

Размещение элементов

Степень контакта элементов композиции :

* Полное отсутствие связи.

* Подразумевающиеся (логические) связи.

* Физический контакт или очевидные связи.

* Физический контакт со слиянием группы, монолит.

Композиционные оси - это невидимые оси композиции (силовые линии) на которых расположены элементы. Оси выявляют структуру изображения и обеспечивают взаимодействие элементов и целостность композиции.

Размещение фронтальной композиции : плоскостной и иллюзорно-пространственный.

В плоскостном варианте элементы двухмерны и не накладываются друг на друга. В иллюзорно-пространственном варианте элементы объемные, они накладываются друг на друга и добавляется перспектива.

В зависимости от размещения выделяют следующие типы композиции: замкнутая (ничего не выходит за пределы визуального восприятия композиции), неограниченная (подразумевается продолжение композиции за пределами визуального восприятия)

ЗАКОНЫ КОМПОЗИЦИИ

Основные законы композиции: цельность и единство, равновесие, соподчинение.

Цельность . Благодаря соблюдению этого закона произведение воспринимается как единое неделимое целое, а не как сумма разрозненных элементов. Композиция выступает как система внутренних связей, объединяющая все компоненты форм и содержаний в единое целое. В композиции все элементы приводятся к гармоничной упорядоченности. Т.е. должна быть целостность самой формы и целостность между элементами форм.

Основные черты закона целостности:

1) неделимость композиции, или невозможность воспринимать ее как сумму разрозненных элементов. Неделимость закладывается с помощью конструктивной идеи

2) необходимость связи и взаимной согласованности всех элементов композиции (имеется ввиду необходимость отслеживать, насколько эти элементы идут вместе и не оторваны ли они друг от друга ).

Равновесие . Это такое состояние композиции, при котором все элементы сбалансированы между собой. Уравновешенные части целого приобретают зрительную устойчивость. В основном равновесие сводится к балансу по выразительности. Выделяют статическое и динамическое равновесие.

Статическое. Это состояние композиции, при котором сбалансированные между собой элементы в целом производят впечатление ее неустойчивой неподвижности.

Динамическое. Это состояние композиции, при котором сбалансированные между собой элементы производят впечатление ее движения и внутренней динамики.

Соподчинение и равноценность элементов . Соподчинение - это выделение центра композиции (доминанты), которому подчиняются все остальные элементы (причем, не просто подчиняются, а усиливают его значимость ), т.е в композиции возникает иерархия. В иерархии могут быть доминанты второго порядка (акценты). В зависимости от количества уровней доминантов, выделяют две степени иерархии между элементами: 1) двухуровненный (доминанта и второстепенный[-ые] элементы или доминант и акцент). 2) трехуровненный (например: доминант, акцент и второстепенные элементы).

Композиционный центр зависит от :

1) Своей величины и величины остальных элементов.

2) Положения на плоскости. Вокруг элемента организуется пустое пространство, а все остальные сближаются. И на главный элемент указывают силовыми линиями второстепенные.

3) Формы элемента, которая отличается от формы других элементов.

4) Фактуры элемента, которая отличается от фактуры других элементов.

5) Цвета. Путем применения контрастного (противоположного цвета) к цвету второстепенных элементов (яркий цвет в нейтральной среде, и наоборот; хроматический цвет среди ахроматических; теплый цвет при общей холодной гамме второстепенных элементов; темный цвет среди светлых).

6) Проработки элементом. Главный элемент более проработан, чем второстепенные.

7) Освещения элемента.

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА КОМПОЗИЦИИ

* Контраст

* Тождества

* Симметрия

* Ассиметрия

* Пропорциональность

* Масштабность

Контраст

Это резкое различие элементов, предметов, форм и т.д. по следующим категориям: размер, форма, тон, цвет, отношение к пространству и т.д. Выделяют:

Одномерный контраст . Идет различие по одной категории.

Многомерный контраст . Идет противопоставление по нескольким категориям.

Особенностью контрастной композиции является активность ее визуального воздействия.

Нюанс

Это незначительные отличия элементов в композиции по тем же категориям. Также выделяют одномерный и многомерный нюанс. В нюансных формах больше сходства, а различие идет на чуть-чуть.

Тождество

Это повтор элементов одинаковых, подобных по своим качествам (размер, форма, тон...).

Требования к тождественной композиции: 1) элемент должен быть простой, выразительный, красивый. 2) должно соблюдаться отношение тождественного элемента к пространству.

Симметрия

Это тождественное расположение элементов относительно точки, оси или плоскости симметрии, воспринимаемое глазом как особый вид упорядоченности равновесия и гармонии.

Виды симметрии : зеркальная, осевая, зеркально-осевая, винтовая.

Зеркальная . Это симметрия в которой элементы композиции расположены на одинаковом расстоянии от плоскости симметрии и при наложении друг на друга их фигуры совпадают по всем точкам, т.е. одна фигура зеркально повторяет другую.

Осевая симметрия . Это симметрия относительно оси, линии пересечения двух или большего числа плоскостей симметрии. (В осевой симметрии сам элемент должен иметь несимметричное строение! )

Зеркально-осевая или смешанная . Существует два вида такой симметрии: 1) когда в одном произведении идет совмещение и зеркальной и осевой симметрии. 2) когда берется осевая симметрия с симметричным строением элементов.

Винтовая симметрия . Элемент совершает одновременно вращательное и поступательное движение вокруг оси. (Только для объемных тел )

Асимметрия

Это вариант композиции, при котором сочетание и расположение элементов, осей, плоскостей симметрии не наблюдается. Это отсутствие, или нарушение симметрии (дисимметрия).

Ритм

Это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности. (такт, мерность, мерное течение ) Важнейшим признаком ритма является повторяемость элементов (форм) и интервалов между ими. Ритмические повторы могут быть: равномерными, убывающими или нарастающими. В зависимости от этого повторяемость может быть двух типов: статическая и динамическая.

Статический ритм . Состоит из элементов повторяющихся через одинаковый интервал. Ряды могут быть простыми и сложными.

1) Простой ряд основан на повторе одного и того же элемента с одним и тем же интервалом. (См рис.1 )

2) Сложный ряд образован сочетанием простых. По способу чередования подразделяется на:

Чередование на одинаковых интервалах. (См. рис.2 )

рис.2

Чередование равных элементов с неравными интервалами (См. рис.3)

рис.3

Ряд с чередованием неравных элементов (См. рис 4)

рис.4

Динамический ритм . Это ряд в перспективном увеличении или уменьшении размеров элементов и интервалов, или тех и других одновременно. Развитие динамических рядов может происходить по арифметической (постоянно сохраняется разность между любыми двумя соседними элементами, см. рис.5) или геометрической (величина каждого последующего интервала равна величине предыдущего умноженное на постоянное число, рис.6) прогрессии.

рис.5

рис.6

(на рис.5,6 показана прогрессия интервалов, построение прогрессии размеров элементов происходит по такому же принципу ).

Важно! В ряду должно быть более 6 элементов, т.к. меньшее количество элементов не составляют ряд.

Из всех признаков формы наиболее значимыми для ритмизации являются (в порядке убывания):

2) Интервал

3) Цвет (светлота)

Ритмические ряды воспринимаются в направлении от больших элементов к меньшим, от темных к светлым, от малых интервалов к большим.

Модульность

Модуль является универсальным средством дизайна, хотя до сих пор толкового объяснения ему не существует. Модуль - это величина принимаемая за основу расчета какого-либо предмета. Главная особенность модуля: кратность к целому произведению (т.е. это один и тот же элемент, размножив который и комбинируя разными сочетаниями можно получать разные формы, пример: паркет, плитка на тротуаре ). Модуль бывает: плоскостной, рельефный (керамика, гипс) и объемный. Рассмотрим главные требования к модулю:

1) Простота. Модуль должен быть простым, т.к. он является частью целого произведения.

2) Целостность.

3) Выразительность.

4) Модуль должен позволять комбинировать различные варианты произведения.

Цветоведение - предмет включающий в себя элементы физики, психологии, физиологии и теории искусства. Цвет- один из признаков видимых нами предметов, осознаное нами ощущение, возникает в процессе поглащения и отражения волн. 1. Ахроматические - безцветные: o белый; o серый(оттенки) ; o черный. 2. Хроматические - цветные: три признака (отличие) o цветовой тон; o насыщенность; o светлота или яркость.
Ахроматические: Хроматические:
Интенсивный цвет - это значит зависит от насыщенности и светлости. 1. Хроматические делятся: o теплые; o холодные. 1. Теплые цвета (желтый, оранжевый и самые светлые) приближают к зрителю. 2. Холодные цвета (синий, фиолетовый и самые темные) - отдаляют. Линейная перспектива: при удалении теплые тона приобретают зеленоватый оттенок, а холодные остаются без изменения. Все цвета при отдалении становятся более светлыми и не такими насыщенными. Цветовая гармония - равновесие и симметрия сил. Когда люди говорят о цветовой гармонии, они оценива­ют впечатления от взаимодействия двух или более цве­тов. Живопись и наблюдения над субъективными цве­товыми предпочтениями различных людей говорят о неоднозначных представлениях о гармонии и дисгар­монии. Для большинства цветовые сочетания, называемые в просторечии «гармоничными», обычно состоят из близких друг к другу тонов или же из различных цве­тов, имеющих одинаковую светосилу. В основном эти сочетания не обладают сильной контрастностью. Как правило, оценка гармонии или диссонанса вызвана ощущением приятного-неприятного или привлекатель­ного-непривлекательного. Подобные суждения постро­ены на личном мнении и не носят объективного харак­тера. 1. Понятие цвета применяется собственно для обозначения самого цветового пигмента или материала, которые поддаются физическому и химическому определению и анализу. 2. Цветовое видение, возникающее в глазах и в сознании человека, несет в себе человеческое смысловое содержание. Однако глаза и мозг могут придти к чёткому различению цвета лишь с помощью сравнений и контрастов. Значение и ценность хроматического цвета могут быть определены лишь с помощью его отношения к какому-либо ахроматическому цвету - чёрному, белому или серому, или же по его отношению к одному или нескольким другим хроматическим цветам. Восприятие цвета, в противоположность к его физико-химической реальности, является реальностью психофизиологической. Психофизиологическая реальность цвета и есть именно то, что и называют цветовым воздействием. Цвет как таковой и цветовое воздействие совпадают только в случае гармонических полутонов. Во всех других случаях цвет мгновенно приобретает изменённое, новое качест­во. Известно, что белый квадрат на чёрном фоне будет казаться более крупным, чем чёрный квадрат такой же величины на белом фоне. Белый цвет излучается и выходит за свои пределы, в то время как чёрный ведёт к сокращению размеров занимаемых им плоскостей. Светло-серый квадрат кажется тёмным на белом фоне, но тот же светло-серый квадрат на чёрном воспринимается светлым. Когда люди говорят о цветовой гармонии, они оценива­ют впечатления от взаимодействия двух или более цве­тов. Живопись и наблюдения над субъективными цве­товыми предпочтениями различных людей говорят о неоднозначных представлениях о гармонии и дисгар­монии. Для большинства цветовые сочетания, называемые в просторечии «гармоничными», обычно состоят из близких друг к другу тонов или же из различных цве­тов, имеющих одинаковую светосилу. В основном эти сочетания не обладают сильной контрастностью. Как правило, оценка гармонии или диссонанса вызвана ощущением приятного-неприятного или привлекатель­ного-непривлекательного. Подобные суждения постро­ены на личном мнении и не носят объективного харак­тера. Понятие цветовой гармонии должно быть изъято из об­ласти субъективных чувств и перенесено в область объ­ективных закономерностей. Гармония - это равновесие, симметрия сил. Последовательный и симультанный контрасты указыва­ют на то, что глаз получает удовлетворение и ощущение равновесия только на основе закона о дополнительных цветах что цвета явля­ются гармоничными в том случае, если их смесь даёт белый цвет.
Цветовой контраст: Цветовой контраст:
Контраст цветовых сопоставлений - самый простой из всех семи. Он не предъявляет больших требований к цветовому видению, потому что его можно продемонстрировать с помощью всех чистых цветов в их предельной насыщенности. Также как чёрный и белый цвета образуют самый сильный контраст светлого и тёмного, так и жёлтый, крас­ный и синий цвет обладают наиболее сильно выраженным цветовым контрастом Очень интересные результаты получаются, если одному из цветов отводится главная роль, а остальные используются в небольших количествах лишь для того, чтобы подчеркнуть качества главного цвета. Подчёркивая какой-то один цвет, мы усиливаем общую выразительность работы. В пределах цветового контрастирования может быть решено множество живописных тем. Этот контраст дает ощущение особой пестроты жизни, порождённой стихийной силой. Незатемнённые цвета первого и второго порядка всегда вызывают в нас ощущение первородных космически-светоносных сил и жизнеутверждающей материальности. На цветовых контрастах основано народное искусство различных стран. Пёстрые вышивки, костюмы и кера­мика свидетельствуют о естественной радости, которую вызывают яркие краски. Цветовые контрасты можно очень часто найти в витра­жах, особенно ранних, где их стихийная сила берёт верх над пластическими формами архитектуры. Стефан Лохнер, Фра Анжелико, Боттичелли и другие художники строили свои картины, используя прежде всего принцип цветового контрастирования.
Контраст светлого и тёмного: Контраст светлого и тёмного:
День и ночь, свет и тень. Эти противоположности имеют основополагающее значение в человеческой жизни и в природе вообще. Для художника белый и чёрный цвет является наиболее сильным выразительным средством для обозначения света и тени. Белое и чёрное во всех отношениях противоположны, но между ними располо­жены области серых тонов и весь ряд хроматического цвета. Сущест­вует всего один максимально чёрный и один макси­мально белый цвет и бесконечное число светлых и тём­ных оттенков серого цвета, которые могут быть развёрнуты в непрерывную шкалу между белым и чёрным. В европейском и восточно-азиатском искусстве мы на­ходим много произведений, которые построены исклю­чительно на чистом контрасте светлого и тёмного. Этот контраст имел огромное значение для живописи тушью в Китае и Японии. Основы этого искусства выросли здесь из шрифта и письма кистью.
Контраст холодного и тёплого: Контраст холодного и тёплого:
Характер холодных и тёплых цветов можно представить в таких со­поставлениях: o холодный - тёплый o теневой - солнечный o прозрачный - непрозрачный o успокаивающий - возбуждающий o жидкий - густой o воздушный - земной o далёкий - близкий o лёгкий -тяжёлый o влажный - сухой.
Контраст дополнительных цветов:
Мы называем два цвета дополнительными, если их пиг­менты, будучи смешанными, дают нейтральный се­ро-чёрный цвет. В физике два хроматических света, ко­торые при смешивании дают белый свет, также считают­ся дополнительными. Два дополнительных цвета обра­зуют странную пару. Они противоположны друг другу, но нуждаются один в другом. Расположенные рядом, они возбуждают друг друга до максимальной яркости и взаимоуничтожаются при смешивании, образуя се­ро-чёрный тон, как огонь и вода. Каждый цвет имеет лишь один единственный цвет, который является по от­ношению к нему дополнительным. В цветовом круге на рисунке 3 дополнительные цвета расположены диамет­рально один другому. Они образуют следующие пары дополнительных цветов: o жёлтый - фиолетовый o жёлто-оранжевый - сине-фиолетовый o оранжевый - синий o красно-оранжевый - сине-зелёный o красный - зелёный o красно-фиолетовый - жёлто-зелёный. Дополнительные цвета, в их пропорционально пра­вильном соотношении, придают произведению статиче­ски прочную основу воздействия. При этом каждый цвет остаётся неизменным в своей интенсивности. Впечатления, производимые дополнительными цветами, идентичны сущности собственно самого цвета. Эта ста­тистическая сила воздействия дополнительных цветов играет особо важную роль для настенной живописи.
Симультанный контраст:
Понятие «симультанный контраст» обозначает явление, при котором наш глаз при восприятии какого-либо цвета тотчас же требует появления его дополнительного цвета, и если такового нет, то симультанно, т.е. одновре­менно, порождает его сам. Этот факт означает, что ос­новной закон цветовой гармонии базируется на законе о дополнительных цветах. Симультанно порождённые цвета возникают лишь как ощущение и объективно не существуют. Они не могут быть сфотографированы. Си­мультанныи контраст, как и последовательный контраст, по всей вероятности, возникают по одной и той же при­чине.
Контраст цветового насыщения:
Говоря о «качестве цвета», мы имеем в виду его чистоту и насыщенность. Слова «контраст насыщения» фикси­руют противоположность между цветами насыщенны­ми, яркими и блёклыми, затемнёнными. Призматичес­кие цвета, полученные путём преломления белого све­та, являются цветами максимального насыщения или максимальной яркости.Едва только чистые цвета затемняются или осветляются, они теряют свою яркость. Насыщенный цвет может быть разбавлен благодаря до­бавлению к нему смеси чёрного и белого, то есть серого цвета. Едва только к насыщенному цвету добавляется серый, то получаются светлые, более светлые или более тёмные, но во всяком случае, более блёклые тона, чем тон первоначального цвета. Подмешивание серого цве­та нейтрализует другие цвета и делает их «слепыми».
Контраст цветового распростронения:
Контраст цветового распространения характеризует размерные соотношения между двумя или несколькими цветовыми плоскостями. Его сущность - противопоставление между «много» и «мало», «большой» и «маленький». Цвета могут компоноваться друг с другом пятнами лю­бого размера. Силу воздействия цвета определяют два фактора. Во-первых, его яркость и, во-вторых, размер его цветовой плоскости. Для того. чтобы определить яркость или светлоту того или иного цвета, необходимо сравнить их между собой на нейт­рально-сером фоне средней светлоты. При этом мы убедимся, что интенсивность или светлота отдельных цветов различны. По Гёте световую насыщенность различных цветов мож­но представить системой следующих соотношений: · жёлтый: 9 · оранжевый: 8 · красный: 6 · фиолетовый: 3 · синий: 4 · зелёный: 6 Если в цветовой композиции вместо гармоничных про­странственных отношений между цветами доминирует какой-то один цвет, композиция приобретает особо экспрессивную активность. Методы цветового подбора
Дополнительные цвета: Дополнительные цвета
Дополнительные цвета расположены друг напротив друга(сильный цветовой контраст)
Cмежные цвета: Cмежные цвета:
Смежные цвета расположены рядом друг с другом(слабый цветовой контраст)
Триады: Триады:
Триады- это подбор цвета по принципу равнобедренного треугольника(самое гармоничное цветовое отношение)
Смежные с дополнительным: Смежные с дополнительным:
Рисунки
Радость: Нежность: Страх: Печаль: