Викторина по развитию речи «Поговорим — проговорим» для детей подготовительной к школе группы. Игра викторина для детей подготовительной группы в детском саду Викторины для дошкольников по развитию речи


Викторина для дошкольников "Самый умный"

Цель : доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности ; поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности , желание играть в игры с математическим и речевым содержанием.

Задачи

  • Обучающие : учить составлять слова из слогов; учить детей обобщать; приучать к самостоятельности суждений.
  • Развивающие: развивать все компоненты устной речи детей ; развивать свободное общение со взрослыми и детьми.
  • Воспитывающие: воспитывать у детей умение проявлять инициативу с целью получения новых знаний, настойчивость, целеустремленность, смекалку, взаимопомощь, понимание юмора.


Оборудование : воздушные шары трех цветов (красный, синий, зеленый) для украшения зала; кроссворд, карточки с цифрами от 1 до 10 двух цветов (красный, синий), магнитофон, аудиозаписи.
В зависимости от подготовки детей возможно сокращение
заданий .

Дети под музыку входят в зал, садятся на стульчики.
Ведущий : Ребята, а вы любите путешествовать? Тогда я вас приглашаю совершить путешествие в Страну знаний. А отправимся мы с вами в эту страну на поезде, (звучит фонограмма гудка паровоза), вот уже слышен и гудок, который говорит нам о скором отправлении, давайте с вами быстрее сядем в поезд. (Дети становятся друг за другом, локти сгибают в локтях). Готовы, поехали! (звучит фонограмма Е.Железновой "Паровозик", дети имитируют движения по ходу звучания песни).

Вот мы и приехали, добро пожаловать в волшебный город. Посмотрите, нас здесь ждали, и даже украсили город к нашему приезду разноцветными шарами, как вы думаете, а почему шары только трех цветов, что могут обозначать эти цвета (у стены лежат шарики - красные, синие и зеленые, ответы детей). Правильно, ребята, у нас в алфавите есть и гласные, и согласные буквы, и они могут быть и мягкими, и твердыми Но пока мы ехали, все буквы перессорились, и я даже не могу сказать вам как называется этот город. Но узнать его название можно, если правильно разгадать кроссворд. А вот и вопросы к нему (на доску вывешивается либо плакат в виде пустого кроссворда, либо можно начертить кроссворд на доске).

  1. Большое красивое здание, где живет царь (дворец)
  2. Что растет в парке? (дерево)
  3. Место, где растут фруктовые деревья (сад)
  4. Что растет на клумбах (цветы)
  5. Большое ровное место перед дворцом (площадь)
  6. Пространство между двумя рядами домов (улица)
  7. Высокое узкое строение, которое возвышается над крышами городских улиц (башня)
  8. Большая широкая и прямая улица (проспект)
  9. Здание, где учатся дети (школа)


Ведущий: Вот мы и узнали, что город, в который мы попали, называется "Веселинка". Ну, что ж, прогуляемся по городу, но прогулка наша будет необычная, нас ждут на улицах города разные испытания, а что бы нам с ними справиться, я предлагаю разделиться на две команды И посмотреть, какая из команд лучше справиться с этими заданиями. (Дети делятся на две команды). Первая команда у нас называется - "_____________________", а вторая "____________________".

Вот уже и жюри заняло свое место и готово для справедливого судейства, итак, викторина начинается. И вот у нас уже есть первое задание. Чтобы нам справится со всеми сложными заданиями, я предлагаю подкрепиться. Отгадайте "съедобные" загадки. Отгадывать команды будут по очереди, не перебивая друг друга, за этим тоже будет следить наше жюри.

Эта шишка манит нас -
Кисло-сладкий... (ананас)

Связки желтые висят,
Есть и вкус, и аромат.
Из тропических он стран -
Экзотичный плод... (банан)

Напиток получить легко,
Грибком заквасив молоко.
Для послушных и задир -
Он для всех хорош... (кефир)

Детенышам разным она обязательна -
Белая жидкость полезна, питательна. (молоко)

Весной деревья розовым объяты,
Приятна юга солнечная даль.
Овальные орешки горьковаты,
Но очень вкусен в сахаре... (миндаль)

Что там на дереве южном? Букашка
Или зеленый орешек... (фисташка)

Из молока свернувшегося, желтый.
Бывает рыхлый, плавленный и твердый.
А для мышонка - настоящий пир,
Когда найдет случайно где-то... (сыр)

Если мясо в кусках не хотите, -
Антрекот или, скажем, гуляш, -
В мясорубке его прокрутите
И получите свеженький... (фарш)

Ведущий : Ну, что ж, мы подкрепились, а наше строгое жюри оценивает ответы, а мы продолжаем, и нас ждет следующее, второе испытание. (Ведущий обращает внимание детей на куст, под которым сидит желтый цыпленок (например, мягкая игрушка). Ой, ребята, посмотрите, какой маленький цыпленок. Но что же он здесь делает один.
Испуганный цыпленок
Под кустиком сидит.
Он видно потерялся
И жалобно пищит.
Найдите мою маму,
Не знаю, где она...
Скажите, где мой папа
И вся моя семья?
Ребята-веселята,
Сказали, не шутя:
Живет в болоте цапля,
Ведь ты ее дитя?
Правильно, ребята? Конечно, нет!
Ответьте, кто родители
У этих малышей?
Вы их, конечно, видели -
Гусят, утят, мышей.
Осленка, жеребенка,
Лисенка и зайчонка,
Слоненка и тигренка...
И чей сынок щенок?
Мальчишки-шалунишки
Кричали мне в ответ:

Так это очень просто!
У них сомненья нет!
У цапли сын - цыпленок,
Сын жабы - жеребенок,
У щуки сын - щенок,
Я смех сдержать не мог!
Я попросил детишек:

Довольно вам кричать!
Малютки сами знают,
Кто их отец и мать!

Ребята, назовите родителей этих малышей (задание предлагается поочердно каждой команде)

Волчонок - волк, волчица
Лосенок - лосиха, лось
Индюшонок - индюшка, индюк
Утенок - утка, селезень
Гусенок - гусь, гусыня
Жеребенок - лошадь, конь
Слоненок - слон, слониха
Тигренок - тигр, тигрица
Щенок - собака, пес
Зайчонок - заяц, зайчиха
Цыпленок - курица, петух
Поросенок - свинья, кабан
Ягненок - овца, баран
Теленок - корова, бык

Ведущий: А сейчас мы проверим, знаете ли вы названия животных.

1-я команда:
Он слон - она слониха,
Он лось - она лосиха,
Он кот - ...
Ну, конечно, это кошка!
Ну, ошиблись вы немножко,
Так сыграем еще раз,
Обыграть хочу я вас!

2-я команда:
Он морж - она моржиха,
Он заяц - она зайчиха,
Он бык - она....
Ну, конечно, же корова,
Поиграем, дети снова!

1-я команда:
Он тигр - она тигрица,
Он осел - она ослица,
Он козел - она....
Ну, конечно, же коза,
За повтор игры все «за»?!

2-я команда:
Он лев - она львица,
Он волк - она волчица,
Он кенгуру - она...
Ну, конечно, кенгуру,
Продолжаем мы игру!

1-я команда:
Еж он - она ежиха,
Бобр он - она бобриха,
Конь он - она...
Ну конечно, же лошадка,
Все у нас пока что гладко!

2-я команда:
Он воробей - она воробьиха,
Он комар - она комариха,
Он гусь - она...
Не гусиха, а гусыня,
Знайте это все отныне!

1-я команда:
Он бегемот - она бегемотиха.
Он кашалот - она кашалотиха,
Он баран - она....
Ну, конечно же овца,
Доиграли до конца!

Ведущий: Отлично, всем детенышам нашлись родители. А теперь немного отдохнем и поиграем.
Каждой команде раздаются карточки с цифрами от 1 до 10 разного цвета (одной команде, например, синие, а другой красные). Дети в каждой команде смотрят на свои карточки таким образом, чтобы цифры не видели участники другой команды. Затем под веселую музыку дети хаотично передвигаются в зале, по окончании музыки каждая команда выстраивается в порядке от 1 до 10, побеждает так команда, которая сделала это быстро и правильно.

Ведущий : А теперь мы переходим к следующему, третьему испытанию. Сейчас мы узнаем, насколько наши участники хорошо знают профессии (задание также дается по очереди каждой команде).

Черный весь, как будто грач,
С нашей крыш лезет (трубочист, а не врач)

Булки нам и калачи
Каждый день пекут (пекари, а не врачи)

Варит кашу и бульон
Добрый, толстый (повар, а не почтальон)

Говорят про звуки парные
В школе нам с тобой (учителя, а не пожарные)

Складки, карманы и ровненький кант -
Платье красивое сшил (портной, а не музыкант)

Под куполом цирка в опасный полет
Отправился смелый и сильный (гимнаст, а не пилот)

Ведущий: Неплохо знаете профессии. А теперь послушайте стихотворение и скажите, как надо говорить, чтобы всем было все понятно.
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

Так как надо говорить, чтобы всем понятно? Но чтобы было всем понятно, надо знать много слов. А вы много слов знаете? И знаете, как правильно их произносить? Вот это мы сейчас и проверим и нас ждет четвертое испытание (задание также выполняется командами по очереди).

Вот козу старушка ждет
У распахнутых ворон (ворот)
Торт, закуски - разносол
Ставим в праздники на стул (стол)

Чтобы суп есть и окрошку,
Мы возьмем скорее вилку (ложку)

Раздается в роще стук -
Долбит дятел клювом суп (сук)

Сел за ужин бригадир,
На тарелке желтый сыч (сыр)

Чтобы вылезли листочки,
У деревьев лопнут ветки (почки)

Нарисую школу и пейзаж,
Заточу точилкой авторучку (карандаш)

Опят было много - на каждом пенечке,
И на зиму их заготовили в дочке (бочке)

У косы есть хвост и рожки,
Воду пьет коса из плошки (коза)

Вдалеке виднеется белая вершина,
А вблизи проехала красная малина (машина)

Ведущий: Существуют такие слова, которые всегда произносятся одинаково, давайте мы с вами попробуем досказать словечко правильно.

1-я команда
Метро
Каждый день мы поутру
Все спускаемся в мет...
Очень нужно детворе
В школу ехать на мет...
И из школы мы домой
Возвращаемся мет...
Ну и в секцию потом
Добираемся мет...
Хоть уж возрастом старо,
Не подводит нас мет...

2-я команда
Кенгуру
Я ни капельки не вру,
Что видала кенгу...
Утром раннею порой
Повстречалась с кенгу...
Прямо в собственном дворе
Сок давала кенгу...
И заштопала дыру
Я в кармане кенгу...
Чтобы не было дыры
На кармане кенгу...
Посреди всего двора
Веселилась кенгу...
Разбудил меня вдруг гром -
Я простилась с кенгу...

1-я команда
Пальто
Осень, дождь, вокруг зонты -
Надевать пора паль...
В магазин мы под зонтом
Едем с мамой за паль...
Вот конец всей колготе -
Еду в новом я паль...
Ах, какая красота:
Пять карманов у паль...
А когда я подрасту,
Брату я отдам паль...

2-я команда
Какао
Лишь проснется утром Слава -
Вот ему стакан ка...
Привели из школы Славу -
Снова пьет малыш ка....
В гости дед пошел со Славой -
Угощают там ка...
Спать пора ложиться Славе -
Нужно вспомнить о ка...,
Выпить все и лишь потом
Спать спокойно крепким сном.

Ведущий: Молодцы, справились с заданием. Посмотрите, здесь написаны слова, но как-то непонятно, все слоги перепутались. Давайте попробуем вернуть все на место, и это будет пятое задание.
(к доске по очереди приглашаются предсавители от каждой команды, вывешиваются перепутанные слоги, задача детей правильно составить слова из перепутанных слогов, задание дается от простого к сложному, т.е. сначала слова, состоящие из двух слогов, затем из двух, далее из трех)

РО, МЕТ (МЕТРО) ТА, ЛЕН (ЛЕНТА)
КА, РУ (РУКА) КИ, КРАС (КРАСКИ)
КА, БЕЛ (БЕЛКА) СА, КО (КОСА)
СА, ЛИ (ЛИСА) МЫ, СО (СОМЫ)
НАЛ, ПЕ (ПЕНАЛ) ХАР, СА (САХАР)
РО, ПИ, ГИ (ПИРОГИ)
ПИН, ТРО, КА (ТРОПИНКА)
МА, БУ, ГА (БУМАГА)
ЛО, СО, ВЕЙ (СОЛОВЕЙ)
У, КА, ЛИТ (УЛИТКА)

Ведущий: Наша викторина подходит к концу, и сейчас наше жюри скажет, кто же стал победителем. А пока жюри совещается для вынесения окончательного результата, мы с вами немного поиграем. (здесь возможно исполнение танца-инсценировки из репертуара Е.Железновой, либо стихи на внимание)

Нацепив на ноги ласты,
Под водой плывут гимнасты. (аквалангисты)

Рыбкам маленький сачок
Сплел умелец паучок (мухам)

Спят ночами утки
В конуре иль будке (собаки)

Сливки, масло и творог
Даст детишкам носорог. (корова)

Хорошо в футбол играем,
Шайбы часто забиваем (мячи)

Для перины и подушки
Мягкий пух дают лягушки (гуси, утки)
У собачек и у кошек
Есть всегда по восемь ножек (по четыре)

Болтали час без передышки
В цветастых платьицах мальчишки (девчонки)

Когда ремнем нас бьют за шалости,
Мы просим все: "Еще, пожалуйста" (простите)

Всю капусту с грядки съев,
Убежал в лесочек лев (заяц)

В пустыне песчаной
В любую жару
С поклажей тяжелой
Бредут кенгуру (верблюды)

В чай сластене нашей Оле
Мы кладем пять ложек соли (сахара)

Сколько букв у алфавита?
Это знает каждый:
Тридцать шесть родных сестриц,
Смелых и отважных (33)

Ведущий: И вот теперь жюри готово назвать нам победителя викторины "Самый умный".
Объявление победителя, награждение.

«Литературная викторина»

Автор : Богорубова Е.И МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №36»

Подготовительная группа «Ягодка»
Предлагаю Вам конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе, его можно использовать как повседневно, так и на итоговом занятии, удачи.

Тема: Итоговое занятие по обучению грамоте.

Цель : показать знания и умения детей, полученные в речевом развитии в течение года

Задачи : Формировать узнавать сказку по описанию, описывать их внешний вид, их действия, переживания.

Ход занятия.

Программное содержание

    Закрепить содержание литературных произведений в играх и упражнениях;

    Вспомнить русских и зарубежных писателей;

    Продолжать учить самостоятельно и грамматически правильно строить предложения, формировать свои мысли, описывать героев;

    Совершенствовать навыки чтения;

    Расширять словарный запас и развивать ассоциативное мышление;

    Воздействовать на развитие творческих качеств детей собственным творчеством;

    развивать артистические способности детей, привлекая их к участию в театрализованной деятельности;

    Предоставлять детям возможность по-своему интерпретировать роль, давать выход импровизационным качеством.

Предварительная работа

    Чтение детям рассказов, сказок, русских и зарубежных писателей;

    Работа по книге М.М. Беруких, Т.А. Филиппова «Учимся рассказывать по картинкам», в течении года;

    Подобрать картинки к «Волшебному кубику»;

    Выучить словесную игру «Какую книгу я читал - не скажу, а героя сказки покажу». Цель: учить детей двигаться и изображать героев, используя мимику и жесты;

    Игры с настольным театром по сказкам «Три поросенка», «Три медведя», «Лиса и журавль».

Ход занятия

На столе у воспитателя лежит волшебный кубик, на каждой стороне его сказочный персонаж.

Дети заинтересованно рассматривают его.

Воспитатель: - Как вы думаете о чем сегодня мы будем с вами говорить? (Ответы детей)

Какие бывают сказки? (ответы детей: народные, авторские, сказки зарубежных писателей).

Предлагаю детям выйти из-за столов и поиграть с волшебным кубиком на ковре.

Ребенок бросает кубик, и кубик катится по ковру, на какой стороне он остановится, дети называют персонаж и дают полное название сказки.

Воспитатель: - Назовите народные сказки («Репка», «Теремок», Гуси лебеди», «Три медведя»)

Почему они называются народными? (сочинил народ)

Какая это сказка?

К какому виду сказок, ее можно отнести?

Назовите зарубежных писателей? (Бр. Гримм, Ш. Перро, Г.Х. Андерсен).

Какие сказки вы знаете? («Золушка» и «Кот в сапогах» Ш.Перро, Бр. Гримм «Бременские музыканты»).

Волшебный кубик кладем в книжный уголок, обращаю внимание детей на настольные театры в книжном уголке, сказочных персонажей.

Загадываю загадки по сказкам.

Носик круглый, пятачком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький – крючком,

Вместо туфелек – копытца.

Трое их – и до чего же

Братья дружные похожи!

Отгадайте без подсказки,

Кто герои это сказки?

(Три поросенка)

Возле леса на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

(Три медведя)

Бабушка девочку очень любила.

Шапочку красную ей подарили.

Девочка имя забыла свое.

А вы подскажите нам имя ее.

(Красная Шапочка)

Воспитатель: - Героев каких сказок, басен, произведений вы видите на полках? (Индивидуальные ответы детей: Мамин-Сибиряк «Серая Шейка», «Теремок», «Колобок», русская народная сказка: «Журавль и лиса», басня «Стрекоза и Муравей» и др.)

Воспитатель: - Хорошо, вы знаете сказки, басни, а теперь поиграем в игру: «Какую книгу я читал - не скажу, а героя сказки покажу». (для показа вызвать 4-х, 4-х детей). Дети отгадывают и называют произведение.

Предлагаю пройти к столам.

Воспитатель: - Дети, на столах у вас лежат конверты с заданиями, картинки вам могут быть знакомы, так как мы с вами весь год занимались по книге «Учимся рассказывать по картинкам». Сегодня вы вспомните, а кто-то даже прочитает отрывок и определит по тексту из какого произведения эти слова. Будьте внимательны и не спешите, кто готов подходите и говорите.

(Ответы детей: «Два Мороза» Михайлов; «Теремок» русская народная сказка инсценировка отрывка, басня «Стрекоза и муравей» и т.д.)

Занятие подошло к концу, очень хочется похвалить самых активных детей (называю по имени активных детей) и пожелать всем дружить с книгой.

НОД детей подготовительной группы игра-викторина КВН «Хочу всё знать!»

Интеграция образовательных областей: Познание, коммуникация.
Цель: обобщение и закрепление знаний по изученным темам с элементами праздника.
Задачи:
Обучающие
закрепить знание чисел в натуральном ряду, закрепить знание соседей числа;
закрепить представление о последовательности дней недели;
закреплять у детей умение составлять и читать слова по слогам
Продолжать учить детей строить из простейших геометрических фигур «Танграм»;
Упражнять детей в решении логических задач.
Развивающие
развивать фонематический слух, творческую активность, воображение, быстроту реакции.
развивать зрительное внимание.
развивать логическое мышление.
Воспитательные
создать у детей эмоционально-позитивный настрой;
воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, коллективизма, духа соревнований.
Предварительная работа:
беседы о временах года, о днях недели;
решение математических задач;
отгадывание загадок;
решение логических задач;
решение конструктивных задач;
деление слов на слоги;
знакомство детей с днями недели, названиями месяцев,
знакомство с прямым и обратным счётом в пределах 10, с построением числового ряда до 10, с обозначением чисел первого десятка, обозначением этих чисел с помощью цифр;
индивидуальные занятия.
Оборудование и материалы:
МР3 проигрыватель, мр3 «КВН заставка», мр3 «КВН капитаны», мр3 «Азбука», эмблемы каждому ребенку, карточки с заданиями, фломастеры, простые карандаши по кол-ву детей, д/и «Контуры».

Под мр3 «Мы начинаем КВН» Дети входят в группу, команды становятся напротив друг друга.
Воспитатель:
Друзья, сегодня вы пришли на наш веселый КВН.
Мы вам улыбку принесли, чтоб улыбались каждый день.
Все вы знаете, что КВН – это игра веселых и находчивых ребят. Сегодня и мы с вами поиграем в нее и посмотрим, чья команда выиграет, а это значит правильно и быстро сделает задание. Надо внимательно слушать задание и выполнять его по сигналу. Та команда, у которой окажется большее количество правильных ответов, получит вот такую звёздочку, и чья команда наберёт больше звёздочек, будет победителем.
Наш КВН пройдет в 2 конкурса:
Первый конкурс – Считай-решай.
Второй конкурс – Пиши-читай.
Жюри будет оценивать ваши результаты, а в конце игры подведет итог и определит команду победителей. Разрешите представить членов нашего жюри.
(представление жюри)

Воспитатель: А теперь - представления команд.
Приветствуем команду! «Почемучки»

Девиз команды «Почемучки»:

Мы с вопросами на «ты»
«Почему?» - вопрос любимый,
Помогает нам расти.

Приветствуйте! «Команда «Знайки».

(воспитатель представляет капитана команды)
Девиз команды «Знайки»:

Хотим узнать про всё на свете
Мы любознательные дети!

Жюри:
1. Вы очень ловкие – мы это знаем.
Везенья, успехов в игре вам желаем.

2. Мы вам, друзья, желаем, от души,
Чтоб результаты ваши были хороши.
Воспитатель: начинаем наш первый конкурс «Считай-решай»
1 задание. «Разминка»
Воспитатель:
Сколько ушей у двух ежей?
Сколько хвостов у четырех котов?
Сколько носов у трех слонов?
Сколько лап у двух медвежат?
Сколько рогов у двух коров?
Сколько ушей у трех мышей?
Сколько орехов в пустом стакане?
Сколько углов у круга?
На какое дерево садиться ворона во время дождя?
Сколько звезд на небе днем?
Какой день наступит после среды?
Какой день перед вторником?
Если дерево выше куста, то куст …?
Ниже дерева.
Если линейка длиннее карандаша, то карандаш …?
Короче линейки.
Если канат толще нитки, то нитка …?
Тоньше каната.
Если сестра старше брата, то брат …?
Младше сестры.
Если река шире ручья, то ручей …?
Уже реки.
Воспитатель: Ну что ж, с первым заданием справились, молодцы. А сейчас, предлагаю поиграть в веселую игру «Живые цифры».
2 задание. «Живые цифры»
Правила игры: детям раздаются карточки с цифрами. Пока звучит музыка, дети гуляют по залу, как только музыка остановилась, дети должны, быстро построиться по порядку от 1 до 10 (игра исполняется 1 раз).
(Слово жюри)

3 задание. «Танграм»
(конкурс для капитанов)
Под мр3 «капитаны КВН» выходят – капитаны команд

Правила: капитаны составляют картинку из геометрических фигур каждый на своём фланелеграфе, после выполнения задания нужно назвать свою картинку и из каких фигур она состоит.

Воспитатель: Пока капитаны выполняют своё задание, остальные игроки приступают к следующему заданию.

4 задание. «Числовой ряд»


Правила:
Командам даны карточки с цифрами, раскладывая карточки на полу нужно собрать все цифры в том порядке, как они расположены в числовом ряду. Чья команда быстрее.
А теперь в обратном порядке. Чья команда быстрее.

Воспитатель: Пока команды выполняли задание, капитаны, справились со своим, и мы готовы их выслушать.
(отвечают капитаны команд)
5 задание «Угадай, что зашифровано »

Воспитатель: У вас на столах, зашифрованные картинки. Чтобы их увидеть, нужно соединить цифры по порядку.



Воспитатель: Конкурс «Считай-решай» закончен, и слово предоставляется жюри.
(Слово жюри)
Воспитатель: А сейчас переходим к следующему конкурсу «Пиши-читай»!
1 задание. «Загадки – звуки, буквы»
Айболиту все сперва, говорили букву … (А)
В старом дереве дупло, а последний звук в нём … (О)
Каждый барашек скажет тебе, последний слог … (БЕ)
«Хи-хи-хи, ха-ха-ха!» Так хохочет буква … (Х)
Мы запомнили легко: первой в алфавите … (не О, а А)
Кусок от бублика я съел, и получилась буква … (не Л, а С)
Круглой формы голова, той же формы буква … (не А, а О)
Слово вкусное УХА - начинает буква … (не Х, а У)
Буква первая, друзья, в алфавите - это … (не Я, а А)
Алфавитную семью возглавляет буква … (не Ю, а А)
Дальше всех, совсем в конце, в алфавите буква … (не Ц, а Я)
Воспитатель: Все загадки отгадали, молодцы. Переходим к следующему заданию.
Сейчас мы узнаем, знают ли команды последовательность дней недели, и смогут ли они прочитать их название.
2 задание. «Рисунок на каждый день»
Правила: чтобы получился рисунок необходимо соединить все дни недели по прядку.


3 задание. «Контуры»
Правила: по кол-ву детей разрезные картинки. Нужно, найти контуры и соединить их с буквами.
(конкурс на время)



4 задание. «Имя белочки»
Правила: чтобы узнать, как зовут белочку, нужно вписать буквы, написанные на цветах слева, в такие же цветы в букете и прочесть имя белочки.


5 задание. «Считаем слоги»
Правила: командам показывают карточки с картинками.
Чья команда не ошибётся и правильно назовёт, из скольких слогов состоит слово.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю поработать за столами и составить слова из слогов, которые имеются в слоговой таблице. Время на работу вам 3 минуты.
6 задание. «Составь слова из слогов»


Правила: команды получают слоговые таблицы.
Чья команда больше составит слов из предложенных слогов.

Воспитатель: Наши весёлые конкурсы закончились. А пока жюри подводит итоги, объявляем музыкальную паузу.
(мр3 «Азбука»)
Жюри объявляет итоги. Далее идёт награждение победителей.
(вручение грамот)

Цель: Показать родителям чему научились дети за учебный год и в какие игры можно поиграть.
Задачи:
1. Способствовать развитию речи, познавательных интересов, мыслительных операций (анализ, синтез, внимание, память, мышление), творческих способностей. Совершенствовать произношение звуков Л-ЛЬ в чистоговорке.
2. Развивать речь, коммуникативность, память. Упражнять детей в подборе антонимов - слов с противоположным значением. Продолжить знакомство детей с многозначными словами. Закреплять умение различать звук вначале слова, название сказок, посуды,классифицировать предметы на группы
3. Воспитывать стремление к знаниям, умение работать в команде, оказывать помощь товарищу, самоконтроль и саморегуляцию. Воспитывать у детей доброту, отзывчивость и интерес к родному языку.
Ход занятия : Вы веселые ребята, и не будете скучать. На вопросы викторины будем с вами отвечать! Вы отвечайте дружно и здесь сомнений нет. Сегодня будет дружба владычицей побед. И пусть острей кипит борьба, сильней соревнование. Успех решает не судьба, а только ваши знания, и соревнуясь вместе с вами, мы останемся друзьями. Пусть борьба кипит сильней, и наша дружба крепнет с ней.
Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды: дети сами выбирают карточки синего или зеленого цвета.
Далее за каждый выигранный конкурс победившая команда получает звездочек, которые подсчитываются в конце викторины. Таким образом будет определяться победитель.
Разминка.
Чтобы хорошо отвечать во всех конкурсах нужно потрудиться, у нас всех больше трудится язычок. Давайте покажем, чему он у нас научился. Повторяйте за мной чистоговорке:
Ла-ла-ла - белочка спала;
Ло-ло-ло - у сосны дупло;
Лу-лу-лу - дайте нам пилу;
ля-ля-ля - вот моя земля;
ли-ли-ли - мы козу пасли;
лю-лю-лю - я вас всех люблю.
Ребята, да с такими успехами мы все преодолеем.
Конкурс «Назови правильно сказку»
«Федорино море» (К. Чуковский).
«Крот в сапогах» (Ш. Перро).
«Гладкий утёнок» (Г.Х. Андерсон).
«Кусалочка» (Г.Х. Андерсон).
«Нежная королева»(Г.Х.Андерсон).

«Маленький цветочек» (С.Т. Аксаков).
«Серебряное корытце» (П. Бажов).
«Сивка- Мурка» (К.Д. Ушинский).
«Серая Лейка» (Д.Н. Мамин - Сибиряк).
Заюшкина изба(русская народная)
Конкурс «Из какой сказки эта картинка»
- Заюшкина избушка
-Сивка бурка
-Три поросенка
- Красная шапочка
-Теремок
- По щучьему веленью
Конкурс «Назови одним словом».
Стол, стул, кровать, шкаф, тумбочка - мебель . Повар, продавец, врач, строитель - профессии. Лето, осень, зима, весна - времена года . Корова, баран,коза,лошадь-домашние животные тарелка,чашка,стакан,блюдо- посуда
Платье, рубашка, брюки, шорты- одежда
Синица, сорока, ворона, голубь, воробей - птицы . Бабочка, муравей, комар, муха, жук -насекомые . Волк, лиса, медведь, заяц -дикие животные самолет, вертолет. Воздушный шар, -воздушный транспорт
Конкурс «Скажи наоборот».
Рано - поздно
Радостный - грустный, печальный
Черный - белый
Сухой - мокрый
Тишина - шум
Светло - темно
Один - много
Открыто - закрыто
Горячий - холодный \чай \
Верху - внизу
Ясный - пасмурный \день \
Мёрзнуть - согреваться
Левая - правая \рука \
Чисто - грязно

День - ночь
Сахар - соль
Зима - лето
Потолок - пол

узкая - широкая /юбка/
длинное - короткое /платье/
сильный - слабый /спортсмен/
высокий - низкий /человек/
Смеется - плачет /ребенок/
Лежит - сидит /человек/
Закрыть - открыть /книгу

Взлетает - садится /самолет/
Надевает - снимает /свитер/

Злой -добрый

Конкурс капитанов .
На доске картинки они должны запомнить их, какая за какой расположена, затем предметы закрываются, и капитаны рассказывают какая картинка за какой расположена.(собака, мяч, медведь, стул, кошка, кукла, машина, дерево.)
Конкурс «Определите первый звук в этих словах» .
Арбуз, бабочка, птичка, сумка, улитка, стрекоза, кузнечик, жук, грибочек, листочек.
- Вы прекрасно справились заданием.
Конкурс «У какого это есть»
У кого есть иголки? /у сосны, швейную, у ежа, медицинскую/.
У кого есть ножки? /у детей, у стола, стула, кресла/.
- Молодцы, ребята, вы очень быстро справились с заданием.
Физминутка «Дикие животные»

Встанем, надо отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть.
Поднимайтесь, ручки, вверх,
Шевелитесь, пальчики, -

Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках,
Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,
И мы головки повернем.
Теперь садимся тише, тише
Притихнем, словно, в норках мыши.

Ходил медведь по лесу,
Топтался и рычал.
Хотел он очень меда
А где достать - не знал.
Конкурс «Скажи, какой, какая,какое.»

Шар(желтый, воздушный, резино-вый, большой)
Шапка(меховая, зимняя, мягкая)
Ведро(пластмассовое, детское, желтое, легкое)
Хлеб(белый, мягкий, вкусный)
Мяч(разноцветный, круглый, большой, прыгучий)
Сумка(кожаная, красивая, модная)
Груша(сочная, вкусная, желтая, мягкая)
Сапоги(резиновые, непромокаемые,красивые, модные
Конкурс «Что куда кладут»
- для хлеба? /Хлебница/.
- Для сахара? / Сахарница/.
- Для конфет? /Конфетница/.
- Для салата? /Салатница/.
- Для салфеток? /Салфетница/.
- Для масла? /Масленка/.
- Для соли? /Солонка/.
-Для перца/перечница/

Молодцы! Справились с очередной задачей.

Итог викторины:

Воспитатель вместе с детьми подсчитываю звезды. Затем воспитатель подводит итоги конкурса и делает вывод: Очень много слов на свете, Как снежинок у зимы. Но возьмём, к примеру, эти: Слово «я» и слово «мы». «Я» на свете одиноко, В «я» не очень много прока. Одному или одной трудно справиться с бедой. Слово «мы» сильней чем «я». Мы - семья, И мы - друзья. Мы - народ, И мы - едины. Вместе мы Непобедимы.

Разделы: Работа с дошкольниками

Развитие речи – одно из важнейших направлений работы воспитателя, призванное обеспечить своевременное психическое развитие ребенка.

Актуальность данной проблемы очень велика. Она ориентирована на развитие мышления, воображения, общения дошкольников.

Важно подчеркнуть, что именно дошкольное детство является сензитивным периодом усвоению речи. Современная школа требует от ребенка высокого уровня речевого развития. Если этот уровень высок, то дети хорошо читают и грамотно пишут, лучше понимают и воспринимают изучаемое, четко излагают свои мысли. Для дошкольника хорошая речь – залог успешного обучения и развития в школе. Дети с плохо развитой речью отстают, нередко оказываются в числе неуспевающих по разным предметам.

Важно подчеркнуть, что культура речи детей неразрывно связана с культурой речи воспитателя и всех окружающих.

Плодотворно работать над речью детей может только тот воспитатель, который владеет собственной речью и неустанно заботится об её усовершенствовании. Речи воспитателя должны быть присущи абсолютная грамотность, четкость, выразительность, точность и правильность словесных обозначений. (слайд 2)

Давайте ещё раз вспомним, из каких разделов состоит речь?

Словарь

Грамстрой речи

Слоговая структура слова

Связная речь (слайд 3)

Сегодня мы проведем викторину по теме “Красивую речь приятно слушать”. У вас будет прекрасная возможность показать в соревновании свои творческие способности, теоретические и практические знания, объективно оценить знания своих коллег по данной теме.

(Разделиться на команды. Придумать название команды. Выбрать жюри)

1 задание - разминка “Вопрос-ответ” (слайд 4)

2 задание “Весёлый поэт” (слайд 5)

Что такое чистоговорки?

Чистоговорка - набор слов и фраз, предназначенных для тренировки речевых произносительных навыков.

Ваша задача – придумать чистоговорки

(например: та-та-та – мы увидели кота; ту–ту–ту- -молока дадим коту; ас-ас ас – свет погас и т.д.)

3 задание “Подбери слова”

Образная речь является составной частью культуры речи. Формирование образной речи имеет огромное значение для развития связной речи, что является основой воспитания и обучения детей.

Русский язык очень богатый и образный. То или иное чувство, переживание, явление, событие можно выразить огромным количеством слов.

Чем больше ребёнок слышит в обычной разговорной речи взрослых (воспитателей) красивых, выразительных слов, тем больше впитывает он гармонию слова.

Придумать как можно больше слов-определений про ОСЕНЬ. Осень КАКАЯ? (слайд 6)

(золотая, ранняя, поздняя, сырая, дождливая, хмурая, солнечная, тёплая, сухая, листопадная и т.д.)

(По очереди каждый член каждой команды называет по 1 слову. Не повторяться!)

СЛОВА-ДЕЙСТВИЯ: Что ДЕЛАЕТ осенний лист? (слайд 7)

(желтеет, краснеет, сохнет, падает, летит, опадает, кружится, преет, плавает (в луже), шуршит, скручивается и т.д.)

Что можно ДЕЛАТЬ с осенним листом? (слайд 8)

(рвать, бросать, мять, крошить, нюхать, гладить, трогать, сушить и т.д.)

4 задание “Найди пару” (слайд 9)

Русский язык очень богат на свои слова и выражения. Очень часто один и тот же смысл можно выразить по-разному. В этом часто приходят нам на помощь выразительные средства языка - фразеологизмы.

Что такое фразеологизмы?

Фразеологизм - это не очень большая фраза, как правило, она имеет переносное значение, хотя вполне может выражать и обычный смысл.

Приведите примеры фразеологизмов (“вот где собака зарыта”, “водить за нос”, “летать в облаках”)

В самом значении фразеологических оборотов заложены предпосылки образности, эмоциональности. Они придают высказыванию неповторимое своеобразие, особую индивидуальность и могут быть использованы для развития образной речи дошкольников.

Фразеологические обороты – синонимы и антонимы - помогают в развитии внимания, учат сравнивать и делать выводы.

Ваша задача найти пару.

  • 1 команде – противоположные по смыслу, антонимы
  • 2 команде – похожие по смыслу, синонимы и объяснить значение подчеркнутых фразеологизмов.

Фразеологизмы – антонимы

Фразеологизмы – синонимы

5 задание “Скороговорка” (слайд 10)

Что такое Скороговорка?

Скороговорка – это наивный по содержанию, несложный, даже примитивный текст, который построен на запутанных и трудных слоГосочетаниях и слоВосочетаниях. Скорее их можно назвать трудноговорками.

Можно ли в работе с дошкольниками использовать скороговорки?

Конечно, можно. Важно только правильно подбирать их для каждой возрастной группы.(например: в средней группе мы подбираем скороговорки с согласными раннего генеза: [п, т, к, м, н] и т.д. В старшей отрабатываем свистящие и шипящие звуки, а в подготовительной идёт дифференциация звуков [л - ль] [л-р] [с - ш] и т.д.)

Выбрать из нескольких 1 скороговорку для разучивания

Скороговорка рассказывает о каком-то, может, и не значительном, но событии. В ней есть мысль, которая выражается словами. А слово должно быть действенным.

Вам нужно произнести скороговорку с различной интонацией, передавая разное отношение к случившемуся.

Констатация факта

Сожаление

Радость

Удивление.

Разный логический смысл

Таким образом, вы убедились, как можно работать над интонационной выразительностью, используя скороговорки

6 задание – “Длинная история” (слайд 11)

Развитие связной речи у детей является одной из главных задач педагогов ДОУ. “Программой воспитания в детском саду” предусмотрена система специальных занятий по обучению детей рассказыванию. Показателем несформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста является – нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, ситуативность и фрагментарность, низкий уровень употребляемой фразовой речи. В работе по развитию связной речи у старших дошкольниках нужно строго соблюдать постепенный переход от высказывания с опорой на наглядность к высказываниям по собственному замыслу. При планировании занятий соблюдается алгоритм усложнения речевой деятельности по видам повествования:

  • пересказ;
  • составление описательного рассказа;
  • составление рассказа по серии сюжетных картин;
  • составление рассказов по сюжетной картине;
  • творческое рассказывание.

Овладение каждым видом рассказывания идёт постепенно, в определённой последовательности и осуществляются с опорой на предшествующий вид повествования.

Мы вам предлагаем игру “Длинная история” .

Каждой команде раздаются поровну предметных карточек. Первый игрок выкладывает на стол и придумывает предложения, в котором упоминается изображённый на карточке предмет, второй игрок выкладывает свою карточку и тоже составляет предложение, чтобы оно с предыдущим образовывало связный рассказ и т. д. Побеждает команда, у которой рассказ получился сюжетным и интересным.

Итак, наша викторина подошла к концу. Вы сегодня показали свои творческие способности и теоретические знания. А мы показали, как, используя разные приёмы, можно легко и просто развивать все компоненты речи, которые являются основой коммуникации.

Пока ЖЮРИ ПОДВОДИТ ИТОГИ, предлагаем вам угадать современное значение старославянских слов:

Кружлявый (слайд 12):

Прыщавый;

Кудрявый (правильный ответ) ;

Веснусчатый.

Уварахтаться (слайд 13) :

Испачкаться (правильный ответ) ;

Укутаться;

Заблудиться.

Остолопиться (слайд 14):

Сердиться;

Упрямиться;

Растеряться (правильный ответ).

Встреснуться (слайд 15):

Влюбиться;

Спохватиться (правильный ответ) ;

Встряхнуться.

Елдаечки (слайд 16):

Пшеничные лепешки (правильный oтвет)

Старинные женские украшения;

Жюри объявляет победителей викторины.

В заключение, как всегда, рефлексия. Продолжить фразу(вытягивают на листочках начало фразы, которую нужно продолжить)

  • Мне понравилось...
  • Особенно интересно было...
  • Я получила удовольствие от....
  • Для меня было сложным...
  • Не совсем было понятно...
  • Возьму в работу...
  • Я сегодня поняла...
  • Я воспользуюсь приёмом...
  • Сегодня меня раздражало....
  • Я получила информацию...

Список литературы.

1. Арушанова А.Г. “Речь и речевое общение детей 3-7 лет”

2. Алябьева Е.А. “Развитие воображения и речи детей 4-7 лет”

3. Гризик И. В. “Обучение детей описанию предметов”

4. Конина М.М. “Роль картинки в обучении родному языку детей старшего дошкольного возраста”

5. Короткова Э.П. “Беседа как средство развития речи у детей дошкольного возраста”

6. Максаков А.И., Тумакова Г.А. “Учите, играя”

7. Ушакова О.С. “Обучение старших дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картин”

8. Ушакова О.С. “Методика развития речи детей дошкольного возраста”

9. Швайко Г.С. “Игры и игровые упражнения по развитию речи”

10. Фразеологический словарь русского языка.