Послание к Ефесянам. Толкование послания Павла к Ефесянам.1 глава Послание всем церквам


Приветствие (1–2). Благословение Бога за многие благодеяния, дарованные нам во Христе (3–14). Величие христианской надежды, которую верующие имеют во Христе (15–23)

Еф.1:1. Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, находящимся в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе:

Еф.1:2. благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.

Приветствие, с каким здесь Ап. Павел обращается к читателям, походит на те приветствия, с какими он обращается к Коринфянам в 1-м и 2-м посланиях. – «Волею Божиею» – см. 1Кор.1:1. – «Апостол Иисуса Христа» – см. 1Пет.1:1. – «Святым и верным во Христе Иисусе». Христиане названы «святыми» в том смысле, что они представляют собою выделенное из грешного мира общество. Они «верны» Богу, т. е. твердо стоят в вере. Тем и другим они обязаны «Христу Иисусу» (см. Рим.1:1): благодаря Его заслугам, они стали святы и с помощью Его благодати сохраняют верность призвавшему их Богу. – «Благодать и мир» – см. Рим. 1и 1Пет.1:2. – «Отца нашего» – см. Мф.6:9.

Еф.1:3-14. Начиная первую, догматическую, часть своего послания, Ап. в форме восхваления Бога дает читателям общее изображение величия христианства. Прежде всего он говорит, что христианство имеет предвечное основание: мы, христиане, избраны Богом прежде сложения мира во Христе Иисусе к ближайшему общению с Богом. Потом Ап. указывает на то, что мы искуплены кровью Христа от грехов, получили высокую мудрость от Бога и во Христе уже вступили в теснейшее единение с Богом – даже получили печать того, что мы стали наследниками небесного блаженства.

Еф.1:3. Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах,

«Благословен Бог и Отец..». См. 2Кор.1:3. Ап. прежде всего говорит с Еф.1по Еф.1о том, что Бог сделал для христиан в доисторическое время, или, можно сказать, от вечности. Он «благословил», т. е. назначил нам во Христе, – Который здесь мыслится как существовавший до Своего воплощения, от самой вечности, – «всякие», т. е. касающиеся всех сторон нашего существа, «благословения». – «Духовным», – т. е. принадлежащим к высшей, божественной, духовной области бытия. В Нов. Завете слово «духовный» обыкновенно употребляется для обозначения высшего, божественного происхождения какого-либо явления. – «В небесах». Самое действие благословения имело место на небе (ср. ст. 4-й: «прежде создания мира»).

Еф.1:4. так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви,

«Благословение» – это не первое дело, за которое Ап. хочет благодарить Бога. В основе этого «благословения» лежит «избрание» (так как – по греч. стоит κατώς собственно: cогласно с тем как , но здесь, как можно заключать из контекста речи, этот союз имеет значение союза причины ср. Рим. 1:28). – «В Нем», т. е. во Христе. Христос, Сын Божий, уже от вечности был избран Богом для совершения спасения людей, и мы точно также, благодаря этому, уже от вечности были предизбраны Богом к тому, чтобы составить общество верующих. – «Святы и непорочны» – не в смысле нашего нравственного самоусовершенствования, а, как видно из контекста речи, в общем смысле: мы предназначены составить из себя общество избранных Божиих, которые освящаются кровью Христа. – «Пред Ним», т. е. назначены на служение Богу. – «В любви». Так как здесь речь идет вообще об отношении Бога к нам, то лучше разуметь здесь не нашу любовь, а любовь Бога к людям. Многие древние и новые толкователи относят это выражение к 5-му стиху, что представляется более вероятным, так как иначе это выражение слишком было бы отдалено от глагола, к которому оно только и могло бы относиться («избрал»).

Еф.1:5. предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей,

«Предопределив». В одно время с избранием совершилось и наше предназначение к усыновлению Богу во Христе. О «предопределении» – см. Рим.8:29. Здесь Ап. прибавляет, что это предопределение основано на любви Бога к нам. – «Усыновить». Понятие «усыновления» было известно и в Ветхом Завете (Исх.4:22; Втор.14:1), но там это усыновление было уделом народа как единого целого, а в Новом Завете оно дается каждому верующему в отдельности (Гал.4:7). – «По благоволению воли Своей». По толкованию св. Иоанна Злат., под «благоволением» нужно разуметь «сильное хотение нашего спасения». При этом нужно сказать, что это «хотение» или решение является совершенно свободным (ср. Лк.2:14). По отношению к «хотению» любовь Божия, о которой Ап. сказал в начале стиха, является его внутреннею основою.

Еф.1:6. в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном,

«В похвалу». Нельзя сказать, что Бог имел прямой целью в Своем деле по отношению к людям Свое прославление: это противоречило бы ранее указанному мотиву действий Божиих, каким является любовь. Здесь Ап. только указывает на то, что должно явиться естественно само собою, как совершенно нормальное последствие действий Божиих. – «Славы благодати». Выражение «славы» представляет собою определение к слову «благодати». «Благодать», т. е. расположение Бога к людям, является как славная, величественная, и мы естественно восхваляем ее. – «Которою Он облагодатствовал нас». Эти слова представляют собою переход к следующему изображению того состояния, в каком христиане уже находятся (Ранее шла речь о том, что было сделано для них Богом до их действительного призвания в Церковь). Бог теперь «облагодатствовал», т. е. подарил нам в изобилии Свою благодать (ср. Ин. 1:16). По толкованию Златоуста и нек. др. древних толкователей, здесь дана и мысль о том, что Бог Своею благодатью сделал нас любезными или приятными Себе, – конечно, чрез то, что Сын Его очистил Своею кровью нас от всякого греха. – «В Возлюбленном». Согласно с контекстом речи, это выражение следует понимать как обозначение «возлюбленного нами». Такое понимание стоит в соответствии и с заключительными словами послания (см. Еф.6:24).

Еф.1:7. в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его,

От предвечного действия благодати Божией Ап. переходит к изображению ее действия в настоящее время. – Во Христе («в Котором» – относится к выражению Еф.1:5: «чрез И. Христа») «мы имеем искупление» (о значении этого слова см. Рим.3:24), а плодом этого искупления, совершенного сразу для всех людей, является «прощение грехов» каждого из нас в отдельности. Это «прощение» нельзя понимать как только акт юридический, а нужно видеть в нем действительное отнятие от нас греха, очищение греха (ср. Мф.26:28; Лк.1:77; Рим.5:1). Но то и другое соответствует («по богатству») богатой благодати Божией: благодать Божия – это величайшая сила Божия, подающая нам множество духовных сил.

Еф.1:8. каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении,

«Каковую Он в преизбытке даровал нам». Благодать или, как выражается Ап. Петр, божественная сила (2Пет. 1:3) дарована нам в виде «всякого рода премудрости и разумения». Под «премудростью» нужно разуметь способность проникать умом в самую сущность и достоинство вещей, а под «разумением» – способность правильно относиться к вещам, известный нравственный такт.

Еф.1:9. открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем,

Новое доказательство любви Бога к людям. Бог открыл нам то, что составляло Его собственную тайну – тайну Его воли, что было тайно предрешено им относительно мира. Открыл Он эту тайну по благоволению Своему к людям, какое Он возымел к ним во Христе. Из этого мы можем заключать, что Бог теперь относится к нам как к Своим искренним друзьям, потому что тайнами делятся только те, кто стоит в дружеских отношениях между собою.

Еф.1:10. в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом.

В чем же состояла эта тайна? «В устроение полноты времен», т. е. когда наступил назначенный Богом срок, когда все периоды, какие должны были предшествовать пришествию Христа, прошли (εις οικονομίαν в силу того, что смотрение или домостроительство о спасении людей пришло к концу), Бог решил все существующее привести снова в первоначальное нормальное состояние, в каком мир находился до падения («соединить под главою – Христом» – ανακεφαλαιοῦν собственно: объединить, привести разрозненные части к единству, но здесь, в отношении к делу Христа, это слово может значить и восстановить в первобытном состоянии). Это приведение в нормальное состояние есть следствие искупления, совершенного Христом и, начавшись с основания Церкви Христовой на земле, будет продолжаться в течении всего периода существования человечества на земле. Без сомнения, это действие не простирается на демонские силы, которые не искуплены: они не способны к восстановлению (понятие полного «восстановления» вообще чуждо Новому Завету).

Еф.1:11. В Нем мы и сделались наследниками, быв предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей,

Еф.1:12. дабы послужить к похвале славы Его нам, которые ранее уповали на Христа.

Еще новую милость мы получили от Бога во Христе: мы «стали наследниками», т. е. приобрели право на вступление в славное царство Божие и на обладание благами этого царства. К получению этого высокого права мы были предназначены свободною благою волею Бога. – «Дабы послужить..». Так велико это право наследников, что мы должны постоянно прославлять даровавшего нам это право Бога. – «Ранее уповали на Христа». Ап. говорит здесь о всех христианах вообще и называет их «ранее уповавшими» или, точнее, предуповавшими потому, что имеет в виду то обстоятельство, что полное исполнение христианских надежд последует только в будущем, когда будет даровано нам полное наследие (проф. Богдашевский). Прич. прош. времени здесь стоящее (προηλπικότας) обозначает не прошедший факт, но продолжающий свое существование.

Еф.1:13. В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом,

Здесь Ап. обращается уже к тем христианам, которые будут читать его послание. – «В Нем», т. е. во Христе читатели послания «запечатлены обетованным Святым Духом», после того как услышав «слово истины» или «благую весть» о своем спасении, уверовали в эту весть («уверовав в него», т. е. во Христа – перевод неправильный, потому что везде в II-ой главе одна мысль присоединяется к другой, предыдущей, посредством местоимения ός, а здесь и стоит: εν ῶ). Самое «запечатление», как видно из контекста речи, есть акт не только внутренний, но и наблюдаемый вне, людьми посторонними (ср. 1Кор.9:2). Здесь Ап., несомненно, разумеет ниспослание благодати Духа Святого на верующих в праздник первой христианской Пятидесятницы (Деян.2) и последующее излияние духовных даров на вступавших в Церковь. Бог этими дарами отмечал христиан как людей святых, избранных.

Еф.1:14. Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его.

«Который есть залог наследия нашего». Дух Святый, какой получали христиане, был еще только свидетельством того, что они со временем получат все те блага, какие обещал им Христос («наследие свое»), т. е. небесную славу. – «Для искупления удела Его». Здесь Ап. имеет в виду, как можно выводить из контекста речи, будущее искупление или освобождение «удела» Божия или общества верующих. Ведь пока мы, христиане, живем на земле, мы все еще не составляем исключительно владения Божия. Но со временем, благодаря дарованным нам силам благодати Св. Духа, мы должны освободиться от власти земных обстоятельств и тогда-то прославится Бог вполне. Впрочем это «освобождение» будет совершено не сразу, а постепенно.

Еф.1:15-23. Ап. знает, что Ефесяне имеют веру и любовь . Теперь он испрашивает у Господа, чтобы Он еще дал им вникнуть в великое значение христианской надежды . Пусть, с помощью посланных им от Бога премудрости и разумения, они поймут и самое существо этой надежды, и ее основание и, наконец, способ, каким она осуществляется. А чтобы самая эта надежда была в Ефесянах более твердою, Ап. указывает на то, что уже сделано Богом по отношению ко Христу: совершенное в этом отношении так велико, что христиане могут быть уверены в том, что Бог совершит и для них то, сравнительно малое, что составляет предмет их надежды.

Еф.1:15. Посему и я, услышав о вашей вере во Христа Иисуса и о любви ко всем святым,

«Посему», т. е. в виду дарования христианам многоразличных благословений (см. Еф.1 и сл.). – «И я» – подобно вам, т. е. принимая участие в вашей радости и благодарении за вышеуказанные благодеяния. – «Услышав» – по всей вероятности, от приходивших к нему из Ефеса христиан. – «Ко всем святым» – ко всем христианам.

Еф.1:16. непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих,

Еф.1:17. чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его,

Ап. благодарит постоянно Бога за то, что Ефесяне сделались участниками божественных благословений. Он вспоминает о них и в молитвах, т. е. молится за них, чтобы Бог дал им Духа премудрости и откровения. – «Бог Господа», т. е. Бог Христа по Его человеческой природе. – «Отец славы» – Которому принадлежит слава или величие, как никому еще, от Которого исходит это величие (ср. 1Кор.2:8). – «Духа премудрости и откровения». Дух Св. уже принадлежит христианам (Еф.1:13) и молиться о Его даровании нет нужды. Поэтому выражение: «чтобы дал...» лучше перевести так: «чтобы Бог сделал пребывающий уже в вас Дух Духом, производящим в вас премудрость и откровение». «Премудрость» – см. Еф.1:8. – «Откровения» – конечно, не откровения о чем-либо новом в религиозном отношении, а о снятии с нашего разумения всяких, мешающих нам ясно понимать величие христианства, покрывал (ср. 1Кор.2:10). – «К познанию Его» – точнее: в познании Его (εν επιγνώσει αυτοῦ). Слова эти лучше отнести к следующему стиху.

Еф.1:18. и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых,

«И просветил..». В области ведения о Боге («в познание Его» – Еф.1:17) пусть Ефесяне обладают «просвещенными очами сердца», т. е. пусть они совершенно светлыми глазами души («сердце» – центральное седалище и центральный орган личной жизни Рим.10:10) познают Бога. – «Дабы вы познали..». Прежде всего это просвещение душевных очей в области познания Бога нужно для того, чтобы Ефесяне познали, «в чем состоит надежда призвания Его», т. е. в чем заключается предмет христианской надежды, которая основывается на божественном призвании (ср. Рим.8:24). – «И каково богатство..». Здесь определяется, в чем именно состоит предмет христианской надежды: это – «наследие» Божие, чрезвычайно величественное, которым пользуются и будут пользоваться святые Божии («для святых» – точнее: «среди святых». «Святые» – здесь в собственном смысле, а не вообще христиане).

Еф.1:19. и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его,

Наконец, просвещенные очи сердца нужны христианам для того, чтобы понять, как велико могущество Божие, проявляющееся уже в настоящее время на нас, верующих. – «По действию державной силы Его». Слова эти естественнее относить к выражению 20-го стиха и таким образом здесь видеть ту мысль, что великое могущество Божие проявляется в отношении к верующим сообразно тому действию державной силы Божией, которою Бог действовал в отношении ко Христу (см. след. стих).

Еф.1:20. которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах,

В отношении ко Христу державная сила Божия проявилась в том, что Бог воскресил Христа из мертвых (см. Рим. 8:11) и посадил Его – как прославленного человека (по Божеству Своему Господь Иисус Христос никогда не покидал Божественного трона. Златоуст) – на небесах по правую руку от Себя (см. 1Цар.20:25; 3Цар.2:19; Пс.109:1).

Еф.1:21. превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем,

Несомненно, что здесь речь идет не о земных властях, а об ангельских чинах: в предыдущем стихе сказано уже, что Бог посадил Христа на небесах. Конечно, здесь разумеются только добрые ангелы, потому что здесь Ап. говорит о возвышении Христа, а не о победе Его над силами ада. Некоторые толкователи (напр. проф. Богдашевский) полагают, что перечисление чинов ангельских идет здесь в восходящем порядке. – «И всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем». Ап. хочет сказать, что Христос выше всех чинов ангельских, о существовании каких мы знаем уже, и всяких иных, о которых мы узнаем только в будущей жизни (Бл. Феодорит). – «Век сей» – время до второго пришествия Христа, а «век будущий» – будущая жизнь.

Еф.1:22. и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви,

См. Пс.8:5-7. – «И поставил Его выше всего, главою Церкви». Правильнее перевести с греческого нужно так: «и Его (Христа) дал, как главу над всем, Церкви». Только, конечно, в этом случае нужно добавить, что Христос дан Церкви не только как дар (Рим.5:15), но тоже как Глава. Церковь особенно возвышается чрез то, что ей дана такая Глава, которая является главою всего существующего.

Еф.1:23. которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем.

Чтобы показать особую близость Церкви ко Христу, Ап. называет ее «телом Христовым». Христос есть голова, а Церковь – тело. Если из головы идут все нервы, управляющие движениями тела, то и от Христа Церковь получает все силы для своей жизни. – «Полнота наполняющего все во всем». Это выражение одни толкователи (Златоуст, бл. Феофилакт) понимают как обозначение значения Церкви – (полнота – πλήρωμα в действ. значении), говоря, что Церковь восполняет собою Христа, хотя Христос Сам наполняет все. Другие (напр. проф. Богдашевский) понимают это выражение в страдательном значении («полнота» – то, что наполняется или наполненное. Параллельные выражению πλήρωμα есть выражения άγγελμα, κήρυγμα, тоже имеющие страдательное значение). Последнее мнение представляется более правильным, потому что везде в рассматриваемой главе речь идет о том, что Церковь получила , а не о том, что она сама дает . – «Наполняющего все во всем». По более распространенному толкованию, Ап. говорит здесь о том, что Церковь есть полнота Того, Кто весь мир наполняет всеми предметами, находящимися в мире. Но с таким толкованием трудно согласиться главным образом потому, что, с принятием его, мы уменьшим значение Церкви. В самом деле, что особенного будет в том, что Церковь наполняется Христом, как и весь мир? Лучше поэтому принять выражение εν πᾶσιν (по-русски: перев. во всем ) как мужской род и видеть здесь указание на отдельные лица – на членов Церкви, а под выражением «все» (τά πάντα) понимать все стороны деятельности этих «всех» лиц. Таким образом, все это выражение можно передать так: «Наполняющего или исполняющего всех членов Церкви во всех сторонах их внутренней жизни». Все же выражение «полнота Наполняющего...» всего естественнее, вместе с Богдашевским, изъяснять так. Церковь есть полное совершенство во всех отношениях. Но такова идея ее, а осуществление этой идеи совершается только постепенно в жизни верующих, чрез действие Христа. Христос (Своими благодатными силами) исполняет всех верующих, из полноты Его Церкви мы все восприемлем, что нам нужно для того, чтобы достигнуть «меры возраста исполнения Христова» (Еф.4:13).

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

1. Призвание Церкви (главы 1-2)

Всякое знание можно разбить на две категории: чистое или теоретическое знание и знание практическое. Большинство своих посланий апостол Павел начинает с изложения чистого или доктринального знания, а заканчивает их тем, как применять это знание на практике. В данном послании три первых главы посвящены доктринальным вопросам (призвание Церкви), а последние три - вопросам практическим (образ жизни Церкви).

А. Вступление (1:1-2)

Еф. 1:1 . Павел стал апостолом Иисуса Христа волею Божнею, или по решению Его. Не сам он избрал для себя это служение. И, значит, опирался в нем на Божий авторитет. В качестве апостола Бог послал Павла проповедывать евангельскую весть.

Это послание адресовано святым, находившимся в Ефесе. Словом "святые" (хагиоис) называются те люди, которые отделены Богом от мира для использования их в Его целях. Получив спасение во Христе, они становятся частью Вселенской Церкви Христовой. Слова "в Ефесе" отсутствуют в некоторых ранних манускриптах (раздел "Назначение" во Вступлении), но многие данные как внешнего, так и внутреннего характера, свидетельствуют в пользу их включения в текст Если то послание было циркулярным письмом, то представляется, что в первую очередь его должны были получить в Ефесе, как в важном стратегическом центре на Малоазийском побережья.

Верным во Христе Иисусе дается в уточнение понятия "святые", и практически они означают то же, что и "верующие во Христа Иисуса". Здесь речь идет о святых именно во Христе, а не в Адаме и не в богине Артемиде Ефесской. Телесно эти верующие находились в Ефесе, но духом пребывали во Христе (сравните с "находящимся в Колоссах… верным… во Христе Иисусе" в Кол. 1:2). Эти обороты - "во Христе Иисусе", "во Христе", "в Нем" - очень характерны для Павла. Вся жизнь христиан сокрыта во Христе.

Еф. 1:2 . Обычное для этого апостола приветствие - Благодать (чарис) вам и мир отличалось от общепринятого в греческих письмах того времени приветствия, выраженного словом "Радоваться" (к примеру, апокрифическую книгу 1 Макковеев (10:18,25), а также Деян. 15:23 и 23:26; Иак. 1:1; оно же встречается в тысячах писем, написанных на папирусе).

Слово же "благодать" говорит о неизменной Божией любви к человеку, а слово "мир" указывает на характер взаимоотношений как между людьми, так между ними и Богом - в результате действия благодати. В своем приветствии верующим в Ефесской церкви, с которого он начинает письмо к ним, Павел выражает желание, чтобы Божии благодать и мир пребывали с ними.

Б. Хвала Богу за Его благословения, предназначенные от века (1:3-14)

От общего приветствия святым в Ефесе Павел переходит к пространному рассуждению о том, почему следует славить Бога, - причина этого в духовных благословениях, которые Он предназначил от века верующим во Христа.

В греческом тексте (и это сохранено в русском переводе) стихи 3-14 представляют собой одно предложение: некоторые ученые считают его самым длинным и громоздким во всей древнегреческой литературе! На деле же лишь в Послании к Ефесянам есть (по-гречески) еще восемь весьма длинных предложений (1:3-14,15-23; 2:1-7; 3:1-13,14-19; 4:1-7,11-16; 6:14-20). Следует, однако, заметить, что для молитв и славословий вообще характерны длинные предложения, даже и в наши дни.

1. Излияние духовных благословений (1:3).

Еф. 1:3 . Павел заявляет, что Бог благословен, т. е. что Он подлежит благословениям или похвале. Соответствующее греческое слово еулогетос происходит от глагола, буквально означающего "говорить нечто хорошее". В греческом тексте Нового Завета это слово применяется только к Богу (Мар. 14:61; Лук. 1:68; Рим. 1:25; 9:5; Кор. 1:3; 11:31; 1-Пет. 1:3), тогда как в Септуагинте, т. е. в Ветхом Завете на греческом языке, оно подчас употребляется и по отношению к людям (Быт. 26:29; Втор. 7:14; Руф. 2:20). Хвалу следует возносить Богу и Отцу Господа нашего Иисуса Христа.

Из Еф. 1:2 следует, что Бог является Отцом верующих, а здесь, во 2 стихе, Он - Отец Христа (сравните стих 17; подобные же формулировки в Рим. 15:6; 2-Кор. 1:3; 1-Пет. 1:3). В Еф. 1:2 первое Лицо Троицы "принадлежит" верующим, что видно из слова "нашего". Тут же, в 3 стих, местоимение "нашего" свидетельствует о том, что верующие принадлежат Христу, второму лицу Троицы. Поскольку Он является Сыном Божиим, а верующие связаны с Ним, они связаны также и с Отцом.

И вот этот благословенный Бог является Тем, Кто благословляет нас во Христе Иисусе. "Благословивший нас" - здесь форма отглагольного прилагательного от упомянутого еулогетос. Соответствующий глагол означает "говорить хорошо, нечто хорошее" - тут в значении "приносить благо, процветание". В классической греческой литературе это слово не встречается. Так, к примеру, о Зевсе не говорят, что он жалует кого-либо своими благословениями.

Скорее о нем скажут, что он послал везение, принес удачу. Но вот в Ветхом Завете глагол еулогео встречается более 400 раз, свидетельствуя о том, что Бог во все времена изливал благословения на своих детей. О Марии сказано, что она "благословенна" среди женщин, что она носит "благословенное" дитя (Лук. 1:42).

Павел нарочито употребил здесь прошедшее время - "благословивший нас", чтобы подчеркнуть, что благословение верующих совершилось в неисследимом прошлом, в вечности. Но чем же верующие благословлены? - Всяким духовным благословением в небесах. Первые три слова этой фразы соответствуют в греческом одному - еулогиа, подразумевающему всевозможное духовное богатство, необходимое для духовной жизни.

Поскольку блага эти уже излиты на верующих, они не должны просить их у Бога, но - принять их верою. Подобно тому, как Иисусу Навину не надо было просить Бога, чтобы дал Израилю землю, потому что она и так была уже обещана ему (Иис. Н. 1:3-4). От него, однако, требовалось с радостью войти во владение дарованным.

Сфера, где сосредоточены упомянутые богатства, - во Христе. А место осуществления благословений - в небесах, не на земле, где приносила (если приносила) удачи та же Артемида Ефесская. Следовательно речь идет о благословениях духовных, а не материальных; небесных, а не земных; вечных, а не временных (2-Кор. 4:18; Кол. 3:1-4). Пять раз в Послании к Ефесянам прибегает Павел к этой фразе - "в небесах" или "на небесах" (1:3,20; 2:6; 3:10; 6:12); в русском тексте в 6:12, вместо "на небесах", - слово "поднебесных".

В Еф. 1:3 немало сказано о Божиих благословениях, принадлежащих верующим: а) что излиты на них они были от вечности; б) что благословения эти духовного порядка; в) что осуществятся они в небесных сферах и г) благодаря Иисусу Христу (во Христе).

2. Причина и цель благословений (1:4-14)

Продолжая обсуждать вопрос духовных благословений, Павел показывает, что в основе их - работа всех трех Лиц Божества: избрание было совершено Отцом (стихи 4-6), искупление - Сыном (стихи 7-12) и запечатление - Духом Святым (стихи 13-14).

а. Бог совершает выбор для Себя (1:4-6)

Еф. 1:4 . Апостол начинает с указания на то, когда Бог произвел Свой выбор: прежде создания мира. Первое слово стиха (греческое слово "катос") имеет причинное значение; мысль заключается в том, что духовные благословения (1:3) были излиты на верующих благодаря действию всех лиц Троицы - "по причине" выбора Отца, смерти Сына и запечатления верующих Святым Духом.

Духовные благословения начинаются с избрания и основаны на нем (Он избрал нас); процесс совершается по инициативе Бога: Он - субъект, а верующие - объект этого процесса. Он по Своей верховной воле избирает тех, кто будет верить (сравните Рим. 8:30; Еф. 1:11; 1-Фес. 1:4; 2-Фес. 2:13; Тит. 1:1). Спасение - это дело рук Божиих - не человеческих (Еф. 2:8-9). Но хотя оно является актом Божией милости (Рим. 11:5-6; 2-Тим. 1:9), вытекающим из Его волеизъявления (Еф. 1:5,9,11), ответственность за то, чтобы веровать возлагается на человека (стих 13). "Бог от начала, чрез освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению" (2-Фес. 2:13).

В Нем указывает на сферу (сравните "во Христе" в Еф. 1:3), в которой совершается избрание, так как Христос является Главою и Представителем духовного человечества (стих 10, 22; Кол. 1:18). Время избрания - от вечности, а цель его в том, чтобы мы (т. е. верующие) были святы и непорочны пред Ним в вечности. Тому, что было начато Богом в прошлом, в будущем предстоит быть полностью завершено. Христиане - "святы", т. е. отделены для Бога, в чем и состоит цель совершенного Им избрания по благодати. Но оно преследует и еще одну цель: сделать христиан "непорочными".

Греческое слово амомоус, означающее "без порока", в Новом Завете встречается восемь раз (стих 4; 5:27; Фил. 2:15; Кол. 1:22; Евр. 9:14; 1-Пет. 1:19; 2-Пет. 3:14; Откр. 14:5). В Септуагинте оно встречается применительно к жертвенным животным; только тех из них, которые "не имели порока", можно было приносить в жертву Богу.

К чему относится в любви, завершающее 4 стих? Очевидно, к предыдущим словам: чтобы мы были святы и непорочны пред Ним, хотя некоторые склонны читать эти слова вкупе с первым словом следующего стиха: "в любви предопределив". В пользу первой точки зрения говорит, в частности, то соображение, что "в любви" и "любовью", встречающиеся в этом Послании еще пять раз (3:18; 4:2,15-16; 5:2), всегда относятся к человеческой любви, а не к Божией. Кроме того, любовь хорошо согласуется со святостью и непорочностью, святость и любовь гармонируют между собой. Бог есть любовь, и по причине избрания их этой любовью верующие собственную свою любовь должны являть в практической святости.

Еф. 1:5 . Причина Божиего избрания в том, что Он предназначил верующих к усыновлению (сравните с "предназначены" в стихе 11). Предопределив - от греческого слова "проорисас", что означает "отмеченный наперед"; смысловое ударение здесь скорее на содержании этого понятия, чем на том, кто именно избирается, т. е. оно ставится на том, что предопределенная от вечности судьба верующих - в усыновлении их Богом чрез Иисуса Христа (как Посредника этого усыновления) - в качестве сынов, достигших должного развития. Концепцию усыновления находим также в Рим. 8:15, 23 и в Гал. 4:4-7. В результате усыновления приемный сын вводится в семью и получает те же самые права, что и сын, рожденный в этой семье.

Из этого контекста следует, что предопределение логически предшествует избранию: Бог вначале возрадовался ("предвкусив" ее) славной судьбе верующих, принятых Им в Его семью, и уже потом бросил он взгляд вниз, на грешное человечество, чтобы избрать из него верующих (Рим. 8:30, где слово "предопределил" предшествует слову "призвал", подразумевающему Его продуктивную деятельность по спасению человека). Все это было сделано по благоволению воли (сравните стих 1, 9, 11) Его (в англ. Библии - "с радостью и в соответствии с волей Его") и означает, что Он радовался, изливая духовные благословения на Своих детей.

Еф. 1:6 . Конечная цель избрания, совершенного Богом, - в том, чтобы верующие сделались похвалой славы (или славной) благодати Его. Схожее выражение относительно похвалы следует за описанием соделанного Сыном (стих 12) и Духом Святым (стих 14). Его "славная благодать" (не заслуженная людьми; сравните стих 7) была им дана как дар - мы были ею "облагодатствованы". Всего лишь один раз еще употреблено в Новом Завете соответствующее отглагольное прилагательное - в Лук. 1:28, где Мария названа "благодатной".

Поскольку спасение - от начала до конца - следствие Божией благодати, христиане, конечно же, должны хвалить и славить Бога за него! Это, как уже говорилось, тоже было целью их избрания - благословлять Бога (сравните с "Благословен Бог" в стихе 3). Словами в Возлюбленном подчеркивается Божия любовь к Сыну (сравните "возлюбленного Сына" в Кол. 1:13). Упоминание о Христе в данном стихе обусловливает переход к теме Его (второго Лица Троицы), которая развивается в стихах 7-12.

Бог Отец любит Своего Сына, а потому и христиане, пребывающие в Сыне, тоже являются объектом Его любви.

б. Божественное искупление во Христе (1:7-12)

Еф. 1:7 . Искупление (аполитрозин) подразумевает освобождение или искупление из рабства (сравните Кол. 1:14). Идеей освобождения проникнуты и некоторые другие стихи, где встречаем то же греческое слово (Лук. 21:28; Рим. 3:24; 8:23; 1-Кор. 1:30; Еф. 1:7,14; 4:30; Кол. 1:14; Евр. 9:15; 11:35). Речь тут идет об искуплении от греха (Евр. 9:15) и, таким образом, имеется в виду работа Христа по освобождению верующих от рабства греху.

Это уточняется словами прощение грехов (также Еф. 4:32; Кол. 1:14), каковое дается немедленно по освобождении верующего от упомянутого рабства. (Словом "грехов" переведено греческое слово "параптома" - буквально "неверные шаги" или "нарушение закона"; оно же употреблено в Рим. 4:25; 5:16-17,20; Еф. 2:1,5 и в др. местах.) Бог не может легко относиться ко греху, ибо очищение от него связано с пролитием крови (Евр. 9:22).

Средством искупления явилась жертвенная заместительная смерть Иисуса Христа (Кровию Его; также Еф. 2:13; 1-Пет. 1:19), что полностью удовлетворило требование Божественной справедливости (Рим. 3:24-25). Она, т. е. смерть Христа, совершилась по богатству благодати Божией (Еф. 1:6; 2:7). Христова кровь есть мерило того богатства Божией милости, которую Он дарует каждому верующему - отнюдь не по заслугам его. Происходит это именно по богатству Его благодати (сравните Фил. 4:19), а не из соображений этого богатства. Шесть раз в Послании к Ефесянам упоминает апостол Павел о Божием богатстве (1:7,18; 2:4,7; 3:8,16).

Еф. 1:8-10 . Божия благодать дается верующим как способность понимать Его волю. Бог дает им премудрость (софия; 1:17; 3:10; Кол. 1:9,28; 2:3,23; 3:16; 4:5), т. е. способность объективного проникновения в истинную сущность Его откровений, и разумение (фронесеи), т. е. умение понимать их конкретно и применительно к себе. Так, верующие в состоянии охватить до известной степени цель Божества в веках и осмыслить осуществление ее в рамках своего времени.

Это происходит потому, что Бог открыл нам тайну Своей воли (сравните с употреблением слова "воля" в Еф. 1:1,5,11). "Тайна" - это ранее скрытая истина, которая сделалась доступной человеческому разумению благодаря Божиему откровению (о "тайнах" в Новом Завете в частности, в Матф. 13:11). Эта тайна (истина, открытая в откровении) заключается в Божием благоволении или в благой воле Его (сравните Еф. 1:5) осуществить во Христе и под Его началом соединение "всего небесного и земного", т. е. "устроить полноту времен".

Слово ойкономия, переведенное как "устроение", означает учреждение чего-то или управление чем-то. Тут подразумевается Тысячелетнее Царство - в нем достигнут своей полноты (в значении "завершения") все те "времена", в которые постепенно и последовательно осуществлялись Божии цели, и все сущее, как духовного, так и материального порядка, окажется под началом Христа, под Его непосредственным управлением (1-Кор. 15:27; Кол. 1:20).

Словами "дабы все… соединить под главою" переведено одно греческое слово (которое в Новом Завете встречается еще лишь в Рим. 13:9, где речь идет о слиянии всех заповедей в одной заповеди о любви; в русском тексте - "заключается"). В Тысячелетнем Царстве все будет восстановлено и объединено под руководством Христа, единого Главы. Это не означает, что все будут спасены, но что грех, как фактор неустройства, будет удален, и во вселенной будет установлен мир (Ис. 2:2-4; 11:1-10).

Еф. 1:11-12 . Уверование евреев во Христа и включение этих иудеев в тело Христово Павел рассматривает как следствие полученных ими духовных благословений, выразившихся в даровании им способности проникать в тайну Божией воли (стихи 8-10). Местоимение "мы" в стихе 11, по-видимому, подразумевает иную группу людей, чем та, о которой шла речь в стихах 3-10. Это подтверждается двумя соображениями: 1) в стихе 11 после местоимения "мы" поставлен союз "и" - в значении "также"; 2) в стихе 13 "мы" меняется на "вы", перед которым тоже стоит "и" в значении "также"; это "вы" явно относится к верующим из язычников. Хотя Божий благословения излились и на иудеев, и на язычников, иудеи были призваны первыми (нам, которые ранее уповали на Христа в стихе 12; сравните Деян. 3:26; Рим. 1:16).

В Еф. 1:11 слово еклеротемен, которому в русском тексте соответствует сделались наследниками, буквально означает "быть избранными по жребию" (в Новом Завете оно встречается только здесь). Верующие из иудеев были избраны в силу своего предназначения. Но это предназначение не было продиктовано прихотью или капризом Всевышнего - оно состоялось по Его определению (сравните Рим. 8:28; 9:11; Еф. 3:11); в английской Библии это передано несколько иначе, чем в русской: "Согласно плану Того, Кто все совершает в соответствии с замыслом воли Своей".

Самим сочетанием слов в греческом тексте (которое в англ. Библии передано точнее) - "план", "замысел", "воля" - выраженио подчеркивается суверенность Божиего решения относительно включения иудеев в Церковь, возглавляемую Христом. Божий выбор был направлен на то, чтобы верующие иудеи могли послужить к похвале славы Его (сравните стих 6); "к похвале славы Его" или некоторое видоизменение этих слов служит рефреном, повторяемым по описании дел каждого из Лиц Троицы (сравните стих 6, 14). Слова, которыми завершается стих 12, подтверждают, что в этих стихах (11-12) говорится о верующих иудеях, противопоставляемых верующим из язычников, поскольку в вере иуден хронологически предшествовали язычникам (Деян. 1:8; 13:46; 28:25-28; Рим. 1:16 /соответствующие ком. /; 2:9-10).

Христос освободил грешника от его греха и открыл ему Свою волю, состоящую в том, чтобы все к концу "времен" объединилось под Его главенством, включая и верующих иудеев, которые первыми доверились Ему.

в. Божественное запечатление Духом (1:13-14)

Основой духовных благословений, изливаемых Богом на верующих, служит не только избрание их Отцом (стихи 3-6) и искупление Сыном (стихи 7-12), но и запечатление их Духом Святым.

Еф. 1:13-14а . В Нем и вы относится к язычникам, в отличие от иудеев, о которых речь шла ранее (сравните толкование на стихи 11-12). Когда язычники услышали слово истины (сравните Кол. 1:5; 2-Тим. 2:15; Иак. 1:18), которое характеризуется как благовествование вашего спасения, и уверовали в Него, то были запечатлены обетованным, т. е. обещанным вам Святым Духом. В греческом оригинале заключительные слова 13 стиха звучат так: "Они были запечатлены в Нем (во Христе) Святым Духом, обещанным им".

Слово запечатлены (от "печать") указывает на сохранность и надежность (Матф. 27:66; Еф. 4:30), на удостоверенность (Иоан. 6:27), на заверение истинности (Иоан. 3:33) и на засвидетельствование о принадлежности (2-Кор. 1:22; Откр. 7:2; 9:4). Бог запечатлевает, Христос является сферою, в которой запечатление происходит, а Дух Святой - орудием запечатления. Выражение "обетованным Святым Духом" подразумевает обещание, данное Христом Его ученикам, что пошлет им Духа (Лук. 24:29; Иоан. 14:16; 15:26; 16:13; Деян. 1:5).

Запечатлевающий Дух Святой есть залог наследия нашего. Слово "залог" означает нечто большее, чем просто обязательство, которое ведь можно взять назад; он, как первый взнос за приобретаемую недвижимость, служащий гарантией дальнейших выплат (сравните с "начатком Духа" в Рим. 8:23). Такой "гарантирующий залог" передан по-гречески (стих 14) словом аррабон, которое в Новом Завете встречается еще два раза: в 2-Кор. 1:22 и 5:5. Речь тут идет о гарантии верующим наследия спасения и пребывания их в вечности на небесах (1-Пет. 1:4). (также толкование на слово "наследие" в Еф. 1:18.) В сущности "залог" Духа Святого является как бы частицей неба в жизни верующих и гарантией того, что в будущем они получат несравненно больше.

Еф. 1:14б . Верующий запечатлен Святым Духом для искупления удела (т. е. собственности) Его. Тут, однако, не имеется в виду искупление как освобождение от вины за грех, от рабства греху; о таковом говорилось в Еф. 1:7, а здесь подразумеваются верующие, которые уже являются "собственностью Бога". Речь тут идет об окончательном и полном выведении их из сферы действия греха (Рим. 8:23б; Фил. 3:20-21). Греческий эквивалент слова "удел" встречается и в других стихах, в частности, в 1-Пет. 2:9. Стих 14 заканчивается повторением уже знакомого нам славословия: в похвалу славы Его, которое прежде следовало за описанием работы Отца (Еф. 1:6) и Сына (стих 12).

В. Молитва о мудрости и откровении (1:15-23)

1. Причина благодарности (1:15)

Еф. 1:15 . Посему, т. е. по причине перечисленных выше духовных благословений верующих, включая их избрание, предназначение, усыновление, изливаемую на них благодать, искупление их, прощение, дарованные им мудрость, разумение, знание тайны воли Его, запечатление их Духом Святым и ожидающее их наследие на небесах, - Павел молится теперь о том, чтобы его читатели могли лично и близко познать Бога. В греческом тексте стихи 15-23 составляют одно предложение, как и стихи 3-14.

Павел услышал о вере ефесян во Христа и об их любви ко всем святым (сравните Кол. 1:4; 2-Фес. 1:3). Правильные взаимоотношения с Богом должны вести к правильным отношениям христиан между собой. Любопытно отметить, как объединяет Павел "любовь с верою" в Еф. 6:23.

2. Просьба (1:16-23)

а. Просьба о мудрости и откровении (1:16-18а)

Еф. 1:16 . За веру и любовь ефесян Павел непрестанно благодарил Бога (сравните Рим. 1:8; 1-Кор. 1:4; Фил. 1:3; Кол. 1:3; 1-Фес. 1:2; 2-Фес. 1:3) и молился о них (сравните Фил. 1:4; Кол. 1:9; 1-Фес. 1:3).

Еф. 1:17 . Итак, этот стих продолжает стих 16. Павел обращается с просьбой к Богу Господа нашего Иисуса Христа (сравните стих 3), Отцу славы, т. е. Отцу, Которому принадлежит вся слава мира (сравните с "Богом славы" в Деян. 7:2 и "Господом славы" в 1-Кор. 2:8). Павел просит о том, чтобы Бог дал ефесянам Духа премудрости и откровения.

Хотя слово "Дух" написано с большой буквы и некоторые переводчики полагают, что речь тут идет о Святом Духе, в данном случае это слово было бы правильнее толковать как "расположение" или "склонность" -судя по двум дополнениям в родительном падеже, которые следуют за ним ("Духа премудрости и откровения" сравните с "духом кротости" в 1-Кор. 4:21).

Но с другой стороны, никто не может обрести духа (в смысле соответствующей предрасположенности) мудрости и откровения, если не находится под руководством Духа Святого. Как пишет Исаия: "И почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия" (Ис. 11:2). Мудрость (софия - также Еф. 1:8; 3:10) дает способность проникновения в истинную природу вещей, откровение же - возможность проникновения в суть обсуждаемого предмета, т. е. в сущность Самого Божества.

Эта мудрость и это откровение даются для того, чтобы люди могли познавать Его. Соответствующее греческое слово эпигносей подразумевает не абстрактное знание Бога или каких-то объективных фактов о Нем, а именно личное, близкое познание Его (греческое слово того же корня - Еф. 4:13). Тут подразумевается внутреннее, сокровенное познание сердцем Божиего характера и воли Его. Философы советуют: "Познай самого себя", а христиане говорят: "Познай Бога через Иисуса Христа".

Еф. 1:18а . Итак, просьба апостолов - о том, чтобы ефесяне обрели способность особого духовного проникновения для познания Бога, чтобы Он с этой целью просветил очи сердца их. Надо заметить, что эта просьба о познанни ограничена определенными рамками - рамками сердца, уже просвещенного Богом, как об этом свидетельствует форма греческого прошедшего времени, предполагающая продолжение в будущем того, что произошло в прошлом; "просвещенность" их сердец подтверждается сказанным в 3-14 и особенно - в стихах 7-9. В библейском понимании "сердце" является "центром" человеческой личности.

б. Цель получения мудрости и откровения (1:18б-23)

Сообщив о том, что он молится (стихи 16-17) о том, чтобы ефесяне могли лично познать Бога, Павел говорит теперь о цели (тоже в сфере познания) этой просьбы: дабы вы познали - познали некие три вещи; о них он говорит в стихах 18б-23 (о первой в 18б, о второй в 18в и о третьей в стихах 19-23). Слово "познали" (греческое слово "ейденаи", стих 18) предполагает именно знание фактов - здесь уместно сравнение с полководцем, которому прежде, чем отправиться на битву, необходимо узнать фактические данные относительно имеющегося у него военного снаряжения и людских резервов.

Еф. 1:18б . Первая вещь - это надежда. Источником нынешней надежды верующего является призвание его ко спасению, осуществленное в прошлом (Рим. 1:6; 8:30; Еф. 4:1,4; 2-Тим. 1-9). "Надежда" или "упование" в Священном Писании есть синоним уверенности верующего в его победе в Боге (Рим. 8:23-24; Еф. 4:4; Кол. 1:5; 1-Фес. 1:3; 1-Пет. 3:15).

Еф. 1:18в . Вторая вещь, о которой Павел хочет, чтобы знали его читатели, относится к области будущего: какое богатство славного наследия Его для святых. Здесь значительное расхождение в переводе с греческого оригинала на английский и русский языки. По-английски последние слова звучат как "во святых". (И на этом строится объяснение стиха комментатором.)

Во время воскресения верующих ("святые" - это те, которые отделены Богом для Себя, стих 1) Бог "унаследует" их - тех, которых искупил дорогой ценой "по богатству благодати" Своей (стих 7). Это второй (из шести) раз прибегает Павел в Послании к Ефесянам к понятию "богатства" (1:7,18; 2:4,7; 3:8,16). В 1:14 апостол писал о "наследии" христиан как о предстоящем им полном освобождении из сферы действия греха. Здесь же, в 18 стих, он пишет о Божием наследии, которым являются сами святые! По причине "славы благодати" (или славной благодати; стих 6) Того, Кто является Отцом славы (стих 17), Он получит "славное наследие" Свое (стих 18).

Еф. 1:19-23 . Третья вещь, о которой Павел хочет, чтоб знали верующие, относится к настоящему времени: Как безмерно Его могущество в нас, верующих. Слово "могущество" (динамис) употреблено здесь в значении движущей и животворящей силы. Эта сила Божия и направлена на верующих, она действует в них. Павел называет ее державной (греческое слово "кратоус" - буквально "сила, преодолевающая всякое сопротивление"; именно такой она явила себя в чудесах, которые совершал Христос; слово кратоус всегда применяется только к Богу, и никогда - к верующим). Самый подбор слов для описания могущества Божия подчеркивает, насколько она "безмерна", эта сила Его, которая доступна христианам (6:10; 1-Пет. 4:11).

Далее Павел говорит о том, как Божия сила трижды явила себя во Христе (Еф. 1:20-23). Первый раз, когда Он воздействовал ею во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себа на небесах. Божия действенная сила, воскресившая Христа и вознесшая Его на небеса в прошлом (Рим. 8:34; Еф. 2:6; Кол. 3:1; Евр. 1:3; 8:1; 12:2; 1-Пет. 3:22), есть та самая, которая в настоящее время доступна верующим (Фил. 3:10). Какой это чудесный источник духовной энергии и способности жить христианской жизнью (Кол. 1:11)!

То обстоятельство, что Христос был вознесен на небо и посажен по правую руку Бога, свидетельствует о Его положении превыше всех начальств и властей (сравните Кол. 1:16), как человеческих, тах и духовных (Фил. 2:8-11), будь-то в настоящее время или "в веке будущем", т. е. в вечности (1-Кор. 15:23-28). Слова начальства и власти, и силы и господства относятся в первую очередь к ангельским чинам (Рим. 8:38; Еф. 3:10; 6:12; Кол. 1:16; 2:15; Тит. 3:1).

И в этом, т. е. в том, что Отец все покорил под ноги Христа, есть второе проявление силы Его в Сыне. Тогда как Адам потерял свое господство над творением в момент своего согрешения, Христос был поставлен Главою над этим, некогда падшим, творением (Еф. 1:10). Полностью воцарение Его осуществится в будущем (Пс. 8:6; 1-Кор. 15:27; Евр. 2:6-8).

Третье проявление Божественной силы во Христе - в том, что Он поставлен главою Церкви. Хотя, как только что говорилось, окончательное воцарение Христа произойдет в будущем, теперь Он возглавляет общество верующих. Главою Церкви Иисус назван также в Еф. 4:15; 5:23 и в Кол 1:18. Намек на Церковь ощущается уже в Еф. 1:10, но впервые о ней говорится прямо в Еф. 1:22б. Церковь есть Его тело (стих 23 сравните с 4:4,15-16; Кол. 1:18). Это тело Его, т. е. вселенская Церковь, объединяющая в себе всех верующих, и есть полнота Его, Наполняющего все во всем.

Надо признать, однако, что такое определение тела Христова нелегко поддается объяснению. Глагол "наполнять" можно принять в "пассивной форме", т. е. понять это так, что Христос, как Глава тела, "наполняется" Церковью, другими словами, что Церковь, по мере своего роста, все более наполняет Христа. Но, пожалуй, правильнее это понять в ином смысле, а именно, что Христос, будучи Главою тела, "наполняет" его, т. е. Церковь, благословениями.

Тогда стих 23 можно было бы прочитать так: "Которая есть тело Его, наполняемое Им, Который наполняет все (в значении - всю вселенную) всем (Своими благословениями)". В пользу такой интерпретации говорят следующие соображения: 1) Нигде в Новом Завете не сказано, что Христос черпает Свою полноту от Церкви. 2) Вторая точка зрения "укладывается" в контекст поскольку творящей и все завершающей силой выступают три Личности Божества (сравните Еф. 1:10). 3) Такое понимание согласуется с 4:10-11, откуда следует, что Христос "наполняет" все (вселенную) Своими одаренными служителями.

На этом молитва Павла заканчивается. Указав на то, что верующим принадлежат все духовные благословения (1:3-14), апостол молится о том, чтобы им познать Бога лично, сердцем (стих 11 дабы они могли уяснить себе следующя три факта: 1) что "призвание" их в прошлом к спасению порождает надежду (с 18); 2) что в будущем они, святые, станут "наследием" Бога (стих 18), и 3) что сила Бога, которая в настоящее время действует в верующих, - а) в прошлом явил себя в воскресении и вознесении Христа

б) в будущем проявится в воцарения; Христа над творением, а в наши дни -

в) являет себя в том, что Иисус Христос возглавляет Церковь.

Ефес был столицей Асии - провинции Римской империи на западе Малой Азии. Город служил мостом между западной и восточной частями Римской империи и был одним из пяти главных городов империи в I в. по Р.Х. Проповедь там Павла в 53-55 гг. описана в гл. 19 книги Деяния.

Самой выдающейся достопримечательностью Ефеса был храм богини Артемиды (Дианы), одно из "семи чудес" древнего мира. Как свидетельствует обнаруженная надпись, город называл себя "питателем" богини; в свою очередь, благодаря ей Ефес был "весьма славен" среди всех городов Асии. В Ефесе проповедь Павла вызвала острый конфликт с последователями языческого культа (Деян. 19:23-40); здесь же его благовестие побудило множество людей отказаться от чародейства (Деян. 19,17-20). Призыв Павла обличить постыдные и бесплодные дела тьмы (5:8-14) и приготовиться к войне против "духов злобы поднебесных" (6:12) должен был подействовать с особой силой на людей, занимающихся подобными делами.
(фрагменты комментариев Женевской Библии )

В послании к Ефесянам Павел показывает множество граней значения Церкви Христовой - собрания христиан – для самих христиан и для исполнения намерения Бога в отношении назначения Церкви, при помощи которой по всему миру должны распространиться правдивые знания о Божьей премудрости (Еф.3:10).

1:1,2 Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, находящимся в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе:
2 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.

Письмо, предназначенное для всех святых (помазанников, участников в небесном звании, принявших святой дух в качестве дара свыше –Евр. 3:1, Еф.1:13) начинается с обычной формы приветствия и пожелания благодати от двух духовных личностей: от Бога – Отца и Его сына Иисуса Христа, ставшего после воскресения Господином и главой собрания христиан (Господом для каждого христианина)

1:3 Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах,
Вся слава и честь в том, что у человечества появился Иисус Христос и, что каждый человек имеет возможность стать христианином со всеми вытекающими из этого духовными благословениями - принадлежит небесному Отцу Иисуса Христа, а не Иисусу Христу

1:4 так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира
Появление последователей Христа по вере в него Бог предвидел ещё прежде создания мира.

Вспомним, что мир человеческий в том виде, в каком он нам известен - появился после изгнания Адама и Евы из рая. Выходит, что Бог предвидел необходимость искупления Христова и появления искупленных святых (помазанников Божиих)- ещё в Эдемском саду после того, как Адам с Евой согрешили и прежде появления греховного человеческого мира, произошедшего от них за пределами рая (Быт.3:15).

Есть ещё одна категория Божьих людей – так называемых «овец», которым Бог обещал наследовать то, что приготовил ОТ создания мира, а НЕ прежде появления оного – Мтф. 25:34.
То есть, «овцы» - это такие послушные Богу праведники, как Авраам, например: ему и его потомкам была обещана райская земля, где течёт молоко и мёд в вечное наследие – Быт.17:8, Исх.3:8, Мтф.5:5.

чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви,
В намерение Бога ещё тогда (прежде создания мира ) входило при помощи Иисуса Христа сформировать в искупленных - святость, непорочность и любовь к Божьим нормам морали и нравственности. Предвидев появление христиан, Бог заранее понимал, что не оставит их без Своих духовных благословений: многие из тех, кто окажется среди последователей Христа, предвиденных Богом ещё прежде появления мира людей - смогут достичь святости и непорочности из любви к Богу и тому образу жизни, который Бог изначально запланировал для людей на земле. О них сказано как о достигших непорочности Божьих первенцев (Откр.14:1,4,5)

1:5 предопределив усыновить нас Себе чрез Иису са Христа, по благоволению воли Своей ,
В намерение Бога входило не просто дождаться появления христиан, а дождаться появления в христианах - Своих детей: благодаря искуплению Христову и обновлению христиан в новую личность Бог имеет возможность усыновить тех потомков Адама и Евы, кто станет стремиться к достижению непорочности во внутренней своей сущности (не все, к сожалению, станут к этому стремиться, Бог и это предвидел –Деян.20:29,30)

Бог готов помочь христианам, стремящимся к духовному совершенству и непорочности, достичь этого внутреннего состояния или - духовного возраста Иисуса Христа, старшего Своего человеческого сына, чтобы и младшие Его дети (остальные «первенцы» из Откр.14:1,4,5) смогли отражать славу своего небесного Отца, а не земного.

1:6 в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном,
Когда исполнится этот замысел и у Бога на земле отыщутся Его дети - прославится одно из важных качеств Бога: благоволение Бога к человечеству несмотря на то, что все люди грешные. Люди должны понимать, что Бог облагодетельствовал человечество благодаря помощи Возлюбленного сына Его, Иисуса Христа; что Он не по заслугам приблизил к Себе человечество, а исключительно из милосердия, по Собственному желанию помочь грешным людям стать Его детьми, послав на землю Иисуса Христа.

1:7 в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его,
Именно благодаря тому, что Иисус искупил человечество и покрыл Адамову греховность своей праведностью - и представилась возможность появиться христианам, которым Бог помогает приближаться к Себе, проявляя незаслуженную людьми доброту (благодать)

1:8 каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении,
Доброта Бога к человечеству - неизмерима: Бог не только Сам вознамерился осуществить Свои планы, но и благоволил раскрыть их людям, открывая им ключ разумения к Своим намерениям и давая мудрость к их пониманию

1:9 открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем,
Бог открыл некоторым христианам, таким, как, например, апостол Павел - тайну Своих намерений в отношении смысла прихода Иисуса Христа на землю. Благодаря этому об этой тайне имеет возможность узнать сегодня весь мир.

1:10
в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом.
Эта тайна о миссии Христа не могла никому открыться раньше, чем не настало ей время открыться по Божьему замыслу, пока не наступило время по «расписанию» Бога: Бог планирует всех будущих небожителей и земных жителей Божьего вечного мира сплотить воедино благодаря руководству одного главы – Иисуса Христа. Именно ему надлежит быть этим главою над небесными и земными жителями - по замыслу Бога.
По сути, Бог желает, чтобы исполнилось сие: И будет Бог всё во всём - благодаря деятельности Иисуса Христа (1Кор.15:28). То есть, как иудеи, так и язычники имеют равный шанс стать детьми Бога по своей внутренней сущности и жить вечно, кто-то из них - на небе, а кто-то - на земле, по усмотрению Бога.

1:11 В Нем мы и сделались наследниками, быв предназначены [к тому] по определению Совершающего все по изволению воли Своей,
Благодаря Иисусу Христу именно тем из христиан, кто станет такими же детьми Божьими по сути, каким был на земле Иисус Христос - надлежит стать наследниками обетований Бога в отношении всех запланированных благ для человечества (независимо от национальной принадлежности: Ефес был языческим городом, поэтому обетования через Иисуса Христа принадлежали и христианам из Ефеса)

1:12 дабы послужить к похвале славы Его нам, которые ранее уповали на Христа.
И в том, что христиане из Ефеса имеют теперь возможность прославлять Бога за благодать во Христе - немалая заслуга иудеев: именно они, ожидавшие прихода Мессии ещё с древности (ранее уповали на Христа ), смогли приобщить ефесян к принятию Божьей благодати, излившейся на человечество благодаря искуплению Христову.

1:13 В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом,
Благодаря миссии Иисуса Христа и тому, что он научил своих учеников благовествованию о сути спасения, у ефесян появилась возможность узнать, что конкретно нужно сделать для своего спасения от греха и смерти.

Павел хвалит собрание за то, что они не только узнали благую весть, услышав её от благовествующих, но и приняли её для себя, уверовав в искупление Иисуса. Поэтому Бог и дал им шанс стать подобными Иисусу Христу при помощи святого духа, ниспосланного с небес в качестве обещанного дара всем, кто пожелает стать сыном Божиим.

1:14 Который есть залог наследия нашего, для искупления удела [Его], в похвалу славы Его.
Святой дух, ниспосланный в помощь христианам - своего рода «гарантийный талон» на получение обещанного наследия, спасения от греха и смерти (залог успеха в борьбе с греховностью и победой над смертью).

Этим действием (запечатлением помазанников – раздачей духовных «гарантийных талонов») Бог показывает, что у Него на земле есть Свой собственный удел: помазанники принадлежат Ему на правах Того, кто не только нашёл «средство» выкупить их от греха и смерти, но и выкупил при помощи Своего сына Иисуса Христа. Именно поэтому они являются отныне Его владением, а не во владении дьявола находятся, как весь остальной мир, лежащий в его власти.

1:15,16 Посему и я, услышав о вашей вере во Христа Иисуса и о любви ко всем святым,
16 непрестанно благодарю за вас [Бога], вспоминая о вас в молитвах моих,

До слуха Павла дошло, что христиане из Ефеса держатся вероисповедания не только в теории, но и на практике. Понимая, что Бог принял и христиан из Ефеса в качестве последователей сына Своего и наследников обетования, Павел в своих молитвах просит Бога позаботиться о них.

1:17 чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его,
Павел желает, чтобы в этом собрании святой дух действовал обильно, помогая ефесянам познавать все тайны Божьей мудрости через сближение с Богом: чем ближе они будут знакомиться с Богом, тем лучше они смогут прочувствовать сущность своего небесного Отца, становясь во всём похожими на Его сыновей
(как видим, дар святого духа, данный собранию свыше в качестве залога - не давал им автоматически познания всей Божьей премудрости и не открывал все тайны в одно мгновение)

1:18
и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых,
Павел желает, чтобы святой дух помогал ефесянам углублять познания в сути надежды для христиан, в сути того наследия, которое им надлежало получить в будущем через спасение от греха и смерти.

1:19 и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его,
Павел желает, чтобы ефесяне на себе прочувствовали, как Бог действует силою Своею - в них самих, изменяя и обновляя их по Своему благоволению.

1:20 которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах,
При помощи этой же силы святого духа Бог смог не только воскресить Иисуса Христа из мёртвых, но и забрать его к себе на небеса, посадив его с правой стороны возле Себя (оказав ему несказанную честь быть «правой рукой» своего Отца)

1:21 превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем,
Быть правой рукой Бога - означает для Иисуса Христа быть вторым главой после Первого Главы в мироздании - после своего Отца, Бога Иеговы.
А быть вторым после Вседержителя - означает быть главой над всем сущим на небесах и на земле, кроме самого Бога, посадившего его одесную Себя.

Именно Бог Вседержитель запланировал соделать Иисуса Христа таким главой не только в этом веке, но и в веке грядущем - в тысячелетии Христа (после чего Христос передаст право главенства над миропорядком людей, живущим на небесах ли, на земле ли – своему Отцу, Богу Вседержителю, 1Кор.15:28)

Не только христиане, но и духовные личности повинуются ему, как нечистые духи, так и ангелы. Именно поэтому Иисус и способен был изгонять демонов как власть имеющий над ними - даже находясь ещё на земле

1:22,23 и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви,
23 которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем.

Бог Вседержитель соделал так, чтобы в этом веке Иисусу Христу, сидящему одесную Бога, подчинялось всё собрание христиан на земле: все вместе святые христиане, послушные Христу, составляют как бы одно духовное тело Христово во всей полноте Божьей праведности. Или, другими словами – духовное тело Христово (собрание живых христиан) отныне должно было бы состоять из множества святых христиан (разных членов «его тела»), послушных своему главе (своей «голове») .

Бог поставил Христа главой собрания не случайно, а специально, ибо такой глава – приносит БЛАГО собранию. Что для собрания является благом? Много чего, например: возможность ближе знакомиться с Богом; приучать чувства навыком через совершение праведных дел; учиться любить друг друга; приобщаться к исполнению дела Божьего по расширению Его имения через проповедь; вместе отдыхать, узнавать друг друга ближе, находить себе друзей среди соверующих и разделять с ними путь христианина во все дни жизни своей: сплочённому собранию легче выжить в демоническом мире и сохранить верность Богу, а «один в поле» – уязвимый «воин».
И все эти духовные блага может организовать для своего собрания Христос. Каким образом? Если старейшины собраний постараются брать пример с этого главы собрания и будут подражать ему – то в них отобразится сущность Христа, и

Одного только Христос сделать для собрания не сможет: проходить жизненный путь каждого христианина - вместо него.
Если сами христиане не будут дружелюбными, общительными, тактичными, внимательными, терпеливыми, сострадательными и т.д. - они не смогут ни заметить, ни воспользоваться ни одним из духовных благ для собрания, приготовленных Христом.

1 Павел, волей Божьей апостол Христа Иисуса, обращается с приветствиями к людям Божьим, верующим во Христе Иисусе, которые живут в Ефесе # в Ефесе 1:1 В некоторых греческих рукописях нет этих слов. .

2 Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.

Христос — благословение наше

3 Благословен будь Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа! Во Христе благословил Он нас всеми духовными благословениями в Небесных владениях. 4 Через Него Бог избрал нас ещё до сотворения мира, чтобы были мы святы и непорочны перед Ним. Из любви Своей к нам 5 назначил Он нам быть усыновлёнными Собою через Иисуса Христа. Таковы были Его цель и желание. 6 Он сделал это, чтобы воздавали мы хвалу благодати Его, которую даровал Он нам по благоволению в лице Сына Своего любимого. 7 Через смерть Его обрели мы свободу от греха. Мы получили отпущение грехов, благодаря бесконечной благодати Его, 8 которую излил Он на нас потоками в глубочайшей мудрости и всеведении Своём. 9 Он открыл нам тайную волю Свою, которая проявилась нам через Христа, потому что так было Ему угодно. 10 Согласно воле Своей, Бог пожелал воссоединить в надлежащее время всё сотворённое на небе и на земле во Христе.

11 Через Него мы были избраны Богом, потому что так была предопределена наша судьба в соответствии с намерением Того, Кто свершает всё согласно воле Своей. 12 Это было сделано для того, чтобы мы, получившие надежду нашу во Христе, имели повод восславить Бога. 13 Вы также слышали истинное послание Благой Вести, в котором Бог рассказал о вашем спасении. Через Благую Весть вы уверовали в Иисуса Христа и были отмечены особой печатью Святого Духа, обещанного вам Богом. 14 Святой Дух — залог нашего наследия до тех пор, пока Бог не даст полную свободу нам, принадлежащим Ему. Бог совершил это, чтобы вы могли восславить Его.

Моление Павла

15 С тех пор как я услышал о вашей вере в Господа Иисуса и о вашей любви ко всем людям Божьим, 16 я не перестаю благодарить Бога за вас, вспоминая вас в своих молитвах. 17 Пусть Бог Господа нашего Иисуса Христа, славный Отец, дарует вам мудрость духовную и откровения, которые дадут вам способность познать Его полностью. 18 Пусть разум ваш станет восприимчив к Свету, чтобы вы узнали, что такое надежда, к которой призвал Он вас, и как великолепно наследие, которое дарит Он всем святым людям Своим. 19 Знайте же, что для нас, верующих, Его сила не сравнима ни с чем! Это та же великая сила, 20 которой Он воскресил Христа из мёртвых и усадил Его по правую руку от Себя в Небесных владениях. 21 Господь поместил Его выше всех правителей, властей, сил и господ, и выше любого звания, которое может быть присвоено не только в наше время, но и во все будущие времена. 22 И Он отдал всё под власть Христа и дал Его церкви, чтобы Он был главою над всем. 23 Церковь — тело Христа, и Он наполняет Собой всё и вся.

1:3-14 Это единое изречение в греческом тексте, являющееся хвалой путей Божиих, кратко повторенное в Рим. 8,28-30. Хвала воздается избравшему нас Отцу (ст. 4-6), искупившему нас Сыну (ст. 7-12) и запечатлевшему нас Духу (ст. 13,14). Павел размышляет о предвечном избрании верующих, прощении их в настоящем веке и будущем их наследии. Ключ ко всему тексту - повторяющееся выражение "во Христе" или "в Нем", говорящее о тесном единстве, которое Бог утвердил между Христом и Своим избранным, прощенным и запечатленным народом.

1:3 в небесах. С этим местом соотносятся два из пяти других мест Послания к Ефесянам, где также присутствует это выражение. Христос был воскрешен из мертвых и посажен одесную Отца "на небесах", откуда Он управляет вселенной, будучи "выше всего, главою Церкви" (ст. 20,22). Более того, верующие тоже воскрешены и восседают с Ним "на небесах" (2,6). Через победу Христа над смертью верующим дарованы милости, за которые Павел благословляет Отца.

1:4 так как Он избрал нас в Нем. См. статью "Избрание и осуждение" . Павел ликует, что Бог избирает людей к общению с Собой (Рим. 8,29-33; 9,6-26; 11,5.7.28; 16,13; Кол. 3,12; 1 Фес. 1,4; 2 Фес. 2,13; Тит. 1,1). Некоторые полагают, что слова "в Нем" означают, что Бог решил избрать тех, кто, по предвидению Божию, уверует во Христа. Это не только вносит в текст мысль, которой там нет, но, более того, в другом послании Павел учит, что само пребывание "во Христе" уж есть состояние избранничества (1 Кор. 1,26-31). Павел прямо говорит, что предызбирающая любовь Божия основана на Его благоизволении (ст. 5,10; ср. Втор. 7,7.8), а не на чем бы то ни было, что мы сделали или сделаем (Рим. 9,11.16). "В Нем" скорее означает, что Божие избрание всегда имело в виду падший народ в союзе с его Искупителем (2 Тим. 1,9). См. 1 Пет. 1,18-21; Откр. 13,8. святы и непорочны. См. 5,27; Кол. 1,22. Бог намерен провести Своих избранных по всему пути: от духовной смерти во грехе (2,1-5) - к прощению грехов во Христе (ст. 7) и к окончательному устранению греха из их жизни (Рим. 8,29.30).

в любви. Если слова "в любви" относятся к предыдущему тексту, то они поясняют природу святости и непорочности, к которым призваны верующие (Ср. 3,17; 4,2.15.16; 5,2). Однако если они связаны со ст. 5, то указывают, что предопределение - это не просто действие Божиего изволения, но и акт любви. Такое прочтение, вероятно, более истинно и совпадает с 2,4.

1:5 усыновить. См. Рим. 8,14-17,29; Гал. 3,26.27; статью "Усыновление".

1:6 Мысль о всесильной любви Божией ведет не к чувству страха и неотвратимости, а к выражению безграничной хвалы (ст. 12,14) перед безграничной милостью Бога, у Которого есть не только сила, но и желание привести духовно мертвых в живое общение с Собой (см. ком. к 2,1-10).

благодати Своей... в Возлюбленном. Это ассоциируется с Кол. 1,13, но рассматривает и Искупителя как объект Божиего избрания и любви (1 Пет. 1,18-21; Откр. 13,8). Речь о благодати доминирует в ст. 6-8.

1:7 См. Кол. 1,14; 2,13 и ком.

искупление. Освобождение (обычно из рабства или плена) посредством выкупа. Об искуплении, которое еще грядет, см. ст. 14; 4,30.

1:9 тайну Своей воли. См. 3,3.5.6.10 и ком.; Кол. 1,27.

1:10 в устроении полноты времен. Здесь не только обращенность к будущему. Христос уже приходил, принеся искупление и усыновление (Гал. 4,4). Благодаря Своей смерти и воскресению Он уже принял главенство над Церковью и, хотя и незримо, правит вселенной (Деян. 2,32-36; Кол. 1,15-20). Тем не менее, главное в этом стихе - сосредоточенность на будущем. Павел говорит, что видимое единство Церкви - это предвкушение будущего соединения под властью Христа вся и всех. Поэтому апостол подчеркивает единство в Церкви иудеев и язычников (ст. 11-14; 2,11-22) и действенную любовь среди христиан (4,2.15; 4,32 - 5,2.21-23). Тема ст. 9-12 подробнее изложена в 3,2-12.

1:11-14 Павел предвосхищает то, что он скажет в 3,6: что иудеи и язычники - "сонаследники" обетования во Христе. Современные Павлу верующие иудеи, которые "ранее уповали на Христа" (ст. 12), стали таковыми по воле Божией и служат к похвале Божией славы. Язычники, отозвавшиеся на проповедь Евангелия, получили то же обетование, какое было дано Израилю - дар Духа Святого - и это также должно послужить к похвале Божией славы.

1:11 Совершающего все по изволению воли Своей. Воля Божия объемлет все.

1:13 запечатлены. Подобно неизгладимому следу, оставляемому царской печатью, Дух Святой - это сокровенный знак Божией собственности на Его народе.

обетованным Святым Духом. По словам Иисуса (Лк. 24,49), Дух Святой является обетованием Отца. Это обетование распространяется на язычников наравне с иудеями на основании их веры во Христа (Иез. 36,26.27; Иоил. 2,28; Ин., гл. 14 - 16; Деян. 1,4-5; 2,33.38.39; Гал. 3,14;4,6).

1:14 залог. Дарование Духа - не только исполнение обещания Божия пребывать со Своим народом, но и залог того, что Бог приведет Свой народ к конечному наследию. Дар Духа - порука и предвкушение славы будущего века (Рим. 8,18-23).

удела Его. Ветхий Завет учит, что Бог выбирает некий народ Себе в наследие (Втор. 32,9; Пс. 32,12), выкупает его из рабства и делает Своей собственностью (Исх. 19,5; Втор. 7,6). Павел прилагает это понятие к язычникам наравне с иудеями (ср. 1 Пет. 2,9).

1:15 Посему и я, услышав о вашей вере. См. Введение: Время и обстоятельства написания. Служение Павла в ефесской церкви продолжалось более двух лет, хотя к моменту написания послания прошло, возможно, лет пять как он покинул Ефес. Ясно, что ефесская община значительно выросла с тех пор. С другой стороны, упоминание людей, о вере и любви которых он лишь слышал, можно расценить как указание на то, что послание было адресовано многим общинам (вне Ефеса), которые Павел не посещал.

1:19-23 В этих стихах - суть новозаветного учения о воскресении и воцарении Иисуса. Более того, привносят два важных момента в новозаветное понимание воскресения Иисуса и положения верующих. Во-первых, Павел говорит здесь, что та же сила, которая воскресила Иисуса из мертвых, действует в верующем (2,4.5; 3,16.17). Во-вторых, что Христос поставлен выше всего, "главою Церкви" (ст. 22). Христос не только занимает самое высокое положение во вселенной, - Он имеет его как представитель верующих (Кол. 3,3; Еф. 2,6) и правит вселенной в интересах (ради) Своей Церкви. Этическое учение послания сосредоточено на истине, что власть дается ради служения.

1:20-21 на небесах, превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени. См. ком. к 3,10.

1:21 не только в сем веке, но и в будущем. См. 1 Кор. 15,24.