Георгий седов - биография, фото, личная жизнь капитана-полярника. Полярный исследователь Георгий Седов: биография, открытия Седов георгий яковлевич что открыл


Все, кому довелось жить в советский период, помнят восторженные эпитеты в адрес первого российского путешественника, поставившего своей целью покорение Северного полюса, - Г. Я. Седова. Ему, выходцу из беднейших слоёв общества, ставили в заслугу энергию и целеустремлённость, позволившие деревенскому парню получить мировую известность. О результатах же его экспедиции старались не говорить, так как она закончилась трагически, продемонстрировав пример необдуманного и легкомысленного подхода к решению сложнейшей научной задачи.

Сын рыбака из бедной семьи

Будущий лейтенант военно-морского флота Георгий Седов был младшим сыном в многодетной семье Якова Евтеевича - рыбака с хутора Кривая Коса Донецкой области. Родился он 5 мая 1877 года. Седовы жили в крайней нужде, причиной которой были частые запои отца. Не спасало положение и то, что братья, а их было пятеро, нанимались на подённую работу к сельским богатеям - платили мальчишкам жалкие гроши.

Учиться Георгий начал поздно. Лишь когда ему исполнилось четырнадцать лет, родители отдали его в церковно-приходскую школу, где у него проявились незаурядные способности. Трёхлетний курс обучения подросток окончил за два года, получив при этом похвальный лист. Однако никаких светлых перемен в его жизни не наступило. Так же приходилось батрачить с утра до поздней ночи.

Дерзкая мечта

Освоив грамоту, Георгий увлёкся чтением, и у него родилась мечта стать капитаном дальнего плаванья - желание абсурдное и недостижимое для деревенского парня. Даже родители, узнав об этом, были категорически против подобной затеи. И вот тут ярко проявилась одна из основных черт его характера - необыкновенное упорство в достижении поставленной цели.

Втайне ото всех молодой человек стал готовиться к поездке в Ростов-на-Дону, где были открыты в то время мореходные курсы. Когда после длительных мытарств он, наконец, достиг цели своего первого в жизни путешествия, инспектор отнёсся к нему весьма доброжелательно, но в качестве испытания направил на несколько месяцев матросом на пароход «Труд», совершавший рейсы по Азовскому и Чёрному морям. Получив таким образом морское крещение, Георгий начал учёбу.

Капитан торгового судна

Через три года из стен училища вышел дипломированный штурман каботажного плавания Седов Георгий Яковлевич. Это был уже не прежний придавленный нуждой деревенский мальчишка, а специалист, знавший себе цену и имевший основания для гордости. В течение ближайшего времени он прошёл дополнительную подготовку и вскоре уже ходил капитаном на судне «Султан». Но хотелось большего. Стоя на капитанском мостике, Георгий Седов думал о морской науке и экспедиционной деятельности. Цель достижимая, но для этого требовалось перейти в военный флот.

Из гражданского флота в управление картографии

Расставшись со своим сухогрузом, молодой капитан отправился в Севастополь, где и поступил вольноопределяющимся в учебную команду. Вскоре ему присваивают звание поручика, и с рекомендательным письмом от инспектора мореходных курсов контр-адмирала А. К. Дриженко Георгий едет в Санкт-Петербург для работы в Главном картографическом управлении Адмиралтейства. Здесь открылся широкий простор для его исследовательской деятельности. В 1902 году формируется экспедиция по изучению Северного Ледовитого океана. Вместе с другими её участниками к и устью отправляется и Георгий Седов.

Биография его с этих пор выходит на совершенно иной уровень. Георгий Седов уже не просто моряк, каких множество на российском флоте, он - страстный исследователь, человек, одержимый жаждой открытий. На следующий год он в качестве помощника начальника экспедиции изучает Карское море и, познакомившись там с капитаном судна «Америка» Энтони Фиала, заражается от него идеей покорения Северного полюса. Но в скором времени начинается русско-японская война, и столь амбициозные планы приходится отложить.

Военная служба и женитьба

Вместо дальних путешествий жизнь уготовила ему в военные годы службу в Сибирской военной флотилии, а по окончании боевых действий - работу помощником лоцмейстера Николаевской-на-Амуре крепости. Здесь за заслуги в работе по улучшению условий судоходства на Амуре старший лейтенант Георгий Седов был пожалован третьей степени.

В 1909 году в его личной жизни происходит радостное событие. Вернувшись в Санкт-Петербург, он вскоре знакомится со своей будущей женой Верой Валерьяновной Май-Маевской, которая приходилась племянницей видному военачальнику тех лет генералу В. З. Май-Маевскому. На следующий год в Адмиралтейском соборе столицы совершилось таинство венчания, ставшее не только началом счастливой супружеской жизни, но и открывшее ему двери в высшее общество.

Болезненное самолюбие, требующее удовлетворения

Биографы путешественника расходятся во мнении насчет того, в этот период в нём начала с особой отчётливостью проявляться черта, послужившая впоследствии одной из причин его трагической гибели. Поднявшись из самых социальных низов общества и оказавшись среди столичной аристократии, Седов постоянно был склонен видеть в отношении к себе со стороны окружающих некоторое пренебрежение как к выскочке и человеку не их круга. Были ли к тому реальные предпосылки, или подобное суждение явилось плодом больного самолюбия - сказать трудно, но все, кто его знал лично, отмечали в его характере излишнюю ранимость и амбициозность. Говорили, что ради самоутверждения он способен был на самые необдуманные действия, которых было немало.

Стала одним из звеньев этой цепи. Работы по её подготовке начались в 1912 году. К тому времени уже два американца объявили о покорении полюса, и Седов не мог претендовать на лавры первооткрывателя, но такое путешествие, совершённое именно в этот год, он счёл для себя необходимым. Дело в том, что в 1913 году должны были состояться торжества, связанные с трёхсотлетием Дома Романовых, и российский флаг на крайней северной точке земного шара мог явиться прекрасным подарком государю, а сам путешественник заработал бы непререкаемый авторитет и славу.

Резонное мнение учёных-гидрографов

Чтобы уложиться к предстоящему юбилею, нужно было спешить, так как времени оставалось крайне мало. Прежде всего для подготовки экспедиции требовались деньги, и немалые. Подав заявку в Главное Гидрографическое управление, Седов получил вежливый, но категорический отказ. Учёные мужи тактично указывали ему на всю авантюрность задуманного плана, ссылаясь на то, что при отсутствии достаточных технических средств, академических знаний и специалистов в этой области одного энтузиазма недостаточно.

Отказ был расценён как проявление высокомерной чванливости к выходцу из народа и ещё больше возбудил в нём желание во что бы то ни стало доказать всем «кто есть кто». О несерьёзности задуманного свидетельствует его статья, опубликованная в одном из столичных журналов. В ней Седов пишет, что, не ставя перед собой каких-либо «особых научных задач», желает просто достичь полюса, как будто речь идёт о спортивном достижении.

Поспешные и бестолковые сборы

Но если природа отказала ему в благоразумии, то с лихвой наделила энергией. Обратившись через печать к широкой общественности, Седов сумел в короткий срок собрать требуемые средства среди добровольных жертвователей. Идея была настолько захватывающей, что даже государь сделал частный взнос в десять тысяч рублей, что составило двадцать процентов от требуемой суммы.

На собранные деньги была куплена старая парусно-паровая шхуна «Святой великомученик Фока», которую пришлось ремонтировать и приводить в надлежащий вид. Спешка - плохой помощник, и с самого начала это сказалось на подготовке экспедиции. Не удалось не только собрать профессиональный экипаж моряков, но не смогли даже найти настоящих ездовых собак и уже в Архангельске ловили на улицах бездомных дворняг. Выручило то, что в последний момент прислали их из Тобольска. Купцы, пользуясь случаем, подсунули самые негодные продукты, большинство из которых пришлось выбросить. В довершение всех бед выяснилось, что грузоподъёмность судна не позволяет взять на борт все запасы провианта, часть которого так и осталась на причале.

Два года среди полярных льдов

Так или иначе, но 14 августа 1912 года судно вышло из Архангельска и взяло курс в открытое море. Их путешествие длилось два года. Дважды безрассудные смельчаки совершали зимовки среди ледяных торосов, погружённых во мрак полярной ночи. Но даже в таких условиях они не теряли времени даром и составляли географические карты и описания всех участков побережья, где им довелось побывать. Во время второй зимовки была отправлена в Архангельск группа моряков с бумагами для пересылки в Географическое общество Петербурга. В них содержались результаты исследований и просьба прислать судно с запасом продовольствия и другого провианта, что так и не было выполнено.

Трагический конец экспедиции

Решающий штурм Северного полюса начался 2 февраля 1914 года. В этот день русский исследователь Георгий Седов и два матроса из его команды вышли из бухты Тихой и на собачьей упряжке направились на север. Ещё до начала пути все они страдали цингой, а через несколько дней состояние Георгия Яковлевича резко ухудшилось. Он не смог идти, приказал привязать себя к нартам, а 20 февраля 1914 года умер. Из предстоявших им двух тысяч километров санного пути к этому моменту было пройдено лишь двести.

По официальной версии, матросы, прежде чем повернуть назад, похоронили его, сделав в снегу могилу и поставив на ней крест из лыж. Но есть и другая версия происшедшего, опирающаяся на вполне достоверные сведения. Её в свое время изложил директор музея истории Арктического Морского института Г. Попов. Чтобы матросам добраться живыми до берега, им нужны были работоспособные ездовые собаки, которые к тому времени уже падали от голода. Находясь на грани смерти, матросы расчленили труп своего командира, и его останками кормили собак. Сколь бы кощунственным это ни казалось, но так им удалось выжить.

Память, оставшаяся потомкам

В историю науки путешественник Седов Георгий Яковлевич вошёл как неутомимый гидрограф и исследователь Северного Ледовитого океана. Сын бедного рыбака, он стал офицером флота, членом Русского географического и астрономического общества, был награждён несколькими орденами. В советский период Георгий Седов, открытия которого легли в копилку отечественной науки, являлся символом освоения Севера. Его память увековечена в названиях улиц многих городов. На карте можно увидеть географические объекты, названные в честь Георгия Седова. Его имя носил знаменитый ледокол. Когда-то дрейф «Георгия Седова», затёртого во льдах океана, оказался в центре внимания не только общественности нашей страны, но и всего мира.

Сегодня многие герои прошлых лет отошли на второй план, уступив веяниям нового времени. Однако Седов Георгий Яковлевич останется в нашей истории как самоотверженный путешественник, человек непреклонной воли и несгибаемого характера. Он всегда ставил перед собой сверхзадачи, и не его вина, что последняя стоила ему жизни.

Выходец из рыбацкой семьи, офицер военно-морского флота (старший лейтенант), действительный член Русского географического общества, почётный член Русского астрономического общества.

Участвовал в экспедициях по изучению острова Вайгач, устья реки Кары, Новой Земли, Карского моря, Каспийского моря, устья реки Колымы и морских подходов к ней, Крестовой губы.

В советское время деятельности Седова уделялось особое внимание благодаря подходящему для коммунистической пропаганды происхождению из беднейшего социального слоя.

Детство

Родился на хуторе Кривая Коса (Область Войска Донского, ныне посёлок Седово в Новоазовском районе Донецкой области). В семье было четверо сыновей: Михаил, Иван, Василий и Георгий (Егор), а также пятеро дочерей: Меланья, Авдотья, Екатерина, Мария и Анна. Отец, Яков Евтеевич Седов, был родом из Полтавской губернии и занимался ловлей рыбы и пилкой леса. Когда он уходил в запой, то пропивал имущество и семья Седовых жила впроголодь, когда выходил из запоя, то активно работал и семья начинала жить сносно.

Георгий с восьми лет занимался с отцом рыбной ловлей, ходил на подённую работу, работал в поле. После того как отец ушёл из семьи на три года, мать - Наталья Степановна, нанималась на подёнщину, так как семья стала голодать. Старший брат Михаил в это время уже работал, но зарабатывал мало, младшие братья Василий и Георгий помогали матери. Вскоре после ухода отца от воспаления лёгких умер Василий, после чего Георгия отдали в батраки зажиточному казаку, у которого он работал за еду. У казака мальчик пас быков, веял зерно, возил грузы. Дела семьи немного улучшились после возвращения отца.

В 1891 году в возрасте 14 лет Георгий поступил в церковно-приходскую школу, за два года окончил трёхлетний курс. В школе он был первым учеником, неофициальным помощником учителя, старшим в строе военной гимнастики и получил по окончании похвальный лист. После школы батрачил у местного богача Афончикова, но после того как от усталости проспал и за это был ударен плетью, от обиды ушёл от него. Через месяц устроился приказчиком в магазин Фролова на Кривой косе.

К этому времени у юноши сформировалась мечта быть капитаном дальнего плавания, а после разговора с молодым капитаном шхуны, швартовавшейся на причале Кривой косы, мечта окрепла, и юноша твёрдо решил поступать в мореходные классы Таганрога или Ростова-на Дону. Родители были против учёбы сына, и он стал тайно готовиться к уходу из дому - копил деньги, спрятал свои метрическое свидетельство и похвальный лист церковно-приходского училища.

Учёба

В 1894 году Седов покинул семью и добрался до Таганрога, а оттуда пароходом - до Ростова-на-Дону. Инспектор мореходных классов поставил ему условие, что примет его на учёбу, если Георгий проплавает три месяца на торговом судне. Юноша устроился работать матросом на пароходе «Труд» у капитана Н. П. Муссури и плавал на нём лето и начало осени по Азовскому и Чёрному морям. В последний месяц капитан перевёл его на мостик рулевым. 13 ноября Георгий Седов поступил в «Мореходные классы» имени графа Коцебу в Ростове-на-Дону, после чего написал об этом письмо родителям. Родители, узнав о поступлении, изменили своё мнение и с тех пор поддерживали сына, а он, в свою очередь, высылал им сэкономленные деньги. Во втором полугодии юношу за отличные успехи в учёбе освободили от платы за обучение, затем перевели во второй класс без экзаменов и досрочно отпустили на каникулы. Летом 1895 года Седов работал на пароходе «Труд» рулевым, а следующую навигацию - вторым помощником капитана.

После трёх лет обучения в мореходных классах Седов в 1899 году получил диплом штурмана каботажного плавания и устроился работать шкипером на небольшой сухогруз. 14 марта 1899 года в Поти он сдал экзамен и получил диплом штурмана дальнего плавания, после чего был назначен на пароход «Султан». В одном из плаваний хозяин судна поставил его капитаном и предложил направить судно на камни, чтобы получить за него страховую премию. Георгий Яковлевич отказался и привёл в Новороссийский порт доверенное ему судно в целости. После этого молодой капитан получил расчёт и остался без работы. Он не нашёл работы, кроме того, хотел заниматься морской наукой и экспедиционной деятельностью, для чего нужно было перейти в военный флот.

Седов поступил вольноопределяющимся в военно-морской флот и прибыл в Севастополь, был зачислен в учебную команду и назначен штурманом на учебное судно «Березань». В 1901 году, добившись звания прапорщика запаса, Георгий Яковлевич жил в Петербурге, где экстерном сдал экзамены за курс морского корпуса и был произведён в поручики запаса. Готовиться к сдаче экзамена в морской корпус Седову помогал инспектор мореходных классов контр-адмирал Александр Кириллович Дриженко, который прислал бывшему ученику программу Морского корпуса и литературу, а также снабдил его рекомендательным письмом к брату - Ф. К. Дриженко.

Служба

Весной 1902 года Седов был зачислен на действительную службу по Адмиралтейству в Главное гидрографическое управление.

Направлен в гидрографическую экспедицию Северного Ледовитого океана, проводившую в 1902 году изучение района острова Вайгач, а также гидрографические работы в устье реки Кары и около Новой Земли. Выполнял обязанности помощника начальника гидрографической экспедиции.

Деятельность Седова получила высокую оценку со стороны руководителя экспедиции гидрографа А. И. Варнека:

В 1903 году выполнял обязанности помощника начальника экспедиции уже под руководством Ф. К. Дриженко по описанию Карского моря.

В этом же году в Архангельске Седов встретил судно «Америка» и познакомился с его капитаном Энтони Фиала, который готовился к экспедиции на Северный полюс, что впоследствии подтолкнуло Г. Я. Седова к организации собственной экспедиции, однако из-за русско-японской войны планы по её подготовке пришлось отложить.

Во время русско-японской войны Седов командовал миноноской № 48 Сибирской военной флотилии, которая несла сторожевую вахту в Амурском заливе.

В 1905 году Георгий Яковлевич был назначен помощником лоцмейстера Николаевской-на-Амуре крепости.

В 1906 году под руководством Седова были проведены лоцмейстерские работы по улучшению условий судоходства на Амуре.

В 1906 и 1907 годах в газете «Уссурийская жизнь» он опубликовал статьи «Северный океанский путь» и «Значение Северного океанского пути для России», где обосновывал дальнейшее освоение Северного морского пути.

В 1907 году Георгий Яковлевич за свой счёт издал брошюру «Право женщины на море», в которой говорил, что женщинам тоже нужно дать право на получение морского образования.

В 1908 году работал в экспедиции Каспийского моря под руководством Ф. К. Дриженко, где проводил рекогносцировочные работы для составления новых навигационных карт.

В 1909 году исследовал устье реки Колымы и морских подходов к ней.

В 1910 году на Новой Земле Седов картографировал Крестовую губу, где был заложен Ольгинский посёлок.

В 1911 году Георгий Яковлевич вновь работал над картами и лоцией Каспийского моря.

Свадьба

В 1909 году Седов познакомился с будущей женой - Верой Валерьяновной Май-Маевской (племянницей генерала В. З. Май-Маевского). В июле 1910 года венчался с ней в Адмиралтейском соборе Санкт-Петербурга, расположенном в здании Главного Адмиралтейства. В этом же здании находилось и Главное Гидрографическое управление, где служил Седов. Он являлся, как и все служащие Главного гидрографического управления, прихожанином Адмиралтейского собора.

Посажённым отцом жениха на свадьбе был Ф. К. Дриженко.

Своей женитьбой, как считал Седов, он максимально приблизился к «высшему свету». По некоторым данным, в 1908 или 1909 году он обзавёлся имением в Полтавской губернии. При этом Седову постоянно казалось, что его недооценивают и всячески обходят по службе:

Несколько раз Седов порывался оставить службу, но Ф. К. Дриженко всякий раз терпеливо его отговаривал от этого, однако даже он не всегда мог удерживать Седова в разумных рамках. Претензии и самомнение Седова были крайне высоки.

В научных обществах

Собранные во время экспедиционных работ материалы Георгий Яковлевич передал в учреждения науки и музеи.

6 апреля 1910 года Русское географическое общество (РГО) по предложению П. П. Семёнова-Тян-Шанского, В. А. Обручева, П. К. Козлова и Г. Н. Потанина избрало Георгия Седова действительным членом.

Русское астрономическое общество избрало Георгия Седова почётным членом[когда?].

Экспедиция к полюсу

Традиционно экспедицию Г. Я. Седова называют «Первой русской экспедицией к Северному полюсу». Однако, этот термин несёт в себе определённую подмену понятий, о которой полярник З. М. Каневский писал в научном журнале «Природа»:

Причина и цели экспедиции

В 1912 году у Седова родился замысел экспедиции к Северному полюсу. К этому времени о покорении Северного Полюса уже заявили американцы Фредерик Кук (1908 год) и Роберт Пири (1909 год).

Принципиальным условием экспедиции Седов почему-то считал необходимость опередить на полюсе Амундсена, хотя неудачно завершившаяся попытка последнего достичь Северного полюса была предпринята лишь в 1918 году в экспедиции на судне «Мод».

С этого момента Седов загнал себя в цейтнот, так как времени для подготовки экспедиции практически не было. Причина такой поспешности следующая:

Сам Седов допустил при подготовке экспедиции «шапкозакидательские» высказывания и охарактеризовал цели экспедиции как чисто спортивно-политические:

В одном из фельетонов того времени была даже такая реплика:

Несмотря на серьёзную критику, первоначально цель была поддержана правительством.

План экспедиции и её финансирование

Изначально экспедиция предполагала государственное финансирование.

Рассмотрев представленный Седовым план достижения Северного полюса, комиссия Главного Гидрографического управления его отвергла из-за его абсолютной фантастичности и нереальности, и в выделении средств отказала, хотя в комиссию входили многие специалисты, очень благожелательно настроенные по отношению к Г. Я. Седову (например, А. И. Варнек) и даже откровенно покровительствующий ему Ф. К. Дриженко.

Запрос на выделение 50 тысяч рублей, направленный в Государственную Думу по инициативе «Русской национальной партии», также получил отказ.

При поддержке Ф. К. Дриженко Седову был предоставлен по службе отпуск на два года с сохранением содержания.

Седов, при активной поддержке газеты «Новое время» и её совладельца М. А. Суворина, организовал сбор добровольных пожертвований на нужды экспедиции. Многочисленные публикации в «Новом времени» вызвали в России большой общественный резонанс. Частный взнос - в размере 10 тысяч рублей - сделал также император Николай II. Суворин выдал экспедиции деньги в кредит.

Подготовка экспедиции

На собранные средства 23 июля 1912 года Седов арендовал у зверопромышленника В. Е. Дикина старую парусно-паровую шхуну «Святой великомученик Фока», бывший норвежский зверопромысловый барк «Гейзер» (норв. Geyser) 1870 года постройки, ранее принадлежавший «Мурманской научно-промысловой экспедиции». Из-за спешки судно не удалось полностью отремонтировать, и экипаж беспокоила течь. «Святой великомученик Фока» был оборудован радиостанцией, однако Седову не удалось нанять радиста, из-за чего аппаратура оказалась бесполезной и была оставлена в Архангельске.

19 августа 1912 года выяснилось, что грузоподъёмность «Фоки» не позволяет взять все необходимые экспедиции припасы. В результате после частичной разгрузки на берегу были оставлены часть продовольствия, топлива, питьевой воды и снаряжения (в том числе, примусы).

24 августа 1912 года капитан Дикин, помощник капитана, штурман, механик, помощник механика и боцман «Святого великомученика Фоки» отказались выходить в море с Седовым из-за плохой подготовки к плаванию, и уволились с судна. Седову пришлось срочно набирать новую команду.

Участник экспедиции В. Ю. Визе писал:

Состав экспедиции

Окончательный офицерский состав экспедиции был таков:

  • Г. Я. Седов - руководитель экспедиции
  • Николай Петрович Захаров - капитан шхуны.
  • Николай Максимович Сахаров - штурман.
  • Янис Зандерс (в некоторых публикациях его латышское имя русифицируется как Иван Андреевич Зандер) и Мартиньш Зандерс (Мартын Андреевич Зандер) - первый механик и второй механик, родные братья.
  • Владимир Юльевич Визе и Михаил Алексеевич Павлов - научный штат экспедиции, недавние выпускники Петербургского университета (сокурсники и к тому же однокашники по гимназии).
  • П. Г. Кушаков - ветеринарный врач, выполнявший также обязанности судового врача.
  • Николай Васильевич Пинегин - художник и фотограф, кинодокументалист.

    Во время подготовки к экспедиции на Северный полюс. Сидят (на стульях, слева направо): В. Ю. Визе, Г. Я. Седов, П. Г. Кушаков, М. А. Павлов. Архангельск. 1912 год.

    Проводы экспедиции Г. Я. Седова к Северному полюсу в Архангельске. 1912 год.

    Проводы экспедиции Георгия Седова. Впереди Седова с иконой идёт городской голова. Архангельск. 1912 год.

    Георгий Седов с женой Верой Валерьяновной на борту «Святого Фоки». Справа Сосновская, жена архангельского губернатора. Архангельск. 1912 год.

    Г. Я. Седов с членами команды принимает гостей на борту экспедиционного судна «Св. Фока». Архангельск. 1912 год.

Первая навигация и зимовка

28 августа 1912 года «Святой великомученик Фока» вышел из Архангельска, имея запас угля на 23-25 дней хода.

После выхода из Архангельска Г. Я. Седов переименовал «Святого великомученика Фоку» в «Михаила Суворина».

Врач П. Г. Кушаков уже в ходе экспедиции так обрисовал ситуацию с припасами в своём дневнике:

По пути судно попало в шторм и потеряло две шлюпки и часть размещённого на палубе груза. Во время остановки у поселения Ольгинское в бухте Крестовая губа на Новой Земле ещё 5 членов экипажа списались с судна и остались дожидаться рейсового парохода, который подходил к становищу два раза в год.

15 сентября 1912 года на 77° с. ш. «Михаил Суворин» встретил непроходимые льды и не смог достигнуть Земли Франца-Иосифа. По решению Седова, вопреки первоначальному плану - построить из сруба зимовье, высадить полюсный отряд и вернуться в Архангельск - судно остановилось на зимовку на Новой Земле в бухте 76, 59.916667 около полуострова Панкратьева. У экипажа не было достаточно тёплой одежды. Обострились разногласия между Седовым и капитаном судна Н. П. Захаровым.

Во время зимовки у полуострова Панкратьева группа в составе В. Ю. Визе, М. А. Павлова и двух матросов пересекла Северный остров от места стоянки «Михаила Суворина» до залива Власьева на карской стороне. Был описан северо-восточный берег Новой Земли, выполнена маршрутная съёмка в масштабе 1:1210000, определены четыре магнитных и астрономических пункта, найдены расхождения с предыдущими картами. Седов в сопровождении матроса А. Инютина впервые обогнул на санях северную оконечность острова, а также прошёл от Панкратьева полуострова до мыса Желания.

Вторая навигация и зимовка

21 июня 1913 года капитан Захаров и четыре члена экипажа (плотник М. Карзин и заболевшие цингой второй механик М. Зандерс, матросы В. Катарин и И. Томиссар) были отправлены в Крестовую губу, чтобы передать материалы экспедиции и почту в Архангельск. В письме к «Комитету для снаряжения экспедиций к Северному полюсу и по исследованию русских полярных стран» содержалась просьба выслать к Земле Франца-Иосифа судно с углём и собаками.

Группа Захарова на шлюпке, сначала волоком по снегу и льду, а затем на вёслах преодолела более 450 километров и, миновав бухту Крестовая губа, достигла Маточкина Шара (советский биограф Седова Б. А. Лыкошин полагал, что «типичный представитель царской офицерской элиты» Захаров «умышленно удлинил морской путь на шлюпке, чтобы потом выказать себя героем» и «преднамеренно срывал сроки»). Оттуда рейсовым пароходом добралась до Архангельска.

Группа Захарова достигла Архангельска в полном составе, но здоровье матроса Катарина уже было подорвано, и он вскоре умер во время лечения в Ялте. Из-за позднего прибытия группы Захарова и отсутствия денег в кассе комитета помощь экспедиции не была выслана.

В 1913 году был открыт и назван Г. Я. Седовым мыс Дриженко (в честь Ф. К. Дриженко) у северной оконечности Новой Земли, в Баренцевом море.

    На судне "Михаил Суворин" («Св. Фока»). Слева направо: начальник экспедиции Г. Я. Седов, штурман Н. М. Сахаров, геолог М. А. Павлов, капитан судна Н. П. Захаров, П. Г. Кушаков, Н. В. Пинегин, В. Ю. Визе.

    В кают-компании "Михаила Суворина" ("Святого Фоки"). Справа налево: Н. В. Пинегин, М. А. Павлов, В. Ю. Визе, Н. М. Сахаров, Г. Я. Седов, М. А. Зандер, П. Г. Кушаков.

    Георгий Седов на борту шхуны "Михаил Суворин" («Св. Фока»).

    Георгий Седов в каюте шхуны "Михаил Суворин" («Св. Фока») у берегов Новой Земли, 1912 год.

    Судно "Михаил Суворин" («Святой Фока»).

3 сентября 1913 года «Михаил Суворин» освободился ото льда и подошёл к мысу Флора острова Нортбрук (Земля Франца-Иосифа) к базе Джексона. Члены экспедиции разобрали постройки базы на дрова. Не пополнив припасов, 17 сентября экспедиция, тем не менее, отправилась дальше, но уже 19 сентября остановилась на вторую зимовку в бухте острова Гукера (Земля Франца-Иосифа). Во время зимовки судно не испытало сжатия льдов, и бухту назвали Тихая.

Для второй зимовки не хватало топлива и продовольствия, сказывался неверно сформированный рацион питания экспедиции. Болезни среди экипажа усилились. Начиная с января, Седов почти не выходил из своей каюты. Внутренние помещения судна почти не отапливались и покрылись льдом. Визе записал:

Цинги избежали лишь семеро, употреблявших в пищу добытое охотой моржовое и даже собачье мясо, пивших горячую медвежью кровь. Большинство, в том числе и Седов, от подобной пищи отказывались.

Поход на полюс

2 февраля 1914 года больной Седов вместе с матросами Г. И. Линником и А. И. Пустошным на трёх собачьих упряжках (имея всего 20 собак) вышли из бухты Тихой к полюсу. Визе, Пинегин и Павлов проводили группу Седова до мыса Маркхема.

По ходу движения прогрессировала болезнь Георгия Яковлевича, через неделю он не смог идти и приказал привязать себя к нартам, но продолжать поход. 20 февраля 1914 года, на восемнадцатый день похода, Георгий Яковлевич скончался среди льдов возле острова Рудольфа. Его спутники похоронили тело на острове Рудольфа - обернули в два парусиновых мешка, сделали крест из лыж и положили в могилу флаг, который Седов намеревался установить на Северном полюсе. Затем они направились в обратный путь. Одна из собак - Фрам - осталась у могилы. Линник с Пустошным не смогли её поймать и оставили небольшой запас еды, в надежде, что пёс их догонит, но Фрам не вернулся.

Альтернативная версия смерти и погребения Г. Я. Седова

Геннадий Попов, заведующий музеем истории Арктического Морского Института им. В. И. Воронина, в 2010 году предложил альтернативную версию захоронения тела Георгия Седова, ссылаясь на слова Ксении Петровны Гемп, отец которой, Петр Герардович Минейко, был знаком с Седовым и оказывал посильную помощь при подготовке последней экспедиции.

Суть версии: вскоре после возвращения шхуны «Святой великомученик Фока» в Архангельск в их квартиру пришли матросы Г. Линник и А. Пустошный, сопровождавшие Г. Я. Седова. Линник и Пустошный рассказали, что они вынуждены были пойти на крайнюю меру - расчленив тело покойного начальника экспедиции, они стали скармливать его собакам, которые смогли дотащить траурную упряжку до мыса Аук острова Рудольфа. Чтобы в дальнейшем как-то оправдаться перед людьми за содеянное, матросы соорудили подобие захоронения из собранных камней, но часть их разбросали поблизости - в надежде на то, что все это в дальнейшем даст повод тем, кто обнаружит место «захоронения» Г. Я. Седова, свалить всю вину на белых медведей. Время показало, что так все и произошло в конце 1920-х годов.

Возвращение экспедиции

6 марта 1914 года Линник и Пустошный, едва не заблудившись, с трудом вернулись на своё судно.

На обратном пути, 20 июля 1914 года, экипаж «Михаила Суворина» на старой базе Джексона на мысе Флора (остров Нортбрук, Земля Франца-Иосифа) случайно обнаружил и спас двух единственных выживших членов экспедиции Г. Л. Брусилова: штурмана В. И. Альбанова и матроса А. Э. Конрада.

На пути на юг «Михаил Суворин» испытывал жестокую нехватку топлива для паровой машины. Экипажу пришлось порубить на дрова мебель, палубные надстройки и даже переборки судна. Судно добралось до рыбацкого становища Рында на Мурмане 15 августа 1914 года в полуразрушенном состоянии. Дальнейший путь в Архангельск члены экспедиции проделали на рейсовом пассажирском пароходе «Император Николай II» - за счёт капитана парохода, поскольку ни у кого из полярников не было денег. По возвращении в Архангельск матросы Линник и Пустошный подозревались в убийстве Седова, но после расследования их отпустили.

23 августа 1914 года в Спасо-Преображенском всей гвардии соборе была отслужена панихида по скончавшемуся Г. Я. Седову, на которой присутствовали в числе собравшихся его вдова В. В. Седова и генерал-лейтенант Ф. К. Дриженко.

    Георгий Седов

    На судне «Михаил Суворин».

    Линник, Пустошный, Седов и Визе

    Матросы Александр Пустошный и Григорий Линник

    Последняя фотография Седова. 1914 год.

Поиск экспедиции Седова

К 1914 году сразу три русские арктические экспедиции: Г. Я. Седова, Г. Л. Брусилова и В. А. Русанова считались пропавшими без вести. 18 января 1914 года Совет министров дал указание морскому министерству предпринять их поиски. Главным гидрографическим управлением были организованы несколько поисковых экспедиций.

В западной спасательной экспедиции под руководством капитана 1-го ранга Исхака Ислямова участвовали четыре судна: барк «Эклипс», пароход «Печора», паровые шхуны «Герта» и «Андромеда». «Эклипс» под командованием Свердрупа должен был пройти на восток Северо-Восточным проходом, а остальные суда - осмотреть район Новой Земли и Земли Франца-Иосифа.

«Андромеда» под командованием Г. И. Поспелова исследовала место первой зимовки «Святого Фоки», которое было известно из отчёта Н. П. Захарова, но обнаружила там лишь каирн с запиской Седова от 22 августа 1913 года о намерении продолжать движение на север.

Для поисков экспедиции Седова впервые в мировой истории использовалась полярная авиация: лётчик Ян Нагурский на гидросамолёте «Фарман МФ-11» исследовал с воздуха льды и побережье Новой Земли на протяжении около 1060 км.

«Герта» под командованием Ислямова на своём пути к острову Нортбрук разминулась с возвращавшимся в это же время в Архангельск «Святым Фокой», но обнаружила записку, оставленную на базе Джексона. Ислямов объявил о принадлежности Земли Франца-Иосифа России.

«Эклипсу», в свою очередь, потребовалась помощь во время зимовки 1914-1915 годов у северо-западного побережья полуострова Таймыр. Эвакуацию части моряков с «Эклипса» произвела сухопутная экспедиция на оленях под руководством Н. А. Бегичева.

Освободившись от льдов, «Эклипс» достиг острова Уединения и осенью 1915 года поднял на нём российский флаг.

Память

Названы в честь Седова

  • посёлок Седово,
  • гидрографический ледокол «Георгий Седов», ледокольный пароход «Георгий Седов» и барк «Седов»,
  • Ростовское-на-Дону ордена «Знак Почёта» Мореходное училище,
  • ледник и мыс на острове Гукера (архипелаг Земля Франца-Иосифа),
  • остров в Баренцевом море,
  • мыс в Антарктиде, два залива и пик на Новой Земле,
  • самолёт авиакомпании Аэрофлот, бортовой номер VP-BKX.

в городах: Днепропетровск, Запорожье, Мурманск, Казань, Киев, Липецк, Москва, Новосибирск, Пермь, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербург, Севастополь, Северодвинск, Таганрог, Тула, Тюмень, Камышин, Седово, Новоазовское, проспект в Екатеринбурге, набережная в Архангельске.

В средней общеобразовательной школе № 336 (г. Санкт-Петербург, ул. Седова, 66) расположен Музей Арктики. Началом Музея принято считать школьную выставку, открытую в 1969 году и посвящённую экспедиции Г. Я. Седова. На фасаде школьного здания висит памятная доска, установленная в честь Седова.

В художественной литературе

В 1937 году Николай Заболоцкий написал стихотворение «Седов», которое вошло в цикл стихотворений о подвиге исследования и созидания, созданный поэтом в 1930-1940 годах.

В 1939 году молодым драматургом Николаем Подорольским была написана пьеса «Седов».

В 1969 году Эдуард Асадов написал стихотворение «Ледяная баллада» о экспедиции Георгия Седова и верности его собаки Фрама.

Седов - один из прототипов Ивана Львовича Татаринова в романе «Два капитана» Вениамина Каверина. Образ Татаринова собирательный, и другими прототипами были также Роберт Скотт, Георгий Брусилов и Владимир Русанов.

С Георгием Седовым у персонажа похожи внешность, характер и взгляды. Совпадает также часть биографии: детство в Приазовье, начало морской карьеры и факты плавания «Святого Фоки», выпуск брошюры «Женщина на море». Во время работы над романом Вениамин Каверин консультировался у Николая Пинегина по вопросам географии и узнал от него много сведений из биографии Седова, которые и вошли в роман.

В описании экспедиции капитана Татаринова использованы факты из экспедиции Георгия Седова: поставка негодных собак и припасов, снятие судовладельцем команды перед отплытием, невозможность найти радиста при радиотелеграфе добытом с трудом, обнаружение пропилов в обшивке судна. Цитируется доклад Седова гидрографическому управлению. В то же время в романе есть упоминание реальной экспедиции Седова - она подобрала штурмана из экспедиции Татаринова.

В фольклоре полярников

В 1936 году советские полярники Э. Кренкель и К. Мехреньгин зимовали на полярной станции на острове Домашнем (архипелаг Северная Земля). Из-за нехватки продовольствия и отсутствия своевременной смены оба участника зимовки заболели цингой в тяжёлой форме. Чтобы описать серьёзность положения, Кренкель отправил руководству Главсевморпути радиограмму с текстом «Привет от Зандера».

Художественный фильм

Игорь Ледогоров - Георгий Седов; Наталья Величко - Вера; Валерий Гатаев - Линник; Всеволод Кузнецов - Кушаков; Александр Степанов - Пустошный; Андрей Вертоградов - Визе; Лев Дуров - кок; Владимир Емельянов - Петров-Гималайский; Сергей Плотников - хозяин судна; Владимир Грамматиков - Пинегин; Юрий Сорокин.

В 1974 году на киностудии имени Горького вышел художественный историко-биографический фильм «Георгий Седов». Действие фильма происходит в 1912-1914 годах во время подготовки и проведения полярной экспедиции. Съёмки фильма проходили в Архангельске. В качестве «Святого Фоки» была использована шхуна «Запад».

Сценарий фильма был написан Семёном Григорьевичем Нагорным на основе его книги «Седов», которая выходила в серии «Жизнь замечательных людей» в 1939 году.

Режиссёр фильма Борис Алексеевич Григорьев и исполнитель роли главного героя Игорь Вадимович Ледогоров по-разному воспринимали образ Седова:

Музей Седова

В 1990 году в посёлке Седово был открыт музей Г. Я. Седова, в котором представлены материалы о подготовке и проведении экспедиции к Северному полюсу под руководством Седова в 1912-1914 годах, а также об экспедициях Г. Я. Седова на Колыму в 1909 году и Каспий в 1911 году.

В музее хранятся оригинальные экспонаты со «Святого Фоки» - части обшивки корабля, совковая лопата, найденная на месте гибели Г. Я. Седова на острове Рудольфа, части фотоаппарата и бритва, принадлежавшие участнику экспедиции художнику Н. В. Пинегину, а также копии счетов на добровольные пожертвования от граждан для покупки еды и собак, фотографии, карта полярной экспедиции.

Скульптуры и памятные знаки

Сохранились астрономические знаки экспедиции Седова, которые во время зимовки 1912-1913 годов были установлены на мысе Обсерваторий (полуостров Панкратьева), мысе Желания (с надписью «Л-ть Съдовъ 1913 г. 20 апреля Е…»), на берегу залива Седова и представляют собой деревянные кресты с перекладиной.

В 1929 году экспедиция Отто Юльевича Шмидта поставила на острове Рудольфа памятную доску с надписью «Место, где погиб Г. Я. Седов, погибший во время похода на Северный полюс». На месте предполагаемого захоронения Г. Я. Седова экипаж дизель-электрохода «Обь» (капитан П. Г. Мирошниченко) установил столб, укреплённый камнями, на котором в верхней части написано «Седов», а ниже по окружности идёт надпись «Экспедиция на „Седове“». На мысе Бророк (юго-запад острова Рудольфа) на толстом деревянном брусе закреплена памятная доска с надписью: «Expedition Leut. Sedov 1912-1914 гг.». В 1934 году советская гидрографическая экспедиция на ледоколе «Малыгин» установила на острове Рудольфа знак в память об экспедиции Г. Я. Седова, который представляет собой деревянный стол с жестяной табличкой.

В 1938 году зимовщики полярной станции на острове Рудольфа нашли на мысе Аук флагшток и флаг, которые Георгий Яковлевич мечтал установить на Северном полюсе. На медном кольце древка была надпись латиницей «Sedov Pol. Exped. 1914». Это древко в 1977 году было установлено на Северном полюсе участниками похода атомного ледокола «Арктика».

В 1955 году заслуженный художник России Валентин Андреевич Михалёв выполнил в белом мраморе портрет Георгия Яковлевича Седова. В портрете воплощена идея противостояния арктической природы и мужества и воли человека.

Газета «Советская культура» писала об этой скульптуре:

Михалёв посвятил Седову также обобщённый аллегорический образ-символ «Реквием».

В 1977 году на скалистом островке около мыса Столбовой был установлен памятный знак в честь гидрографической экспедиции Г. Я. Седова, который представляет собой металлическое сооружение высотой около трёх метров.

Седову установлены памятники в Москве, Ростове-на-Дону и Седово. Памятник в Ростове-на-Дону находится между Ворошиловским проспектом и переулком Чехова и представляет собой бронзовый бюст на высоком постаменте из белого мрамора. Автор памятника - скульптор Николай Ваганович Аведиков. Седов изображён во время полярной экспедиции, из овального башлыка выглядывает угловатое изнурённое лицо со строгими глазами, излучающими веру в своё дело.

В филателии

Сохранились почтовые конверты Комитета для снаряжения экспедиций к Северному полюсу и по исследованию русских полярных стран, который в 1912 году собирал средства на снаряжение экспедиции.

Почтой СССР были выпущены почтовые марки, посвящённые 75- и 100-летию Георгия Седова. Марка в честь 75-летия была выпущена 4 июля 1952 года. Художник: Д. Клюев. На марке изображён портрет Седова в форме морского офицера на фоне арктического пейзажа.

Марка в честь 100-летия была выпущена 25 января 1977 года. Художник: П. Бендель. 3 мая 1977 года в честь столетия Седова производилось также специальное гашение в Архангельске и Седово.

Почтой СССР и Украины выпускались художественные маркированные конверты в честь Седова. 20 января 1977 года вышел почтовый конверт, посвящённый столетию со дня рождения Седова. Художник: П. Бендель. В 1997 году, в год 120-летия Седова был выпущен конверт работы художника Г. Заднепряного.

5 мая 2002 года Новоазовский узел связи провёл в Седово ещё одно специальное гашение, которое было посвящено 125-летию со дня рождения Седова.

    Конверт «Седовского Комитета». 1912 год.

    Фрагмент конверта «Седовского Комитета». 1912 год.

    Георгий Седов на почтовой марке СССР 1952 года. (ЦФА (ИТЦ) #1686; Михель #1634)

    Георгий Седов на почтовой марке СССР 1977 года. (ЦФА (ИТЦ) #4675; Михель #4571)

    Специальное гашение в честь 100-летия со дня рождения Седова. Архангельск. 1977 год.

    Конверт «80 лет первой русской экспедиции к Северному полюсу» со специальным гашением «Экспедиция Г. Я. Седова к Северному полюсу»

    Почтовый конверт в честь 120-летия с дня рождения Седова

    Односторонняя почтовая карточка со специальным гашением в честь 125-летия Седова

    Портрет Седова изображен на почтовом конверте «Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана»

    Почтовый конверт научно-исследовательской дрейфующей станции «Северный Полюс - 22»

    Ледокольный пароход «Г. Седов»

Биография великого полярного исследователя Георгия Яковлевича Седова необычна и трагична. Он родился в 1877 году в небольшом азовском селе, сегодня этот поселок носит имя великого полярного исследователя. Георгий с ранних лет познал тяжелый труд. Его отец, простой азовский рыбак, пропал без вести на несколько лет. Мальчику пришлось работать, чтобы прокормить мать и восьмерых братьев и сестер. У него не было времени, чтобы учиться грамоте, и до 14 лет он не умел ни читать, ни писать.

После того, как отец вернулся домой, за два года он окончил церковно-приходскую школу и сбежал из дома. Чем мальчик занимался в той жизни и как пробивался к желанной цели, мало известно. Но в 21 год Георгий Седов получил диплом штурмана дальнего плаванья. В 24 года, после успешной сдачи экзамена, он получает чин поручика.

Первая его гидрографическая экспедиция была на Северный Ледовитый океан. Северные льды давно манили молодого моряка. Он мечтал покорить Северный полюс и доказать, что русскому человеку такое под силу.

Началась , и экспедицию на Северный полюс пришлось отложить. Но идея не оставляет его. Он пишет статьи, в которых доказывает, что освоение Северного морского пути необходимо . Он работал на Каспийском море, на Колыме, исследовал Крестовую губу на Новой земле.
В 1912 году Георгий Седов начинает просить разрешения отправиться с экспедицией на Северный полюс и получает разрешение от государя . Однако, комиссия, которая была создана для организации экспедиции, не разрешает ее начало. Она считала, что план, разработанный Седовым, содержит многочисленные промахи. Седов же был уверен в своем успехе. Не добившись денег на экспедицию у правительства, он начинает компанию по сбору средств через газету, обращается к людям с просьбой помочь собрать экспедицию.

Только в конце августа экспедиция смогла выйти в море. Драгоценное время было упущено. Зима застала судно у берегов Новой Земли. Корабль не успел вернуться Архангельск, и был затерт во льдах Северного Ледовитого океана. Однако Седов не теряет надежды покорить Северный полюс. Команда судна осталась на зимовку. Отсутствие качественных продуктов, болезни сделали пребывание в арктических льдах ужасным. Сам Седов обморозил пальца на ногах, но упорно мечтал о достижении полюса.

Летом корабль не смогли освободить ото льдов. Начиналась вторая зимовка, еще более ужасная. Вся команда болела. Многие отказывались оставаться здесь и требовали возвращения. Но при отсутствии связи рассчитывать на помощь не приходилось. В начале февраля Седов с двумя матросами, Линником и Пустошным, отправился на собаках к полюсу. Тяжелейшие условия, отсутствие питания и топлива, мороз привели к тому, что в конце февраля 1914 года Георгий Седов умер в своей палатке. Матросы похоронили его на острове Рудольфа. В могилу положили российский флаг, который он хотел водрузить на полюсе, и люди отправились обратно к кораблю. В середине марта, голодные, замерзшие, без продуктов и топлива, они вернулись на корабль. Благодаря им, стала известна судьба

Многие из нас зачитывались в детстве романом Вениамина. Каверина «Два капитана » . Но немногие знают. Что у литературного персонажа – капитана Татаринова – был реальный прототип – Георгий Яковлевич Седов. Что же это за человек? Об этом наша статья.

Родился Георгий $5$ мая $1877$ года в семье простого рыбака с Азовского моря, из поселка Кривая Коса. В их семье было девять детей. Отец, чтобы прокормить семью, ушел на заработки и пропал на долгие годы. Вот и пришлось семилетнему Ерке (так его называли домашние) рыбачить, ходить на работу (поденщину) в поле.

До четырнадцати лет мальчик был неграмотен. Но когда с заработков вернулся отец, Георгий за два года окончил с успехом трехклассную сельскую церковно-приходскую школу и … убежал из дома. Его манили дальние страны. Он много бродил по России.

Замечание 1

В двадцать один год Георгий Седов получил диплом штурмана дальнего плавания. А в двадцать четыре года он экстерном сдал экзамен, и был произведен приказом в поручики по Адмиралтейству.

Первые полярные исследования

После производства в поручики Седова направляют в его первую гидрографическую экспедицию Северного Ледовитого океана. В этих экспедиционных плаваниях молодой офицер зарекомендовал и проявил себя блестяще. Георгий Яковлевич скоро становится первым помощником начальника экспедиции. Некоторые биографы Седова утверждают, что еще в $1903$ году Георгий Яковлевич впервые задумался о достижении полюса. Он тогда познакомился в Архангельске с участниками американской полярной экспедиции Циглера-Фиала, стремившейся к полюсу.

Начавшаяся русско-японская война помешала этим планам. Седов переводится на Дальний Восток. Он командует небольшой миноноской №48, которая несет важную сторожевую вахту в Амурском заливе.

Но война не мешает Седову заниматься наукой. В газете «Уссурийская жизнь» молодой гидрограф выступает со своими статьями, в которых неутомимо подчеркивает важное значение Северного океанского пути для развития России.

Послевоенная деятельность Седова

В $1908-1910$ годах Георгий Яковлевич работал в экспедиции по изучению Каспийского моря, затем проводил на Калыме исследования устья реки. На Новой Земле он картировал Крестовую Губу. Затем его вновь посылают для гидрографических работ на Каспий.

Только лишь в марте $1912$ года Седову снова удается подать докладную записку начальнику Главного Гидрографического управления генерал-лейтенанту А.И.Вилькицкому. В ней он обосновывает необходимость отправки для покорения Северного полюса российской экспедиции. Идея была поддержана многими учеными и одобрена царем. Но специально созданная комиссия резко, но во многом справедливо, раскритиковала план экспедиции. Несмотря на некоторый опыт работы на Севере, Георгий Яковлевич не знал зимней Арктики и допустил ряд промахов при составлении плана организации экспедиции.

В конце мая Седов уже подготовил новый, уточненный план экспедиции. Но и в новом плане были нереальные цифры (суточный рацион людей и собак, нагрузка на каждую собаку и на человека) и сроки экспедиции. Однако Седов верил в свои силы и силы русского человека. Комиссия снова отвергла планы Седова, а правительство отказало в выделении денег на экспедицию.

Полярная экспедиция Седова

Правительство денег не дало. Тогда Седов через газеты объявляет о подписке. Люди делают на экспедицию добровольные взносы. Жертвуют кто сколько может.

В июле добровольцам-ученым удалось зафрахтовать небольшое судно «Святой Фока». В конце августа судно выходит из Архангельска. Судно должно было доставить экспедицию на архипелаг Земля Франца-Иосифа. Но корабль был затерт льдами у северо-западных берегов Новой Земли. Отряд остался на зимовку. Сказалась поспешная подготовка экспедиции. Не хватало теплой одежды. Поставщики предоставили гнилую провизию.

Невзирая на трудности, отряд вел научные наблюдения за океаном, уточнялась карта Новой Земли. Отряд был в бедственном положении. На судне заканчивался уголь. В начале лета $1913$ года пять человек команды во главе с капитаном корабля Н.П. Захаровым ушли пешком на юг, чтобы добраться до ближайшего становища оленеводов, а оттуда в Архангельск.

Седов рассчитывал, что помощь придет еще летом $1913$ года на Новую Землю. Но погода изменилась. Корабль вместе со льдом был отнесен далеко от берега. Вторая зимовка состоялась в бухте Тихой на острове Гукера. Надвигалась суровая полярная ночь. Условия жизни на этот раз были крайне тяжелыми. Среди команды началась цинга. Но сам Седов продолжал верить в успех и нацеливался на покорение полюса. $2$ февраля $1914$ года Седов и два матроса вышли в полюсный поход. Умер Седов на острове Рудольфа, под $82°$ северной широты. В могилу отважного путешественника положили флаг, который Седов мечтал водрузить на полюсе, в изголовье поставили крест из лыж.

Именем Георгия Яковлевича Седова названы бухты и заливы, пролив и мыс, архипелаг и остров. Его имя носят улицы и корабли. В историю видных полярных путешествий вошел героический дрейф парохода «Георгий Седов», длившийся $812$ суток.

Замечание 2

Короткая, но яркая жизнь отважного исследователя послужила примером целеустремленности и беззаветной преданности науке. Кроме того она служит предостережением от поспешных планов и подготовок. Арктика не терпит пренебрежительного отношения к себе.

7 августа (14 августа по старому стилю) 1912 года на Соборной пристани Архангельска горожане провожали долгожданную и мучительно готовившуюся экспедицию к Северному полюсу. Несмотря ни на какие препятствия, «Святой Мученик Фока», парусно-паровая зверобойная шхуна норвежского происхождения, водоизмещением 273 тонны, длиной 40 метров, оснащенная паровой машиной в 290 лошадиных сил, покидала гавань. Старший лейтенант Георгий Яковлевич Седов с командой, в составе которой были географ Владимир Визе, геолог Михаил Павлов, художник Николай Пинегин и 17 членов экипажа во главе с капитаном Николаем Захаровым, смело начал поход к мечте всей своей жизни. Хотя руководителю экспедиции было из-за чего волноваться. Слишком много недочетов было в самой подготовке похода на Север.




К тому времени знаменитый норвежский путешественник и исследователь Руал Амундсен сообщил, что собирается покорить Северный полюс вслед за Южным и наметил свой поход на 1913 год. Седов решил его опередить, тем более что планы, связанные с полюсом, появились у него еще в 1910-м. К тому же в 1913 году планировалось празднование 300-летия Дома Романовых, и открытие полюса было бы прекрасным подарком к этому событию.

Шхуну удалось арендовать только за месяц до отплытия, грузы формировались в спешке, заказанное снаряжение не было готово в срок, продовольствие закуплено наспех, и часть его оказалось недоброкачественным, что сыграло потом злую шутку с командой во время экспедиции. Даже ездовые собаки появились только в последний момент, да и далеко не в том количестве, в котором было нужно. Часть «собачьего отряда» набиралась прямо во дворах Архангельска и доставлялась на корабль.



Когда на судно погрузили все то, что удалось собрать для экспедиции, выяснилось, что «Св. Мученик Фока» не способен выдержать такую массу. Пришлось отказываться от половины груза, в том числе от части топлива, продовольствия и радиостанции – радист не явился на судно, а зачем радиостанция без радиста? Так же легко Седов согласился, несмотря на протесты некоторых членов команды, сделать солонину основным продуктом питания. Он свято верил, что никакие недостатки в подготовке экспедиции не нарушат его планов по покорению Северного полюса.

У Седова уже был немалый опыт работы на Севере. После того как он в 24 года был прикомандирован к Гидрографическому управлению, ему пришлось несколько раз работать в экспедициях в Северном Ледовитом океане, изучая районы острова Вайгач и архипелага Новая Земля, устья реки Кары и Колымы. Седов считал исключительно важным для России развивать движение по Северному морскому пути и даже написал об этом статьи «Северный океанский путь» и «Значение Северного океанского пути для России».

С самого начала предполагалось, что экспедиция будет финансироваться государством, однако комиссия Главного гидрографического управления не согласилась выделять средства – план Седова она считала слабо разработанным и неподготовленным. Против экспедиции Седова выступали многие, в том числе известный исследователь Арктики В.Русанов, который сомневался в профессионализме руководителя, в газетах публиковались фельетоны об арктическом предприятии Седова. Но это не помогло.

В ответ Седов опубликовал в газете «Новое время» открытое письмо, в котором просил подержать свою экспедицию. Он говорил: «Русский народ должен принести на это национальное дело небольшие деньги, я приношу жизнь… Гарантия – моя жизнь. Она единственное, чем я могу гарантировать серьезность моей попытки». Ему поверили читатели, ему поверили меценаты. И вот уже с помощью одного из владельцев «Нового времени» Михаила Суворина, который организовал кампанию по сбору средств, Седов собирает 12 тысяч, 20 тысяч дает Суворин и 10 – сам император Николай Второй. В конечном итоге удалось собрать 108 тысяч рублей, из которых почти половина ушла на фрахт «Святого Мученика Фоки».

Официально планировалось создать зимовье на Новой Земле и Земле Франца-Иосифа, потом вернуться в Архангельск, и уже в следующем году, посетив зимовья, двинуться к полюсу. А неофициально Седов планировал добраться до Земли Франца-Иосифа, создать базу и двинуться к полюсу на собачьих упряжках. На всю экспедицию он отводил полгода, предусматривалась и одна зимовка – в крайнем случае.

Постепенно начали обнаруживаться проблемы с питанием: и треска, и солонина оказались непригодными в пищу, а попросту говоря, тухлыми. Основной пищей стала каша. Никаких фруктов, овощей или даже квашеной капусты на шхуне не было. И, как следствие, у членов команды начали проявляться первые признаки цинги.

Уже в поселении Ольгинское на Новой Земле судно покинули 5 членов экипажа. Но оставшаяся часть команды продолжала свой путь, пока не оказалась перед непроходимыми льдами. И тогда Седов переименовал судно. Моряки с опаской отнеслись к этому — новое имя для корабля во время плавания всегда было дурной приметой. Но Седов уже принял решение, и шхуна «Михаил Суворин», названная в честь руководителя Комитета по подготовке экспедиции и издателя «Нового времени», осталась дальше зимовать у Новой Земли.

Во время вынужденной зимовки В.Визе, Ю.Павлов и два матроса пересекли пешком и на санях остров Северный архипелага Новая Земля, описав весь его северо-восточный берег и уточнив имевшиеся карты. Седов лично прошел от полуострова Панкратьева до мыса Желания – самой северной точки архипелага, с которой можно увидеть одновременно Баренцево и Карское моря. Члены экспедиции ставили астрономические знаки, оставляли в значимых местах российские флаги, закрепляя тем самым эти земли за Российской империей.

Когда наступило лето 1913 года, Седов приказал двигаться дальше на Север. Но продовольствия катастрофически не хватало, поэтому руководитель экспедиции принял решение отправить капитана Захарова с группой матросов обратно в Архангельск для пополнения продовольственных запасов и топлива. Люди ушли, забрав с собой научные документы экспедиции, но помощь так и не пришла – группа Захарова прибыла в Архангельск позже чем планировалось, да и денег в кассе Комитета экспедиции не оказалось.

К началу сентября «Михаилу Суворину» удалось освободиться ото льда. Сначала он достиг мыса Флора на острове Нортбрук архипелага Земля Франца-Иосифа, где участники экспедиции разобрали на дрова постройки, оставленные еще арктической экспедицией Джексона 1894-1897 годов. Продовольственных припасов там не было. Тем не менее Седов решил продолжить экспедицию, и шхуна к сентябрю достигла острова Гукера, где в удобной бухте снова вынуждена была стать на зимовку. И правда, никакого заметного сжатия льдов в то время в бухте не происходило – именно за это спокойствие седовцы и назвали ее Тихой.

Тем временем Седов, будучи уже очень больным — у него уже наблюдались все признаки цинги, решает все же попытаться двинуться к полюсу. Вместе с двумя матросами Пустошным и Линником, на собаках во главе с вожаком Фрамом, любимцем Седова, 2 февраля 1913 года он отправился в неизвестность, к своей мечте. До полюса было 900 миль, в день проходили по 10. Каждый день, несмотря на нечеловеческие трудности и страдания, Седов вел дневник, скрупулезно записывая все детали путешествия. Прошло немногим менее трех недель и Седов, привязанный к нартам, ибо не уже мог ходить, скончался на льду рядом с островом Рудольфа. Там, как утверждали его спутники, они его и похоронили, сделав крест из лыж и положив в могилу российский флаг – тот самый, который Седов хотел установить на Северном полюсе. Верная собака Фрам отказалась покинуть хозяина.

Существуют и другие версии гибели Седова, но пока остановиться на какой-нибудь из них окончательно трудно – могила Седова так и не найдена. От цинги в бухте Тихой умер еще один член экспедиции – первый механик Я.Зандерс.

Когда зима закончилась, «Михаил Суворин» двинулся назад в Архангельск. Двигаясь обратным путем через мыс Флора экипаж обнаружил двух членов экспедиции Брусилова – штурмана В.Альбанова и матроса А.Конрада – участников еще одной трагедии, разыгравшейся в то же самое время в высоких широтах Арктики.

Полуразрушенной шхуне удалось добраться только до рыбацкого становища Рында, а члены экспедиции прибыли в Архангельск на пассажирском пароходе.

От экспедиции Седова остались не только научные документы, результаты изучения ледников, маршрутные съемки островов, магнитные и астрономические пункты, но и документальный фильм, который всю экспедицию снимал художник Николай Пинегин. А сам Георгий Яковлевич Седов, сын азовского рыбака, до 14-ти лет не умевший читать, навсегда вписал свое имя в историю освоения Арктики, став символом преданности своей идее и умения идти до конца, даже если надежды дойти нет.