Мобилизационная подготовка и мобилизация. Особенности комплектования вс рф мобилизационными людскими ресурсами в современных социально-экономических условиях Концепция мобилизационного развертывания вооруженных сил


ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 1/2005, стр. 27-32

Особенности комплектования ВС РФ мобилизационными людскими ресурсами в современных социально-экономических условиях

Начальник направления ЦВСИ ГШ ВС РФ полковник В. Г. ТАРАРАЕВ

ИСТОРИЧЕСКИЙ опыт показывает, что государству для развертывания вооруженных сил и восполнения потерь личного состава в ходе войны требуются значительные по количеству мобилизационные людские ресурсы.

В странах, участвовавших во Второй мировой войне (без колоний), из 210 млн мужчин призывных возрастов было мобилизовано в армию 110 млн человек, что составило свыше 10 % общей численности населения.

Сегодняшняя Россия также нуждается в значительном объеме запаса Вооруженных Сил, в котором должны состоять подготовленные по военно-учетным специальностям граждане.

Основными нормативными актами, регламентирующими создание запаса Вооруженных Сил и пребывание в нем граждан, являются федеральные законы: «Об обороне», «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» и «О воинской обязанности и военной службе». В положениях указанных законов определено, что запас предназначен для мобилизационного развертывания Вооруженных Сил, его составляют военно-обученные людские ресурсы, а пребывание в запасе является одной из форм реализации гражданами воинской обязанности. Отсюда видны основные требования к гражданам, находящимся в запасе. Они должны состоять на воинском учете, быть приписанными к соответствующим воинским частям и подготовленными в военном отношении, т. е. совершенствовать или получать подготовку по определенным военно-учетным специальностям.

Комплектование Вооруженных Сил мобилизационными (военнообученными) людскими ресурсами в новых социально-экономических условиях развития Российской Федерации имеет ряд особенностей, которые заключаются: в наличии достаточного количества граждан, пребывающих в запасе, при одновременной невозможности их качественной подготовки по военно-учетным специальностям в существующей системе; в бесперспективности практики применения высокозатратного механизма проведения практически безадресной военносборовой подготовки граждан, пребывающих в запасе, на фоне повышения потребностей Вооруженных Сил в специалистах для эксплуатации высокотехнологичных образцов и комплексов вооружения и военной техники; в нежелании граждан, пребывающих в запасе, замещать работу на предприятиях и в организациях подготовкой по военно-учетным специальностям и на воинские должности, поддерживать дисциплину воинского учета из-за низкой привлекательности военных отношений, слабости нормативной правовой базы государственного принуждения и практического отсутствия компенсации их финансовых и материальных потерь; в отсутствии должностной ответственности руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления за руководство подготовкой и накоплением на подведомственных территориях мобилизационных людских ресурсов и за контроль исполнения государственных нормативных и ведомственных актов органами военного управления, обеспечивающими эти процессы.

Все это нуждается в осмыслении и выработке предложений по улучшению ситуации.

В настоящее время наличие мобилизационных людских ресурсов в Российской Федерации в целом обеспечивает проведение мобилизационного развертывания войск (сил) до штатов военного времени в соответствии с существующими планами. Однако показатели качества подготовленности граждан, пребывающих в запасе, очень низкие. Сегодня в войска (силы) по мобилизации может быть призвана лишь треть граждан от требуемого объема, которые не утратили военных знаний, умений и навыков, не требуют длительной подготовки по военным специальностям. По прогнозам, к 2010 году этот показатель снизится до 20% от потребности Вооруженных Сил.

Основной способ подготовки граждан по военным специальностям посредством прохождения военной службы в соединениях и воинских частях постоянной готовности уже не обеспечивает накопление в запасе потребного количества специалистов. Ожидается, что к 2005 году количество граждан, пребывающих в запасе, из числа прошедших военную службу в течение последних 10 лет сократится и составит менее 5 млн человек, а к 2010 году - менее 2 млн человек, чего явно недостаточно. При этом негативные тенденции снижения количества накопленного военнообученного людского ресурса в ближайшие 10 и более лет практически не будут зависеть от перехода на добровольный способ комплектования Вооруженных Сил в мирное время рядовым и сержантским составом. Причины - в социально-политических, экономических и демографических факторах, влияющих на жизнь общества.

На этом фоне повышается потребность привлечения граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил, на военные сборы. В существующей системе подготовки мобилизационных людских ресурсов в целях выполнения требований по ее качеству необходимо ежегодно гото-

вить на сборах около полумиллиона человек, что потребует значительных сроков накопления заданного запаса Вооруженных Сил. Так же остро стоит вопрос о качестве такой подготовки.

Учитывая реальные возможности финансирования проведения военных сборов в настоящее время и обозримом будущем, целесообразно привлекать на них только третью часть требуемого количества мобилизационных людских ресурсов, прежде всего для подготовки особо дефицитных специалистов.

Изменить такое положение без должного повышения престижа военной службы и обеспечения необходимого ее финансирования, а также улучшения условий армейского быта, уровня руководства и контроля со стороны государственных органов представляется затруднительным.

В складывающейся ситуации необходима новая организация подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов, которая бы обеспечила потребности Вооруженных Сил в военно-обученных людских ресурсах в новых социально-политических и экономических условиях развития государства. По существу, необходима новая система формирования запаса Вооруженных Сил. В ее основу должен быть положен комплексный (с учетом добровольного) способ комплектования мобилизационными людским ресурсами. Не следует забывать призыв граждан для мобилизационного развертывания войск (сил) из числа общего запаса Вооруженных Сил, но приоритетом в совершенствовании системы необходимо считать опору на наиболее подготовленный добровольный резерв, за счет которого возможно решить возникшую проблему с наименьшими затратами.

Основные усилия в подготовке мобилизационных людских ресурсов в новых условиях целесообразно было бы сосредоточить на подготовке их в интересах доукомплектования прежде всего соединений и воинских частей постоянной готовности, а также отмобилизования соединений и воинских частей других категорий содержания с учетом их оперативного предназначения.

Для функционирования новой системы необходим комплекс государственных мер, обеспечивающих заключение с гражданами, пребывающими в запасе, контрактов с Министерством обороны РФ на прохождение ими военной службы в резерве. Заключившие контракт граждане должны быть приписаны в определенные очереди запаса Вооруженных Сил (первую, вторую, третью и, возможно, в общий резерв) с одновременным их предназначением в конкретные соединения и воинские части на воинские должности, предусмотренные штатами военного времени. При этом контрактами должны предусматриваться обязательства граждан перед Министерством обороны по выполнению ими воинской обязанности в мирное и военное время и льготы, стимулирующие выполнение условий контракта.

Комплектование всех очередей запаса Вооруженных Сил должно проходить при непосредственном руководстве со стороны исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Органам исполнительной власти совместно с органами местного самоуправления надлежит кроме обеспечения трудовыми ресурсами предприятий экономического комплекса, связи и управления не только руководить, но и контролировать, а в ряде случаев и обеспечивать подготовку и накопление на своей территории мобилизационных людских ресурсов для Вооруженных Сил.

Отбор кандидатов для прохождения военной службы в резерве (первой, второй и третьей очереди запаса) из числа граждан, пребывающих в запасе, должны осуществлять военные комиссары и командиры воинских частей. Заключение контракта должно быть всесторонне обеспечено как в материальном, так и в социальном плане. Подготовку граждан, заключивших контракт с воинскими частями, предполагается проводить путем привлечения их на тренировочные занятия, военные сборы и практические развертывания воинских частей в научно обоснованные расчетные сроки.

Таким образом, новая система позволит уйти от большого, но не подготовленного запаса и сосредоточить основные усилия на подготовке и накоплении мобилизационных людских ресурсов, предназначенных для доукомплектования (отмобилизования) воинских частей постоянной готовности, а также других воинских частей, развертываемых в первую очередь.

Учитывая, что реализация перехода на новую систему подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов Вооруженных Сил затронет интересы значительной части федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов федерации и органов местного самоуправления, необходимо создать межведомственную рабочую группу, в которую должны войти представители от всех заинтересованных структур с привлечением научно-исследовательских организаций.

Главными задачами этой группы должны стать: разработка для граждан условий социальной привлекательности постановки на воинский учет и периодического совершенствования своих военных знаний, умений, навыков; выработка предложений и рекомендаций по изменению нормативно-правовой базы подготовки и накопления в запасе мобилизационных людских ресурсов и финансово-экономического обеспечения функционирования новой системы.

По существу, необходимо разработать и предложить правовой акт «О резерве Российской Федерации», в котором дать определение резерва, обосновать принципы его создания, задачи, виды резервов и порядок их использования в мирное и военное время, а также в период мобилизации.

Процесс перехода на новую систему подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов целесообразно было бы осуществить в три этапа.

На первом (подготовительном) этапе необходимо разработать концептуальные основы организационного построения и функционирования новой системы, военно-экономическую оценку перехода и основы ежегодного функционирования новой системы, выработать предложения по изменениям и дополнениям нормативно-правовой базы.

Стержнем функционирования такой системы должна стать организация добровольного прохождения гражданами, пребывающими в запасе, военной службы в резерве Вооруженных Сил.

Новая система подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов должна обеспечивать: накопление заданных объемов военнообученных людских ресурсов, предназначаемых по прямым военно-учетным специальностям и удовлетворяющих мобилизационные потребности Вооруженных Сил, прежде всего соединений и воинских частей, определяющих их боеспособность; поддержание требуемого уровня подготовки специалистов в запасе, предназначенных в конкретные соединения, воинские части; создание условий для граждан, пребывающие в запасе, социальной привлекательности совершенствования своих военных знаний, умений и навыков.

В качестве начальных мероприятий обеспечения таких требований могут быть: обоснование количественных показателей накопления объемов мобилизационных людских ресурсов в мирное время для мобилизационного развертывания войск (сил) Вооруженных Сил; обоснование критериев подготовки мобилизационных людских ресурсов по различным военно-учетным специальностям, в первую очередь - определяющим боевую способность соединений и воинских частей; разработка оптимальных форм, способов и методов подготовки и накопления в запасе мобилизационных людских ресурсов для обеспечения высокого качества укомплектованности Вооруженных Сил; планирование государственных мероприятий, обеспечивающих социальную привлекательность подготовки мобилизационных людских ресурсов в интересах конкретных соединений и воинских частей; определение критериев распределения граждан, проходящих военную службу в резерве, по очередям запаса: по возрасту, уровню подготовки, а также исходя из требований, предъявляемых для предназначения в конкретные соединения, воинские части; разработка требований и принципов поэтапного перехода к подготовке и накоплению военно-обученных ресурсов преимущественно на контрактной основе; обоснование потребных финансово-экономических затрат государства для перехода на новую систему подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов; прогнозирование ежегодных объемов финансово-экономического обеспечения функционирования новой системы подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов.

Существующую систему подготовки и накопления военно-обученных ресурсов на этом этапе следует в целом сохранить, что позволит (в зависимости от темпов экономического развития страны и результатов работы межведомственной рабочей группы) перейти ко второму, исполнительному этапу.

Содержанием второго этапа должно стать: вступление в силу нормативных правовых актов, обеспечивающих заключение с гражданами, пребывающими в запасе, контрактов с Министерством обороны на прохождение ими военной службы в резерве первой, второй и третьей очереди запаса Вооруженных Сил; привлечение, отбор граждан, пребывающих в запасе, и заключение с ними вышеназванных контрактов; сокращение срока военной службы по призыву до 1 года.

Переходные процессы будут сопровождаться увеличением доли численности военнослужащих, проходящих военную службу в Вооруженных Силах по контракту, до 50-60%.

В пределах времени действия контракта граждане, его заключившие, будут привлекаться на тренировочные занятия и военные сборы. С гражданами, пребывающими в запасе, не проходившими военную службу в Вооруженных Силах и не имеющими военной специальности, возможно заключение контрактов на прохождение военной службы в третьей очереди запаса Вооруженных Сил после соответствующей подготовки на военных сборах и аттестования по военно-учетной специальности.

Руководители предприятий и организаций не должны привлекать к какой-либо ответственности, увольнять или переводить на другие должности работников в связи с выполнением ими воинских обязанностей в период прохождения военных сборов. Участие граждан, пребывающих в запасе, в мероприятиях, проводимых по планам Министерства обороны, не должно влиять на непрерывность и продолжительность трудового стажа по месту их основной работы.

Таким образом, в ходе исполнительного этапа государство в основном перейдет на новую систему подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов.

На третьем этапе перехода к новой системе необходимо провести завершающие мероприятия: формирование структур в органах исполнительной власти субъектов федерации, органах муниципальной власти, призванных производить отбор граждан, пребывающих в запасе, для прохождения ими военной службы в резерве, заключение с ними контрактов, обеспечение социальной привлекательности такой службы и социальной защищенности граждан ее проходящих; создание и совершенствование учебно-материальной базы подготовки военно-обученных людских ресурсов в войсках (силах) Вооруженных Сил, органах исполнительной власти субъектов федерации, органах местного самоуправления; создание и совершенствование инфраструктуры оповещения граждан, проходящих военную службу в резерве Вооруженных Сил, их сбора и отправки в войска (силы); совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей прохождение гражданами военной службы в резерве Вооруженных Сил, и основы их подготовки.

Планомерное увеличение численности военнослужащих, проходящих военную службу в Вооруженных Силах по контракту, в ходе завершающего этапа перехода на новую систему подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов должно сопровождаться таким же плановым ростом числа граждан, добровольно проходящих военную службу в резерве Вооруженных Сил, на фоне численности общего запаса Вооруженных Сил.

Без адаптации существующей системы подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов к новым социально-экономическим условиям преодолеть тенденцию снижения качественных показателей укомплектованности войск личным составом по штатам военного времени невозможно.

Подводя итог сказанному, необходимо отметить следующее. Для поддержания войск (сил) в боеспособном состоянии объединения, соединения, воинские части, корабли должны быть полностью укомплектованы мобилизационными людскими ресурсами. Система их подготовки в мирное время должна обеспечивать достаточное накопление мобилизационных ресурсов, необходимых для полномасштабного мобилизационного развертывания Вооруженных Сил.

Мобилизационное развертывание войск (сил) возможно осуществить в установленные сроки, только решив проблемы качественной подготовки и заблаговременного накопления в необходимом объеме мобилизационных людских ресурсов на основе заинтересованности граждан в добровольном приобретении военной специальности и приписке к конкретным соединениям (воинским частям) Вооруженных Сил.

Руководство накоплением военнообученных людских ресурсов с предназначением в конкретные соединения и воинские части должно осуществляться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Процессы накопления необходимых объемов мобилизационных людских ресурсов и их подготовки должны сопровождаться всесторонним контролем государственных структур.

Протокол совещания у Председателя Правительства Российской Федерации от 7.12.2001 г. № МК-П4-42-пр. Федеральная целевая программа «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей» на 2004-2007 годы. Утверждена Постановлением Правительства РФ 25 августа 2003 г. № 523.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

Под мобилизацией, в общегосударственном масштабе, понимается комплекс мероприятий по переводу экономики РФ, органов государственной власти и организаций на работу в условиях чрезвычайной ситуации, в том числе военного времени.

Мероприятия по подготовке к ЧС проводятся заблаговременно в плановом порядке через мобилизационную подготовку.

Под мобилизационной подготовкой в РФ понимается комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно по подготовке экономики Российской Федерации (экономики субъектов РФ и экономики муниципальных образований), органов государственной власти (местного самоуправления и организаций), ВС РФ, к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения или удовлетворения потребности государства и нужд населения в ЧС.

Целью мобилизационной подготовки является заблаговременноесоздание экономического потенциала для проведение комплекса подготовительных мероприятий по переводу служб, ведомств, объектов на работу в условиях ЧС и ликвидации последствий.

Мобилизация в Российской Федерации может быть общей или частичной .

Задачи мобилизационной подготовки:

1. совершенствование теоретических знаний и практических навыков в подготовке и проведении мобилизационных мероприятий;

2. овладение основами управления формированиями при мобилизации;

3. повышение мобилизационной готовности штабов;

4. отработка взаимодействия всех структур по подготовке и проведению мобилизации;

5. совершенствование способов сбора, поставки, приема и распределения мобилизационных ресурсов;

6. всесторонняя подготовка личного состава формирований и учреждений к выполнению мобилизационных мероприятий в различных условиях обстановки;

7. разработка и освоение более эффективных способов устойчивого управления формированиями;

8. изучение и учёт мобилизационных возможностей областей, районов (объектов) и наиболее рациональное их использование в интересах задач мобилизации.

Мобилизационная подготовка, как в целом по РФ, так и по министерствам, ведомствам и отраслям, должна осуществляться по следующим принципам :



1.Централизованное управление мобилизационной подготовкой через систему мобилизационных органов на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровне (в организациях имеющих мобилизационные задания);

2.Разграничение полномочий между органами власти по всем уровням и вопросам мобилизационной подготовки с разделением финансирования мероприятий на федеральный бюджет, бюджет субъектов РФ, местные бюджеты и внебюджетные источники;

3.Комплексное, взаимоувязанное планирование и контроль выполнения целевых программ по мобилизационной подготовке;

4.Развитие и совершенствование межгосударственных связей в интересах мобилизационной подготовки (с участием СНГ).

В Федеральном Законе «О мобилизационной подготовке и мобилизации» изложены мероприятия, составляющие содержание мобилизационной подготовки :

1. Разработка мобилизационных планов.

2. Подготовка здравоохранения к работе в период мобилизации и в военное время.

3. Проведение мероприятий по переводу здравоохранения на военное время.

4. Создание, развитие и сохранение мобилизационных мощностей объектов медицинской промышленности.

5. Создание, накопление, сохранение и обновление запасов материальных средств.

6. Подготовка и организация медицинского обеспечения населения в период мобилизации и в военное время.

7. Бронирование на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе.

8. Перевод органов управления здравоохранения на работу в условиях военного времени.

9. Создание и подготовка формирований для ВС.

10. Научно-методическое обеспечение мобилизационной подготовки.

11. Проведение учений и тренировок по мобилизационному развертыванию и выполнению мобилизационных планов.

12. Подготовка кадров в области мобилизационной работы.

13. Международное сотрудничество в области мобилизационной подготовки и мобилизации.

Мобилизационная подготовка здравоохранения включает в себя комплекс мероприятий, проводимых в мирное время по заблаговременной подготовке органов управления, учреждений, предприятий и организаций здравоохранения в целях обеспечения потребностей ВС РФ и других войск, формирований ГО, нужд населения и устойчивого функционирования системы здравоохранения в военное время и ЧС.

Организуется и проводится она с учетом :

1. потребностей войск и населения в МП;

2. состояния сил и средств здравоохранения для оказания МП и лечения пострадавшего населения в военное время;

3. возможностей по созданию и содержанию мобилизационных резервов, медицинского имущества, мобилизационных мощностей по производству лекарственных средств и др. медицинской продукции;

4. наличия фонда зданий, сооружений в загородной зоне для развертывания медицинских учреждений.

Вся мобилизационная работа здравоохранения складывается из :

1. Планирования мобилизационных мероприятий, их подготовки.

2. Проверки их выполнения.

Мобилизационный план – это система взаимосвязанных прогнозов, расчетов, заданий, состоящая из планов на год, на пятилетку, на военное время.

Основой для разработки мобилизационного плана является решение руководителя здравоохранения региона или населенного пункта на перевод медицинских учреждений на работу с мирного на военное время или режим чрезвычайного положения.

В решении для медицинского учреждения определяется:

1.задачи по переводу учреждения с мирного на военное время или ЧП;

2.порядок перевода учреждения в особый режим;

3.порядок оповещения сотрудников учреждения;

4.порядок вывода и размещения в районе сосредоточения учреждения;

5.организационное ядро учреждения, его состав, сроки прибытия;

6.график (сроки) прибытия личного состава, техники;

7.состав, сроки и порядок развертывания пунктов приема;

8.порядок, сроки и последовательность приведения формирований в готовность к применению;

9.очередность и сроки вывоза запасов в район, организация питания личного состава;

10. организация управления, связи;

11. состав групп управления, их задачи;

12. порядок взаимодействия с военкоматами и органами управления;

13. задачи и места сбора и выдвижения формирований;

14. порядок и сроки сдачи не берущегося имущества и др. средств;

15. порядок эвакуации семей приписного состава.

В мобилизационном плане подробно излагается порядок и последовательность выполнения мероприятий решения (по степеням готовности, по часам и дням с момента оповещения).

В мобилизационном плане здравоохранения отражаются:

1. прогноз функционирования в военное время и возможности по МО ВС и населения;

2. конечная емкость для ВС и населения;

3. резерв коечной емкости на военное время;

4. оперативный коечный фонд лечебных учреждений для лечения военнослужащих;

5. коечный фонд санаториев и домов отдыха для развертывания тыловых госпиталей;

6. необходимое количество обсервационных пунктов;

7. необходимое количество мобильных МО (ОПМ) МСГО;

8. необходимое количество отрядов и бригад специализированной медицинской помощи, создаваемых на базе ЛПУ;

9. силы и средства гос. сан. эпид. надзора;

10. производство и поставка крови и её препаратов;

11. мероприятия по переходу здравоохранения на военное время;

12. развертывание тыловых госпиталей, формирований и учреждений МСГО для ВС и населения;

13. санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия;

14.мероприятия по медицинской защите населения от оружия массового поражения. В период объявления чрезвычайного или военного положения на всех трудоспособных граждан возлагаются дополнительные определенные Российским законодательством обязанности.

Граждане Российской Федерации обязаны:

Являться по вызову в военные комиссариаты для определения своего предназначения в период мобилизации и в военное время;

Выполнять требования, изложенные в полученных ими мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях военных комиссаров;

Предоставлять в соответствии с законодательством Российской Федерации в военное время в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящиеся в их собственности.

Граждане в период мобилизации и в военное время привлекаются к выполнению работ в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также зачисляются в специальные формирования в установленном порядке.

Работы по мобилизационной подготовке в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Финансирование мероприятий по мобилизации осуществляется в поряд­ке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Организация работы и защита информации в области мобилизационной подготовки и мобилизации осуществляются в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственной тайне» и нормативными правовыми актами по вопросам секретного делопроизводства.

Подготовка здравоохранения к работе в период мобилизации и в военное время есть перевод здравоохранения с работы в мирное на военное время.

Перевод медицинской службы гражданской обороны с мирного на военное положение проводится в соответствии с планами, по степеням готовности и заключается в последовательном наращивании возможностей по решению возложенных на нее задач.

Ранним утром во вторник, 14 июня, Россия приступила к репетиции отражения широкомасштабного нападения со стороны блока НАТО. Никак иначе невозможно, на мой взгляд, расценить громкое заявление министра обороны РФ генерала армии Сергея Шойгу на селекторном совещании в подчиненном ему ведомстве. В частности, Шойгу сказал: «Для оценки боевой и мобилизационной готовности сегодня, с 7 часов утра, в соответствии с решением Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами начата очередная внезапная проверка. Подлежат проверке ряд баз хранения вооружения и техники, а также отдельные органы военного управления».

В принципе, подобные неожиданные испытания нашей армии и флота на регулярной основе проводятся уже несколько лет. И все же складывается впечатление, что это стоит особняком.

Прежде всего, обратим внимание, что раньше Генеральный штаб Вооруженных сил РФ по тревоге поднимал войска одного-двух военных округов и взаимодействующих с ними флотов. Как это было, например, в прошлом году, когда состоялись крупнейшие стратегические командно-штабные учения «Центр-2015». А в 2014-м нечто подобное происходило на Дальнем Востоке (учения «Восток-2014»). Теперь ареной условных боевых действий, по сути, стала вся Россия. В движение приведены все четыре наших военных округа - Восточный, Центральный, Южный и Западный.

Второе. Одновременно начата проверка мобилизационной готовности страны, отдельных баз хранения вооружений и военной техники, развертывание полевых пунктов управления, а также призыв резервистов. При этом, как следует из слов министра обороны, будут сформированы «соединения и подразделения специальных войск», которые в кратчайшие сроки пройдут боевое слаживание и выдвинутся «в районы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Третье. Проверена будет работоспособность не только войск, но и всей системы территориальной обороны. А вместе с нею - взаимодействие военных с иными федеральными министерствами и ведомствами, местными органами власти и военными комиссариатами.

В совокупности все перечисленное очень похоже на отработку срочного мобилизационного развертывания Вооруженных сил России. Таковое обычно во все времена и во всех странах случается лишь в случае угрозы реального нападения могучего внешнего врага. На невеселые размышления наталкивает и дата окончания внезапной проверки российских войск - 22 июня. Слишком памятная для нашего народа, чтобы, на мой взгляд, возникала необходимость ее комментировать. И вряд ли выбор дня окончания учений случаен. Скорее всего, этот выбор - политическое предупреждение. Кому? С какой стати?

Чтобы ответить на эти вопросы, достаточно полистать сообщения последних дней из разряда военно-политических новостей. Вот лишь некоторые из них.

В минувшую субботу, 11 июня, два американских стратегических бомбардировщика Б-52 с позывными ICER01 и ICER02 в сопровождении 14 истребителей осуществили учебные постановки противокорабельных мин в Гданьском заливе, всего в нескольких десятках миль от главной базы нашего Балтийского флота. Известно, что самолеты вылетели с авиабазы Милденхолл в Великобритании.

Естественно, вопрос о том, как бы отреагировал Вашингтон, если бы, допустим, российские «стратеги» Ту-95МС занялись бы отработкой таких же задач где-нибудь на траверзе главной базы Атлантического флота ВМС США в Норфолке, повисает в воздухе.

Одновременно за тысячи миль от этих мест - в Средиземное море - напряжение тоже возрастает. В понедельник туда вошла мощная американская корабельная ударная группа по главе с авианосцем «Дуайт Эйзенхауэр». Она присоединилась к другому такому же соединению ВМС США во главе с авианосцем «Гарри Трумэн», уже несколько месяцев находящемуся у берегов Ближнего Востока.

В тот же день генеральный секретарь Североатлантического альянса Йенс Столтенберг официально признал, что давление на Россию со стороны НАТО становится беспрецедентным со времен «холодной войны» и является ясным политическим предупреждением Москве. «Мы осуществляем самое мощное усиление наших сил со времен «холодной войны» - заявил генсек.

Столтенберг пообещал, что в ближайшие дни западные союзники примут важные решения о дополнительном усилении передового присутствия сил альянса у своих восточных границ, в регионе Балтийского моря и «специального присутствия» на юго-востоке Европы.

Уже понятно, что особое внимание Брюссель уделит Черному морю. В штаб-квартире альянса, по словам его генсека, обсуждается и, конечно, на днях будет принято предложение Румынии о формировании постоянного соединения объединенных военно-морских сил НАТО у берегов российского Крыма. Штаб создаваемой бригады ракетных кораблей, как уже понятно, разместят в Констанце.

Понятно и то, что основу бригады составят румынские, болгарские и турецкие боевые корабли. Не слишком серьезно? Но чтобы все выглядело внушительней, в Констанце на якоря встанут еще и крейсера, фрегаты и эсминцы 6-го флота США. Строго по международным законам. На ротационной основе, меняя один другого. На три недели, дозволенные конвенцией Монтре, каждому такому кораблю.

На таком грозном фоне кто-то еще способен удивляться, что Москва всерьез занялась конкретной подготовкой к стратегическому развертыванию своих Вооруженных сил? Причем, делая это максимально открыто, словно предупреждая Запад, что готова к любому повороту событий?

Нам, безусловно, и после 22 июня 2016 года никто не расскажет в деталях, какую картину выявит начавшаяся ограниченная в масштабах и пока учебная всероссийская мобилизация. Но по опыту учений прежних лет кое-какие прогнозы можно сделать.

Для начала заметим, что подготовка резервов во все времена была для нашей страны важнейшим вопросом. В советские годы с этим делом справлялись лучше. О Великой Отечественной здесь говорить не будем. Но даже в 1979 году, когда в Москве решили вводить наши войска в Афганистан, военкоматы за две недели поставили в строй 50 тысяч резервистов. Эти солдаты, сержанты и офицеры впоследствии стали основой знаменитой 40-й армии.

Потом порядок в армии покатился под горку. В 1987 году мобилизационное учение провели в Сухопутных войсках. В Сибирском и Забайкальском военных округах из военнослужащих запаса попытались сформировать по одному полку. Руководящие документы на это дело органам военного управления и местным властям отводят трое суток. Полки собирали три месяца. А когда собрали, то выяснилось, что призвали из запаса кого попало. Несовпадение по военно-учетным специальностям было порядка 80 процентов. Грубо говоря, механиком-водителем попытались сделать повара.

А как сейчас? Согласно плану обороны РФ, в каждом военном округе с недавних пор сформировано командование резерва, которое в случае войны и займется проведением мобилизации и формированием новых частей и соединений. Этому командованию подчинены военные комиссариаты и базы хранения и ремонта вооружений и военной техники ((БХиРВВТ). Всего по укромным уголкам России таких баз разбросано порядка шестидесяти. Как правило, это годами и в разной степени исправности хранящиеся за колючей проволокой тучи разного бронемашин, орудий, минометов, автомобилей. Горы стрелкового оружия и боеприпасов. Неисчислимые запасы топлива и т. д.

Каждая база в совокупности - так называемый бригадный или дивизионный комплект. Стало быть, по всей России на основе этих БХиРВВТ мы можем развернуть порядка шести десятков новых танковых и мотострелковых соединений. Это в лучшем случае. Что, без сомнения, крайне недостаточно для большой и продолжительной войны на широком фронте.

Кстати, впервые «оживить» хотя бы одну давно вросшую в землю российскую БХиРВВТ попробовали в 2014 году на уже упомянутых стратегических командно-штабных учениях «Восток-2014». Тогда на базе 392-го окружного учебного центра (Хабаровский край) из 350 запасников в порядке эксперимента был развернут батальон территориальной обороны. Лишь командир батальона и командиры роты были кадровыми военными.

Батальон самолетами военно-транспортной авиации перебросили на Камчатку, за тысячи километров от пункта постоянной дислокации. И поставили на охрану и оборону важных объектов. Результат учебно-боевой деятельности батальона территориальной обороны широкой общественности неизвестен.

При этом учтем, что даже в конфликтах низкой интенсивности, скажем, мотострелковый батальон может непрерывно воевать на передовой всего три-четыре месяца. Потом его нужно отводить в тыл для отдыха, пополнения и переформирования. Заменив, естественно, другим батальоном. Но взять этот другой может оказаться негде.

Таким образом, состав и численность Вооруженных сил РФ лишь в незначительной степени позволяют восполнить некомплект и потери личного состава в ходе реальных боевых действий. Чтобы хоть как-то поправить это положение, с 2015 года в стране начался эксперимент с созданием так называемого организованного резерва (ОР) военнослужащих запаса. На первых пора численность ОР установлена в 5 тысяч человек. В случае успеха эксперимента, «профессиональных» резервистов станет больше.

В свободное от основной работы время, такие запасники обязаны регулярно посещать специальные окружные учебные центры для восстановления и поддержания необходимых боевых навыков. А по первому зову - пополнить армейский строй. За это Минобороны регулярно доплачивает этим людям определенную сумму к обычному заработку.

Но даже если эксперимент проходит как по маслу - что такое 5 тысяч подготовленных резервистов для России? Даже на дополнительную дивизию не хватит. Максимум - на пару худосочных бригад. Как быть с этой проблемой? И на это тоже должна ответить начавшаяся внезапная проверка.

А еще проверка покажет, как среагировали чиновники на предложения Шойгу, высказанные на совещании у президента РФ по итогам учений «Восток-2014». Тогда министр обороны предложил обязать губернаторов и мэров крупных городов пройти обязательную двухнедельную подготовку в военной академии Генерального штаба по мобилизационной готовности и управлению субъектом Федерации в условиях войны. Что-то не слышно, чтобы главы регионов выстроились в очереди на генеральские и полковничьи лекции.

На том же совещании Шойгу заявил, что нужно заранее подумать над тем, как подготовить участки современных российских автотрасс под оперативные аэродромы для рассредоточения боевой авиации. Для этого нужно внести изменения в правила строительства и ремонта шоссейных дорог. Как с этим?

Мобилизация (мобильное развертывание) – планомерный, заранее подготовленный перевод войск на организацию и состав военного времени с доукомплектовыванием их в установленные сроки личным составом, дообеспечением материальными средствами за счет накопленных в мирное время и изымаемых у организаций и граждан. Объявляется президентом РФ – Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил.

По объему мобилизация бывает:

ОБЩАЯ – охватывает все вооруженные силы и проводится на территории всей страны;

ЧАСТИЧНАЯ – отмобилизовывается часть вооруженных сил на определенном стратегическом направлении или регионах страны.

Отмобилизация – комплекс мероприятий по переводу части на организационную структуру военного времени с доукомплектовыванием личным составом, дообеспечением материальными средствами и приведением в готовность к выполнению боевых задач в установленные сроки.

Способы мобилизационного развертывания:

Воинская часть сохраняет свою организацию и наименование но переходит на штаты военного времени (ОИСБ МСД);

Воинская часть меняет свою организацию и развертывается в часть или разделяется на ряд самостоятельных частей (части сокращенного состава и кадра);

Воинская часть формируется вновь по штату военного времени (части, формируемые частью формирователем).

Успешное проведение мобилизации достигается:

Качественной разработкой мероприятий по переводу части с мирного на военное время (реальность планов);

Совершенствованием процесса перевода части на организацию и состав военного времени;

Укомплектованностью личным составом, обеспеченностью материальными средствами;

Организацией своевременного вывода личного состава, техники и вывоза запаса материальных средств в район сосредоточения;

Знанием приписного состава, накоплением военно-обученных ресурсов;

Устойчивой системой оповещения, сбора и поставки ресурсов;

Организацией скрытого управления мобразвертыванием;

Организацией мобилизационной подготовки;

Защитой мобилизационных ресурсов от ОМП и надежной работой пунктов приема ресурсов;

Моральной готовностью и психологической устойчивостью личного состава;

Постоянным взаимодействием с частями, военкоматами, органами власти, управлениями ГО и ЧС.

Вопрос 5: Содержание плана перевода части с мирного времени на военное

1. Общие положения

2. Замысел командира соединения на перевод соединения с мирного на военное время

3. Оповещение

4. Порядок отмобилизования и перевода с мирное на военное время

5. Организация взаимодействия

6. Организация управления

7. Проверка боевой и мобилизационной готовности

Способы стратегического развертывания вооруженных сил капиталистических государств

По опыту второй мировой войны стратегическое развертывание представляло собой систему мероприятий государств, включавшую мобилизационное развертывание вооруженных сил; стратегическое сосредоточение войск на театрах военных действий; развертывание вооруженных сил на театрах в определенных стратегических и оперативных группировках и занятие войсками исходного положения для ведения военных действий; прикрытие мобилизации, сосредоточения и развертывания от ударов противника с воздуха, моря и суши.

Под влиянием бурного развития технических средств ведения боевых действий стратегическое развертывание вооруженных сил главных капиталистических стран накануне и в начале второй мировой войны приобрело новые черты, а способы его осуществления претерпели существенные изменения.

В соответствии с установившимися взглядами на характер будущей войны как войны, требующей предельного напряжения материальных и духовных сил государства, и в странах фашистского блока и в державах, противостоявших ему, коренным образом изменились понятия о содержании мобилизации. Если раньше мобилизация рассматривалась лишь как перевод вооруженных сил с мирного на военное положение, т. е. как собственно военная мобилизация, то теперь она выступала как всеобъемлющая мобилизация по переводу уже всей страны на обеспечение нужд войны, включая промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь, науку, аппарат управления, систему духовной подготовки населения и т. д.

Решающее значение приобрела экономическая мобилизация, под которой стали понимать организованное использование экономических ресурсов страны для ведения войны. Она потребовала разработки особых мобилизационных планов, согласно которым с началом войны на производство военной продукции намечалось перевести многие из промышленных предприятий, выпускавших мирную продукцию.

Вовлечение в войну фактически всего населения той или иной страны требовало от буржуазных правительств заблаговременного проведения политической мобилизации, которая с началом военных действий приобретала огромные размеры. Готовясь к войне и стремясь к укреплению своего тыла, господствующие классы развертывали бешеную шовинистическую пропаганду и под флагом защиты нации обрушивали удары на передовые силы общества и прежде всего на коммунистов, разоблачавших империалистический характер политики буржуазных правительств.

В агрессивных государствах антикоммунизм, возведенный в ранг государственной политики, сочетался с разнузданной пропагандой расизма, идей реванша и борьбы за «жизненное пространство» .

Мероприятия экономической и политической мобилизации, тесно связанные с собственно военной мобилизацией, были призваны обеспечить успешное развертывание и применение вооруженных сил для достижения политических целей войны.
1. Мобилизационное развертывание вооруженных сил

Характер мобилизационного развертывания в Германии и Японии
Подготовка и осуществление мобилизации в Германии. К подготовке мобилизационного развертывания армии Германия приступила фактически тотчас же после поражения в первой мировой войне. С приходом к власти фашизма ее темпы и размах резко усилились.
Планирование увеличения армии мирного времени началось еще в 1926 г. с разработки так называемого плана «А», по которому предусматривалось троекратное увеличение дивизий — с 7 до 21. Летом 1934 г. он был выполнен. Тем самым создавалась база для комплектования армии на основе всеобщей воинской повинности, которая была введена в 1935 г. К осени 1936 г. сухопутная армия насчитывала уже 41 дивизию.
Развертывание армии военного времени было осуществлено на основании мобилизационного плана на 1939—1940 гг. и директивы по стратегическому развертыванию в соответствии с так называемым «Белым планом».
.....
Значительная часть соединений мирного времени имела такую организационную структуру, которая легко позволяла довести их численность до штатов военного времени без объявления какой-либо мобилизации, например, под видом призыва резервистов и привлечения транспортных средств на учения. Так, по мобилизационному плану 1939—1940 гг., в пехотных дивизиях первой волны тридцать один полк двухбатальонного состава укомплектовывался до полного штата именно таким способом, причем резервисты поступали для формирования третьего батальона. Это в значительной мере способствовало скрытому переводу армии на положение военного времени непосредственно перед войной.

Важную роль в сокращении сроков проведения мобилизации играла нарезка районов отмобилизования и формирования новых частей с таким расчетом, чтобы довести до минимума мобилизационные перевозки людей и материальных средств и создать мобилизационные запасы вблизи пунктов формирования. Нарезка районов строго по территориальному принципу ускоряла процесс мобилизации и содействовала обеспечению ее скрытности.

Большое значение для подготовки мобилизации имело проведение различных по масштабу мобилизационных учений и пробных отмобилизований, которые преследовали двоякую цель. Во-первых, с их помощью проверялась действенность предмобилизационных и мобилизационных мероприятий и вырабатывались навыки в проведении мобилизации, и, во-вторых, они были рассчитаны на усыпление бдительности населения зарубежных стран и собственного населения, ибо периодическое проведение этих мероприятий постепенно становилось привычным и рассеивало возникавшие было опасения.

Значительное внимание уделялось планомерному накоплению людских резервов. До 1935 г. подготовка резервистов велась скрытно, через различные добровольные военизированные организации, а после 1935 г. — на основе всеобщей воинской повинности.
....
Накоплению людских резервов и ускорению мобилизационного развертывания армии помогало включение в общую систему мобилизационных приготовлений многочисленных полувоенных и военизированных формирований. Например, из молодежной организации имперской трудовой повинности с объявлением мобилизации в самые короткие сроки были сформированы строительные части. Они насчитывали в своем составе около полумиллиона человек.

Накануне второй мировой войны система подготовки людских резервов в фашистской Германии позволяла полностью обеспечить мобилизационные потребности для развязывания агрессивных акций, а в ходе всей второй мировой войны поставить под ружье около 17 млн. человек. Это составило 24,5 процента всего населения, в то время как в первой мировой войне было призвано в армию 13,2 млн. человек (19,7 процента населения). ...
Способы мобилизационного развертывания вооруженных сил фашистской Германии подчинялись идее нанесения мощного первоначального удара по противнику, причем в такой момент, когда этого удара он меньше всего ожидает. Они отличались разнообразием, но имели и общие черты — проводились в жизнь с учетом конкретно сложившейся военно-политической обстановки и обязательно скрытно.

Проведение частичных мобилизаций под прикрытием ограниченных военных акций. Для постепенного скрытого мобилизационного развертывания вооруженных сил фашистские государства широко использовали локальные войны и любые ограниченные военные акции. Фашистская Германия, например, проводила скрытое развертывание армии, используя такие агрессивные акции, как аншлюс Австрии, присоединение Судетской области, оккупация Чехословакии и др.
...
Мобилизационное развертывание вооруженных сил Польши и Франции

Польша. Мобилизационная система, действовавшая в Польше накануне войны, во многом отставала от мобилизационных систем других капиталистических стран. В основе мобилизационных планов Польши лежала военно-теоретическая концепция, согласно которой считалось, что будущая война начнется так же или почти так же, как и первая мировая война, то есть пройдя «классические» стадии мобилизации, сосредоточения, развертывания вооруженных сил и, наконец, собственно начала военных действий.

Правда, польский план мобилизации частично допускал такое положение, когда Польша может оказаться захваченной противником врасплох. Однако все-таки считалось — и это было главным, — что Германия, прежде чем начать активные боевые действия, должна будет предварительно провести мобилизацию, сосредоточение и развертывание сил и, следовательно, затратит на эти мероприятия какое-то время. Это позволит польскому командованию вскрыть проводимую Германией подготовку к нападению и принять необходимые ответные меры, если даже она несколько упредит Польшу в проведении аналогичных мер. При этом предполагалось, что Германия будет, как и в первой мировой войне, проводить открытую, а не скрытую, как оказалось на самом деле, мобилизацию.

Польский план мобилизации предусматривал приведение вооруженных сил в состояние боевой готовности как на всей территории страны, так и на территории одного или нескольких корпусных округов. На случай локального конфликта планировалось выставить корпус вторжения. Проведение мобилизации могло быть осуществлено двумя способами: открытым объявлением мобилизации (всеобщая мобилизация) и по тревоге — путем вручения резервистам, а также владельцам лошадей, повозок и. автомобилей специальных карточек явки (скрытая мобилизация). ...
Франция. Главной особенностью мобилизационного развертывания французской армии явилась его фактическая завершенность к началу активных боевых действий на Западноевропейском театре, т. е. к маю 1940 г.

В известной мере это объяснялось применением довольно гибкой мобилизационной системы, тщательно разработанной французским генеральным штабом. Она энергично стала проводиться в жизнь, когда агрессивные действия фашистской Германии непосредственно затронули интересы французского монополистического капитала. Французский мобилизационный план предусматривал осуществление всего комплекса мероприятий по стратегическому развертыванию вооруженных сил, включая мобилизацию, сосредоточение и прикрытие войск. С августа 1939 г., т. е. со времени, когда фашистская Германия заметно усилила приготовления к развязыванию войны, форсированное осуществление мероприятий предмобилизационного характера началось и во Франции. ...
Особенности мобилизационного развертывания вооруженных сил Англии и США

Англия. Мобилизационное развертывание вооруженных сил Англии и США имело особенности, определявшиеся военными доктринами и географическим положением этих государств.

Как известно, согласно официальным военным взглядам и стратегическим планам правящие круги Англии и США кульминационный пункт своих усилий в войне относили на ее конец. При этом предполагалось, что мобилизационное развертывание вооруженных сил начнется уже после вступления государств в войну. Руководящие политические и военные деятели Англии и США, разрабатывая мобилизационные планы, учитывали и то, что из-за своего географического положения эти страны могут не бояться неожиданного вторжения противника на свои территории. По этой причине ни Англия, ни США не содержали в мирное время крупных сухопутных армий. Большое внимание Англия и США уделяли лишь росту и поддержанию в боевой готовности военно-морских флотов. Кроме того, в Англии накануне войны интенсивно развивались военно-воздушные силы. Придавалось серьезное значение и противовоздушной обороне страны.

Английский флот к началу второй мировой войны являлся одним из самых сильных в мире и насчитывал в своем составе 12 линкоров, 3 линейных крейсера, 7 авианосцев, 15 тяжелых и 50 легких крейсеров, 184 эсминца и 69 подводных лодок. Строились еще 7 линкоров, 19 крейсеров и 6 авианосцев. Авианосная авиация Англии насчитывала около 500 самолетов, а морская авиация берегового базирования — 232.

После начала второй мировой войны основные усилия Англии сосредоточивались на строительстве тех кораблей, которые могли стать в строй до 1942 г. Одновременно были реквизированы некоторые из кораблей, строившихся для других стран. Уделялось большое внимание созданию вспомогательных военных кораблей, особенно переоборудованию торговых судов в крейсеры и тральщики{125}. .....
США. В вооруженных силах Соединенных Штатов Америки, как и Англии, ведущую роль играл военно-морской флот, К началу войны он был самым сильным в мире и насчитывал в своем составе 16 линкоров, 7 авианосцев, 18 тяжелых и 18 легких крейсеров, 181 эсминец, 111 подводных лодок{128}. Кроме того, на стадии строительства находилось 8 линкоров, 3 авианосца, 4 тяжелых и 21 легкий крейсер, 98 эсминцев и 37 подводных лодок. Морская авиация имела 1 885 самолетов, в том числе около 500 самолетов, базировавшихся на авианосцы.

В предвоенные годы США далеко отставали от главных капиталистических стран в развитии своих сухопутных и военно-воздушных сил. В составе сухопутных войск, по оценке начальника штаба армии генерала Маршалла, имелось жалкое подобие трех с половиной дивизий, разбросанных мелкими подразделениями по всей стране. Военно-воздушные силы, организационно входившие в состав сухопутных войск, состояли из нескольких не полностью укомплектованных эскадрилий.

К созданию армии и военно-воздушного флота США практически приступили после развязывания фашистской Германией войны в Европе. В июле 1941 г., когда Соединенные Штаты Америки еще не участвовали в войне, президент США официально запросил расчеты на потребность вооруженных сил в военных материалах. В сентябре 1941 г. военное министерство приступило к стратегическим расчетам для определения размеров мобилизации и развертывания американской армии. Эти расчеты легли в основу первоначального варианта так называемой «программы победы».

По предположениям объединенного комитета начальников штабов, общая численность армии к 1 июля 1943 г., т. е. к сроку, когда сухопутные войска и военно-воздушные силы будут готовы к «окончательным, решающим современным боевым действиям», должна была составить около 8,8 млн. человек, или приблизительно 215 дивизий. При этом армия должна была состоять преимущественно из воздушных, танковых и моторизованных соединений{129}.

Из 8,8 млн. человек общей численности армии около 2 млн. человек предназначалось для комплектования военно-воздушных сил, в составе которых предусматривалось создание 239 авиакрыльев (около 63,5 тыс. самолетов).

Первоначальные расчеты и планы по мере уточнения политических целей и задач стратегии США в войне не раз пересматривались и конкретизировались. Тем не менее они послужили основой для довольно быстрого развертывания американских вооруженных сил, особенно после вступления США в войну. Численность сухопутных войск составляла на 1 января 1941 г. свыше 1,6 млн. человек, к концу 1942 г. она возросла почти до 5,4 млн. человек, а к 1 июля 1943 г. общая численность армии достигла 8,3 млн. человек{130}. Военно-воздушные силы в 1942 г. насчитывали 5 042 боевых самолета, из них 2 308 тяжелых бомбардировщиков. В течение 1942—1944 гг. было сформировано девять новых воздушных армий, в том числе четыре армии стратегической авиации. К концу войны США имели семнадцать воздушных армий.

Таким образом, США хотя и со значительным опозданием, однако весьма энергично проводили мобилизационное развертывание своих вооруженных сил, добиваясь уже в ходе войны создания массовой сухопутной армии и мощного военно-воздушного флота

2. Стратегическое сосредоточение и развертывание вооруженных сил на театрах военных действий

Анализ истории войн, особенно опыта мировых войн, показывает, что исторически сложилось два основных способа осуществления стратегического сосредоточения и развертывания вооруженных сил на театре военных действий.

Первый из них состоял в том, что сосредоточение и развертывание войск проводилось с большой активностью и в ограниченные сроки одновременно на всем фронте, открыто и уже после начала войны. Он был типичным для вступления государств в первую мировую войну, вполне соответствуя политическим устремлениям и установившимся военно-теоретическим воззрениям держав обеих коалиций. Хотя воюющие государства и стремились еще в мирное время провести в жизнь как можно больше мероприятий, которые раньше осуществлялись лишь с объявлением войны, стратегическое сосредоточение и развертывание войск на театрах военных действий падали на время после начала войны.

Характерным для вступления ряда государств во вторую мировую, войну было проведение сосредоточения и развертывания войск еще в мирное время, причем сосредоточение проходило в условиях строжайшей маскировки и растягивалось на длительное время. Развертывание же войск в исходных районах и создание исходных группировок для наступления или обороны, наоборот, осуществлялось в сжатые сроки, непосредственно перед началом боевых действий.

Это было то, что составило основное содержание второго способа стратегического сосредоточения и развертывания войск на театрах военных действий.

Государства, которые не успевали провести сосредоточение и развертывание главных сил еще в мирное время, попадали в тяжелое положение. Они не могли в первые дни противопоставить врагу на направлениях его главных ударов достаточно сильные группировки своих войск и оказывались не в состоянии отразить в начале войны его внезапные массированные удары с воздуха и противодействовать глубокому вторжению его наземных войск на свои территории. Это крайне затрудняло завершение стратегического развертывания вооруженных сил, так как его приходилось проводить одновременно с тяжелыми оборонительными боями.