Выставка в патриаршем соборе кремля. В патриаршем дворце кремля открылась выставка "людовик святой и реликвии сент-шапель"


В связи с проведением ремонтно-реставрационных работ вход посетителей на территорию Кремля осуществляется через Троицкие ворота, выход - через Спасские и Боровицкие. Проход посетителей в Оружейную палату и выход осуществляется через Боровицкие ворота.

С 6 июня

временно закрыт проход к Новому кремлевскому скверу.

С 15 мая по 30 сентября

Музеи Московского Кремля переходят на летний режим работы. Архитектурный ансамбль открыт для посещения с 9:30 до 18:00. Оружейная палата открыта с 10:00 до 18:00. Продажа билетов в кассах осуществляется с 9:00 до 17:00. Выходной - четверг. Обмен электронных билетов производится в соответствии с условиями Пользовательского соглашения.


С 15 мая по 30 сентября

экспозиция колокольни "Иван Великий" открыта для посещения.

С целью обеспечения сохранности памятников при неблагоприятных погодных условиях доступ в некоторые музеи-соборы может быть временно ограничен.

Приносим извинения за доставленные неудобства.

В Выставочном зале Патриаршего дворца Московского Кремля 3 февраля открылся масштабный выставочный проект «Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель», подготовленный совместно Музеями Кремля и Центром национальных памятников (Франция) при поддержке Посольства Франции.

Выставка задумана как центральное событие перекрестного года культурного туризма России и Франции.

На выставке представлены 78 шедевров готического искусства, связанных с эпохой Людовика IX, большинство из которых впервые показывается в России. В их числе - витражи из Сент-Шапель - готической часовни-реликвария на территории бывшего Королевского дворца (позднее - Консьержери) на острове Сите в Париже, возведенной Людовиком Святым в 1242-1248 гг., уникальные предметы церковной утвари из крупнейших французских собраний, рукописи и документы из Национальной библиотеки и национальных архивов Франции.


Один из центральных экспонатов выставки - реликварий Тернового венца, созданный в 1806 году, который сейчас хранится в Соборе Парижской Богоматери. Терновый венец был приобретен Людовиком Святым в 1239 году вместе с другими реликвиями Страстей Христовых.


Фото: Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль" В рамках экспозиции представлены рукописи, произведения мелкой пластики, предметы церковной утвари, в том числе украшенные яркими лиможскими эмалями, элементы скульптурного убранства готических соборов.

Часовня была построена Людовиком Святым в 1242-1248 гг. на территории бывшего Королевского дворца на острове Сите в Париже. Представляет собой наиболее полный ансамбль витражного искусства XIII века и считается одной из самых красивых готических церквей небольших размеров.

Капелла была задумана Людовиком Святым как место хранения священных реликвий, вывезенных крестоносцами из разграбленного в ходе крестового похода Константинополя. Главной среди них был «Терновый венец, обагренный кровью Христа», обладание которым должно было упрочить влияние французского королевства в христианском мире.


Фото: Luciano Guelfi (CC by-sa 2.0) В 1239 году Людовик приобрел венец, по некоторым данным, за огромную сумму в 135 тысяч ливров у Латинского императора Балдуина II. По другим источникам, Балдуин II заложил терновый венец венецианцам, у которых он был выкуплен Людовиком Святым. В августе 1239 года терновый венец прибыл в Париж, куда позже были доставлены частицы Креста Господня, Копье Лонгина и другие предметы-реликвии Ветхого и Нового Заветов.

Для святынь такого ранга потребовалось достойное архитектурное обрамление, и на месте старой королевской часовни Святого Николая была возведена новая церковь. Она была построена в рекордно короткий срок, с 1242 по 1248 годы. Работами, предположительно, руководил Пьер из Монтрейля, один из крупнейших зодчих того времени. За образец была взята Святая Капелла при Сен-Жерменском замке, ставшая временным местом хранения реликвий до освящения Сент-Шапель.

Постройка обошлась казне в 40 тысяч ливров, что было лишь в три раза дешевле цены, заплаченной за терновый венец. Дата закладки капеллы неизвестна, но сохранилась точная дата дня освящения Сент-Шапель - 26 апреля 1248 года.

Капелла сильно пострадала во время французской революции. В результате разграбления часть священных реликвий была утеряна, сохранившиеся находятся в Парижской Национальной библиотеке, а терновый венец пребывает в Соборе Парижской Богоматери.


Людовик IX Святой

Людовик IX Святой (1214-1270) - король Франции в 1226-1270 годах, предводитель седьмого и восьмого Крестовых походов. Стал королем в возрасте двенадцати лет и первоначально правил при регентстве матери, королевы Бланки Кастильской.

В 1244 году король тяжело заболел и дал обет возложить на себя крест. Взяв хоругвь, перевязь и посох паломника и испросив в Лионе благословение папы, Людовик с крестоносцами в сентябре 1248 года прибыл на Кипр, а весной 1249 года в Египет. После взятия Дамиетты Людовик подошел к Мансуре, но силы крестоносцев были ослаблены раздорами и беспорядками, и им пришлось отступить.


Во время отступления к Дамиетте сарацины догнали Людовика и взяли его в плен; король откупился огромной суммой денег и возвращением Дамиетты.

В мае 1250 года Людовик отплыл из Египта, но оставался 4 года (1250-1254) в Сирии, дожидаясь новых крестоносцев. Людовик поддерживал христиан в Палестине, заводил отношения с азиатскими государями, укреплял Яффу, Кесарию и Сидон.

Узнав о смерти матери, Людовик после шестилетнего отсутствия вернулся во Францию и ревностно принялся за государственные дела.

В марте 1270 года он отправился в Тунис, надеясь на обращение местного султана в христианство. Ожидая прибытия Карла Анжуйского, Людовик бездействовал. В войске начались эпидемии. В лагере умер сын Людовика Тристан. 3 августа заболел сам Людовик. 25 августа король скончался.

Сразу после кончины Людовика был поднят вопрос о его канонизации. Эту инициативу поддержали многие влиятельные лица во Франции. Спустя 27 лет, в августе 1297 года, буллой «Gloria laus» папа Бонифаций VIII провозгласил короля Людовика IX святым. Людовик был канонизирован под именем св. Людовика Французского; он стал первым святым среди французских королей, если не считать Дагоберта II (652-679), причисленного к лику святых еще до того, как процесс канонизации в Католической церкви получил официальную процедуру.

Именем св. Людовика названо множество католических храмов как во Франции, так и за ее пределами. Так, например, одним из трех действующих в Москве католических храмов является храм святого Людовика Французского, расположенный на улице Малая Лубянка, дом 12а.

Редчайшие экспонаты, многие из которых выставляются всего во второй раз. Особое место занимают витражи 12-го века.

Восемь веков эти предметы не покидали пределы Франции, разбросанные после революции по музеям и частным коллекциям. Виражи истории выбивали драгоценные камни из изящных оправ, стирали краски, рисовали трещины. В веке 21-м от изящества и хрупкости перехватывает дыхание. Французское Средневековье в готических деталях и образах привезли в Москву.

«Если мы хотим привести и увидеть скульптуру деревянную 13 века, нам нужно поместить ее в специальную климатическую витрину. Даже малейшие колебания температуры и влажности могут нанести непоправимый урон сохранности этой вещи», - рассказывает директор департамента международной и выставочной деятельности Музеев Московского Кремля Екатерина Караваева.

Людовик Святой. Один из самых любимых правителей. Чтобы мы увидели все это, французы открыли его драгоценную шкатулку. Так Людовик называл часовню Сент-Шапель в Париже. Под ее своды он свозил христианские реликвии - трофеи удачных крестовых походов. При этом и сами своды - произведение искусства.

Можно повесить на стену картину из Лувра, но за атмосферой Лувра придется ехать в Париж. А организаторы этой выставки атмосферу привезли. Освещение филигранно подобрано чуть ли не под каждый оттенок. И вуаля - когда над Парижем рассеиваются тучи, витражи в церкви Сент-Шапель выглядят именно так.

В средние века они - как картинки в книгах. По витражам неграмотный люд изучал историю веры. Сюжеты из Ветхого Завета. Апокалипсиса. Новозаветная сцена крещения Христа. Больше 1000 витражей в Париже делают часовню парящей в цвете и свете.

В Москву привезли всего 12 витражей. Представители французской стороны признаются: после самолета распаковывали эту многоцветную прозрачность в холодном поту.

«Какую-то особую нежность я испытываю к витражам. Этим витражам восемь веков. Это действительно подвигом явилось - привезти их сюда, в Россию. В XIX веке говорили, что их невозможно реставрировать, что они в результате все-таки рассыпятся. Но теперь мы умеем с ними обращаться. Мы знаем, как их реставрировать», - сказал президент Центра национальных памятников Филипп Белаваль.

А каково ажурным створкам, например, диптиха с изображением Страстей Христовых подниматься в воздух, ведь они из слоновой кости. На такие эксперименты французы не решились. Поэтому это кружево истории привезли из Эрмитажа - российский вклад в выставку.

«Это удивительное впечатление, потому что те экспонаты, которые привезены в Москву, это потрясение для российского зрителя, для российского почитателя искусства», - отметила вице-премьер Ольга Голодец.

«Отдельное спасибо и низкий поклон нашим французским партнерам, которые решились на такой беспрецедентный, исторический, можно сказать, шаг. Merci beaucoup!» - сказал специальный представитель президента России по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов.

Красота хранилась в красоте. Сосуды, ларцы, шкатулки для реликвий - это тоже экспонаты. В хрустале с позолоченным серебром держали терновый венец. Людовик верил, что самый настоящий, с головы Христа. А в этой книге сто миниатюр, написанных с рассказов свидетелей о добрых делах короля. Средневековая канонизация - процедура непростая. Святым без свидетелей никак не стать.

«Мы обращаем к тем, кто размышляет над культурой, историей, происхождением, наших корней», - говорит куратор выставки Ольга Дмитриева.

Душа и сердце Франции временно в Москве, в Патриаршем дворце Кремля. И даже если вы не собираетесь в Париж, сюда обязательно нужно прийти за неповторимым ощущением времени, в котором не жил, и по которому не может быть ностальгии. И от этого, кажется, еще интереснее.

В связи с проведением ремонтно-реставрационных работ вход посетителей на территорию Кремля осуществляется через Троицкие ворота, выход - через Спасские и Боровицкие. Проход посетителей в Оружейную палату и выход осуществляется через Боровицкие ворота.

С 6 июня

временно закрыт проход к Новому кремлевскому скверу.

С 15 мая по 30 сентября

Музеи Московского Кремля переходят на летний режим работы. Архитектурный ансамбль открыт для посещения с 9:30 до 18:00. Оружейная палата открыта с 10:00 до 18:00. Продажа билетов в кассах осуществляется с 9:00 до 17:00. Выходной - четверг. Обмен электронных билетов производится в соответствии с условиями Пользовательского соглашения.


С 15 мая по 30 сентября

экспозиция колокольни "Иван Великий" открыта для посещения.

С целью обеспечения сохранности памятников при неблагоприятных погодных условиях доступ в некоторые музеи-соборы может быть временно ограничен.

Приносим извинения за доставленные неудобства.

«Екатерина Великая в стране и мире»

Экспозиция выставки «Екатерина Великая в стране и мире», открывающаяся 15 февраля в Михайловском замке, расскажет посетителю о знаковой фигуре Российского государства второй половины XVIII века, запечатленной на полотнах Ивана Аргунова, Дмитрия Левицкого, Федора Рокотова, Стефано Торелли, Иоганна Баптиста Лампи старшего, Йозефа Крейцингера, Сальваторе Тончи и др.

Выставка «Екатерина Великая в стране и мире» объединяет около 500 экспонатов из коллекций ведущих музеев России и частных собраний и посвящена отражению в искусстве прогрессивных геополитических и культурных достижений, в которых императрица Екатерина II сыграла важнейшую роль.

«Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции»

Впервые в МИИ им. А.С. Пушкина будет проведена выставка шедевров Лейденской коллекции Томаса С. Каплана и его супруги Дафны Реканати-Каплан: 82 произведения голландского искусства XVII века, ни одно из которых ранее не выставлялось в России. Среди авторов 80 полотен и 2 рисунков: Рембрандт ван Рейн, Ян Вермеер Делфтский, Карел Фабрициус, Франс Халс.


5 сентября 2018 года экспозиция «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции» открывается в Санкт-Петербурге в Эрмитаже и будет доступна для посещения до 13 января 2019 г.

«Династия Мин: сияние учености Династия Мин (1368-1644)»

Московский Кремль / Выставочный зал Патриаршего дворца, выставочный зал Успенской звонницы, 17 апреля - 25 июля 2018 г.

Посетители Московского Кремля смогут познакомиться с искусством эпохи династии Мин (1368–1644), периоду ярчайшего творческого подъема Китая. Выставка прекрасных образцов собрания Шанхайского музея детально описывает эпоху Мин, период, который также называют «культурой интеллектуалов»: редкий фарфор, живопись, резьба по камню и мебель. В особом внимании кураторов выставки предметы, которые в Китае называют «сокровищами кабинета» - изысканные тушечницы и сосуды для разведения туши, подставки под кисти и т.д.


«Скульптуры Сальвадора Дали»

Музей Эрарта / Выставочное крыло 1 этаж, Санкт-Петербург, 25 мая - 23 сентября 2018 г.

В музее Эрарта готовится к открытию выставка скульптур Сальвадора Дали. Самый известный мировой художник-сюрреалист, бросая вызов идее рационального, оставил след в самых различных областях искусства, включая скульптуру. Посетители выставки смогут увидеть несколько шедевров из серии бронзовых музейных скульптур, над которыми Сальвадор Дали работал между 1934 и 1987 годами. В частности, зрители смогут увидеть трехметрового бронзового «Космического слона» и знаменитые «Мягкие часы», нашедшие свое скульптурное отображение в инсталляции «Благородство времени».


Сальвадор Дали. Постоянство памяти © I.A.R. Art Resources
Высота скульптуры: 191 см

«Изобразительное искусство эпохи Эдо»

В рамках перекрестного Года культуры Японии и России, который пройдет в 2018-м, в Музее изобразительных искусств имени Пушкина будут представлены сокровища японской культуры эпохи Эдо. Всего посетители смогут увидеть около 120 картин и гравюр, созданных в XVII–XIX вв. мастерами художественных школ Римпа, Нанга, Тоса, Кано, Сидзе и Укие-э., большинство которых никогда не покидали Японию и имеют статус «национального сокровища».


«Ювелирное искусство Bvlgari» (рабочее название)

Московский Кремль / Выставочный зал Патриаршего дворца, выставочный зал Успенской звонницы, 7 сентября 2018 г. - 13 января 2019 г.

Сразу в двух выставочных залах кремлевского музея, - Успенской звоннице и Одностолпной палате Патриаршего дворца, - вниманию зрителей будет представлено около четырехсот ювелирных украшений из коллекции исторического наследия Bvlgari.


Предметы этой крупной экспозиции неразрывно связаны с именами их обладательниц, таких как Элизабет Тейлор, Одри Хепберн, Ингрид Бергман, Анна Маньяни и в полной мере выражают 1950-1960-х гг. эпоху «дольче вита» (La dolce vita - «Сладкая жизнь»). В экспозицию также вошли ранние серебряные изделия, выполненные в неогреческой традиции основателем семейного дела Сотирио Булгари в 1870–1890-х, а также экстраординарные творения 1970–1990-х годов.


«Михаил Ларионов»

Государственная Третьяковская галерея, Москва, 18 сентября 2018 г. - 20 января 2019 г.

Новая Третьяковка на Крымском Валу представляет ретроспективную выставку Михаила Фёдоровича Ларионова (1881–1964). Экспозиция из 500 работ представляет как известные работы основоположника русского художественного авангарда, такие как «Сад», включенную С. Дягилевым в экспозицию знаменитой выставки Русского искусства 1906 в Париже, так и малоизвестные российскому зрителю, такие как «Лучистая колбаса и скумбрия» (1912) из Музея Людвига, ярко раскрывающую технику беспредметной живописи, названную автором «лучизмом». Кроме собственных работ мастера, в экспозицию вошли образцы собирательской деятельности Ларионова - коллекционера, в частности будут представлены образцы русского и восточного лубка.