Холодные смеси для ямочного ремонта. Капитальный и ямочный ремонт дорожного полотна


Низкая цена на асфальтирование дорог!
от 400 рублей за кв. метр

Ямочный ремонт асфальта

Ямочное восстановление дороги позволяет провести ремонт с минимальной затратой ресурсов. Ямочный ремонт применяется, если повреждения асфальтного покрытия составляют менее 15%, а диаметр ям не превышает 25 метров квадратных. Глубина заливки ямы асфальтной эмульсией составляет 5 см и достаточна для московских дорог.

Стоимость ремонта дорог в Москве от 570 руб.

Для ремонта дороги цена рассчитывается в процессе нанесения разметки. Выделение ям и расчет размеров прямоугольных карт для демонтажа и нанесения заплаток позволяют точно узнать квадратуру и озвучить цену.

Стоимость ямочного ремонта асфальтобетонного покрытия составляет 570 руб. за м2. При этом все расходные материалы входят в стоимость, толщина слоя 5 см.

Вы также можете заказать бесплатный выезд специалиста на объект для консультации по ремонту и строительству дороги. Цена ямочного ремонта асфальта фиксирована, и зависит исключительно от масштаба проведения работ.

Ямочное восстановление позволяет экономить, благодаря частичной замене поврежденных участков. Опыт, оборудование и собственное производство вторичных материалов позволяет ООО “Ундорстрой” устанавливать одну из самых выгодных цен в Москве и области на ремонт дорог.

Наши клиенты

Мы сотрудничаем с московскими градостроительными и районными органами управления транспортным хозяйством уже 15 лет. Нашу компанию выбирают, благодаря гарантиям качества и хорошим рекомендациям из 10 московских районов.

Нашими клиентами уже стали:

Управление всех перечисленных структур положительно отозвалось о нашей компании, оставшись полностью удовлетворенными работой ООО “Ундорстрой”.

Сроки проведения ямочного ремонта асфальта

Одно из преимуществ ямочного восстановления заключается в возможности оперативного восстановления покрытия. Для ремонта не требуется подгонять крупногабаритную технику и перекрывать движение. Объем работ при реставрации минимален и состоит всего из трех основных этапов – подготовки, демонтажа и асфальтирования.

Чтобы выполнить восстановление дорожного покрытия максимально быстро, компания “Ундорстрой” работает:

  • круглосуточно;
  • без выходных дней;
  • по праздникам.

Проведение ямочного ремонта дорог в Москве и области в большинстве случаев не требует перекрывания трассы. Мы выравниваем покрытие поочередно на разных полосах движения. Частичное перекрытие позволяет не создавать препятствия движению автомобилей на время работ.

Единственным ограничением является условие, что дорожный ремонт проводится только при плюсовой температуре и сухой погоде. В противном случае невозможно гарантировать долговечность заплаток и высокие эксплуатационные качества.

Почему стоит заказать ремонт дороги в “Ундорстрой”?

Заказать услуги компании “Ундорстрой” можно связавшись с нами по телефону и договорившись о встрече с консультантом, либо оставив заявку на сайте. В нашем распоряжении:

Все наши работники регулярно проходят сертификацию на способность выполнения дорожно-ремонтных работ. В нашем автопарке есть собственная техника любых габаритов, от виброплит и кохеров, до асфальтоукладчиков и 10-ти тонных катков.

Компания “Ундорстрой” самостоятельно производит вторичный щебень и перерабатывает асфальт, чтобы снизить цену для клиентов. Работу мы начали в 2001 году, и поддерживаем репутацию надежного партнера, для строительства и ремонта дорог в Москве.

Технология ямочного ремонта асфальтового покрытия

После согласования с заказчиком, мы отправляем необходимую технику и сертифицированных специалистов на место ремонта дорожного покрытия. По приезду на объект для ямочного ремонта в Москве, наши специалисты перекрывают одну из полос движения.

После установки ограждений, знаков и организации объездов, квалифицированные рабочие сразу приступают к ремонту дороги. Устранение ям включает несколько этапов:

  1. Нанесение разметки
  2. Выпиливание карт
  3. Демонтаж покрытия
  4. Очистка основания
  5. Асфальтирование
  6. Уборка территории

Разметка наносится для определения объема работ, расчета стоимости и маркировки поврежденных участков. По готовой разметке проходит холодная асфальтная фреза, нарезающая ровные прямоугольные карты для заплат, вокруг ямы.

Вырезка необходима, поскольку микротрещины в полотне занимают большую площадь, чем видимые повреждения. Контур демонтажной карты шире зоны выемки обычно на 20 см. Вырезка фрезой не превышает ширины полосы движения даже при больших трещинах, чтобы не создавать препятствия движению.

После прохождения контуров прямоугольника для заплаты, выемка очищается от образовавшейся крошки, обычно ручным способом, с применением отбойного молотка в центре карты. Компания "Ундорстрой" бесплатно вывозит и принимает асфальтный скол с объекта. С нами вы можете снизить стоимость ремонта дороги при демонтаже.

Очищенная от скола, пыли и мусора, прямоугольная выемка подготавливается компанией "Ундорстрой", для создания несущего слоя, вторичным щебнем собственного производства. Дополнительно возможна обработка горячей битумной эмульсией, для укрепления основы и образования прослойки.

Подготовленный участок засыпается асфальтом, дорожными работниками необходимой квалификации. Насыпка заплатки осуществляется ручными лопатами, из специальной техники – кохеров, которые не дают готовому асфальту застывать.

Следом за рабочими может проходить асфальтный гладковальцовый каток. При небольших объемах работ, дорожные строители используют мобильные виброплиты, для локального ямочного ремонта дорожного покрытия.

Уплотненное асфальтное покрытие не требует ожидания для застывания. После завершения работ, убирается строительная техника, мусор, снимаются ограждения. Транспортный поток по полосе можно восстановить, а рабочие переходят к следующей части либо сдают объект заказчику.


При небольших размерах выбоин распределение и выравнивание смеси выполняют‚ как правило‚ вручную лопатами и гладилками или с помощью ящиков без дна (рис. 9)‚ а на больших ремонтируемых картах (площадь более 20–25 м 2) целесообразно использовать небольшой тротуарный асфальтоукладчик.

После заполнения выбоины (карты) горячей смесью производят ее уплотнение специальными виброплитами или малогабаритными виброкатками с соблюдением всех технологических правил и требований (см. 3-й раздел). Поверхность отремонтированного места после уплотнения должна быть на уровне основного покрытия‚ т. е. не должна иметь ни впадин‚ ни выступов‚ ни вида «корявой нашлепки».

Движение транспорта по отремонтированному участку покрытия открывают сразу после завершения всех работ и остывания уложенной смеси до температуры не выше 30°С. В жаркую погоду время охлаждения смеси можно сократить путем разлива воды с расходом примерно 2 л/м 2 .

Довольно часто возникает вопрос о ремонте покрытий с помощью литого асфальта‚ известного еще с 1914 года. Литой асфальт – горячая смесь тестообразной консистенции‚ в которой важнейшей компонентой является мастика‚ состоящая из высоковязкого твердого битума‚ большого количества минерального порошка и песка (иногда мелкого щебня). Литой асфальт может содержать до 13% битума и до 30–35% минерального порошка‚ что делает его значительно дороже традиционных асфальтобетонных смесей К тому же температура его приготовления и укладки должна быть достаточно высокой (220–250°С).

К заметному росту затрат на использование литого асфальта ведет также необходимость специальных транспортных средств (кохеры с мешалками и обогревом) и особых укладчиков (для строительства покрытий)‚ которые не могут работать на укладке других смесей. Все это сдерживает применение в России достаточно привлекательного литого асфальта на ямочном ремонте и строительстве покрытий.

Струйно-инъекционная холодная технология заделки выбоин на дорожных покрытиях с помощью битумной эмульсии является сейчас одной из наиболее передовых и прогрессивных‚ несмотря на то‚ что в некоторых странах Европы и в Америке она с успехом применяется уже давно.

Суть ее состоит в том‚ что все необходимые операции (рис. 10) выполняются рабочим органом одной машины (установки) самоходного или прицепного типа (рис. 11).

Подготовка выбоины к ремонту сводится фактически только к тщательной ее очистке от пыли‚ мусора и влаги путем продувки высокоскоростной струей воздуха и к обработке поверхности выбоины битумной эмульсией. Операция обрезки‚ разлома или фрезерования асфальтобетона вокруг выбоины в этой технологии может не производиться.

Сама заделка выбоины осуществляется посредством ее заполнения мелким щебнем‚ предварительно обработанным битумной эмульсией в камере смешения машины. За счет вовлечения и подачи щебня воздушной струей‚ его укладка в выбоину происходит с высокой скоростью‚ что обеспечивает хорошую его упаковку (уплотнение)‚ практически исключающую необходимость в дополнительном использовании виброплит и виброкатков.

Для ямочного ремонта по струйно-инъекционной холодной технологии рекомендуется использовать чистый мелкий щебень фракции 5–10 (15) мм и быстрораспадающуюся катионную (для кислых каменных пород‚ например‚ гранита) или анионную (для основных каменных пород‚ например‚ известняка) битумную эмульсию 60-процентной концентрации.

Предварительно в лаборатории следует проверить прилипаемость битума к щебню и время распада эмульсии‚ которое не должно превышать 25–30 мин. При необходимости следует внести коррективы в состав эмульсии и адгезионных добавок.

Расход эмульсии указанной концентрации для подгрунтовки выбоин и обработки щебня в камере смешения машины ориентировочно может составлять 3–5% по массе щебня (по расходу битума – не более 2–3%).

Основные элементы машины или установки для струйно-инъекционного метода заделки выбоин показаны на рис. 12.

Все эти элементы и агрегаты могут стационарно монтироваться на легком прицепе или базовом грузовике. В некоторых случаях возможно их объединение на отдельной раме в виде навесного или переставляемого модуля для подходящего транспорта.

Подобные агрегаты и машины предусматривают выход ремонтера-машиниста из кабины транспортного средства для выполнения ямочного ремонта сзади автомобиля или прицепа. В дальнейшем в эту технологию и схему выполнения работ были внесены некоторые усовершенствования‚ снизившие затраты на сам ремонт.

В частности‚ гибкий рукав‚ подающий материалы в выбоину‚ был установлен впереди автомобиля и закреплен на легкой стреле гидроманипулятора‚ которая способна удлиняться‚ складываться и горизонтально поворачиваться‚ обслуживая определенный сектор покрытия. Пульт управления всеми операциями размещен в кабине грузовика‚ и у водителя ремонтера отпала надобность покидать свое рабочее место. Он выполняет заделку выбоины прямо из кабины в течение 20–30 с (рис. 13).

Струйно-инъекционный метод заделки выбоин можно использовать почти круглый год. Небольшой опыт в России (Рощинское ДРСУ Ленинградской области‚ Подмосковье‚ Саратовская область и в других местах) и более обширная практика его применения‚ например в США‚ Англии и Швеции‚ показывают‚ что фактически крепкую и долговечную заделку выбоины можно обеспечить даже при температуре воздуха до -10...-15°С.

Как правило‚ таким способом ремонтируются выбоины в начальной стадии ямочного разрушения покрытий‚ т. е. в основном небольшого размера (диаметр не более 40–60 см)‚ хотя нет принципиальных и серьезных возражений и препятствий для ремонта выбоин и карт большего размера.

Исследования и опытные работы в течение нескольких последних лет (в основном в США) показали‚ что для качества ямочного ремонта чистота и сухость выбоины играют более важную роль‚ чем даже температура материала и наружного воздуха. Поэтому струйно-инъекционная технология в последнее время подверглась дальнейшему качественному усовершенствованию‚ суть которого свелась к замене очистки и сушки выбоины продувкой высокоскоростной струей воздуха на вакуумную очистку (рис. 14).

Высокопроизводительный вакуумный насос отсасывает из выбоин мусор‚ пыль и влагу. Поверхность становится более сухой и чистой‚ чем при обычном подметании или продувке сжатым воздухом.

Подгрунтовка битумной эмульсией и заполнение выбоины щебнем‚ обработанным эмульсией‚ в вакуумно-струйно-инъекционной технологии аналогичны таким же операциям по струйно-инъекционной технологии.

Разработчики метода и оборудования на основе опыта его использования в 25 штатах США дают гарантию на 3-летний срок службы отремонтированных мест.

Российские дорожники сегодня уже начали более широкое практическое применение струйно-инъекционного метода ремонта с помощью выпускаемого АО «Бецема» (Подмосковье) прицепного к автосамосвалу комплекта оборудования БЦМ-24 (рис. 15).

Уместно заметить‚ что в некоторых российских местах способ ямочного ремонта посмесями не потерял своей актуальности и привлекательности до сих пор.

К холодным относятся асфальтобетонные смеси всех типов или составов по ГОСТ 9128-97 (за исключением типа А)‚ приготовленные на жидком или разжиженном битуме марок СГ 70/130 (среднегустеющий) или МГ 70/130 (медленногустеющий). Предпочтение‚ как правило‚ отдается битуму среднегустеющему‚ так как с ним слой материала в покрытии формируется быстрее‚ чем на медленногустеющем.

Такие смеси готовят в тех же смесительных установках‚ что и горячие. Однако температура приготовления холодных смесей на 40–50% ниже. После мешалки смесь проходит обязательную стадию охлаждения до температуры наружного воздуха‚ затем она складируется и только после этого может укладываться в слой покрытия в холодном состоянии. Допускается ее хранение на складе в штабеле и расходование по мере надобности в течение 3–5 месяцев. Она хорошо поддается погрузке машинами и перевозке обычными транспортными средствами на любые расстояния.

Самой главной и особой технологической проблемой для холодной смеси является обеспечение ее неслеживаемости‚ т. е. сохранение рыхлости без слипания минеральных зерен в комки. Без этого невозможна заготовка смеси впрок и дальнейшее эффективное применение.

Обычно слеживаемость смеси перед складированием понижают путем ее охлаждения на воздухе с неоднократным перелопачиванием отвалом бульдозера‚ погрузчика или автогрейдера‚ а иногда и с поливом водой. Охлажденные и затвердевшие на минеральных зернах тонкие слои и пленки битума теряют свою липкость‚ и смесь в штабелях на складе не слеживается. Для возврата битуму липкости и формирования структуры смеси после укладки в покрытие она должна некоторое время прогреваться теплом воздуха и солнца для испарения легких фракций битума с одновременным хорошим уплотнением катками и транспортом в течение 2–3 недель. Поэтому такой ямочный ремонт асфальтобетонных покрытий предпочтительнее весной или летом и только на дорогах III–IV категорий (интенсивность движения транспорта не более 3000–1000 авт./сут.).

Технология и все ремонтные операции в этом случае аналогичны ямочному ремонту покрытий горячими смесями. В холодной технологии отсутствует лишь жесткое ограничение на время укладки и уплотнения‚ которое накладывается в горячей технологии из-за возможности быстрого охлаждения смеси и снижения ее уплотняемости.

В некоторых зарубежных странах (Швеция‚ Финляндия Норвегия и др.) асфальтобетонные смеси на маловязких и жидких битумах‚ а также на специальном нефтяном вяжущем (смесь в этом случае называют нефтегравием) используют для устройства покрытий из так называемых «мягких асфальтобетонов»‚ применение которых ограничивают дорогами с интенсивностью движения до 1000–1500 авт./сут. Причем‚ при использовании маловязких или жидких битумов смесь для мягкого асфальтобетона готовят и укладывают в покрытие по обычной горячей технологии.

Если же в качестве вяжущего применяют нефтяное вяжущее или битумную эмульсию на основе маловязких и жидких битумов‚ материал для таких смесей может быть холодным или теплым (подогрев паром до 40°С). Так‚ в частности‚ в Финляндии получают холодные складируемые смеси для указанной разновидности асфальтобетона. Их качественное приготовление осуществляется в специальных мобильных (передвижных) установках МХ-30С финской фирмы «Калоттиконе»‚ в которых отсутствует сушильный барабан‚ но имеется специальная емкость для эмульсии и турбоагрегат для производства пара.

Не меньшей эффективностью для ямочного ремонта обладают холодные асфальтобетонные смеси‚ приготовленные на весьма популярных и широко распространенных в мире эмульсиях на основе вязких битумов. Такие смеси называют эмульсионно-минеральными‚ и они могут быть как пористыми‚ так и плотными.

В зависимости от категории дороги и прочности материала в покрытии подбирают требуемый тип или сорт эмульсии по вязкости используемого битума‚ необходимые минеральные материалы и приготавливают холодные смеси‚ которые можно складировать и хранить.

В «холодных» смесительных установках эмульсия заданного типа‚ концентрации и температуры смешивается с ненагретым заполнителем. Сами смесительные установки могут быть практически любой конструкции и назначения‚ в том числе и очень простые с низкими капиталовложениями. При использовании высокосортных эмульсий и минеральных заполнителей в сочетании с более эффективным и совершенным смесительным и дозировочным оборудованием эмульсионно-минеральные смеси способны обеспечить свойства и качество покрытий‚ близкие к таковым у покрытий из горячих асфальтобетонных смесей.

Сроки (до 2–3 месяцев) и условия хранения на складе (открытая площадка‚ закрытое помещение‚ герметичные емкости или запаянные полиэтиленовые мешки) таких холодных смесей зависят от типа эмульсии‚ вязкости битума‚ времени распада эмульсии и устанавливаются индивидуально в каждом конкретном случае.

При необходимости срочно заделать выбоины‚ аварийно опасные для движения транспорта‚ можно использовать любые простейшие и доступные методы‚ материалы и средства‚ способные обеспечить временную (не менее 2–3 месяцев) безаварийную эксплуатацию дороги.

Аварийный ремонт выполняют в любое время года – поздней осенью (мокро и холодно)‚ зимой (холодно) и ранней весной (холодно и мокро)‚ что‚ естественно‚ не может не отразиться на качестве ремонтных работ.

Такие некачественно отремонтированные места с наступлением теплой и сухой погоды подлежат повторному ремонту‚ но уже с соблюдением всех требований и правил выполнения качественной заделки выбоин. Это экономически вполне допустимо и приемлемо‚ учитывая не совсем массовый характер и незначительные объемы аварийно-дефектных мест на покрытии.

При аварийном ремонте используются‚ как правило‚ такие способы временной заделки‚ которые не требуют специальной подготовки выбоин‚ за исключением возможной их очистки от грязи‚ влаги‚ снега и льда.

Главное при таком ремонте состоит в закреплении используемого материала в выбоине так‚ чтобы у него была приемлемая связь с дном и стенками выбоины и чтобы частицы такого материала имели достаточно прочные контакты между собой за счет механического распора и битумных‚ цементных‚ полимерных или других склеивающих прослоек.

Для аварийного ремонта рекомендуется использовать известняковые‚ доломитовые или другие не очень прочные щебеночные материалы (фракции 5–20 мм)‚ предварительно обработанные («холодный» черный щебень) или обрабатываемые прямо в выбоине жидким битумом с ПАВ или битумной эмульсией.

Как правило‚ жидкий битум должен иметь показатель вязкости не ниже 130–200 с ‚ а битумная эмульсия должна быть быстрораспадающейся‚ 50–60-процентной концентрации в подогретом виде. Щебень для этих целей иногда обрабатывают известью или цементом (1‚5–2% по массе).

Некоторые из ремонтных материалов при соответствующих технологиях использования можно применять даже при отрицательных температурах воздуха (до -10...-15°С)‚ хотя другие материалы и технологии эффективны только при +5°С и выше.

В последнее время в зарубежных странах широко практикуется аварийная заделка выбоин и других дефектных мест специальными ремонтными смесями со сроком их хранения 1–2 года в готовом виде в герметичных пластиковых емкостях (ведра‚ бочки‚ ящики)‚ в запаянных пластиковых мешках (по 25–50 кг) и даже в штабелях на открытом воздухе. К таким смесям можно отнести «Репасфальт»‚ «Бормикс» и «Штраласфальт» из ФРГ‚ «Веспро» и «Силвакс» из США‚ «Колмак» из Англии‚ «Эксцел» из Канады и целый ряд других.

Большей частью вяжущим для этих холодных материалов служит модифицированный полимерами жидкий битум со специальными добавками или эмульсия на его основе‚ что делает такие ремонтные смеси достаточно дорогими – около 200 USD/т при цене вяжущего примерно 1000 USD/т. Однако их привлекательные технологические достоинства (холодная технология‚ длительный срок хранения‚ выполнение работ по сырой поверхности и даже при морозе) вместе с высокой прочностью заделки дефектных мест делают возможным и даже целесообразным их использование на мелком и единичном аварийном ямочном ремонте.

Иногда‚ учитывая временный характер и не слишком высокое качество аварийного ремонта‚ умышленно идут на упрощение и удешевление как самого ремонтного материала‚ так и технологии его приготовления и применения.

По такому пути пошла‚ например‚ дорожная служба г. Хельсинки‚ которая уже более 20 лет ежегодно выпускает около 3000 т складируемой холодной смеси «Корсал» для неотложного (срочного) ремонта покрытий и временной заделки траншейных разрытий на городских улицах.

В ее состав входят щебень (3–8 мм)‚ песок и битумная эмульсия (7–8%). Готовят ремонтную смесь холодным способом в обычной бетономешалке (емкость 3 м 3) периодического действия и складируют на открытой площадке. Перед использованием зимой смесь отогревается в теплом помещении.

При наличии битумной эмульсии и соответствующей машины или установки целесообразно для аварийного ямочного ремонта использовать уже рассмотренный струйно-инъекционный холодный способ. Однако из-за невозможности сделать тщательную очистку и подготовку выбоины срок службы такой заделки будет значительно ниже‚ чем в обычных нормальных условиях.

При отсутствии же требуемой струйно-инъекционной техники заделка выбоины возможна путем ручной ее набивки (втрамбовывания) холодным щебнем (лучше черненым) с последующей его обработкой с поверхности битумной эмульсией простым разбрызгиванием из подручных средств. В итоге получится заделка выбоины щебнем‚ пропитанным битумной эмульсией.

Метод пропитки щебня в выбоине‚ но битумом‚ несколько разжиженным и горячим‚ тоже практикуется дорожниками разных стран‚ в том числе России‚ для ликвидации аварийной ямочности. Его отличие от метода пропитки эмульсией состоит в том‚ что сама пропитка выполняется до трамбования щебня. При этом битум нагревают до температуры не ниже 170–180°С. Удовлетворительные результаты можно получить даже при пониженных температурах воздуха (до -5...-10°С).

К своеобразным технологическим приемам можно отнести российский метод обратной пропитки‚ в котором нагретый минимум до 170–180°С битум‚ попадая на оставшуюся на дне и стенках выбоин влагу и на сырой щебень‚ вспенивается с кратностью до 4–6 и покрывает тонким слоем поверхность выбоины и частиц щебня. Проникновение битума между частицами и зернами щебня идет снизу вверх‚ поэтому этот технологический прием ремонта получил название «метод обратной пропитки». Его эффективность ограничена температурой воздуха +5...+10°С. При более низких температурах битум плохо и трудно вспенивается.

В методе пропитки вместо битума иногда используют полимерные материалы. В частности‚ при ремонте полимербетоном выбоина заполняется щебнем‚ который затем пропитывается жидкотекучим составом на основе полиуретановой‚ акриловой или другой смолы‚ при этом в процессе трамбования остаточная вода отжимается из лунки наверх.

Такой ремонт возможен при температуре воздуха от -30 до + 50°С. Движение транспорта открывается через 30 минут. В неблагоприятных погодных условиях (сырость‚ холод) аварийный ямочный ремонт может быть также выполнен влажной органоминеральной смесью (ВОМС)‚ состав и технологию приготовления и использования которой разработали в РосдорНИИ.

ВОМС состоит из известнякового или доломитового щебня фракции 5–20 мм (до 40%)‚ песка с модулем крупности не менее 1‚0‚ минерального порошка (6–12%)‚ вяжущего (гудрон‚ жидкий или разжиженный вязкий битум) в количестве 6–7% и воды. Вместо щебня возможно использование отсевов дробления‚ ПГС‚ дробленого шлака. Готовится такая смесь в холодном виде в смесительных установках АБЗ‚ дооборудованных системой подачи и дозировки воды в мешалку. После выгрузки из мешалки готовую смесь при температуре 25–40°С подают на склад‚ где она хранится в штабеле в течение нескольких месяцев.

Ремонтируют такой смесью выбоины глубиной не менее 3–4 см. Главное достоинство ВОМС состоит в том‚ что она используется уже в готовом виде по холодной технологии‚ на сухом или сыром покрытии и при температуре воздуха до -10°С. Однако следует иметь в виду‚ что зимой и ранней весной формирование прочной структуры ВОМС в покрытии происходит медленно и трудно из-за частых переходов температуры воздуха через 0°С.

Наибольшую прочность этот материал приобретает после полного высыхания‚ но эта прочность не столь велика (в 1‚5–2 раза ниже прочности холодного и в 2‚5–3 раза ниже прочности горячего асфальтобетона)‚ чтобы использовать ВОМС даже на обычном ямочном ремонте покрытий дорог высоких категорий. Лишь аварийный (временный) ремонт покрытий таких дорог допустим этой смесью.

Не менее интересную и полезную разработку для ямочного ремонта покрытий‚ в том числе аварийного‚ в свое время сделали в СоюздорНИИ: складируемые асфальтобетонные смеси (САС) на вязких битумах‚ которые можно хранить‚ укладывать и уплотнять в холодном виде.

Их готовят на вязких битумах с повышенными тиксотронными свойствами‚ что достигается путем ввода в них специальных пластификаторов (летнее автотракторное дизельное топливо ЛТД и нефтяное сырье СБ для производства вязких дорожных битумов). Но положение с практическим использованием и внедрением САС остается пока таким же‚ как и с ВОМС‚ т. е. не очень удовлетворительным.

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА
(РОСАВТОДОР)

ЦЕНТР
ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА И ЭКОНОМИЧЕСКИХ
МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ
(ЦЕНТРОРГТРУД)

СБОРНИК КАРТ
ТРУДОВЫХ ПРОЦЕССОВ НА РЕМОНТ И
СОДЕРЖАНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

Карта трудового процесса

Ямочный ремонт асфальтобетонных покрытий
при глубине выбоин до 50 мм
с применением машин ЭД-105

КТП-1.01-2001

Издание второе, переработанное и дополненное.

(Выпуск 1)

Москва, 2001 г.

Карты трудовых процессов предназначены для совершенствования организации труда рабочих, занятых на ремонте и содержании автомобильных дорог.

Карты определяют прогрессивную технологию работ, рациональное использование рабочего времени, технологическую последовательность выполнения работ на основе передовых приемов и методов труда.

Карты могут быть использованы при разработке организационно-технологической документации при ремонте и содержании автомобильных дорог (ППР и другие), планировании работ, а также в учебных целях при подготовке высококвалифицированных рабочих.

Сборник карт трудовых процессов подготовлен инженерами А.И. Анашко, Е.В. Купцовой, Т.В. Страховой.

Ответственный за выпуск А.А. Морозов.

. Область и эффективность применения карты

Примечание: В затраты труда по карте включено время на подготовительно-заключительные работы - 5 % и отдых - 10 %.

Использование методов и приемов труда, рекомендованных картой, позволит повысить выработку на 8 %.

. Подготовка и условия выполнения процессов

3.3 . Спецодежда и спецобувь.

1 . Полукомбинезон хлопчатобумажный 4

2 . Ботинки кожаные 4 пары

3 . Рукавицы брезентовые 3 пары

4 . Рукавицы комбинированные 1 пара

5 . Наколенники брезентовые 3 пары

6 . Жилет сигнальный 3 шт.

3.4 . Потребность в материалах на 10 м 2 ремонтируемой площади при глубине выбоин до 50 мм: смесь асфальтобетонная горячая мелкозернистая (ГОСТ 9128-84 ) - 1,19 т; битум жидкий - 5 л; топливо дизельное.

4. Технология процессов и организация труда

4.1 . Работы по ямочному ремонту асфальтобетонных покрытий с применением машин ЭД-105 для ремонта асфальтобетонных покрытий проводятся в следующей технологической последовательности:

Установка и снятие ограждений и переходы рабочих на расстояние до 50 м;

Разломка и обрубка краев покрытия ремонтируемой ямки отбойным молотком;

Очистка ямок от пыли, грязи и обломков покрытия;

Смазка битумом краев покрытия и основания;

Укладка и разравнивание асфальтобетонной смеси;

Укатка смеси вибрационным ручным катком;

Разогрев битума с обслуживанием битумного котла;

Обслуживание компрессора и генератора.



4.3 . Схема организации рабочего места

М 1 , А 1 , А 2 , А 3 - места нахождения рабочих; 1 - инвентарный барьер; 2 - дорожный знак; 3- конусы направляющие; 4 - выбоины на покрытии; 5 - дорожный знак; 6 - дорожный знак; 7 - машина для ремонта черных покрытий; 8 - карта-вырубка, заполненная асфальтобетонной смесью. Стрелкой указано направление движения звена.

Схема расстановки дорожных знаков при ремонтных работах (объезд по проезжей части).

Разломка и обрубка краев покрытий ремонтируемой ямки отбойным молотком



Нередко на улицах городов можно увидеть дорожную бригаду, которая производит ремонт асфальтного покрытия, путем заделывания ям и выбоин. Подобный ремонт производится в любое время года.

Основные причины повреждения асфальтного полотна

Необходимо производить при частичном разрушении асфальтного покрытия. Причинами его могут быть различные факторы:

  • длительная и интенсивная нагрузка на дорожное полотно (большой ежедневный поток транспорта);
  • состав или структура асфальтного покрытия не соответствует нагрузкам на него;
  • повреждения асфальта от механического воздействия;
  • покрытие повреждено вследствие проведенных ремонтных и восстановительных работ коммунальных служб (замена коммуникаций, ликвидация порывов труб);
  • корни растущих неподалеку зеленых насаждений;
  • разрушение асфальта от регулярного воздействия на него горюче-смазочных материалов.

Частичное «расслоение» асфальтного покрытия может быть спровоцировано нарушенной технологией изготовления состава. Это может быть недостаточное количество битума в смеси или были допущены нарушения при укладке асфальтного полотна.

Производить «дырочно-латочный» ремонт необходимо для того, чтобы покрытие не разрушалось еще больше, что приведет к полной замене асфальтного покрытия целого участка дороги.

Технологический процесс ямочного ремонта

Подобный ремонт довольно простой и состоит из нескольких этапов: разметка участка, вырубка и чистка ямы, асфальтирование выбоин.

Подготовительные работы:

  • Сначала размечают участки повреждения, для этого составляют схематическую карту для ремонта ям. Выделяют прямоугольными фигурами площади поврежденного участка дороги, где нужна замена асфальта.
  • Затем производят вырубку и чистку размеченных прямоугольников на глубину до 15 см при помощи отбойных молотков и резчиков швов. В случаях, если повреждение обширное применяется техника, предназначенная для этих целей.
  • После вырубки проверяется качество укладки покрытия, возможно, главная причина разрушения в некачественно уложенной основе или ее полном отсутствии. Когда основа есть, то просто досыпают щебень и утрамбовывают. В случае отсутствия «подушки» из щебня, выбоину вычищают от грязи и делают основу заново. Перед заделыванием выбоин их края обрабатывают битумом для лучшего скрепления старого слоя асфальта с новым. Если повреждена обширная площадь дороги вырубку и демонтаж производят при помощи экскаватора.

Процесс асфальтирования ям

При небольшой величине выбоины ее заделывают вручную, засыпая асфальтную массу специальными гребками. Утрамбовывают и разравнивают место заделанное асфальтом при помощи ручных катков или виброплит. Большие выбоины заделывают при помощи асфальтоукладчика, утрамбовывают при помощи катка.

Дорожного покрытия на 30-40% больше, чем полное асфальтирование дороги из-за использования ручного труда.

Дороги и улицы, по общему правилу, воспринимаются как транспортные артерии, пути сообщения. Но нередко случается так, что они превращаются в своеобразную стройплощадку, на которой разворачиваются работы по фрагментарной замене асфальтобетонного покрытия - ямочному ремонту.

Причины разрушения асфальта. Необходимость ямочного ремонта асфальта возникает в случае его частичного разрушения. Причины могут быть самые разные:
- интенсивная или длительная эксплуатации дорожного полотна;
- несоответствие нагрузок и состава покрытия;
- механические повреждения;
- разрытия, выполненные коммунальными службами в ходе ремонта подземных коммуникаций;
- корни близко растущих деревьев;
- регулярное попадание на асфальт ГСМ.

Хрупкость асфальта может быть вызвана нарушениями в технологии его изготовления (недостаточное содержание битума) или нарушениями в технологии его укладки (недостаточное уплотнение, работа с остывшей асфальтобетонной смесью, некачественное основание). Какие бы конкретные причины ни побуждали к проведению ямочного ремонта асфальтобетонного покрытия, его делать столь же необходимо, как и обращаться к стоматологу при появлении кариеса: упустишь в малом – можешь потерять в большом.

Технология ямочного ремонта не сильно "мудрёная". В любом случае, начинать надо с разметки повреждённых участков, для чего вычерчивают карту ямочного ремонта, забирая в прямоугольники все участки полотна, подлежащие замене. Вырубка повреждённых участков асфальта производится на глубину 5-15 см (в зависимости от габаритов ямки, трещины и т.п.): контур прорезается резчиком швов, а середина демонтируется при помощи отбойных молотков. В тех случаях, когда замену асфальта нужно выполнить на достаточно большой площади, и вручную сделать это затруднительно, - используется специальная техника.

Необходимо проверить качество основания под удалёнными фрагментами асфальта: возможно, именно из-за этого и возникла надобность в ремонте. Одно дело, если "корень зла" - в тонком или плохо утрамбованном основании, тогда достаточно будет подсыпать щебня и тщательно его утрамбовать. Другой случай, когда под асфальтом основания просто нет. Вместо него – куски глины, грунт, а то и просто грязь. Тут придется поработать тщательнее, выполняя полноценное щебеночное основание по всем правилам.

Непосредственно перед укладкой асфальтовой "заплатки" края ямки обрабатываются битумом: производится розлив вяжущих материалов, обеспечивающих лучшее сцепление и примыкание нового слоя к старому.

Отдельно остановимся непосредственно на процессе асфальтирования. В тех случаях, когда толщина асфальта более 6-7 см, укладка осуществляется в 2 слоя. Один слой асфальта - по общей практике - должен составлять 4-6 см. Асфальт высыпают, разравнивают (планируют), затем укатывают (уплотняют). На этом этапе очень важен профессионализм асфальтировщиков. Нужно правильно рассчитать количество неуплотненной асфальтобетонной смеси, с тем, чтобы после ее уплотнения уровень восстановленного покрытия совпал с уровнем на примыкающих участках. В ходе уплотнения асфальт «приседает» примерно в 1,5 раза.

Техника и инструмент для ямочного ремонта. Разрушение и выборка старого асфальта и нижележащих слоёв осуществляется с помощью резчиков швов, отбойных молотков, а то и экскаваторов. В случае, если требуется демонтаж старого асфальта на значительных площадях, используются специальные машины – дорожные фрезы. Порой, наоборот, незначительные объемы работ, сопряженные с разного рода стесненностями, вынуждают использовать и ручной труд.

Планировка асфальтобетонной смеси в ходе ямочного ремонта производится исключительно вручную - при помощи гребков (они внешне напоминают швабры). Для уплотнения основания, да и асфальтобетонной смеси на малых по площади участках применяются виброплиты, вибротрамбовки, маленькие ручные катки. Очень удобными для выполнения ямочного ремонта являются ручные вибрационные катки массой порядка полутонны.

Литой асфальт: плюсы и минусы. Довольно широкое распространение получила технология ямочного ремонта с помощью литого (жидкого) асфальта. Эта технология регулируется ГОСТ Р 54401-2011. Такую асфальтобетонную смесь отличает повышенное содержание битума. К месту укладки она транспортируется в специальных машинах с закрытым кузовом, обеспечивающих подогрев и перемешивание. Основным достоинством технологии литого асфальта является то, что литой асфальт не требует уплотнения. Его распределяются в подлежащих ремонту лакунах с помощью гребков, после чего он растекается и застывает. Это, естественно, проще и быстрее. Правда, есть у этой технологии и недостатки. Во-первых, более высокая стоимость, а, во-вторых, тот факт, что летом в условиях высоких температур покрытие из литого асфальта плавится, растекается, продавливается.

Стоимость ямочного ремонта. Ямочный ремонт асфальтобетонного покрытия дорожного полотна и тротуаров - совсем не то, что простая укладка асфальта. И объёмы таких работ невелики, и пространство, на котором он выполняется, значительно меньше. Зато доля ручного труда - значительно выше. Эти обстоятельства делают ямочный ремонт довольно дорогой позицией: стоимость его выше обычного асфальтирования на 30-50%.