Какая вера у американцев. Религия


Более 90% населения США объявляют себя верующими людьми. Причем в США широко представлены почти все мировые конфессии и поскольку США старается свято блюсти демократические принципы, то и в отношении вероисповедания, объявлена полная свобода.

Почти невозможно ответить на вопрос: какая религия в США является ведущей, какая конфессия доминирует, поскольку даже в ХХ1 веке появляются все новые и новые течения в уже существующих религиозных направлениях.

После открытия Америки в конце 15 века сюда устремились авантюристы из всех стран Европы в надежде на лучшую жизнь. Почти все они были протестантами или лютеранами, поэтому в Новом Свете господствующей стала реформаторская церковь.

Канада и северо-восточная часть Северной Америки были заселены британскими переселенцами, которых жестоко притесняла англиканская церковь. Все они исповедовали или баптизм или были пуританами. Это религиозное направление требовало отречения от всяких развлечений, требовало соблюдения строгого поста и скромности в одежде и поведении.

Но в других районах, где заселялись переселенца из Германии, Ирландии, Испании и Португалии, были установлены другие религиозные традиции и устои, поскольку все приехавшие считали своим долгом сохранять что-то в память об оставленной родине и на новой земле устанавливать свои правила.

В Северной Америке до прибытия переселенцев жили индейские племена, исповедующие шаманизм и тотемизм. С приходом европейцев индейцы постепенно удалялись на север в сторону Аляски и Канады.

Религиозные направления в современной Америке

Абсолютное большинство (около 80%) верующих Америки являются христианами, при этом можно встретить все направления христианства: официальные — католицизм и православие и появившиеся позднее – все направления реформаторской церкви.

Православная церковь занимает первое место по количеству прихожан в Америке, после них идут представители реформаторской церкви- протестанты. Представители данной конфессии имеют великое количество направлений, но их всех объединяет то, что они должны строить свою жизнь по правилам раз и навсегда установленным главной книгой всех христиан – Библией.

Службы в протестантской церкви во многом отличаются от привычных нам богослужений в христианских храмах и соборах. На этих встречах или собраниях, как их еще называют, могут проповедовать не только священнослужители, но и желающие прихожане, подается угощение, встречи проводятся в неофициальной обстановке и псалмы мало напоминают нам церковные торжественные песнопения.

Если вспомнить проповеди Мартина Лютера, отца Реформации, то он и призывал к упрощению церковных служб и отказу от пышности и богатств, особенно в периоды всеобщего обнищания.

На вопрос, какая религия является государственной в США, нельзя ответить однозначно.

Особенности религии мормонов

Наверняка, многие слышали об одном из направлений Реформаторской церкви – мормонах или Новой церкви Иисуса Христа. Их учение до сих пор вызывает множество споров, поскольку оно весьма противоречиво и хотя пытается чисто внешне опираться на Библию, но его скорее можно назвать оккультной сектой.

Центром этого учения является южный штат Юта. Управляет каждой общиной мормонов выбранный тайным голосованием Президент и два его помощника, которые выполняют также функции казначеев. Мормоны весьма активно занимаются миссионерской деятельностью и количество их членов медленно, но неуклонно повышается.

У мормонов отсутствуют специальные молитвы и псалмы, их собрания построены на импровизации и проповедях. Они по своему проводят обряды крещения и венчания, при этом это единственная церковь в христианстве, которая признает многоженство.

Выйти из данной секты достаточно трудно и она запрещает бывшим своих членам проводить новое крещение в качестве наказания.

Адвентисты Седьмого дня

Совершенно особое место в религиозных направлениях занимает церковь Адвентистов Седьмого дня, ожидающих скорое пришествие Иисуса Христа на землю. Их нельзя полностью отнести к протестантам и, конечно же, к официальной христианской церкви. Это особое учение стоит того, чтобы о нем упомянуть отдельно.

Библия – священная книга, но наряду с ней изучается «Откровение» Елены Уайт и на основе этих учений и строятся законы поведения адвентистов.

Единственные из христиан адвентисты считают, что душа человека смертна, но господь, спустившись на землю, может ее воскресить и она пойдет на суд. Они же отрицают наличие ада, поскольку после беседы с господом любая душа раскается в своей неправедности.

В своих «Откровениях» Елена Уайт видела, что из всех дней Бог почитает субботу и именно в этот день должны верующие отдыхать от трудов и посвятить его молитве и духовному размышлению.

Со временем, конечно, данное вероучение подвергается изменениям и становится все больше похожим на любое протестантское учение.

Католицизм в США

Перед Гражданской войной 1861 года Америку стали активно засеять ирландцы – католики, поэтому количество представителей католицизма резко увеличилось.

Как мы знаем из истории Европы, между протестантами и католиками постоянно велась непримиримая вона, но в США этого не наблюдалось, хотя на первых порах, естественно, было несколько настороженное отношение друг к другу. Но со временем католическая церковь настолько укрепила свои позиции, что стала строить свои школы, госпитали и другие учреждения, основанные на принципах католицизма.

Поскольку со времен Первой Конституции в США церковь отделена от государства, любой гражданин страны имеет право выбирать религию по сердцу и получать образование в любом учебном заведении, как светском, так и религиозном.

Установление какой-то одной конфессии также запрещено государством, поэтому религиозные учебные заведения не слишком приветствуются политикой.

США – воистину удивительная страна, полная противоречий. Ее культура и религиозные воззрения сложились из верований и воззрений представителей самых разных национальностей и религиозных учений.

В последнее время наблюдается увлечение религией именно у молодежи США, многие считают, что таким образом молодое поколение протестует против устоявшихся догм и порядков.

21 ноября 1620 г. у мыса Код в Северной Америке бросил якорь корабль с названием «Мэйфлауэр». На берег сошли несколько десятков человек, которые станут основателями новой нации.

Лидеры семей подписали соглашение: отныне все члены общины будут сообща строить свой собственный мир со своими собственными законами. 25 декабря, в Рождество, поселенцы начали строить деревню. Так началась история Соединенных Штатов Америки.

В Новом Свете спасались от религиозных преследований

В XVI-XVII вв. Европа горела в огне религиозных войн. Людей преследовали за убеждения. Пылали костры инквизиции.

Реформация ‒ движение за перестройку католической церкви

Отколовшиеся от католической церкви религиозные движения стали назваться протестантскими. Несмотря на единую антикатолическую позицию, протестанты не смогли договориться друг с другом и начали с азартом преследовать не только католиков, но и всех тех, кто не принадлежал к конкретному протестантскому движению.

в этом году Колумб открыл Америку, новый континент начали осваивать

Неизвестно, как бы сложилась судьба преследуемых, но в 1492 г. Колумб открыл Америку. В течение XVI в. новый континент начали осваивать.

Угнетенные люди, не желающие жить в постоянном страхе и борьбе за свои убеждения, увидели возможность построить свое общество и жить так, как считали нужным.

История США началась с маленьких религиозных общин.

Америка населялась приверженцами самых разных религий

Большая территория Нового Света позволила урвать свой кусок разным по культуре и религии странам. Переселенцы приносили свои традиции, обычаи и веру. Это наложило отпечаток на распространение религии в Соединенных Штатах.

Восток и Северо-Восток США заселяли бежавшие от религиозных преследований протестанты. Юго-Запад и Юго-Восток получил в наследство от Испании и Франции католицизм. Северо-Запад долгое время был православным. Пустынные районы в центре страны стали удобной средой для роста различных христианских сект.

Бежавшие от преследований евреи принесли иудаизм. Нестабильность на Ближнем Востоке во второй половине XIX в. принесли на американскую землю ислам. Вместе с негритянскими рабами пришли культы вуду.

Ничтожное число оставшихся в живых индейцев исповедуют древние анимистические верования.


В США полная свобода вероисповедания, а церковь отделена от государства

Отношение церкви и государства были заложены сразу после победы США в войне за независимость. Первая поправка к конституции 1791 г. гласит:

Церковь в Америке отделена от государства. Государственной религии в США не существует. Государственная статистика по количеству верующих и их конфессиональной принадлежности отсутствует, ответ на вопрос «Какая вера в США имеет больше всего последователей» дают частные социологические фирмы.

Половина населения страны исповедает протестантизм

Белый англосаксонский протестант ‒ WASP ‒ синоним понятию «настоящий американец»

В Новом Свете нашли убежище сторонники первых протестантских конфессий. Сейчас их счет идет на уже десятки: англикане, лютеране, пятидесятники, пресвитириане, баптисты, адвентисты, квакеры, методисты, перфекционисты…

человек протестантской веры, сегодня живут в США

В своей массе протестанты отрицают Священное Предание, иконы, святых, мощи, церковную организацию, священничество, Таинства кроме крещения и причастия.

Больше всего в Америке баптистов: 50 млн. человек, треть от общей численности всех протестантов. Баптисты выступают за отделение церкви от государства, свободу совести, не пьют, крестятся только во взрослом возрасте, являются активными противниками контрацепции и абортов. В баптистских семьях обычно много детей.

Крупнейшая баптистская организация в США ‒ Южная баптистская конвенция.


Быстро растет число представителей так называемых не деноминационных церквей. По воззрениям это типичные протестантские церкви, которые довели до абсолюта принцип конгрегационализма – учения об автономии каждой отдельной общины верующих.

Деноминация ‒ промежуточное положение между церковью и сектой

Всего в США 20-25 млн. прихожан не деноминационных церквей.


За баптистами идут методисты и пятидесятники. Каждая из конфессий насчитывает по 15-20 млн человек.

Методисты утверждают о возможности спасения в земной жизни, говорят о добрых делах как о плодах веры. Добрые дела надо делать для людей, поэтому методисты активно участвуют в общественной жизни.

На базе учения методистов возникли пятидесятники. Они ввели в богослужение практику глоссолалии. Позднее от пятидесятников откололись харизматы, в своем учении делающие упор на чудесах и призывающие осовременить богослужение. Название взяли от праздника Пятидесятницы.

Глоссолалия ‒ произнесение во время молитвы нечленораздельных звуков


Крепко свои позиции держат самые первые протестантские конфессии: лютеранство, кальвинизм (в форме пресвитерианства) и англиканство.


Многие протестантские церкви выступают за экуменизм ‒ максимальное сближение и объединение всех христианских конфессий.

Католики держат уверенное второе место

Христианство в США не ограничивается протестантизмом. Массовая иммиграция ирландцев, поляков и итальянцев в XIX-XX вв. вывела католицизм из маленькой обособленной группы верующих в серьезную общественно-религиозную силу.

Католики

на сегодняшний день в США, являются католиками 22% населения

Сейчас Католическая церковь в Америке состоит из 33 архиепархий и 145 епархий с общей численностью прихожан в 70 млн. человек, или 22% населения. Из-за четко проводимой работы по миссионерству приверженцы католической церкви равномерно распределены по всей территории Штатов.


Либерализм в вопросах вероисповедания позволяет существовать самым разным учениям

Протестантизм отрицает Священное Предание. Источником является только Священное Писание. Толковать Писание можно только на основе самого Писания. Это породило массу толкований и религиозных организаций, которые эти толкования проповедуют.

Секта ‒ религиозное течение, отличающееся от официального

В США нашли убежище сторонники самых различных идей. Сами США стали родиной множества христианских сект, самыми известными из которых стали мормоны и печально известные Свидетели Иеговы.

Мормоны ‒ одна из самых влиятельных сект в США

Глухая отдаленная пустыня штата Юта стала гнездом одной из наиболее известных, влиятельных и богатых сект ‒ Церкви Иисуса Христа Святых Последних дней.


Секту основал Джозеф Смит в первой четверти XIX в. Он утверждал, что после Вавилонского пленения еврейское колено Манассии переехало за океан. Сначала люди жили хорошо и счастливо, но потом рассорились, разделились на два лагеря, развязали войну.

В такой войне победителей быть не может: Бог наказал грешников и сделал их краснокожими. Так появились индейцы.

Джозеф Смит в первой четверти XIX в. основал секту и выпустил в свет священную Книгу мормонов

Смит утверждал, что ему явился ангел и указал место, где зарыты писания некоего древнего летописца Мормона и велел Смиту перевести их. Через некоторое время Смит выпустил эти писания в свет ‒ так появилась главная священная книга мормонов ‒ Книга мормона.

Мормоны не пьют кофе и чай, не смотрят телевизор. У них большие семьи: мормоны чтят традиции и преемственность поколений. Ярые противники абортов.

Ведут активную миссионерскую деятельность: мормонские проповедники действуют по всему миру.

Раньше среди мормонов было распространено многоженство

Мормоны официально владеют массой недвижимости и, несмотря на свою относительно небольшую численность (6,5 млн. человек или около двух процентов) обладают огромным влиянием в Соединенных Штатах.


В Америке есть и православные христиане

В Америке много православных христиан. Большинство из них ‒ примерно 500 тысяч человек ‒ принадлежит к Константинопольской православной церкви.

1 млн. ‒ такое количество православных насчитывают американские социологи

Вторая по численности ‒ получившая автокефалию в 1970 г. от Московского патриархата Православная церковь в Америке. Она окормляет почти 90 тысяч человек.

Две другие православные церкви ‒ Антиохийская и Сербская ‒ обслуживают арабские и сербские православные общины и насчитывают по 70 тысяч человек.

Девиз на американском долларе гласит «В Бога мы веруем». И, действительно, как утверждают американологи, США практически не знали подобного Европе повального атеизма, и религия в жизни американцев играла и играет значительную роль. Только вот какая религия? Какая именно вера (речь идет о большинстве американцев) позволяет жить в мире с американским образом жизни, и успешно функционировать в обществе безграничного потребления. Ведь не то что к мусульманам, но даже к католикам (которым, по мнению жителей США, не хватает толерантности) относятся здесь с некоторым подозрением. На этот вопрос отвечает исследование, проведенное службой Pew-Forum, занимающейся вопросами религии и общественной жизни, говорящее о том, что большая часть американцев придерживается не конкретного религиозного учения, а компилируют свою собственную, частную религию из разнообразных представлений о вере. При этом христианские традиции нередко сливаются здесь с отдельными моментами, присущими азиатским религиям - в духе движения New Age. По словам сотрудника Pew-Forum Аллана Купермана, для многих в США стало совершенно привычным перемешивать различные религиозные убеждения и практики. При этом интенсивность занятия религией в достаточной степени усилилась. Почти половина из более чем 4000 опрошенных американцев заявили о том, что у них есть определенный религиозный или мистический опыт, или что им довелось пережить «момент внезапного религиозного прозрения или пробуждения». Число сказавших об этом стало почти в два раза больше по сравнению с 1962 годом, когда проводился подобный же опрос. Почти что четверть опрошенных и 22% респондентов, относящих себя к «практикующим христианам» заявили, что верят в реинкарнацию – то есть, в представление о том, что после смерти они снова и снова будут рождаться в новом образе. Широкое распространение имеют и представления религии New Age, последователи которой среди прочего верят в спиритуальную энергию деревьев и кристаллов. Астрология тоже является важной составной частью убеждений многих американцев. А 16% опрошенных заявили, что верят в «дурной глаз». Примерно 30% реципиентов признались сегодня в том, что, по их ощущениям, им доводилось вступать в контакт с умершими, в то время как в 1996 году число их составляло лишь 18%. Каждый третий регулярно или время от времени посещает богослужения в одной или нескольких церквях, а четверть опрошенных бывают также и на различных мероприятиях, организуемых религиозной общиной. Социолог религий Майкл Линдсей из университета Райс в Хьюстоне (Техас) сказал, что американцы свою религию составляют как playlist – то есть, почти так, как любители музыки собирают любимые мелодии на компьютере или на MP3-плейере. «Подобно тому, как все мы перcонализируем наш iPhone, мы персонализируем и нашу религиозную жизнь», - заявил ученый. Подобный подход кажется тем притягательнее, или, говоря американским языком, комфортнее, поскольку позволяет избежать табу, имеющиеся в каждой традиционной религии. Кроме того, так вовсе не обязательно двигаться к Богу, а можно лепить своего бога по собственному усмотрению, как больше нравится и как удобнее. Вроде, как делай что хочешь, «лишь бы в душе был Бог», совершенно не задумываясь о том, что Ему нечего делать в себялюбивой, эгоцентричной, мелкой, развращенной душонке. С таким подходом можно оправдать, и разрешить себе все что угодно, вплоть до труположества и черной магии. Такой подход, собственно говоря, и является базой для New Age, которая, по мнению иеромонаха Серафима Роуза, является религией грядущего антихриста. Понятно почему – такое смешение лишает человека понимания, что есть зло, а что есть добро, не дает отличить истины от лжи, словом, полностью его дезориентирует и превращает в послушную марионетку в чужих руках. Примечательно, что идея New Age, как движения, позволяющего «объединить» и синтезировать различные религиозные учения и практике возникли в США не на пустом месте. Как известно, масоны, чья роль в создании и строительстве этой державы очень велика, любят хвастаться, что на «алтарь» их «храма» возложены приношения каждой из существующих религий. Теперь эта духовная всеядность перестала быть эксклюзивной практикой «блистательных братьев», и отдана в пользование «профанов». Так вольные каменщики именуют всех не принадлежащих к их кругу.

Официально в США нет ни государственной религии, ни государственной церкви. По конституции США, каждый гражданин США вправе исповедовать любую религию (1-я поправка в конституции, в «Ьилле о правах», принятом в 1791 г.). Однако в конституциях отдельных штатов очень долго сохранялось признание той или иной господствующей церкви. По конституции штата Массачусетс, до 1822 г. избирательным правом пользовались лишь лица, принадлежавшие к пуританской церкви; в Пенсильвании для занятия официальной должности требовалась вера в Ветхий и Новый завет. Правда, с 1790 г. требования несколько смягчились, достаточно было слыть верующим в бога.

Законами штатов устанавливались ограничения для католиков, для людей, исповедовавших иудаизм, а в некоторых штатах - для атеистов.

В США насчитывается 265 вероисповеданий, сект и толков. Среди них есть мелкие (от нескольких десятков и менее последователей; секта «Первобытных друзей», например, состоит из 14 человек) и крупные, число последователей которых доходит до десятков миллионов.

Обилие различных церквей и сект в США связано с этнической историей страны, которую заселяли люди самых различных национальностей и вероисповеданий. Обращает на себя внимание множество протестантских толков. Здесь и методисты, и лютеране, и пресвитериане,и меннониты, и многие, многие другие - это наследие религиозных гонений и войн в Европе XVII-XVIII вв. Но среди ранних поселенцев были и католики, искавшие, как и их противники, в Америке убежища от преследований протестантов (английские католики в годы царствования Якова Стюарта, ирландцы при Кромвеле и др.).

Более поздняя иммиграция из Ирландии, а также из Восточной и Южной Европы, Италии и Польши тоже увеличивала католическое население страны.

Уже в XIX в. в США жили представители почти всех религий мира. И все же наиболее многочисленны по числу приверженцев протестантские церкви (всего 41,9 млн. верующих из общего числа учтенных членов религиозных общин в 72,5 млн.; из них 16 335 тыс. баптистов, И 656 тыс. методистов, 6410 тыс. лютеран и 6110 пресвитериан), католическая (61 4/о тыс. верующих) и иудаистская (5 млн. человек). Они- то и оказывают наибольшее влияние на политическую, экономическую и «кз’льтурную жизнь страны.

Основной- социальной базой протестантских сект считается средняя и мелкая буржуазия, фермеры. Католическая церковь более широко охватывает рабочих (среди которых очень много лиц ирландского, польского, французского, итальянского происхождения). Принадлежность к некоторым сектам протестантской церкви рассматривается как признак хорошего тона и высокого общественного положения. Такова епископальная церковь, унитарианская и конгрегационалистская секты в Новой Англии, голландская реформатская церковь в штате Нью-Йорк, или пресвитерианская в штатах Среднего Запада. Кдк правило, потомки «старых американцев» (old americans), причисляющие себя к англосаксам, принадлежат к тому или иному толку протестантской церкви (епископальной, баптистской, методистской, пресвитерианской). Негры тоже в основном протестанты, но у них свои секты, отдельно от белых.

Протестантское вероучение в прошлом, на протяжении всей истории английских колоний в Америке и истории США, было наиболее удобным для буржуазии. Его догмы наложили сильный отпечаток на идеологию многих рядовых американцев. «Протестантская этика», в частности кальвинистское учение о «предопределении», широко привилось в Америке. Согласно этому учению, бог предопределил судьбу людей, одних - к вечному спасению, других - к вечному осуждению, но человек не может знать, какое именно из этих предопределений его ждет. При жизни он должен стремиться к успеху в деловой жизни, в промышленности, земледелии или торговле, и достижение успеха будет внешним признаком благодати божьей, признаком праведности. Таким образом, погоня за богатством угодна богу. Человек должен все время увеличивать свой капитал.

Католическая церковь приобретает в США все большую силу. Объявив себя церковью угнетенных национальных меньшинств и иммигрантов, она развивает энергичную миссионерскую деятельность и среди американских индейцев, треть которых - католики. Прежде католицизм в Америке, в особенности в южных штатах, считался «неамериканской» религией и католики подвергались преследованиям со стороны националистических организаций. Но в последнее время положение изменилось. Правящие круги Америки имеют в лице католической церкви и Ватикана опытного союзника в Европе. 80% всех пожертвований Ватикан получает из США, а американский католицизм превратился в наиболее мощную из всех католических организаций мира. Кардинал Нью-Йоркский Спеллман, пользующийся поддержкой государственного департамента США, является фактическим главой католической церкви, диктующим Ватикану волю Уолл-стрита.

Католическая церковь и Ватикан поставили весь свой опыт и свои организации на службу американскому империализму. Они прилагают все усилия к тому, чтобы идеологически обосновать и оправдать захватническую политику США на Ближнем, Среднем и Дальнем Востоке и в других зонах. Крупные организации промышленников охотно сотрудничают с церковными организациями и финансируют их для борьбы с прогрессивным движением в своей стране.

Интересно распределение католиков по стране. Менее всего их в южных штатах; они составляют большинство лишь в Луизиане (потомки французских переселенцев), в Техасе (мексиканцы) и Кентукки. В то же время в северных и западных штатах, основателями которых были люди самых различных религиозных воззрений и куда поступал наиболее мощный и пестрый в национальном и религиозном отношении приток иммигрантов, число католиков относительно велико. Основная масса католиков сосредоточивается в крупных городах - Чикаго, Нью-Йорке, Бостоне, Иудаизм также распространен главным образом в больших городах восточных штатов.

Помимо многочисленных христианских сект, принесенных в Америку из Европы, на чисто американской почве возникло много мелких, а также две крупные новые секты: «Христианская наука» и секта мормонов. «Христианская наука», основанная Марией Бэкер в 1892 г. и насчитывающая сейчас около 300 тыс. приверженцев, проповедует идею вечности и реальности духа и иллюзорности материи. Более интересны мормоны как специфически американское явление. Официальное название секты «Church of Jesus Christ of latter day Saints» («Церковь Иисуса Христа святых последнего дня»). Она была основана около 1830 г. некиим Джозефом Смитом, который объявил о якобы найденной им «Книге Мормона», повествующей об истории «американских израильтян», попавших в Америку много веков назад 1 . Смит объявил себя пророком церкви мормонов и создал сложный аппарат для поддержания своей власти. Он провозгласил догмат о дозволенности многоженства, которое практиковалось руководителями мормонов и раньше. В общине произошел по этому вопросу раскол, и Смит жестоко расправился с недовольными. Он был заключен в тюрьму и затем убит ворвавшейся в тюрьму толпой. После его смерти мормоны были изгнаны из г. Индепенденса, где они было обосновались. В 1846-1848 гг. под предводительством Брайама Юнга, своего нового пророка, они переселились в штат Юта на берега Большого Соленого озера. Здесь ими был построен большой город Солт-Лейк-Сити, неплодородные земли превращены в цветущие поля. Но порядки в секте были варварскими. Мормоны должны были слепо подчиняться главе секты, и самым тяжелым грехом объявлялось непослушание ему. Малейшее неповиновение каралось тайными отрядами «ангелов-мстителей». Сам Юнг скопил огромное состояние, и в 1850 г. президент США Филлмор назначил его губернатором территории Юта. До 1870 г. в секте процветало многоженство; отмена его была вызвана тем, что территорию, где жили мормоны не принимали без этого условия в федерацию США на правах штата.

В США процветают секты, поражающие дикостью и изуверством своих обычаев. К ним принадлежит секта «святой веры» (в графстве Уайз штата Вирджиния). Приверженцы этой секты берут в руки ядовитых змей, пьют отравленную воду; тот, кто после таких испытаний остается в живых, получает при жизни звание «святого». Последователи «секты прыгунов» (или шейкеров 2) скачут до изнеможения, приводя себя в исступление.

Загнивание американского капитализма и в связи с этим усиление реакции в стране отразились и в области религии. Около 1920 jv в церквах и сектах США возникло два течения - фундаменталистов и модернистов. Первые, отражая интересы наиболее реакционно настроенной части американской буржуазии и духовенства, пытались противопоставить угрозе растущего «неверия» незыблемый авторитет библии, проповедуя слепое принятие на веру всех христианских догматов. Вторые, напротив, пытались сгладить противоречия между нелепыми религиозными сказками (вроде догмата о непорочном зачатии и плотском «воскресении» в день «страшного суда») и данными науки. Верх взяли фундаменталисты; на модернистов начались гонения. На генеральной ассамблее пресвитерианцев в Принстоне (1925) только 1,5% всех священников осмелились выступить с просьбой о разрешении более либерального толкования некоторых религиозных догматов. Одержав победу в церкви, фундаменталисты повели наступление на школу и просвещение. В южных штатах закон запретил преподавание эволюционного учения. Учитель Джон Скопе из г. Дейтона (штат Теннесси) был осужден в 1925 г. за преподавание учения Дарвина. Судебный процесс в Дейтоне получил многозначительное прозвище «обезьяньего».

В противовес фундаментализму, идущему напролом и действующему грубым насилием, те, кто причисляет себя к модернистскому течению, используют более гибкие, демагогические средства. Они стараются модернизировать религию и культ, привлекая публику рекламой чисто американского характера, ничем не отличающейся от рекламы ресторанов, кабаре, кино. По улицам шествуют люди-сандвичи с плакатами на груди и спине: «Приготовьтесь встретить бога. Ступайте в церковь методистов! Всегда необыкновенные аттракционы! Сегодня у нас счастливое воскресенье!». В церкви методистского священника Рейснера выступали известные чемпионы спорта, кинозвезды, цирковые артисты, при церкви был открыт биллиард, прихожане не пели, а насвистывали религиозные гимны. У Рейснера нашлись последователи.

Католические священники время от времени устраивают «чудеса». В конце 1940 г. в Нью-Йорке появился «святой» мальчик, итальянец Джо Витоло, которого якобы посетила богоматерь, обещав явиться всенародно в определенный день. Тысячи доверчивых людей с нетерпением ожидали чуда на пустыре возле дома Джо; когда же чуда не последовало, полиция еле спасла «святого» от гнева обманутых паломников.

Особые старания прилагают церкви всех толков для воздействия на учащуюся молодежь. Несмотря на то, что официально церковь в Америке отделена от государства, в школах многих штатов преподают религиозные предметы. Кроме того, церковные организации имеют свои учебные заведения. Самой многочисленной их сетью обладает католическая церковь: в 1950 г. в католических колледжах и университетах обучалось 35 тыс. студентов, 25 тыс. в семинариях, 100 тыс. в специальных школах и институтах и 10 тыс. в нормальных школах 1 . Протестантских учебных заведений гораздо меньше, общее число учащихся в них - 800 тыс. Отчасти это объясняется тем, что протестантское вероучение достаточно много излагается в светских школах. Существуют также воскресные школы и многочисленные молодежные организации, контролируемые церковью (Христианская ассоциация молодых людей, Христианская ассоциация молодых женщин и многие другие, менее значительные). Протестантские секты южных штатов связаны с Ку-клукс-кланом, католическая церковь поддерживает тесные отношения с другой фашистской организацией - «Рыцари Колумба», опираясь на эти террористические союзы для вящего поддержания авторитета церкви.

Для усиления религиозной пропаганды ряд крупнейших религиозных организаций США решил в 20-х годах покончить с постоянной грызней между сектами. В 1928 г. была создана «Национальная конфедерация христиан и евреев»-. межцерковный совет протестантов, католиков и-евреев. Отдельные церковные организации устраивают братания представителей самых различных религий (включая ислам, индуизм и др.), обставляя их с большой торжественностью. Проводится слияние близких друг другу протестантских толков: так, большая часть протестантских общин примкнула к «федеральному совету христианских церквей в Америке», объединившему около 25 млн. протестантов, Все это делается для укрепления влияния церкви на массы.

Американское население опутано сетью разнообразных суеверий. Вера в спиритизм, колдовство и амулеты, в предсказания будущего до сих пор отягчает сознание не только невежественных, неграмотных людей, но разделяется многими интеллигентами. В дни кризиса 1930 г. бизнесмены на нью-йоркской бирже носили на пиджаках особые значки с надписью «Дела идут хорошо». Студенты американских колледжей носят амулеты (часто купленные у индейцев), якобы приносящие удачу на экзаменах. Большой популярностью пользуются многочисленные предсказатели - астрологи, спириты. Распространен автомат-предсказатель; пытающий судьбу опускает в него мелкую монету («никель») и получает «исчерпывающий прогноз» на будущее.

Для «среднего американца» принадлежность к той или иной религиозной общине является мерилом общественного веса человека. Церковные организации США обладают большой властью, которую распространяют на все стороны жизни. Церковная община крепко держит своих членов, играя на их политических и экономических нуждах, создавая общественное мнение. И хотя для многих американцев принадлежность к церковной общине - дело чисто формальное, они не осмеливаются с ней порвать.

Все же, вопреки усиленной деятельности религиозных организаций, располагающих большими средствами для удержания верующих, замечается медленный, но неуклонный отход американцев от религии. Быстрее всего падает, по-видимому, влияние иудаизма, с его крайне обременительными бытовыми запретами. Однако наблюдается отход и от тех религий, которые хорошо приспособляются к капиталистической действительности. Здесь отход трудящихся от религии вызывается ростом ^сознательности, пониманием классовой эксплуататорской роли религии.

В середине 20-х годов было подсчитано, что протестантские церкви теряют ежегодно около полумиллиона своих приверженцев.

Религия в Соединенных Штатах характеризуется многосторонним разнообразием конфессий, убеждений, направлений. Их многочисленность и равноправие сложились в силу исторических особенностей, которые следует учитывать, чтобы понять, какая вера у американцев доминировала в тот или иной период и превалирует сегодня. С ранних колониальных дней, когда английские и немецкие поселенцы прибывали на поиски новой жизни и духовной свободы, Америка была глубоко подвержена влиянию религии, которое и сейчас в значительной мере ощутимо в культуре и социальной жизни страны.

Религия колониального периода

Какая вера у американцев появлялась на протяжении столетий и почему возникло богатое религиозное разнообразие? С началом колониального освоения заокеанских земель англиканцы, католики, протестанты, евреи, прибывая из Европы, сохраняли, а заем распространяли свою веру в Новом Свете. Появлялись регионы, где доминировало одно религиозное направление. К примеру, присутствие православной церкви обусловлено русским заселением Аляски.

Многие протестанты были не согласны с церковной ситуацией у себя на родине. Прибыв со своим видением вероисповеданий в Америку, они довольно сильно разнообразили религиозный ландшафт, основав совершенно отличительные направления. Уже к началу XVIII века в Новой Англии на базе протестантизма распространились многочисленные христианские общины, продолжавшие долгое время развиваться в отдельные церковные ответвления такие, как англиканство, методизм, лютеранство, пресвитерианство, баптизм, конгрегационализм, квакерство, другие. Охватившее в конце XVIII века Северную Америку религиозное движение, названное Великим Пробуждением, породило многочисленные евангельские протестантские деноминации, то есть христианские организации промежуточного между церковью и сектой характера.

Потому большинство историков, религиоведов, публицистов характеризует население Соединенных Штатов как протестантскую нацию или основанную на протестантских принципах, особо подчеркивая ее кальвинистское наследие.

Религиозные направления XVIII-XX века

В XVIII веке среди американских прогрессивных мыслителей и высшего класса нашел поддержку деизм. Епископальная английская церковь распространилась в период американской революции, после чего стали появляться новые протестантские ветви, такие как адвентизм, реставрационизм, Свидетели Иеговы, Движение Святых последних дней, а также унитарные и универсалистские общины, которые распространились в XIX веке.

Начало 1920-х годов ознаменовалось основанием пятидесятничества. В 1950-х годах появилась саентология. Унитарный универсализм был результатом слияния унитарных и универсалистских церквей XX века. С 1990-х годов религиозная доля христиан уменьшилась из-за секуляризации, в то время как начали распространяться буддизм, индуизм, ислам и другие религии. Протестантизм, исторически доминирующая вера американцев, в начале 2010 года перестал быть религиозной категорией большинства.

Положение религиозных организаций в колониальной Америке

Некоторые из первых тринадцати колоний были учреждены поселенцами, желавшими исповедовать свою религию в сообществе единомышленников. Так, Массачусетс был образован английскими пуританами (конгрегационалистами), Пенсильвания - британскими квакерами, штат Мэриленд - английскими католиками, а Виргиния - английскими англиканцами. Разногласия в отношении церковных вопросов и непримиримое предпочтение английских традиций привели к религиозным распрям. В результате Plantation Act (1740) или первого в Соединенных Штатах закона по регламентации предоставления американского гражданства была установлена официальная политика для новых иммигрантов, приезжающих в Британскую Америку, о равном положении всех вероисповеданий.

Именно в середине XVIII века руководство страны избрало направление равноправия вероисповеданий и несущественности того, какая вера в Америке будет доминировать. Даже в Трипольском договоре 1797 года, подписанном президентом Джоном Адамсом при единогласной поддержке Сената, упоминалось о том, что правительство Соединенных Штатов Америки ни в каком смысле не основано на христианской религии.

Конституционная свобода вероисповедания

В тексте первой поправки конституции США говорится, что Конгресс не принимает никаких законов, касающихся установления религии либо запретов их свободного осуществления, сокращения свободы слова и печати, права людей мирно собирать и подавать прошение правительству о возмещении жалоб. Это означает, что неважно, какая вера или религия у американцев, конституция гарантирует ее свободное осуществление, а также препятствует правительству отдавать предпочтение одной из них на государственном уровне. Однако ряд штатов не был связан этим положением, например, в 1830 годах правительство Массачусетса, сделав привилегированным одно вероисповедание, предоставляло налоговые деньги местным общинным церквям. Верховный суд с 1940-х годов интерпретировал четырнадцатую поправку, дававшую возможность для подобных ситуаций в отдельных штатах, и применил первую поправку к общегосударственным и местным органам власти. Потому вопрос, какая вера в Америке самая влиятельная, звучит некорректно, поскольку никакая из религиозных организаций не может оказывать политическое действие, согласно Конституции страны.

Позиция правительства

Первая поправка гарантирует как свободную практику и вероисповедание любой религии, так и запрет на ее агитацию и популяризацию федеральным и региональным правительством. В 1954 году в США была изменена клятва верности стране в связи с добавлением фразы «под Богом», чтобы подчеркнуть отличие от государственного атеизма, поддерживаемого Советским Союзом.

Различные президенты США часто заявляли о важности религии. 20 февраля 1955 года президент Дэвид Эйзенхауэр заявил, что признание Высшего существования является первым, самым основным выражением американской нации. Президент повторил это заявление в 1974 году.

Исследовательские данные

Какая вера у американцев наиболее распространена в наши дни? Большинство взрослого населения США отождествляет себя с христианами, а около 20-25% не претендуют ни на какую религиозную принадлежность. Согласно исследованию, проведенному Общественным научно-исследовательским институтом религий в 2017 году, примерно 69% американцев назвали себя христианами, из них 45% — приверженцы различных церквей, которые можно считать протестантскими, и 20% исповедуют католические убеждения. В том же исследовании говорится, что последователи других не христианских религий, включая иудаизм, буддизм, индуизм, ислам, в совокупности составляют около 7% населения.

Согласно опросу института Гэллапа в 2016 году, Миссисипи является самым религиозным штатом в стране. 63% совершеннолетнего населения этого южного региона считает себя традиционно верующим и посещает церковные службы почти каждую неделю. В Нью-Хэмпшире только 20% среди взрослых относят себя к числу действительно верующих, и штат считается наименее религиозным. Согласно показаниям той же компании за 2016 год, 73,7% американцев религией для себя признали христианство. Из этого количества 48,9% — протестанты, 23% — католики и 1,8% — мормоны. Из общего населения безучастны к любой религии — 18,2%, а 5,4% связаны с другими вероисповеданиями.

Подробная статистика христианских организаций

При переписи населения США не разрешено спрашивать о вере исповедания американцев. Различные социологические группы организовывали опросы, чтобы определить приблизительные проценты тех, кто и с какой религией себя соотносит. Public Religion Research Institute в 2017 году, проведя по Соединенным Штатам исследования, опубликовал данные, в соответствии с которыми 24% американцев считают себя не религиозными, а 1% населения отказались отвечать. Среди всех опрошенных 69% исповедуют одно из христианских направлений. При этом цифры распределились таким образом:

  • 45% всего количества христиан — протестанты. Среди них 17% белых евангелистских христиан. 13% белых, причисляющих себя к «Протестантскому мейнстриму» или «традиционным протестантам». 8% составляют члены «Черного протестантизма» или афро-американской церкви. 4% латиноамериканских и 3% других небелых протестантов.
  • 20% христиан исповедуют католичество, включая 11% белого, 7% испаноязычного и 2% другого населения.
  • по 1% мормонов, свидетелей Иеговы и православных.

Статистика крупнейших нехристианских вероисповеданий

Какая вера или религия у американцев наиболее распространена после христианства? Иудаизм является следующей крупнейшей религиозной группой в США, хотя эта идентификация не обязательно свидетельствует о религиозных убеждениях или практиках. Значительное число людей (около шести миллионов) считают себя американскими евреями по этническим и культурным мотивам, а не религиозным, из них 19% не верят, что Бог существует. Однако 2,83 млн совершеннолетних евреев (1,4% взрослого населения США) оцениваются как приверженцы иудаизма. Ислам считается третьей по величине религией в Соединенных Штатах, после христианства и иудаизма и составляет примерно 1% населения по данным 2017 года.

Буддизм появился в стране с XIX века, лишь только прибыли иммигранты из Восточной Азии. Первый буддийский храм был основан в Сан-Франциско в 1853 году. В конце XIX века в США начали приезжать буддийские миссионеры из Японии, а философия этой религии всегда подогревала любопытство американских интеллектуалов и творческой богемы. Согласно исследованию 2017 года, буддисты составляют примерно 1% населения США. Индуизм является четвертой по величине верой в Соединенных Штатах, также составляя около 1% населения по данным за 2017 год.

Другие ведущие движения, основанные в США

Пятидесятничество — направление, которое акцентирует роль Святого Духа, основано Чарльзом Пархемом с 1904 по 1906 год.

Адвентизм начался как межконфессиональное движение. Самая выдающаяся современная группа, которая исходит из этого движения, — адвентисты седьмого дня.

Святые последних дней (церковь LDS) — реставрационистское движение, основанное в 1830 году Джозефом Смитом, является второй по величине деноминацией в США.

Свидетели Иеговы изначально были известны как ученики Библии, обнаруживая слабую связь с адвентизмом, с которым и сейчас наблюдается некоторое сходство. Направление образовано в конце 1870-х годов Чарльзом Расселом.

Церковь христианской науки появилась в конце XIX века. Ее основательница Мэри Бейкер Эдди также учредила в 1908 года одноименную газету с религиозными статьями на последней полосе. Сейчас это международное ежедневное издание выходит в Интернете.

Церковь Христа или ученики Христа — реставрационное движение без руководящего органа, которое закрепилось как историческое явление в 1832 году, когда произошло слияние двух других крупных движений.

Городская церковь сообщества, основанная Тройем Перри в Лос-Анджелесе 1968 года.

Унитаризм создан в Бостоне из конгрегационалистских церквей. В 1825 году была образована Американская унитарная ассоциация в Массачусетсе.

Универсальная церковь первой региональной конференции Америки основана в 1793 году.

Но это далеко не полный список. Еще множество крупных и незначительных религиозных организаций, движений и церквей различного направления зарегистрировано на территории США.

Сравнительная статистика

На вопрос, какая религия у американцев наиболее распространенная, в 1963 году 90% взрослых американцев утверждали, что они христиане, и только 2% не придерживались какого либо исповедания. В 2017 году 69% назвали себя христианами, а 24% оставалось без религиозной принадлежности.

Согласно опросу, проведенному Исследовательским центром Pew в 2002 году, около 6 из 10 американцев заявили, что религия играет очень важную роль в их жизни, по сравнению с 33% в Великобритании, 27% в Италии, 21% в Германии, 12% в Японии, и 11% во Франции. В исследовательском докладе результаты показали, что Америка, по сравнению с другими развитыми государствами, где вера играет незначительную роль, имеет больше сходства с развивающимися странами, в которых намного выше показатель религиозного населения.

Какая вера у американцев?

Без цифр и ссылок на этот вопрос можно ответить: глубокая и полная убежденности у почти половины населения. При социологическом исследовании Gallup International 2009 года 41,6% американских граждан сказали, что они посещали церковь, синагогу или мечеть раз в неделю либо с редкими пропусками. Этот процент выше, чем в других западных странах. Показатель значительно колеблется в зависимости от штата и региона. Обновленные в 2014 году цифры варьировались от 51% в Юте до 17% в Вермонте. И возможно не зря официальный современный девиз Соединенных Штатов значится в законе от 1956 года: то есть, «В Бога мы верим». Эта фраза впервые прозвучала в тексте американского гимна в 1814 году, затем появилась в 1864 году на монетах США, а теперь печатается на однодолларовых купюрах.