Биография. Князь и учёный


Дмитрий Константинович Кантемир

Кантемир Дмитрий Константинович (1673-1723) - государственный деятель, писатель. С года сенатор. С 1722 года действительный статский советник. С года, после смерти отца, был провозглашен господарем Молдавии, но не был утвержден турецким султаном. В 1710 году султаном назначен господарем Молдавии. В году при участии Кантемира был составлен проект договора о присоединении Молдавии к России. Призывал население Молдавии поддержать Петра I во время Прутского похода . После заключения Прутского мира был вынужден покинуть Молдавию вместе с семьей. В августе 1711 года был пожалован титулом светлейшего князя, землями и имениями. Один из ближайших сподвижников Петра I и его советников по восточным делам. Был широко известен как один из крупных ученых своего времени. Член Берлинской Академии Наук.

Данилов А.А. Справочные материалы по истории России IX - XIX веков.

Ученый

Кантемир Дмитрий Константинович (26.10.1673-21.08.1723), молдавский и российский ученый, писатель, композитор и политический деятель. Его отец был господарем Молдавии и в качестве заложника в верности отца Кантемир находился в 1687-91 в Константинополе, где обучался в греко-латинской академии. Там он настолько хорошо изучил музыку, что как композитор создал много небольших пьес. В 1710 был избран господарем Молдавии. В 1711 заключил тайный договор с Петром I о союзе против Турции и переходе Молдавии в состав России. Был принят со своим семейством и приверженцами в число русских подданных. Кантемир стал советником царя по восточным вопросам, получил титул князя и поместья в Малороссии. В 1721 получил чин тайного советника и звание сенатора, в 1722-23 участвовал в Персидском походе.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

Философ

Кантемир Дмитрий (1673 - 1723) - молдавский писатель, философ, историк и востоковед, господарь Молдавии. В 1711 эмигрировал в Россию, где стал политическим советником Петра I. Член Берлинской академии (1714). Отразил в своих работах переход философского мышления от средневековья к новому времени, от схоластики к рационализму. До начала 18 в. разрабатывал философско-теологическую систему («Диван, или Спор мудреца с миром», 1698; «Неописуемый образ священной науки», 1700, и др.). Позднее эволюционировал к идеям, близким деизму и раннему Просвещению («Иероглифическая история», 1705: «Хроника давности румыно-молдо-влахов», 1716-18: «Естественная история монархий», 1714, и др.). Осмысление им исторического процесса содержало идеи об универсальном характере цивилизации, известное признание исторической закономерности в рамках теории циклического общественного развития. Наиболее известен труд Кантемира «История возвышения и упадка Оттоманской империи» (1714-16), переведенный на ряд европейских языков. Сын Кантемира Антиох Кантемир (1708-44) - русский писатель, сатирик, активный участник петровских реформ, деятель «ученой дружины» Петра I.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 180.

Энциклопедист

Кантемир Дмитрий Константинович (26.X.1673 - 21.VIII.1723) - молдавский ученый-энциклопедист и политический деятель. С 1710 года - молдавский господарь. В 1711 году заключил договор с Петром I о союзе против Турции и переходе Молдавии в состав России. Прутский поход Петра I (1711) не принес освобождения Молдавии; вместе с русскими войсками Кантемир и 4 тысячами молдаван прибыли в Россию. Кантемир стал советником царя по восточным вопросам, получил титул князя и поместья на Украине. Продолжал научную деятельность. В 1714 году был избран членом Берлинской академии. В Персидском походе 1722-1723 годов управлял походной канцелярией Петра I. Почти все труды Кантемира написаны в России под влиянием и в связи с реформами Петра I. Исторические работы Кантемира - "Историческое, географическое и политическое описание Молдавии", "Хроника стародавности романо-молдо-влахов", "История возвышения и упадка Оттоманской империи" и другие - стали известны в России и в Западной Европе. Патриотизм, вера в прогрессивную роль России на Балканах и возможности экономического расцвета Молдавии пронизывают все исторические работы Кантемира. Главным источником познания мира Кантемир считал разум - что было шагом вперед в развитии молдавской науки, - хотя наряду с разумом придавал большое значение божественной воле.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 6. ИНДРА - КАРАКАС. 1965.

Государственный деятель

Кантемир Дмитрий Константинович (26.10.1673, Яссы - 21.8.1723, село Дмитровка Орловской провинции Киевской губернии), государственный деятель, писатель, историк, философ, сенатор (1721), тайный советник (1722). Младший сын молдавского господаря Константина Кантемира и Анны Бантыш, происходившей из древнего боярского рода. Женат первым браком на Кассандре Кантакузин, происходившей из рода византийских императоров. Учителем и воспитателем Кантемира был образованный монах И. Какавела, автор учебника логики и ряда антикатолических сочинений. В ноябре 1688 Кантемир в качестве заложника отправлен в Стамбул, где встречался с учеными патриаршей Греко-латинской академии, изучал греческий, латинский, арабский и турецкий языки, слушал лекции по истории, философии, богословию. На формирование мировоззрения Кантемира оказали влияние работы философов Антония и Спандони, натурфилософские идеи Мелетия Артского. Вернувшись через три года в Молдавию, Д.К. Кантемир принял участие в осаде крепости Сорока, занятой польскими войсками (1692). После смерти отца (1693) избран боярами господарем Молдавии, однако в результате происков валашского правителя Константина Брынковяну его кандидатура не была утверждена султаном Ахмедом И. Кантемир вновь уехал в Стамбул, где пробыл до 1710 (с небольшими перерывами) представителем молдавского господаря при султанском дворе. В 1697 участвовал в битве при Зенте (ныне - Сента, на реке Тиса), завершившейся поражением турецкой армии от австрийских войск. Завязал дружеские отношения с известным турецким ученым Саади Эффенди, послами России (П.А. Толстым), Голландии (Я. Кольером), Франции (Ш. Ферриолем). В 1710 султаном назначен господарем Молдавии с обязательством подготовки молдавской армии к войне с Россией, наведению мостов и переправ через Дунай, устройства зимних квартир для остатков разгромленной при Полтаве шведской армии Карла XII, наблюдения за действиями Брынковяну, подозревавшегося в измене Порте. Кантемир, стремившийся к освобождению Молдавии от османского ига, направил в Россию тайного посла Штефана Луку, вступившего в переговоры с Петром I о совместной борьбе с Турцией. В 1711 при; участии Кантемира составлен проект договора о добровольном вхождении Молдавии в состав России на правах автономии, об установлении на ее территории наследственной монархии Кантемиров и др. Призывал населении Молдавии к поддержке Прутского похода 1711. После заключения Прутского мира 1711 вместе с семьей покинул Молдавию. В августе 1711 пожалован титулом светлейшего князя, землями и имениями, домом в Москве и ежегодной пенсией в 6 тыс. руб. С 1713, после смерти жены, жил в Москве, где поддерживал связи с Феофаном Прокоповичем, В.Н. Татищевым, князем A.M. Черкасским, князем И.Ю. Трубецким, Б.П Шереметевым. Пригласил на должность секретаря и воспитателя своих детей литератора И.И. Ильинского. Научные труды Кантемира обрели европейскую известность. В 1714 избран членом Берлинской Академии наук. В 1719 женился на княгине А.И. Трубецкой (свадебный венец над его головой держал сам Петр I). Перебравшись с семьей в Санкт-Петербург, стал советником государя по делам Востока, вошел в число ближайших сподвижников императора. В Персидском походе 1722 заведовал государственной канцелярией. По инициативе Кантемира организована специальная типография с арабским шрифтом, в которой опубликовано обращение Петра I к народам Кавказа и Персии. В перерывах между военными действиями предпринял ряд географических, исторических, археологических исследований, собирал материалы по истории Дагестана, изучал древние памятники Дербента. Кантемир известен как автор философских, исторических и филологических работ. К числу философских сочинений Кантемира относятся «Диван, или Спор мудреца с миром» (1698), «Метафизика» (1700), «Всеобщая сокращенная логика» (около 1700), «Исследование природы монархий» (1714), «Темные места в Катехизисе» (1720). Философские воззрения Кантемира претерпели эволюцию от теологического идеализма к рационализму и стихийному материализму. Атомистические взгляды сочетались с деистическим пониманием соотносимости Бога и природы, души и тела. Кантемир утверждал, что мир развивается по объективным законам, предопределенных Богом, однако человек с помощью науки может изучать тайны мироздания. Исторические труды Кантемира посвящены в основном Оттоманской Порте и Молдавии («История возвышения и упадка Оттоманской империи», 1714-1716; «Описание Молдавии», 1716; «Жизнь Константина Кантемира», 1716-1718; «События в жизни Кантакузинов и Брынковянов», 1717-1718; «Система, или Состояние мухамеданский религии», 1719). Сочинение Кантемира по истории Оттоманской империи считалось классическим исследованием, было переведено на английский, немецкий, французский языки; Вольтер называл эту работу своей настольной книгой по Востоку. Кантемир выступал сторонником централизованного государства, противником боярского произвола. Исследовал отрицательные последствия турецкого ига на политическое, экономическое и культурное развитие подвластных Оттоманской Порте народов. Утверждал, что история - это сочетание прогресса и регресса, что «государства должны появляться и исчезать, изменяться и возрождаться и умирать, иметь какой-то конец». Этот процесс считал исторически закономерным, ибо «из смерти одного предмета зарождается другой». Одним из наиболее важных литературных трудов Кантемира стала «Иероглифическая история» (1704-1705) - первый роман на молдавском языке. В этом произведении в аллегорической форме рассказывалось о династических распрях Кантемиров и Брынковянов, о трагедии княжеств Молдавии и Валахии, государи которых, враждуя между собой, помогали султанам угнетать подвластные им народы. В 1703-1704 написал музыкальный трактат, где изложил свои этические взгляды, а также, основываясь на арабском алфавите, дал нотную систему турецкой музыки. В 1723 в связи с болезнью возвратился в свое орловское имение Дмитровку. Похоронен в Московском Новогреческом монастыре; в 1935 по просьбе румынского правительства его останки перенесены в Яссы.

Родился Дмитрий Кантемир 26.10.1673 года в Молдавии. Он появился от брака Константина Кантемира с Анастасией Гика. Дмитрий рос со старшим братом по имени Антиох и двумя сестрами - Роксаной и Елизаветой.

Все они сыграли важную роль в истории не только Молдавии, но и других государств. Откуда берет начало род Кантемиров?

История рода

Дмитрий Кантемир является ярким представителем своего рода. Согласно одной из версий, Кантемиры взяли свое начало от хана Темира, который управлял Белгородской ордой. Местные жители выговаривали его имя как «Кантемир» (хан Темир). По другой версии, он был богатым татарином, которого называли «кан Тимур». Словосочетание означало, что человек являлся кровным потомком Тамерлана.

Более достоверная информация о роде появилась в 1540 году, когда некий Кантемир принял христианство. Он поселился в Молдавии. Страна на тот момент была в составе Османской империи.

Отец Константин Федорович

Отцом Дмитрия был Константин Федорович. В свое время он спас от пленения поляками гарем Магомета Четвертого. Это укрепило его позиции в глазах турецкого султана. В 1684 году его выбрали молдавским господарем.

До восшествия на престол он провел многие годы за пределами своей страны. Его отца, Федора, убили при одном из набегов турок на молдавские земли. Константину пришлось скрываться в Польше и Валахии. Он служил при Владиславе и Казимире.

Через время он вернулся на родину, где дослужился до начальника дружины. После завершения службы получил гражданскую должность, которая заключалась в снабжении княжеского двора продовольствием.

После 1684 года Константин находился у власти восемь лет. По тем временам довольно долго. Господарь балансировал меж двух огней. С одной стороны была угроза полного порабощения Османской империей, а с другой - Польша осуществляла свои попытки завоевания молдавских земель.

Константин оказался одним из тех немногих господарей, которые скончались, будучи у власти. Умер он ненасильственной смертью. Как же сложилась жизнь его младшего сына?

Жизнь в роли заложника

Несмотря на доверие султана, Константину Федоровичу пришлось отослать в Константинополь своего старшего сына как традиционного заложника. Со временем старшего сына сменил младший, которым и был Дмитрий Кантемир.

В султанский дворец он отправился в возрасте двенадцати лет. В Константинополе юноша получил пристойное образование, обучаясь в греко-латинской академии. Он изучил девять языков, среди которых арабский, французский, русский, персидский. Также он увлекся изучением разных наук, включая философию, географию, математику.

За два года до смерти своего отца Дмитрий был отпущен домой. Однако он еще не раз возвращался в Константинополь. Более десяти лет он занимал высокие должности в Порте (Турция). Отчасти это стало возможным благодаря полученным знаниям и полезным знакомствам с приближенными султана.

Избрание господарем

К концу семнадцатого века Дмитрий Кантемир женился на дочери Валашского господаря Кассандре Кантакузен. В 1693 году умер Молдавский господарь. На его место бояре избрали Дмитрия, однако в Константинополе не утвердили его кандидатуру, и господарем стал старший из братьев, Антиох.

В 1710 году турки согласились на то, чтобы Молдавию возглавил Дмитрий. Связано это было с объявлением русско-турецкой войны.

Молдавский господарь Дмитрий Кантемир оказался в благоприятной политической обстановке:

  • поддержка и поощрения со стороны Османской империи;
  • покровительство Крымского хана;
  • отсутствие военных действий на территории Молдавии со стороны Польши.

Тайный договор с государством Российским

Несмотря на благоприятную политическую ситуацию, господарь понимал, что его страна разорена. Кантемир Дмитрий решается на заключение с Петром Первым тайного договора. По документу, подписанному в 1711 году, Молдавия перешла в состав России.

После такого предательства со стороны господаря турки запретили последующим молдавским правителям решать что-либо без согласования со Стамбулом. Такие правила сохранялись до восемнадцатого века.

Дмитрий же отправился с армией Петра Великого в Россию. Он и его соплеменники (около четырех тысяч человек) получили российское подданство. Беглеца приняли на новой родине довольно радушно. Проявилось русское гостеприимство в следующих поступках:

  • предоставление Дмитрию княжеского титула;
  • значительная пенсия;
  • имения в южных землях (Харьковская губерния);
  • подарок от Петра Первого в виде села Богородского, которое переименовали в Черную Грязь.

Именно в этом селе, которое находилось на юго-востоке от Москвы, было построено имение Дмитрия, где росли его дети. Там же он заложил парк. Спустя годы озелененная территория понравился Екатерине Второй, которая переименовала село в Царицыно.

Вскоре князь Кантемир Дмитрий Константинович стал вдовцом. Его жена Кассандра умерла, когда ей было немного за тридцать. У вдовца осталось на руках шестеро детей.

Жизнь с Анастасией Трубецкой

В 1717 году Кантемир Дмитрий создал семью с Анастасией Ивановной Трубецкой. На тот момент молодой жене было семнадцать лет. Это была хорошенькая молодая женщина, представительница двух знатных родов - Трубецких и Нарышкиных. Ее отец на момент брака занимал пост губернатора Киева.

Чтобы угодить Анастасии, 44-летный князь сбрил бороду, сменил стиль одежды с азиатского на европейский, переехал в Петербург. Для семьи знаменитый архитектор Растрелли построил особняк (известный как дворец Дмитрия Кантемира). Южная часть города жила бурной великосветской жизнью.

Однако не обошлось проблем. Дети князя от первого брака прекрасно ладили с родней Анастасии, но не принимали мачеху. Дочь Дмитрия - Мария - была с мачехой одного возраста. Она подшучивала над своей новой родственницей.

У супругов родилось двое сыновей, которые умерли в младенчестве, и дочь. Девочка не отличалась крепким здоровьем.

Последняя любовь Петра Первого

В 1722 году Кантемир отправился с Петром в Персидский поход. В его задачи входило управление походной канцелярией. Скорей всего, Дмитрий решился на путешествие, страдая диабетом, чтобы находиться возле дочери. У императора назревал с ней роман.

Впервые Мария Дмитриевна увидела императора в одиннадцатилетнем возрасте. Именно тогда ее семья бежала из Молдавии. Со временем Мария стала представлять угрозу для отношений Екатерины и императора. Она отличалась незаурядным умом, образованностью, красотой, знанием нескольких языков.

Забеременев от царя, она готова была подарить ему сына. Но из-за угрозы выкидыша Марии пришлось остановиться в Астрахани. У дочери молдавского господаря случились преждевременные роды. Новорожденный мальчик вскоре умер, а жизнь матери оказалась под угрозой. Отношения между Марией и Петром завершились после ее неудачных родов.

Последние дни жизни

В 1723 году Кантемир вернулся в свое поместье в Харьковской губернии (Орловская область) с подорванным здоровьем. Скончался он 23 августа того же года. Вечером в день кончины родня получила документ от Священной Римской империи, по которому Дмитрий Константинович и его потомки возводились в княжеский сан.

Похоронен князь был в Новогреческом монастыре (Москва). В 1935 году румынское правительство изволило перезахоронить останки своего соплеменника в Яссах. Просьба была выполнена.

Ученый

Исторический портрет Дмитрия Кантемира связан не только с государственной деятельностью. О его заслугах как ученого говорит тот факт, что в Париже среди списка выдающихся писателей и ученых находится имя Дмитрия Кантемира. Оно расположилось рядом с именами Ньютона и Лейбница. И это не совпадение. При жизни Кантемир вел переписку с последним.

Князь уделял много внимания истории и географии. Он составил географическое, историческое, политическое описание своей родины. Также его интересовала история Валахии, Румынии, Османской империи.

Много работ было посвящено вопросам педагогики. Целью воспитания он считал познание самого себя. По его версии, периодизация человеческой жизни должна была состоять из следующих пунктов:

  • младенческие годы;
  • детство;
  • годы отрочества;
  • юность;
  • время возмужалости;
  • преклонный возраст;
  • старческое время.

В 1714 году ученого избрали членом Берлинской АН. Он был претендентом на пост президента Российской АН.

Первый российский востоковед

Дмитрий Кантемир, краткая биография которого представлена в нашей статье, считается первым востоковедом России. Связано это было с тем, что он долгое время провел в Османской империи. При Петре Первом Кантемир служил советником по восточным вопросам.

Он написал книгу на латыни, которая повествовала о возвышении и упадке Османского двора. В свое время Вольтер назвал ее своей настольной книгой в изучении Востока.

10 июля считается началом российского востоковедения. Именно в этот день молдавский господарь поклялся в своей верности России. С этого времени в стране появился первый востоковед.

Философ

Князь Дмитрий Кантемир написал много трактатов на философскую и религиозную тематику. Первые труды появились еще в Константинополе. В ранних работах развивалась натурфилософская система Гельмонта.

В его произведениях просматривались гуманистические идеи европейского Просвещения. Они рассматривали теорию общественного договора, единство человеческого существования.

Чаще всего упоминаются такие философские работы, как «Мир и душа», «Метафизика», «Диван…», «Иероглифическая история».

Автор первого романа на молдавском языке

Кантемир Дмитрий Константинович был не просто ученым, он был энциклопедистом. По его инициативе в России была организована типография, в которой можно было издавать книги на арабском языке.

В 1705 году он написал «Иероглифическую историю» - первый роман на молдавском языке. В произведении с помощью аллегории описываются династические распри между Кантемирами и Брынковянами. В романе раскрывается трагедия обоих княжеств (Молдавии и Валахии), правители которых враждовали друг с другом. Этим они помогали турецким султанам угнетать народы, которые жили на территории княжеств.

Музыкант

Дмитрий Кантемир (годы жизни: 1673-1723) внес существенный вклад в развитие музыки в Турции. Сам он виртуозно играл на танбуре и нее. Будучи заложником в Стамбуле, он собирал турецкие мелодии, записывал их. Там его знали как композитора и основателя первой музыкальной школы.

В музыкальную культуру турок Кантемир ввел нотную грамоту. Существует догадка, что некоторые восточные мелодии, записанные или созданные молдавским господарем, в своих произведениях использовал сам Моцарт.

Последний представитель рода

Из всех детей Дмитрия Кантемира сын родился только у Константина Дмитриевича. Случилось это в 1749 году. Так что молдавский господарь своего внука не увидел. Как сложилась жизнь потомка знаменитого князя?

Мальчика назвали Дмитрием, поэтому он стал полным тезкой своего знаменитого деда. Он получил военное образование, службу окончил в чине полковника. В зрелом возрасте стал заявлять, что имеет права на молдавский и валашский престолы. Это привело его в Ревельскую крепость, где он пробыл долгие семнадцать лет, до кончины.

Последний Кантемир по мужской линии был женат, но не имел детей. Официально его объявили сумасшедшим. Вот такое печальное завершение ожидало славный род Кантемиров.

Память о Кантемирах

Дмитрий Кантемир (биография гласит, что жизнь этого человека связана с разными державами - Молдовой, Турцией, Россией) внес существенный вклад в развитие науки, культуры, искусства по всему миру.

В народе до сих пор живет память о молдавском господаре и российском князе:

  • Город в южной части Молдавии носит имя князя. Так же назван район.
  • В 1973 году на молдавской киностудии сняли художественный фильм, посвященный жизни и деятельности молдавского господаря. Роль Дмитрия исполнил Александр Лазарев. Также в картине снялись Эммануил Виторган и Наталья Варлей.
  • В 2003 году румынское правительство почтило память Кантемира. Со дня его смерти исполнялось триста тридцать три года. В честь этого на средства Румынии был открыт парк в Стамбуле.
  • В 2003 году Ионом Друце была создана пьеса про Марию Кантемир.
  • В 2003 году в Санкт-Петербурге был установлен памятник Антиоху Кантемиру. Оплатила его Молдова в качестве подарка в канун трехсотлетия Северной столицы. Установили памятник в сквере Государственного университета.
  • В 2011 году в России вышел телевизионный сериал про Петра Первого. Режиссером выступил Владимир Бортко. Роль Дмитрия исполнил Михаил Боярский. Его дочь, актриса Елизавета Боярская, сыграла Марию Кантемир. Актеры были удостоены за свою работу Ордена Почета со стороны молдавского правительства.
  • В 2014 году в музее-заповеднике Царицыно (Россия) открыли памятник князю.

Дмитрий Константинович Кантемир (26 октября 1673, Молдавское княжество - 21 августа (1 сентября) 1723, поместье Дмитровка Харьковской губернии, Российская империя) - молдавский и российский государственный деятель и учёный, отец Антиоха Кантемира. Господарь Молдавского княжества (1693, 1710-1711).

1.Биография

Дмитрий Кантемир родился в молдавском селе Силиштень (Sili?teni; ныне жудец Васлуй, Румыния) в семье господаря Константина Кантемира. Пробыв в качестве заложника в Константинополе с 1687 по 1691 год, Кантемир изучил турецкий и персидский языки, благодаря чему занимал впоследствии в Порте высокие должности. Занимался также историей, архитектурой, философией, математикой, составлял описания Молдавии и Турции. В 1710 году, во время войны Турции с Россией, Дмитрий Кантемир был назначен молдавским князем и должен был принять участие в военных действиях. Надежды, возлагавшиеся турецким двором на Кантемира, свидетельствуют об его умении скрывать замыслы. Ещё в Константинополе он связался с русскими дипломатами и оказывал содействие послу Толстому.

«Князь Димитрий был средняго росту, более сух, нежели толст. Вид имел приятный и речь тихую, ласковую и разумную. Вставал он обыкновенно в пять часов по утру и, выкурив трубку табаку, пил кофе по турецкому обыкновению; напоследок в кабинете своем упражнялся в науках до полудни; сие было часом его обеда. В столе любимое его кушанье – цыплята, изготовленные с щавелем. Он не пил никогда цельнаго вина с тех пор, как случилось ему быть больну две недели от излишества онаго: сей случай вселил в него омерзение к питию. Он имел привычку несколько спать после обеда, потом возвращался паки к учению до семи часов. Тогда он входил в домашния свои дела и надзирал над своим семейством. Он ужинал с оным в десять часов и ложился в полночь. В последовании, будучи сделан членом сената, находил себя обязанным переменить образ жизни...»

2.Дети

Кантемир, Мария Дмитриевна (1700-1754)Кантемир, Антиох Дмитриевич (1708-1744)Константин (1703-1747)Матвей (1704-1771), с 1734 года был женат на княжне Аграфене Яковлевне Лобановой-Ростовской (1708-1772), дочь Я.И.Лобанова-Ростовского.Екатерина-Смарагда (1720-1761) - младшая дочь от брака с Анастасией Ивановной Трубецкой, известная красавица своего времени и супругаДмитрия Михайловича Голицына

История жизни

Дмитрий Кантемир родился 26 октября (6 ноября) 1673 г. Он был младшим сыном господаря Молдавии Константина Кантемира Старого (1684–1693) и его жены Анны Бантыш, происходившей из древнего боярского рода.
В ноябре 1688 г. Дмитрий в качестве заложника был отправлен в Стамбул, где он встречался с учеными патриаршей Греко-латинской академии, изучал древнегреческий, новогреческий, латинский, арабский и турецкий языки, слушал лекции по истории, богословию и философии. Дмитрий также посещал Академию Падишаха - учебное заведение при дворе султана для иностранцев или османских подданных-христиан.
По воле умиравшего князя Константина в 1693 г. Дмитрий был избран молдавскими боярами господарем. Он княжил всего три недели, так как султан его не утвердил из-за интриг валашского господаря Константина Брынковяну. Во время правления своего старшего брата Антиоха (1695–1700, 1705–1707) князь Дмитрий снова находится в Стамбуле, но уже в качестве представителя молдавского господаря при султане.
Несмотря на обстоятельства, при которых Кантемир находился в Стамбуле (в общей сложности он провел там более 20 лет), князь Дмитрий умело и целенаправленно использовал свое пребывание в столице крупнейшего мусульманского государства того времени для расширения своих знаний. Он старательно постигал всеобщую историю, особенно историю Турции, собирал рукописи, редкие книги и другие материалы по истории Османской империи, неизвестные до этого европейским ученым, изучал нравы и обычаи турок вообще и султанского двора в частности.
Кантемир непрестанно расширял и укреплял свои связи с учеными Стамбула и дипломатами, аккредитованными здесь. Так, его близким знакомым был видный турецкий ученый Саади-эфенди, а в 1700 г. Кантемир установил тесные контакты с российским посланником Петром Андреевичем Толстым.
В 1710 г. султан Ахмед III сменил гнев на милость и посадил Дмитрия на молдавский престол, арестовав политического соперника Кантемиров князя Брынковяну. Это был, скорее, вынужденный шаг, поскольку сделано это было после того, как началась война с Россией (1710–1713), а правивший в Молдавии князь Николай Маврокордат, хотя и пользовался превосходной репутацией при Османском дворе, не был подходящим лицом во время войны, поскольку не имел ни храбрости, ни знания военного дела. Дмитрий был возведен на молдавский престол по настоянию великого визиря Балтаджи Мехмета и крымского хана Девлет-Гирея II. Порта даже было освободила нового молдавского князя от дани и подарков, но как только он прибыл на место, потребовала от него значительных сумм денег и постройки моста через Дунай для переправы турецкой армии. Князь Дмитрий на это не согласился и 13 (24) апреля 1711 г. в Луцке через своего приближенного боярина Стефана Луку заключил с Петром I трактат, и, таким образом, de jure принял сторону России.
Когда российские войска стали приближаться к Яссам, князь Дмитрий объявил приближенным, войску и народу о том, что он порывает с турками и переходит на сторону России. В своем Манифесте он перечислял бедствия, которые терпела Молдавия от поработителей и призывал: «Все люди нашей страны, берите оружие и идите на помощь». Как пишет в своей «Хронике» Ион Некулче, «тогда все христиане радовались москалям…».
29 июня (10 июля) 1711 г. в Яссах князь Молдавии Дмитрий Кантемир дал клятву на верность России.
Одной из причин, по которой Петр I особенно ценил Кантемира, были его знания в области востоковедения. По прибытии в лагерь российских войск на Пруте князь Дмитрий стал советником царя по восточным вопросам. Петр I писал: «Оный господарь - человек зело разумный и в советах способный». Как государственный деятель Кантемир не только понял историческое значение реформ Петра I, но и содействовал их проведению.
Порта была разгневана изменою Кантемира и потребовала от Петра I его выдачи. Царь ответил, будто бы Кантемира в лагере российских войск нет, а своим приближенным сказал: «Я лучше уступлю туркам всю землю, простирающуюся до Курска, нежели выдам князя, пожертвовавшего для меня всем своим достоянием. Потерянное оружием возвращается; но нарушение данного слова невозвратимо. Отступить от чести - то же, что не быть государем».
В результате неудачного для российской армии Прутского похода князь Дмитрий вместе со своей семьей и приближенными, несколькими тысячами бояр, офицеров, слуг и прочих, вынужден был переселиться в Россию. 16 (27) июля князь Дмитрий навсегда покинул Яссы. Царь Петр вознаградил его за утрату княжества и всего состояния, выделив поместье под Харьковом и денежные средства.
В марте 1712 г. Кантемир с семьей переезжает из Харькова в свое московское имение Черная Грязь, также пожалованное ему Петром I. Как ученый князь Кантемир сформировался в Стамбуле, но именно с Москвой связан самый плодотворный период его научной деятельности.
11 (22) мая 1713 г. умерла жена князя Дмитрия Кассандра. Княгиню похоронили в московском греческом монастыре св. Николая. В память о своей супруге князь Дмитрий возвел над ее могилой двухъярусный каменный собор во имя покровителей и защитников Молдовы свв. Константина и Елены, ставшей родовой усыпальницей князей Кантемиров.
На Кантемира легла вся ответственность по воспитанию шестерых детей (по старшинству: Мария, Смарагда, Матвей, Константин, Сербан (Сергей), Антиох). Несмотря на тяжелую утрату, Кантемир все же нашел в себе силы продолжать активную общественную жизнь.
Благодаря установлению Кантемиром связей с приглашенными в Россию немецкими учеными его имя становится известным в Западной Европе. 11 (22) июля 1714 г. Кантемир был избран членом Прусской АН. Некоторые историки полагают, что он стал академиком по рекомендации Лейбница. Эта версия тем более вероятна, если принять во внимание, что Лейбниц по просьбе Петра I разрабатывал проекты российских систем образования, в которых не было забыто и востоковедение. Кантемир был первым ученым России и Молдавии, ставшим членом академии наук другого государства. Вместе с тем он содействовал образованию Петербургской АН.
В России Кантемир написал свои наиболее значительные труды. Этому способствовали российские условия, поскольку общая культура, политическая атмосфера, общественная и научная мысль в России были много выше, чем в Молдавии и Стамбуле, где он вырос и сформировался. Пребывание в России имело огромное значение для духовной эволюции выдающегося мыслителя.
Академик И.Ю. Крачковский так оценивает уровень Кантемира как востоковеда: «Свои знания ислама и восточных языков Кантемир вынес из Молдавии и Турции. Они были несравненно выше тех, что обнаруживали в хронографах и полемических трактатах византийцы».
К 1714 г. относятся две работы Кантемира: «Панегирик» и «Рассуждение о природе монархий».
В Москве в 1714–1716 гг. Кантемир написал на латыни выдающийся труд «История возвышения и упадка Османского двора». Собирать материал для этого сочинения Кантемир начал еще в бытность свою в Стамбуле. Целое столетие, вплоть до выхода в свет в 1835 г. 10-томной «Истории Османской империи» Йозефа Гаммер-Пургшталя, «История» Кантемира была наиболее глубоким трудом по истории Турции.
В 1716 г. из-под пера Кантемира на латыни появляется «Описание Молдавии», составленное по предложению Прусской АН. На русском языке это сочинение было издано в переводе с немецкого Василия Левшина в 1789 г. в Москве под названием «Историческое, географическое и политическое описание Молдавии с жизнью сочинителя».
В 1716 г. Кантемир так же на латыни написал о своем отце исторический очерк «Жизнь Константина Кантемира».
В 1717 г. князь Дмитрий закончил большую часть фундаментального труда «Хроника стародавности романо-молдо-влахов». В 1721 г. он перевел «Хронику» на молдавский язык, поскольку, как он пишет в предисловии, «будучи нами по-латински написано и составлено, сочли мы неправильным и грехом, чтобы о наших делах раньше узнали иноземцы, нежели наши. Пусть нашими трудами пользуется молдавский народ». Однако первое издание этого сочинения было осуществлено только в 1835–1836 г. в Яссах.
Работа охватывает исторические события страны до XIII в., хотя Кантемир, как следует из того же предисловия, предполагал исследовать гораздо более длительный период. Преждевременная смерть помешала ему осуществить свой замысел.
В 1718 г. Кантемир женился на княжне Настасье Ивановне Трубецкой и в том же году переехал в столицу. Переселившись с семьей в Петербург, он официально становится советником государя по делам Востока, войдя в число ближайших сподвижников царя. 20 февраля (3 марта) 1721 г. Кантемир был назначен членом Правительствующего Сената и возведен в чин тайного советника.
Последняя из наиболее значимых востоковедных работ Кантемира - написанная в 1719 г. «Книга Систима, или Состояние мухаммеданския религии», переведенная с латыни Иваном Ильинским и изданная в Петербурге в 1722 г., известная также под названием «Система турецкого вероисповедания».
Заслуга Кантемира заключается в том, что он собрал воедино все, что было известно об исламе в его время, донес до наших дней и сохранил материал, который неоценим для изучения истории развития общественного сознания. Кроме того, Кантемир приводит и результаты своих собственных исследований.
Эта книга стала единственной публикацией из всех научных работ князя Дмитрия, осуществленной при его жизни.
В Персидском походе в 1722 г. Петр I поручил князю Дмитрию, как знатоку Востока, ведать походной канцелярией. Совершенное владение ближневосточными языками позволило ему играть в этом походе видную роль. Он изготовил арабский наборный шрифт, организовал специальную типографию и напечатал на татарском, турецком и персидском языках, сочиненный и переведенный им Манифест Петра I к народам Кавказа и Персии от 15 (26) июля 1722 г.
Для Кантемира Персидский поход был скорее научной экспедицией, нежели военным предприятием. Так, в Дербенте внимание князя Дмитрия привлекла древняя крепость. Он подробно осмотрел ее, измерил, срисовал арабские надписи. Его исследование арабских надписей было изложено в сборнике “Collectanea orientalia” («Восточная коллекция»).
Военные действия в районе Дербента позволили Кантемиру лишь один день находиться около Кавказской стены, и все же он успел осмотреть этот археологический памятник и описать его.
В пути Кантемир вел литературный дневник. Для нас наибольший интерес представляют страницы, посвященные Дербенту. Вместе с описанием увиденного в дневник были внесены записанные со слов населения легенды о городе и рассказы о его крепостных сооружениях.
Прибыв в Дербент, Кантемир посетил могилу Коркута и оставил ее описание и краткие сведения о самом Коркуте. Записи Кантемира о дербентском старце, которого многие тюркоязычные народы Кавказа и Средней Азии почитают как святого, являются первыми на русском языке.
В Персидском походе у Кантемира обострился диабет, и он с позволения императора 5 (16) ноября оставил его свиту, на некоторое время задержавшись в Астрахани. Лишь в январе 1723 г. Кантемир смог выехать оттуда. 21 августа (1 сентября) 1723 г. в 7 часов 20 минут пополудни в поместье Дмитровка Орловской провинции Киевской губернии князь Дмитрий скончался. Он был похоронен 1 (12) октября в Москве, в том же Новогреческом монастыре, где и его первая жена Кассандра. В 1935 г. по просьбе румынского правительства его останки были перенесены в Яссы и перезахоронены в церкви Трех Святителей.

Молдавский писатель, философ, историк и востоковед, господарь Молдавии. В 1711 эмигрировал в Россию, где стал политическим советником Петра I. Член Берлинской академии (1714). Отразил в своих работах переход философского мышления от средневековья к новому времени, от схоластики к рационализму.


Младший сын молдавского господаря Константина Кантемира и Анны Бантыш, происходившей из древнего боярского рода. Женат первым браком на Кассандре Кантакузин, происходившей из рода византийских императоров. Учителем и воспитателем Кантемира был образованный монах И. Какавела, автор учебника логики и ряда антикатолических сочинений. В ноябре 1688 Кантемир в качестве заложника отправлен в Стамбул, где встречался с учеными патриаршей Греко-латинской академии, изучал греческий, латинский, арабский и турецкий языки, слушал лекции по истории, философии, богословию. На формирование мировоззрения Кантемира оказали влияние работы философов Антония и Спандони, натурфилософские идеи Мелетия Артского. Вернувшись через три года в Молдавию, Д.К. Кантемир принял участие в осаде крепости Сорока, занятой польскими войсками (1692). После смерти отца (1693) избран боярами господарем Молдавии, однако в результате происков валашского правителя Константина Брынковяну его кандидатура не была утверждена султаном Ахмедом И. Кантемир вновь уехал в Стамбул, где пробыл до 1710 (с небольшими перерывами) представителем молдавского господаря при султанском дворе. В 1697 участвовал в битве при Зенте (ныне - Сента, на реке Тиса), завершившейся поражением турецкой армии от австрийских войск. Завязал дружеские отношения с известным турецким ученым Саади Эффенди, послами России (П.А. Толстым), Голландии (Я. Кольером), Франции (Ш. Ферриолем). В 1710 султаном назначен господарем Молдавии с обязательством подготовки молдавской армии к войне с Россией, наведению мостов и переправ через Дунай, устройства зимних квартир для остатков разгромленной при Полтаве шведской армии Карла XII, наблюдения за действиями Брынковяну, подозревавшегося в измене Порте. Кантемир, стремившийся к освобождению Молдавии от османского ига, направил в Россию тайного посла Штефана Луку, вступившего в переговоры с Петром I о совместной борьбе с Турцией. В 1711 при; участии Кантемира составлен проект договора о добровольном вхождении Молдавии в состав России на правах автономии, об установлении на ее территории наследственной монархии Кантемиров и др. Призывал населении Молдавии к поддержке Прутского похода 1711. После заключения Прутского мира 1711 вместе с семьей покинул Молдавию. В августе 1711 пожалован титулом светлейшего князя, землями и имениями, домом в Москве и ежегодной пенсией в 6 тыс. руб. С 1713, после смерти жены, жил в Москве, где поддерживал связи с Феофаном Прокоповичем, В.Н. Татищевым, князем A.M. Черкасским, князем И.Ю. Трубецким, Б.П Шереметевым. Пригласил на должность секретаря и воспитателя своих детей литератора И.И. Ильинского. Научные труды Кантемира обрели европейскую известность. В 1714 избран членом Берлинской Академии наук. В 1719 женился на княгине А.И. Трубецкой (свадебный венец над его головой держал сам Петр I). Перебравшись с семьей в Санкт-Петербург, стал советником государя по делам Востока, вошел в число ближайших сподвижников императора. В Персидском походе 1722 заведовал государственной канцелярией. По инициативе Кантемира организована специальная типография с арабским шрифтом, в которой опубликовано обращение Петра I к народам Кавказа и Персии. В перерывах между военными действиями предпринял ряд географических, исторических, археологических исследований, собирал материалы по истории Дагестана, изучал древние памятники Дербента. Кантемир известен как автор философских, исторических и филологических работ. К числу философских сочинений Кантемира относятся «Диван, или Спор мудреца с миром» (1698), «Метафизика» (1700), «Всеобщая сокращенная логика» (около 1700), «Исследование природы монархий» (1714), «Темные места в Катехизисе» (1720). Философские воззрения Кантемира претерпели эволюцию от теологического идеализма к рационализму и стихийному материализму. Атомистические взгляды сочетались с деистическим пониманием соотносимости Бога и природы, души и тела. Кантемир утверждал, что мир развивается по объективным законам, предопределенных Богом, однако человек с помощью науки может изучать тайны мироздания. Исторические труды Кантемира посвящены в основн

ом Оттоманской Порте и Молдавии («История возвышения и упадка Оттоманской империи», 1714-1716; «Описание Молдавии», 1716; «Жизнь Константина Кантемира», 1716-1718; «События в жизни Кантакузинов и Брынковянов», 1717-1718; «Система, или Состояние мухамеданский религии», 1719). Сочинение Кантемира по истории Оттоманской империи считалось классическим исследованием, было переведено на английский, немецкий, французский языки; Вольтер называл эту работу своей настольной книгой по Востоку. Кантемир выступал сторонником централизованного государства, противником боярского произвола. Исследовал отрицательные последствия турецкого ига на политическое, экономическое и культурное развитие подвластных Оттоманской Порте народов. Утверждал, что история - это сочетание прогресса и регресса, что «государства должны появляться и исчезать, изменяться и возрождаться и умирать, иметь какой-то конец». Этот процесс считал исторически закономерным, ибо «из смерти одного предмета зарождается другой». Одним из наиболее важных литературных трудов Кантемира стала «Иероглифическая история» (1704-1705) - первый роман на молдавском языке. В этом произведении в аллегорической форме рассказывалось о династических распрях Кантемиров и Брынковянов, о трагедии княжеств Молдавии и Валахии, государи которых, враждуя между собой, помогали султанам угнетать подвластные им народы. В 1703-1704 написал музыкальный трактат, где изложил свои этические взгляды, а также, основываясь на арабском алфавите, дал нотную систему турецкой музыки. В 1723 в связи с болезнью возвратился в свое орловское имение Дмитровку. Похоронен в Московском Новогреческом монастыре; в 1935 по просьбе румынского правительства его останки перенесены в Яссы.