Упражнения для техники речи. Техника речи


Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Постижение ораторского искусства - трудный и кропотливый процесс. С древних времен люди стремились познать искусство выступления перед толпой. Столетия спустя мы все так же желаем завладеть вниманием аудитории, правда, теперь используем современные методы.

сайт старательно отобрал несколько эффективных практик из книги Эльвиры Сарабьян "Научитесь говорить так, чтобы вас услышали".

1. Артикуляция звуков «Ш - Ж»

  • Шар - жар, ваш - важный, шутка - жутко, ширь - жир, жить - шить.
  • Жужжит жужелица, жужжит, кружится. Вожжи из кожи в хомут вхожи.

2. Артикуляция звуков «К - Г, X»

  • Качели - газели, кол - гол, кость - гость, код - год, кнут - гнут, клуб - глуп, Кеша - Геша.
  • Идет с козой косой козел. Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу: грабь граблями гравий, краб!

3. Отработка звука «Ц»

  • Цапля - сабля, цок - сок, цель - сель, цвет - свет, цирк - сыр, улица - лиса.
  • Молодец против овец, а против молодца сам овца. Цапля чахла, цапля сохла.

4. Произнесите сначала медленно, затем быстрее:

Тлз, джр, врж, мкртч, кпт, кфт, кшт, кст, ктщ, кжда, кждэ, кждо, кжду, кшта, кштэ, кшту, кшто.

5. Произнесите сначала медленно, затем быстрее:

Бодрствовать, мудрствовать, постскриптум, взбадривать, трансплантация, сверхзвуковой, всклокочен, контрпрорыв, пункт взрыва, протестантство, взбудоражить, сверхвстревоженный, попасть в ствол, ведомство, брандспойт, витийствовать, философствовать, монстр, горазд всхрапнуть.

6. Тренировка произношения согласных:

  • К Кларе, к кому, к горлу, к гастролям, к Гале, к Кате, к Киеву, к концу, к городу, отдаленный, ввязаться, отдать, разжигать, отдушина, изжить, без шубы, безжалостный, бессмертие, восстановить, подтвердить, оттолкнуть.
  • Верх - вверх, ведение - введение, толкнуть - оттолкнуть, держать - поддержать, тащить - оттащить, водный - вводный, сорить - ссорить.

7. Отработка сочетаний звуков в форме игры:

  • Забивайте гвозди: Гбду! Гбдо! Гбдэ! Гбды! Гбда! Гбди! Гбде!
  • Имитируйте лошадиный топот: Птку! Птко! Птка! Пткы! Пткэ! Птки!
  • Бросайте воображаемые тарелки партнеру: Кчку! Кчко! Кчкэ! Кчка! Кчкы! Кчки!

8. Произнесите фразы сначала медленно, затем быстро:

В тот час тут пел дрозд. В тот год тут был град. Дуб был стар. Всем люб был Петр. Вмиг клуб полн. Мох скрыл гриб. Дед стал стар. Ваш гость взял трость. Волн всплеск - брызг блеск! Сто верст вскачь.

9. Отработка звуков:

  • Купи кипу пик, пик кипу купи. Купи кипу пуха, кипу пуха купи.
  • Волховал волхв в хлеву с волхвами.
  • Рододендроны из дендрария даны родителями.
  • Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат.
  • Карл клал лук на ларь, Клара крала лук с ларя.
  • Сшит колпак, да не по-колпаковски; вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
  • Интервьюер интервента интервьюировал.
  • Разнервничавшийся конституционалист был обнаружен ассимилировавшимся в Константинополе.
  • Четверть четверика гороха без червоточинки.
  • Яшма в замше замшела.

10. Повторите медленно, а затем быстро сложные слова:

  • (В, ш) - воспользовавшемуся
  • (К) - мелкокалиберными
  • (П, в) - опубликовывать
  • (П, р) - опосредованному субсидированию
  • (Р, т, с) - территориальная целостность
  • (Р, т) - проиллюстрировала
  • (Р, в) - ревербератор
  • (С, ф) - средств
  • (Ч, в) - четырехсотдолларового
  • (Ч, ф, р) - фантасмагорический

В этой статье вы найдёте упражнения, после выполнения которых начнёте .

Чтобы открыть голос

Ваш голос на самом деле может быть не вашим. Причина - в зажимах или неправильном способе говорения (например, на одних связках). Представленные ниже упражнения помогут справиться с этими проблемами и раскрыть ваш истинный природный голос.

Звукорежиссёр

Сначала поймите, как вас слышат окружающие. Для этого можно имитировать студию звукозаписи. Ваша левая ладонь будет наушником - прижмите её «ракушкой» к левому уху; правая будет микрофоном - держите её у рта на расстоянии нескольких сантиметров. Начинайте пробу: считайте, произносите разные слова, играйте со звуком. Выполняйте это упражнение по 5–10 минут в течение девяти дней. За это время вы поймёте, как действительно звучит , и сможете его улучшить.

Кью-икс

Чтобы открыть голос, нужно освободить горло и передать основную работу губам и диафрагме. Для этого произносите слоги «кью-икс». На «кью» округляйте губы, на «икс» - растягивайте их в широкой улыбке. После 30 повторений попробуйте произнести небольшую речь. Вы почувствуете, что связки меньше напрягаются, а губы лучше выполняют ваши команды.

Зевок

Самый простой способ расслабить мышцы гортани - хорошенько зевнуть. Выполняйте это простое упражнение по 5 минут в день, и вы заметите, как блоки и зажимы в голосе исчезают.

Выдох-стон

Это упражнение поможет раскрыть естественное звучание вашего голоса. Суть его сводится к тому, чтобы озвучить свой выдох.

Положение: ноги стоят на полу, челюсть приоткрыта и расслаблена. Начинайте вдыхать воздух, а на выдохе издавать любой звук. Делайте это без каких-либо усилий - если всё правильно, у вас должен получиться стон.

При верном выполнении упражнения звук идёт из солнечного сплетения. Именно оттуда и нужно говорить, чтобы голос был объёмным и выразительным.

Чтобы сделать голос приятным

Три улыбки

Это упражнение выполняется так же, как предыдущее, но с соблюдением правила трёх улыбок. Улыбнитесь ртом, лбом и представьте улыбку в районе солнечного сплетения. После этого начинайте выдыхать со звуком. Всего 5 минут в день - и ваш голос начнёт звучать более приятно и доверительно.

Упражнение йогов

Данную тренировку практикуют индийские йоги, чтобы добиться глубокого и красивого голоса.

Положение: стоя, ноги на ширине плеч. Сначала сделайте несколько спокойных вдохов и выдохов, затем - и резкий выдох со звуком «ха-а». Выдох должен быть максимально полным и громким. Корпус при этом можно слегка переместить вперёд.

Протяжные слоги

Глубоко вдохните, а на выдохе произнесите протяжно «бом-м», «бим-м», «бон-н». Тяните последние звуки как можно дольше. В идеале должна возникнуть вибрация в районе верхней губы и носа.

Похожее упражнение можно делать со слогами «мо-мо», «ми-ми», «му-му», «мэ-мэ». Но в этом случае сначала произнесите их кратко, а уже потом протяжно.

Оба упражнения лучше делать каждое утро по 10 минут. Они не только сделают голос приятнее, но и помогут укрепить голосовые связки.

Длинный язык

Высуньте язык. Сначала направьте его вниз как можно дальше, пытаясь достать до подбородка. Сохраняя это положение, наклоните голову вниз. Затем потянитесь языком вверх, стараясь достать кончик носа. Голову при этом тоже поднимите как можно выше.

Чтобы сделать голос сильнее

Звуки «и», «э», «а», «о», «у»

Сделайте выдох, затем - глубокий вдох и на втором выдохе произнесите долгий звук «и». Делайте это свободно, до тех пор, пока хватает воздуха. Насильно воздух из лёгких не выдавливайте. Таким же образом произнесите остальные звуки: «э», «а», «о», «у». Выполните три повторения.

Последовательность этих звуков не случайна: они распределены по высоте. Соответственно, «и» - самый высокий (активизирует верхнюю область головы), «у» - самый низкий (задействует низ живота). Если вы хотите сделать голос ниже и глубже, чаще тренируйте звук «у».

Упражнение Тарзана

Выполняйте предыдущее задание, только теперь бейте себя кулаками в грудь, подобно Тарзану. Упражнение призвано наполнить голос и прочистить бронхи, поэтому, если вам захочется откашляться, не останавливайте себя.

Мычание

Это упражнение активизирует работу груди и живота. Выдохните и вдохните. На следующем выдохе начинайте произносить с закрытым ртом звук «м». Выполните три подхода: сначала мычите тихо, затем - на средней громкости и в конце - очень громко.

Рычание

Расслабленный язык поднимите к нёбу и начинайте проговаривать звук «р». Должно получиться «р-р-р», как у трактора. Повторите упражнение три раза, после чего выразительно прочитайте с десяток слов, в которых есть звук «р». Обязательно сопровождайте чтение раскатистым «р».

Упражнение Шаляпина для настройки голоса

Великий русский певец Фёдор Шаляпин каждое утро тоже начинал с рычания. Но выполнял он его не один, а вместе со своим бульдогом. После тренировки звука «р» Фёдор Иванович начинал лаять на питомца: «ав-ав-ав».

Вы можете повторить шаляпинское упражнение или, если не получается расслабить гортань, заменить его на злодейский театральный смех. Делается это просто. С открытым ртом на выдохе злобно смеётесь: «а-а-а-а-ха-ха-ха-ха-а-а-а-а». Звук должен выходить легко и свободно. Одновременно можно попрыгать и побить себя руками в грудь. Это упражнение мгновенно прочистит голос и подготовит его к работе.

Важно помнить

При выполнении всех упражнений нужно сохранять правильную . Живот должен быть расслаблен, а грудь - выдаваться вперёд. Впрочем, если вы ровно держите спину, эти области тела автоматически займут верное положение.

Содержание:

Упражнения по технике речи будут полезны для вас, если вы хотите поставить голос и речевое дыхание, овладеть разными резонаторами, расширить диапазон голоса, укрепить его силу и выносливость, обогатить и темп речи, а также произносить как согласные, так и гласные звуки.

Про дыхание

Если вы уже занимались постановкой правильного дыхания, то для вас не является секретом то, что сам процесс дыхания состоит из вдоха и выдоха. Также он совершается человеком на подсознательном уровне. Но, когда вам приходиться работать с микрофоном, вы должны контролировать дыхание, подчинить его своей воле. Следует набирать воздух в большом количестве, а не так как мы привыкли, уметь задерживать его, экономно расходовать, чтобы его хватало до логической паузы в речи, во время который вы пополняете запас воздуха. Не умея естественно дышать, чтение материала может оказаться лишенным смысла и эмоционального звучания. Также очень важно, чтобы ваше речевое дыхание было беззвучным, а запас воздуха пополнялся достаточно быстро.

Физиологическое или фонационное дыхание – это дыхание во время произнесения вашей речи. Главными мышцами, отвечающими за вдох, является диафрагма. Эта мышца разделяет брюшную полость с грудной и их группа, управляющая ребрами грудной клетки. Для человека естественным дыханием является дыхание в положении лежа на спине при расслабленных мышцах.

Теперь лягте на спину, положа одну руку себе на живот, другую – на грудь. Сделайте вдох так, чтобы рука на груди оставалась неподвижной, а другая рука на животе – поднялась. После чего выдохните. Необходимо добиться легких и свободных движений при брюшном дыхании.

Затем попробуйте проделать то же самое стоя. Чтобы нижнее дыхание стало для вас привычным, следует уделять ему достаточное количество времени. Лучше выполнять такие упражнения утром.

Чтобы ощутить работу дыхательных мышц, нужно найти необходимое положение тела. Стоя, начните сутулиться, при этом расслабьтесь. Далее приподнимите плечи и грудь, откинув их назад. Так вы словно «наденете» их на свой позвоночник. Ваша спина укрепилась, а руки, шея и плечи остались свободными. Такое положение тела, должно стать для вас естественным и привычным. Не только в период работы над , но и в вашей повседневной жизни.

На вопрос: «Как красиво научиться говорить?» ответ очевиден. Вам следует заниматься ниже перечисленными упражнениями.

Комплекс упражнений для укрепления органов дыхания

Цель этих упражнений – воспитание подвижности и свободы мышц диафрагмы. Это необходимо для того, чтобы она успевала сопровождать речь говорящего и сохраняла опорное звучание при слов.

Упражнение «Проколотый мячик»

Это упражнение сделает ваш выдох плавным и энергичным, не ослабевающим к концу. Имитируйте мяч, который прокололи шилом, подражая его звучанию: «Сссссс…». Ваши ладони рук должны охватывать грудную клетку с боков, как можно выше. Легко нажимайте на «мячик» своими ладонями, без особых усилий. Следите, чтобы воздух выходил подольше из легких.

Выполняйте это упражнения легко, без каких-либо напряжений в издаваемом звуке. Ваши руки медленно сходятся, ощущая небольшое сопротивление проколотого «мячика». После чего, так же долго и медленно выдыхайте воздух на звуке «с ». При этом, чем меньше воздуха осталось в шаре, тем будут ближе ваши руки. В конце ладони сходятся. Вместе с этим в активном звуке «с » выбрасывается оставшийся воздух.

Проделайте это упражнение для постановки правильного дыхания несколько раз подряд. Особое внимание уделите легкому и спокойному выбрасыванию звука, при этом расслабляя ладони рук.

Упражнение «Свеча»

Способствует развитию ровного, глубокого и интенсивного выдоха.

Возьмите полоску бумаги, примерно размером 14 см на 3 см. Поднесите ее ко рту на 5-8 см. Губы следует сложить трубочкой, как будто вы собираетесь свистнуть. И начните дуть на полоску. При этом следите, чтобы угол ее наклона был одинаков на протяжении всего вашего выдоха. Выполняя такое упражнение, вы научитесь следить за ровностью выдыхаемого воздуха.

Следует добиться максимально ровного выдоха. Если он будет прерывистый – полоска бумаги начнет подниматься, опускаться и дрожать. А если вы будете стараться выдыхать ровно – бумажка будет оставаться отклонившейся. Представьте, что это пламя свечи, которое должно оставаться в таком положении. Обратите внимание на легкое напряжение в области диафрагмы и межреберных мышц. Такой «дыхательный поясок» сохраняет плавность и ровность выдыхаемой вами струи.

Упражнение «Имитация природных звуков»

Позволит вам выдыхать плавно, спокойно и энергично.

Вспомните звуки природного мира и воспроизведите их:

Шелест деревьев: «Шшшшшшш…»

Свист ветра: «Ссссссс…»

Жужжанье шмеля: «Жжжжжжж…»

Трескотня сороки: «Трр! Трр! Трр!…»

Рокот работающего двигателя: «Ррррррр…»

Карканье вороны: «Карр! Карр! Карр!…»

Звук электрического звонка: «Рьрьрьрьрьрьрь…»

Обратите внимание на работу диафрагмы: ее не следует сильно напрягать. Воздух словно вытекая в природу при шелесте листьев или жужжании шмеля. При рокоте работающего двигателя или звуке электрического звонка напряжение должно усиливаться, а воздух с силой выгоняется. При трескотне сороки, карканье вороны диафрагма активно и энергично двигается, выталкивая рывками воздух.

Упражнение «Выталкивающая сила воды»

Представьте, что вы стоите в воде по грудь. Дыхание ваше свободное, спокойное, руки вытянуты в стороны. А теперь выдохните воздух, резко отпустив руки вниз, к бокам. Вода снова поднимет ваши руки — сделайте в это время вдох. Снова опускайте руки, ведя счет вслух: раз, два, три, четыре… Со вздохом поднимите руки и опустите их, считая: раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь. Затем до 10, 13, 15 и так далее. Потом в обратном порядке.

Следите за координацией движений рук со счетом. Не опускайте руки раньше времени, если счет не окончен. Постарайтесь ощутить сопротивление воды под руками. Они плавно опускаются, поскольку вода их держит. И вы легко ими можете управлять: опускать их вниз то медленнее, то быстрее.

Упражнение «Дыхание под счет»

Встаньте перед зеркалом, выпрямите спину. Сделайте вдох, наполняя легкие воздухом в течение двух секунд. При этом его следует набирать так, чтобы струя шла только в середину ноздрей, а не стлалась по их стенкам. Вдох должен быть бесшумным. А воздух не должен втягиваться, а равномерно вливаться. В течение следующих двух секунд задержите его. Ваши ребра должны быть подняты и раздвинуты: удерживайте их в таком положении.

Теперь, за две следующие секунды выдыхайте воздух. При этом воздух не должен задевать стенок носа, проходя через него. Выдыхайте бесшумно, плавно, равномерно и без толчков. Ваши нижние ребра должны расслабляться, а верхняя часть грудной клетки и плечи не должны опускаться. Все эту последовательность делайте в первый день занятий. Во второй задержите воздух на три секунды, в третий на четыре. Чтобы педантично следить за своим прогрессом, вам поможет следующая таблица:

Первый день занятий 2 – 2 – 2

Второй день 2 – 3 – 2

Третий день 2 – 4 – 2

Четвертый день 2 – 4 – 3

Пятый день 2 – 4 – 4

Шестой день 3– 4 – 4

Седьмой день 4 – 4 – 4

Для начала делайте упражнение не более минуты. В первый день сделайте его десять-одиннадцать раз. Во второй следует повторить два раза предыдущее упражнение, а потом переходить к следующему. И так далее.

С течением времени, вам будет даваться легко выдыхать и вдыхать воздух. Тогда переходите к усложненным вариантам схем:

Спустя два-три месяца время упражнений, вы можете увеличить от минуты до двух минут.

Внимание: если у вас слабое сердце, ограничьте задержку воздуха в легкие.

Упражнение «Лыжник»

Представьте, что вы едете на лыжах и в руках у вас лыжные палки. Ноги сложите вместе. Попеременно оттолкнитесь палками и скользите все быстрее и быстрее. Считая вслух: «Раз! Два!» — оттолкнулись сначала одной рукой, затем другой, слегка приседая при этом. Далее считая уже мысленно, не вслух: «Три! Четыре!» — выдыхайте, продолжая отталкиваться. Если вы сможете выполнять упражнение легко и свободно, увеличивайте счет до пяти, шести, семи – вслух, до восьми, девяти – мысленно. И так далее.

Теперь, непрерывно считайте все цифры вслух, без пауз, ускоряя движение, глубже приседая, считая быстрее. При этом дыхание не задерживайте. Не задумывайтесь о нем, просто прислушивайтесь к своему голосу – как он звучит.

Ваша речь должна быть свободна. Чувствуя напряжение в голосовом звучании, подставьте вместо слов слоги: «мму », «мма », «ммо », «мми », «ммэ ». Согласный звук «м » поможет вам снять напряжение с речевого аппарата. Поскольку являясь звучным, он потребует значительно меньших затрат энергии на произнесение. Дыхание резко выбрасывается на словах счета.

Упражнение «Гекзаметр»

Гекзаметр представляет собой стих, состоящий из шести метров в античной поэзии.

«

В платье оделся, отточенный меч чрез плечо перебросил,
К белым ногам привязал красивого вида подошвы,
Вышел быстро из спальни, бессмертному богу подобный
И приказание отдал глашатаям звонкоголосым
Длинноволосых ахейцев тотчас же созвать на собранье.
Очень скоро на клич их на площади все собралися.
После того как сошлись и толпа собралася большая,
Вышел на площадь и он, с копьем медноострым в ладони.
Шел не один он. За ним две резвых собаки бежали.
Вид на него излила несказанно приятный Афина.
Весь изумился народ, увидавши, каким подходил он.
Сел он на месте отцовском, геронты пред ним расступились».

Рано рожденная вышла из тьмы розоперстая Эос

Рано рожденная вышла из тьмы розоперстая Эос.
Встал с постели своей возлюбленный сын Одиссея

Затем три строчки вместе:

Рано рожденная вышла из тьмы розоперстая Эос.
Встал с постели своей возлюбленный сын Одиссея,
В платье оделся, отточенный меч чрез плечо перебросил

Каждый раз прибавляйте одну строчку, насколько вам хватит дыхания. После чего читайте в обратном порядке.
Выполняя такое упражнение, вы сможете прочитать до десяти строчек на одном своем .

Заключение

Вы можете и сами придумать упражнения для развития дыхания. Вообразите себя лесорубом — имитируйте его действия. Удар топора сопровождайте звуком «кхэ»! Воздух со звуком выбрасывается из легких наружу, и они вновь моментально наполняются. Ваш выдох и вдох должны быть короткими, свободными, энергичными. Но не перестарайтесь: рубите легко, как бы играючи.

Не смотря на то, что такие занятия похоже на причуду и чудачество, они являются основой голосового тренинга. Они поднимут вам настроение, раскрепостят ваш организм, а особенно мышцы, отвечающие за произнесение речевых звуков.


Часто ли вы задаете вопрос: почему на вакансию, по требованиям которой Вы идеально подходили, выбрали другого соискателя? Или, почему один лектор добивается успеха во время лекции, а другого спикера аудитория просто не воспринимает? Информационная "подкованность" материала важна для тех, кто слушает и воспринимает информацию, но это не единственный показатель, который влияет на заинтересованность аудитории. Более того, для успешного выступления огромное значение имеет постановка речи, умение управлять информацией при помощи своего же голоса. Радиоведущая Светлана Василенко делится секретами, как покорять аудиторию своим голосом, какие выполнять упражнения для голоса и постановки речи.

Светлана Василенко - ведущая многих проектов на радио, составила авторскую программу по обучению техники речи. Как считает эксперт в области риторики, чтобы внятно излагать свои мысли и красиво звучать, необходимо развивать умение управлять свои голосом.

Причины неправильного звучания голоса

Можно научиться увлекать звучанием голоса, чтобы добиться успешности в публичных выступлениях. Но есть трудности в этом процессе. На пути обучения правильной подачи информации и правильного звучания голоса препятствуют три причины, которые мешают добиться успехов.

Три причины неправильного звучания голоса:

  1. Лень всему виной. Не только для голоса, но и для всех умений и навыков, которые требуют тренировки, лень может положить конец любым усилиям. Открывать полностью рот боимся, набирать полную грудь воздуха ленимся. Таким образом, работа речевого аппарата осуществляется только наполовину, глубокие мышцы не работают. Если не двигать челюстями, не набирать полную грудь воздуха и не открывать полностью рот - звук будет размытым и нечетким. Полный и объемный звук создается при условии работы всех мышц, правильной постановки губ и челюсти, языка, голосовых связок.
  2. Неправильное положение речевого аппарата. Каждый второй человек должен обращать внимание на дефекты своей речи. Еще в школе учитель объясняет, как правильно напрягать или расслаблять губы, помещать язык во рту, насколько широко или узко необходимо смыкать челюсти - все это не зря, ведь от этого зависит правильность произношения звуков и качество речи в целом. Изучайте правильное произношение и тренируйте эти умения каждый день, чтобы, в конце концов, они переросли в навыки.
  3. Использование для произношения речи только голосовых связок. Если говорить продолжительное время, голосовые связки быстро начинают уставать, объемный и звонкий голос превращается в хрипоту и шепот. Чтобы этого не происходило, и голос всегда радовал своим звучанием, четкостью и полнотой, необходимо использовать не только голосовые связки в построении произношения, но и грудные резонаторы (трахею и бронхи).
  1. Любите себя, свою внешность и свой голос

Качество и звучание голоса зависит от чувства восприятия себя и своей внешности. Насколько человек любит себя, насколько сильным и глубоким голосом обладает. Четкая речь идет изнутри, когда необходимо донести окружающим свои мысли, идеи, убеждения, будучи стопроцентно в них уверенным. Чем больше любовь к себе, тем ярче и выразительней голос. Вывод: любите все свои качества, искореняйте те, которыми недовольны, хвалите себя каждый день утром в течение 5 минут, это придаст уверенности в себе и силу Вашему голосу. Кроме того, хвалите себя за достигнутые результаты, поощряйте и уделяйте время своим внутренним потребностям каждый день.

  1. Открывайте рот шире

Если во время речи произносить слова только губами, звуки будут искажаться, речь покажется нервной, тихой, неуверенной. Во время говорения старайтесь открывать рот как можно шире, используя челюсти, чтобы звуки получились полными и глубокими.

  1. Вдоволь потягивайтесь и зевайте

Утром позвольте всем мышцам проснуться, для этого просто потянитесь и зевните, разминая речевой аппарат. Пусть вместо спешки, утром появится новые полезные привычки: утренняя зарядка, зевота, потягивания и медленное пробуждение. После сна все мышцы зажаты, и чтобы их расшевелить, необходимо зевать и потягиваться.

  1. Следите за осанкой - сутулость меняет внешность и еще хуже искажает голос

Враг номер один для приятного и громкого голоса является сутулость. Важную роль для создания полноценного звука играет мышечная перегородка и диафрагма, которые зажимаются при неправильной осанке и препятствуют их движению.

У опытного оратора диафрагма "закалена", она подвижная и гибкая. Спикер может набрать воздух в легкие в таком количестве, какое необходимо для говорения. Обратите внимание на успешных ораторов: на их ровную спину, открытый рот и движение грудной клетки. Они не хватают воздух ртом, не сутулятся и строго следуют правилам образования звуков, включая глубокие грудные резонаторы.

Ровная осанка помогает творить правильные и громкие, внушающие и полные звуки, которые наилучшим образом влияют на внимание аудитории. Правильная осанка: лопатки сведены вместе и опущены вниз, шея и голова ровная, грудная клетка раскрыта. Такое положение следует удерживать постоянно, не только в процессе говорения, но и во время ходьбы, при сидении или лежа на диване.

  1. Подбородок должен быть перпендикулярно шее

Когда подбородок не мешает образованию звука, то спикеру лучше увлекать слушателей не только своей информацией, но и звучанием голоса. Тренируйтесь держать подбородок перпендикулярно шее, чтобы не перекрывать поток воздуха для создания звука. Для тренировок возьмите в руки зеркало. Следите за своим отображением и поместите подбородок так, чтобы голос звучал без препятствий, и зафиксируйте это положение. После этого начните говорить и пробуйте удерживать подбородок правильно все время монолога.

  1. Пользуйтесь резонаторами

Несколько упражнений для тренировки грудных резонаторов:

  • произносите звук "м-м-м-м-м" опуская его ниже носа и горла к груди, раскрывая грудную клетку;
  • утром вместо радио "включите" свою мелодию и промычите любимую песню протяжными звуками с закрытым ртом;
  • прочтите днем несколько страниц из книги с закрытым ртом, чтобы можно было понять, о чем же идет речь.
  1. Пейте только мелкими глотками

Медики рекомендуют утром натощак пить воду с лимоном или просто теплую воду, чтобы запустить процесс пищеварения. Кроме того, прием стакана воды утром помогает разбудить все органы речевого аппарата. Пить воду необходимо мелкими глотками для тренировки маленького язычка. Такая утренняя тренировка язычка необходима, чтобы избавиться от гнусавости.

  1. Выделяйте время вибрационному массажу

Вибрации создаются при помощи гайморовых пазух и работы с ними. Фронтальные и гайморовы пазухи массажируются, также поддаются тренировкам губы и верхняя часть грудной клетки.

  • Фронтальные пазухи: найдите точки по обе стороны переносицы между бровями и поместите пальцы - массируйте эти точки и при этом повторяйте звук "м-м-м-м", чтобы он поднимался верх. Когда немного привыкнете, то между небом и язычком начнется вибрация во время произношения звука. Конечно, физически ничего вибрировать не будет, но сам звук станет вибрационный.
  • При массаже гайморовых пазух произносите звук "м-м-м-м" в нос (гнусаво). Гайморовы пазухи находятся по обе стороны крыльев носа. Если правильно произносить звук, то крылья носа начнут вибрировать. Вибрация должна оставаться в носу, а не на языке или на зубах.
  • Верхняя губа расслабляется во время произношения звука "в", чтобы почувствовать вибрирование посередине верхней губы, начните массировать указательным пальцем. Когда поток воздуха выходит изо рта под углом 45 градусов, попадает как раз на середину верхней губы. В этот момент чувствуется небольшая вибрация. Середина губы может немного чесаться в процессе произношения звука "в" - это знак того, что Вы все выполняете правильно.
  • Нижняя губа имеет огромное значение для правильного произношения звуков "з", «ш», «щ», «ж». Поместите указательный палец на середину нижней губы и массируйте, произнося звук "з". Постоянное массирование верхней и нижней губы позволит наладить процесс ощущения вибрации и произношения большей части звуков, полнота которых зависит от силы потока воздуха и правильного резонирования.
  • Грудной резонатор тренируется в процессе вдоха и выдоха. Произношение звука "ж" сопровождается максимальным опусканием грудной клетки. Это делается с целью понизить голос. Важно то, что для создания звука не принимают участие голосовые связки, а только грудные резонаторы. Как проверить: поместите ладонь на грудь ниже шеи и почувствуйте вибрацию.

Свист ветра: ССССССС...

Шум леса: ШШШШШШШ...

Звук комара: ЗЬЗЬЗЬЗЬЗЬЗЬЗЬ…

Жуж ж ание пчелы: ЖЖЖЖЖЖЖЖЖ…

Крик и кар кан ье вороны: КРР! КРР! КРР!... КАРР! КАРР! КАРР!...

Трескотня сороки: ТРР! ТРР! ТРР!...

Рокот м от ора: РРРРРРРРРРРР…

Звук электриче
ско го звонка: РЬРЬРЬРЬРЬРЬР…

Тут следует обра ти ть внимание на работу диафрагмы. То у неё напряжение мин им альное. Воздух как бы вытекает в природу - при ж уж жании жука или шуме леса. При рокоте мо то ра или звуке электрического звонка напряжение усил ив ается. Воздух с силой выгоняется. При к р ике и карканье вороны, трескотне сороки диафрагма энер ги чно и активно двигается, выталкивая воздух рывками.

Произвольное управление выдохом

Представьте, что вы ст ои те в море по грудь. Дыхание спокойное. Руки вытянули в сто ро ны. А теперь резко опустите руки вниз - к бокам, п р и этом выдохнув воздух. Морская вода снова п од нимает руки - в это время нужно вдохнуть. Сн ов а опускайте руки, считая вслух: раз, два, три. По дн имите руки со вздохом и опустите их, считая: раз, два, т ри , четыре, пять, шесть. Затем до 9, 12, 15 и т.д. П от ом обратный порядок. Нужно обязательно коорди ни ровать движение рук со счётом. Пока не окончили сч и тать - не опускайте руки раньше времени. Попробуйте ощу ти ть сопротивление воды под руками. Они опускаю тс я плавно т.к. вода их держит, и вы легко ими можете ра сп оряжаться: то медленнее, то бы ст рее их опускать вниз.

Тренировка добора воздуха

Представили, что е де м на лыжах, в руках лыжные палки. Ноги вместе. С ле гка попеременно отталкиваясь палками скользим всё быс тр ее. На счёт: раз! два! (вслух) - оттолкнулись, сн ачала одной, потом другой рукой, слегка приседая. На с чё т: три, четыре - (мысленно, не вслух) - вды ха ем, при этом продолжаем отталкиваться. Счёт: п я ть, шесть - вслух, семь, восемь - мыс ле нно. И т.д.

А теперь непр еры вно, без пауз считаем все цифры вслух, убыстряя бег, у с коряя движение, глубже приседая, быстрее считая. Дыхание п ри этом - не задерживаем. Автоматически берём вз дох. Нужно не думать о дыхании, а прислуш ив аться - как звучит голос. Речь должна б ыт ь свободна! Если чувствуете напряжение в звучании голоса, то вместо слов мо жн о подставить слоги: мму! ммо! мма! м мэ! мми! ммы!.. Согласный звук "м" поможет снять напр яж ение с голосового аппарата, т.к. требует м ен ьшей затраты энергии на произнесение, явл яя сь при этом наиболее звучным. А дыхание вы бр асывается рывками на словах счёта.

Упражнение для контроля дыхания

Станьте перед зер ка лом, выпрямите спину, не горбьтесь. Наполните легкие во з духом за три секунды. Воздух вбирайте носом так, что бы струя шла в середину ноздрей и не стлалась по и х стенкам. Воздух ни в коем случае не должен втягив ат ься, а плавно, равномерно вливаться. Сле д ите, чтобы вдох был бесшумным. В течении следующих трех с еку нд задержите воздух. Поднятые, раздв ин утые при вдохе ребра удерживайте в этом положении. На ко нец, за три следующие секунды выдыхайте в оз дух. Проходящий через нос воздух не должен задевать его с те нок. Выдох должен быть равномерным, плавным, бе з толчков и бесшумным. Нижние ребра расслабляются, а пл ечи и верхняя часть грудной клетки не дол ж ны опускаться. Всё это делайте в первый день. Во вто ро й день задержите воздух на 4 секунды, в третий день - на 5. Оформим в виде таблицы:

Пер в ый день 3 - 3 - 3
Второй день 3 - 4 - 3
Трет
и й день 3 - 5 - 3
Четвертый день 3 - 5 - 4
Пят
ы й день 3 - 5 - 5
Шестой день 4 - 5 - 5
Сед
ь мой день 5 - 5 - 5

Вначале упраж не ние делайте не более полутора минут. В первый день упражнение сдел а йте десять раз. Во второй день пов то рите раза два предыдущее упражнение и пере хо дите к следующему. И так далее.
Когда эти упра
жн ения будут даваться легко, перех од ите к такой схеме:


5 - 5 - 6
5 - 5 - 7
5 - 5 - 8
5 - 5 - 9
5 - 5 - 10
6 - 5 - 10
7 - 5 - 10
8 - 5 - 10
9 - 5 -
10
10 - 5 - 10

Спустя два месяца вр е мя упражнений можно увеличить от полутора до д ву х минут. При слабом и больном сердце нужно ограничить зад е ржку воздуха в легких.

Упражнение "гекзаметр"

Возьмите одно из п рои зведений Гомера. "Илиаду", либо "Оди сс ею". Например:

" Он же пошел ка ме нистой тропинкою вверх от залива
Через лесистые горы, туда, как Аф
и на сказала,
Где божест
ве нный жил свинопас, о делах господина
Пекшийся более
вс ех домочадцев, рабов Одиссея.
Он застал св
ин опаса сидящим в сенях. Простирался
Двор перед ним широкий на ме
ст е, кругом защищенном.
Хижину всю окружал он.
В не бытность хозяина двор тот
Огородил
дл я свиней свинопас, камней натаскавши,
У госпожи не спросясь, не сп
р осясь и у старца Лаэрта.
Дикие груши венчали заб
о р тот высокий из камня " .


Прочитайте всл ух на одном дыхании без пауз одну строчку стихов:


Он же пошел ка ме нистой тропинкою вверх от залива


Затем, также без пауз, на одном дыхании чита йт е две строчки - эту же и следующую:

Он же пошел камен ис той тропинкою вверх от залива
Через лесистые г
ор ы, туда, как Афина сказала,


Потом три ст ро чки:


Он же пошел кам ени стой тропинкою вверх от залива
Через лесистые
гор ы, туда, как Афина сказала,
Где божестве
нн ый жил свинопас, о делах господина

Прибавляйте по одной строке, по ка хватает дыхания. Затем обратный порядок. Упражняясь, вы сможете прочитать на одном дыхании достаточ но много. Цель этих упражнений состоит в во сп итании подвижности и свободы работы диафрагмы, для того, чтобы она успевала обслуживать речь диктора, сохра ня ла опору при различных характеристиках речи.

Попробуйте придумать свои упраж не ния для дыхания. Например, можно имитировать действия дровосека. Удар топора сопровождайте звуком, похожим на э"! Воздух с этим звуком выбрасывается из лёгких и они, за счёт движения диа фр агмы мгновенно наполняются вновь. Выдох и вд ох - короткие, энергичные, свободные. Только не нужно перенапрягаться! Рубите ле гк о, играючи.

Пусть вам не ка жется это занятие каким-то чудачеством. Это норм а льная специфика голосового тренинга. Хорошее настроение, игровые ко мпоненты помогают раскреп ос тить организм, особенно мышцы фонационных путей. А сл едо вательно, быстрее выявить природный тембр гол ос а и наиболее эффективно развивать его. Мен ьш е иронии, больше веры, и вы обязательно см ож ете развить речь и научиться говорить - красиво и свободно!