Алексей леонов в космосе. Космонавт Леонов — герой мировой космонавтики


Известие о первом старте космического корабля, пилотируемого Ю. А. Гагариным, потрясло весь мир, но и последующие достижения советской космонавтики не переставали удивлять человечество. Спустя всего лишь четыре года после гагаринского полета к звездам летчик-космонавт Алексей Архипович Леонов первым вышел в открытый космос. Многим это казалось невероятным…

На экранах телевизоров мелькали совершенно фантастические кадры: миллионы людей, находясь в своих квартирах, могли наблюдать, как отважный космонавт Леонов «плывет» по околоземной орбите. Но сколько труда и мужества требовало такое кратковременное путешествие по открытому пространству Вселенной, знали только люди, непосредственно занимающееся подготовкой к этому полету. Среди них — талантливые ученые-физики и конструкторы, медики и биологи, космонавты…

Целью данного космического рейса являлось осуществление выхода человека в открытый космос для проведения серии исследований, главным образом медико-биологического характера. Кроме того, планировалось выполнить задания, основанные на наблюдениях за земной атмосферой.

Итак, первый выход человека в космическое пространство из кабины корабля датируется 18 марта 1965 года. В этот дань, в 10 часов утра по московскому времени, с космодрома Байконур был запулен многоместный космический корабль «Восход-2», пилотируемый двумя космонавтами: Павлом Ивановичем Беляевым (командир корабля) и Алексеем Архиповичем Леоновым (второй пилот).

Алексей Леонов родился 30 мая 1934 года в селе Листвянка, что в Кемеровской области. Окончив в 1957 году военно-авиационное училище в Чугуеве, проходил службу в авиационных частях в качестве военного летчика. Так же, как Гагарин и Титов, был принят в члены отряда космонавтов в 1960 году. Спустя три года после осуществления знаменитого полета с выходом человека в открытый космос, в 1968 году, Алексей Леонов окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Жуковского.

Космический летательный аппарат «Восход», на котором Леонову предстояло отправиться в космос, — первый в мире корабль-спутник, являющийся многоместным летательным космическим аппаратом. Так же, как и «Восток», он состоит из приборного отсека испускаемого аппарата, где в течение всего полета находятся космонавты. Однако на этот раз спускаемый аппарат шарообразной формы был сконструирован в виде двухместной кабины. Создание данного космического корабля также происходило под руководством С. П. Королева.

Масса космического корабля «Восход» составляет 5320 кг. В кабине спускаемого аппарата размешены кресла для космонавтов, оснащенные амортизаторами и пультом управления. Для ориентации корабля в пространстве использовалась ручная система управления. Кроме того, космический аппарат был оборудован приборами системы жизнеобеспечения, средствами радиосвязи, фото-, теле- и киноаппаратурой, запасами
продовольствия, питьевой вода и всей необходимой аппаратурой, предназначенной для проведения намеченных экспериментов.

Устройство кресел в кабине стало более совершенным, что облегчило воздействие на космонавтов тех значительных перегрузок, которые они испытывают и в момент отрыва корабля от Земли, и при посадке на Землю.

Конструкция кабины обеспечивала надежную герметичность, что давало возможность находящемся там космонавтам обходиться без скафандров. Разумеется, работать в таких условиях было гораздо удобнее, чем в кабине «Востока».

Для ведения киносъемки и фотосъемки космонавты пользовались наружной телекамерой, снабженной видеоустройством. На одном из иллюминаторов, через которые проводились наблюдения за земной атмосферой, был вмонтирован оптический прибор для ориентации системы ручного управления кораблем.

Приборный отсек «Восхода-2» был оснащен радиоприборами, системами управления и терморегуляции, источниками электропитания и двигательным устройством, в состав которого входили два тормозных двигателя (основной и резервный). Резервный двигатель обеспечивал больною высоту полета корабля по орбите, и в этом также состояло преимущество многоместного летательного аппарата «Восход» перед «Востоком».

Приземление корабля осуществлялось следующим образом: в заданное время проседало отделение одного отсека от другого. Когда корабль находился на высоте 5 км от Земли, должна была автоматически откидываться крышка парашютного лиса, а затем срабатывала парашютная система. Уже на незначительной высоте над Землей в действие вступали двигатели мягкой посадки, и после этого спускаемый аппарат, обладающий почти нулевой скоростью, приземлялся. Причем посадка корабля могла происходить даже на водной поверхности, поскольку «Восход» являлся непилотируемым космическим аппаратом.

Вывод корабля на орбиту проводился с помощью трехступенчатой ракеты-носителя, оборудованной жидкостными ракетными двигателями с очень высокой тягой.

Перед стартом корабля «Восход-2» с Беляевым и Леоновым на борту, как обычно, приехали все те, кто готовил этот полет и руководил им. Прибыл и Королев. Несмотря на огромную занятость (Королев многие подготовительные работы контролировал сам), он выбрал время для того, чтобы немного поговорить с космонавтами перед полетам. Кстати, накануне того дня, на который был назначен полет, Сергей Павлович также встречался с Алексеем Леоновым и Павлом Беляевым, интересовался предстартовым настроением космонавтов.

Алексей Леонов оказался не только высококлассным летчиком, но и замечательным художникам. Рисованием увлекался всегда и решил не упускать столь редкой возможности запечатлеть на бумаге космические пейзажи…

Наиболее интересным и даже забавным в предстартовой подготовке Леонову показалось облачение космонавтов в костюмы, в которых им предстояло отправиться в полет. Процесс надевания скафандров был отнюдь не кратковременным: под скафандром на теле космонавта находятся всевозможные датчики, с помощью которых медики, наблюдающие за состоянием человека в космосе, получают необходимую им информацию.

Сами же космические костюмы, в которых Леонову и Беляеву предстояло работать в космосе, обладали сразу двумя достоинствами: и внешне выглядели достаточно «элегантно», и отлично обеспечивали все аспекты жизнедеятельности космонавта. Они почти идеально подходили для существования в условиях космической среды, в них можно было легко передвигаться, выполнять ту или иную работу.

Таким образом, одевшись по последнему слову «космической моды», Леонов и Беляев отправились на автобусе к стартовой площадке. Уже остались позади все обычные приготовления и проверка оборудования, прозвучали слова пожеланий счастливого пути, адресованные космонавтам, стрелка часов приблизилась к цифре 10. И вот, наконец, распалась команда: «Подъем!», начал нарастать глуховатый шум двигателей, и «Восход-2» устремился вверх.

Один из самых ответственных этапов полета — выведение корабля на орбиту — был благополучно проведен. Что касается подготовки выхода Алексея Леонова в открытое космическое пространство, то она началась непосредственно после выведения «Восхода-2» на орбиту. В то время корабль наждался как раз над территорией африканского материка. Алексей с помощью командира корабля надел на спину специальный баллон с кислородом, после проверки надежности скафандра открыли люк, и Леонов вышел в шлюзовую камеру.

Находясь в открытом космосе, Леонов выполнил в общей сложности пять отходов и подходов к кораблю.

Стоит отметить, что во время предполетной подготовки на Земле космонавт тренировался в специально оборудованной шлюзовой камере, где в условиях кратковременной невесомости тщательнейшим образом отрабатывались все движения, которые предстояло затем произвести уже в открытом космосе. И теперь Алексей выполнял все необходимые действия в таком же порядке, что и в ходе тренировок. Во избежание удара о борт космического аппарата нужно было приближаться к кораблю головой вперед, вытянув руки, а отходить, наоборот, вперед спиной. Ориентиром для космонавта во время его необычной космической «прогулки» служило Солнце, которое попеременно оказывалось то за спиной, то над головой.

В ходе своего пребывания в открытом космосе Леонов поддерживал телефонную связь с Павлом Беляевым и Землей. В кабине «Восхода-2» была размешена специальная аппаратура, дающая возможность командиру корабля постоянно стелить за самочувствием находившегося за бортом товарищ: осуществлялся контроль за дыханием и пульсом, а также функционированием автономной системы жизнеобеспечения.

Алексей Леонов провел в открытом космическом пространстве 12 минут, свободно перемещаясь в нем, а в общей сложности время его пребывания вне космического корабля составило 24 минуты. Впоследствии художник Алексей Леонов осуществил свой давний творческий замысел, перенеся свои впечатления о космосе на лист бумаги.

Когда корабль находился над территорией Сибири, космонавт вернулся на борт. Переместившись из открытого космоса в кресло кабины, Леонов зафиксировал свои наблюдения в бортовом журнале. После этого вместе с Павлом Беляевым он приступил к выполнению всех остальных заданий, в числе которых следует особо отметить исследования чувствительности вестибулярного аппарата и функционирования нервной системы в условиях космической невесомости.

Полетная программа «Восхода-2» должна была завершиться на следующий день, 19 марта. Совершив 17 витков вокруг Земли, космический корабль начал сходить с орбиты. Первоначально предполагалось, что посадка будет производиться с помощью автоматической системы управления. Однако на семнадцатом витке вокруг Земли экипаж «Восхода-2» зарегистрировал определенные помехи в работе системы солнечной ориентации, поэтому космонавты приняли решение вести подготовку к посадке при помещу ручного управления. Это решение одобрили в ЦУПе, и, несмотря на то что автоматическая система не была задействована при сходе корабля с орбиты (как планировалось при создании кораблей типа «Восход»), приземление прошло вполне благополучно.

«Восход-2» произвел посадку в 12 часов 2 минуты по московскому времени в районе города Пермь. Таким образом, Леонов и Беляев находились в полете в течение 26 часов 2 минут.

В результате этого первого в мире полета с выходом человека в открытый космос была доказана возможность нормальней жизнедеятельности организована в условиях космического пространства при использовании автономной системы жизнеобеспечения.

Исследования, проведенные экипажем корабля, оказались весьма ценными для науки и техники. Это подтверждает последующие создание космических орбитальных станций с экипажем на борту, работа которых играла заметную роль в различных хозяйственных отраслях страны. Подвиг Алексея Леонова проиллюстрировал неисчерпаемые возможности человека в области освоения космических объектов, наметил реальные перспективы полетов кораблей на Луну и к другим планетам Солнечной системы.

За осуществление космического полета на корабле-спутнике «Восход-2» Алексею Леонову было присвоено звание Героя Советского Союза. Его заслуги в области космонавтики отмечены и другими наградами, среди которых — золотая медаль имени К. Э. Циолковского, золотая медаль «Космос»; удостоен летчик-космонавт Леонов и множества наград зарубежных стран. Именем Алексея Леонова был назван один из кратеров на обратной стороне Луны.

30 мая 1934 года родился Алексей Леонов, космонавт, первый человек, вышедший в открытый космос.
Алексей Леонов советский космонавт, первый человек, вышедший в открытый космос
30 мая 1934
Алексей Архипович Леонов родился в селе Листвянка Кемеровской области 30 мая 1934 года, в многодетной семье.
Когда закончилась Великая Отечественная война, семья Алексея переехала в Калининград.
После окончания средней школы он в 1953 году поступил в Чугуевское военное авиационное училище летчиков,
а затем еще два года (1955-1957) учился в высшем училище летчиков-истребителей в городе Чугуеве на Украине.

После училища служил в ВВС Советского Союза.
В 1960 году, пройдя конкурс, Алексей Леонов был принят в отряд космонавтов и прошел подготовку к
полетам на кораблях «Восток» и «Восход». 18-19 марта 1965 года состоялся его первый полет в космос
- он был вторым пилотом на космическом корабле «Восток-2». Полет длился 1 сутки и 2 часа.
В ходе этого полета Леонов вышел в открытый космос - первым из космонавтов - и находился там около 12 минут.
После возвращения на Землю Леонов был старшим инструктором и заместителем командира отряда космонавтов в 1965-1967 годах,
а с 1967 по 1970 год командовал лунной группой космонавтов. Алексей готовился к полетам на Луну и в советских планах
он был командиром экипажа. Если бы этот полет состоялся, у Леонова был бы шанс стать первым советским человеком,
ступившим на поверхность Луны. Но лунная программа СССР реализована не была.
В 1968 году Леонов окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е. Жуковского.
22 января 1969 года Алексей Архипович находился в автомобиле, обстрелянном в ходе покушения на Брежнева.
К счастью, космонавт не пострадал.
В эти же годы он несколько раз проходил подготовку к полетам, но ни один из полетов так и не состоялся.
Второй раз он полетел в космос только в 1975 году - командиром космического корабля «Союз-19». За этим полетом,
можно сказать, с восхищением следило все человечество - впервые в истории была осуществлена стыковка космических кораблей
- советского «Союз-19» и американского «Аполлона». Были опробованы в действии новые средства стыковки
в целях обеспечения безопасности полетов человека в космическом пространстве, проведены астрофизические,
медико-биологические, технологические и геофизические эксперименты. Полет продолжался более пяти суток,
им была открыта новая эра в освоении космоса.
В 1970-1991 годах Алексей Леонов занимал пост заместителя начальника Центра подготовки космонавтов и командира отряда космонавтов.
В 1981 году окончил адъюнктуру при Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е. Жуковского и стал кандидатом технических наук,
а затем - действительным членом Международной академии астронавтики.
За годы научно-практической работы и во время космических полетов Леоновым был выполнен целый ряд исследований и экспериментов,
среди которых: исследование световых и цветовых характеристик зрения после полета в космос, влияние факторов
космического полета на остроту зрения пилота комплекса "Буран", разработка гидролаборатории,
создание скафандра для работы в гидросфере. Он неоднократно принимал участие в научных конференциях и международных конгрессах,
сделал около 30 докладов. Также он является автором нескольких книг.
В 1991 году Алексей Архипович вышел на пенсию, а с марта 1992 года генерал-майор авиации Леонов — в запасе.
Он имеет 4 изобретения и более 10 научных трудов. В 1992-1993 годах был директором космических программ фирмы «Четек».
В настоящее время - советник первого заместителя председателя совета директоров «Альфа-банка».
Летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза, кавалер орденов «За заслуги перед Отечеством» IV и III степени,
Дружбы, Ленина, Красной Звезды, «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени - Алексей Леонов имеет множество наград,
в том числе иностранных и общественных. Его имя носит кратер на Луне, улицы в Перми, Калининграде и Кемерово, Кременчуге и т.д. Он является почетным гражданином 30 городов мира.
Леонов женат. Его супруга - Светлана Павловна (1940), их дочери - Виктория (1961) и Оксана (1967).
Алексей Архипович получил признание и как художник. Живописью он увлекся еще в юности. В содружестве
с художником-фантастом Андреем Соколовым он создал ряд почтовых марок СССР на космическую тему. Леонов
- автор около 200 картин и 5 художественных альбомов, среди которых космические пейзажи, фантастика, земные пейзажи,
портреты друзей. Его работы широко выставляются и публикуются.
Сегодня Алексей Архипович Леонов живет и работает в Москве.

Краткая биография Алексея Леонова, дважды Героя Советского Союза, генерал-майора авиации запаса, летчика-космонавта изложена в этой статье.

Алексей Леонов биография кратко

Леонов Алексей Архипович появился на свет в деревне Листвянка 30 мая 1934 года в многодетной семье. Его отца в 1936 году репрессировали, а через 3 года реабилитировали. Семья вынуждена была сначала переехать в Кемерово, потом в Калининград.

Юноша в 1955 году оканчивает Военную авиационную школу первоначального обучения летчиков в Кременчуге. Дальнейшее обучение также с авиацией: Леонов обучался в Чугуевском военном авиационном училище летчиков и Военно-воздушной инженерной академии им. Жуковского. Получил квалификацию летчик-космонавт-инженер. В 1978 году окончил обучение в школе летчиков-испытателей.

В октябре 1957 года служит летчиком 113 авиационного полка 10 истребительной авиационной дивизии в Киевском военном округе. Через 2 года стал старшим летчиком, а в 1960 году, согласно приказу Главкома ВВС, Леонова зачислили в отряд космонавтов Центра подготовки космонавтов на должность слушателя-космонавта. В апреле 1961 года он стал космонавтом отдела Центра подготовки.

Вместе в П. Беляевым Алексей Архипович 18-19 марта 1965 года совершил космический полет. Их корабль «Восход-2» был первой машиной в мире, которая осуществила полет в открытом космосе продолжительностью в 12 минут. Кроме того Леонов проходил тщательную подготовку в полетам на спутник Земли – Луну.

В 1974 году получил должность заместителя начальника в Центре подготовки космонавтов им. Гагарина и был командиром в отряде космонавтов.

Алексей Архипович 15-21 июля 1975 года совершил еще один полет на космическом корабле «Союз-19» в космос. Полет длился 5 суток 22 часа 30 минут. В период 1982-1991 годов он занимает пост первого заместителя начальника Центра подготовки им. Гагарина по космической и летной подготовке.

В отставку Леонов вышел в 1992 году, имея звание генерал-майора авиации. По 1993 год занимал пост директора в фирме «Четек» по космическим программам. С 1999 по 2000 год был президентом инвестиционного фонда «Альфа-капитал». Сегодня Леонов Алексей Архипович занимает должность советника первого заместителя «Альфа-банка».

Кроме научной деятельности Леонов был почетным членом Российской академии художеств. Его кисти принадлежит создание 200 графических и живописных полотен. Он написал несколько книг – «Психологические особенности межпланетного полета», «Восприятие пространства и времени в космосе», «Жизнь среди звезд», «Солнечный ветер», «Выхожу в космос».

Леонов является обладателям многих наград и медалей. Последнюю награду получил в мае 2014 году. Это был орден «За заслуги перед Отечеством» III степени. Герой Советского Союза имеет почетное гражданство в 40 городах России и других странах.

Что касается личной жизни, то Леонов женат на Светлане Леоновой, редакторе редакционно-издательского отдела ЦПК. В браке родилось 2 дочери — Виктория и Оксана.

Леонов Алексей Архипович

А. А. Леонов родился 30 мая 1934 года в сибирском селе в 600 километрах от Кемерово. Сюда сослали его деда за участие в революции 1905 г. Затем с Донбасса перебрались и родители. Отец - донецкий шахтер заслужил в селе большой авторитет и был назначен председателем сельсовета. В 1936 году он стал жертвой репрессий, в 1939 году - реабилитирован. Мать была учительницей. Супруга - Леонова Светлана Павловна. Дочери: Леонова Виктория Алексеевна, Леонова Оксана Алексеевна.

Биография А. А. Леонова - молодые годы
Алексей был девятым ребенком в семье. В 1938 году он вместе с матерью переехал в Кемерово. В 9 лет пошел в начальную школу. Спустя 4 года семья переехала по месту работы отца в город Калининград (бывший Кёнигсберг). Ещё в школе Леонов интересовался авиатехникой и внимательно изучал устройство самолётов, основы теории полёта и т.п. В 1953 году юноша окончил среднюю школу, получил хороший аттестат зрелости.
В этот же год Алексей без особого труда поступил в школу летчиков, которая находилась в Кременчуге. После неё обучался в высшем училище летчиков-истребителей в Чугуеве на Украине. В период с 1957 по 1959 год летал в боевых полках. В 1960 году Леонов выдержал жёсткий отбор и был зачислен в отряд космонавтов.

Биография А. А. Леонова – зрелые годы
В марте 1965 года вместе с П.И. Беляевым Алексей Архипович совершил полет на космическом корабле "Восход-2" в качестве второго пилота. Во время полета, который длился одни сутки 2 часа 2 минуты и 17 секунд, впервые в мировой истории человек вышел в открытый космос, удалился от космического корабля на расстояние до пяти метров и провел вне шлюзовой камеры в открытом космосе 12 минут 9 секунд. Это событие дало начало новому направлению деятельности человека в космосе.
После полёта А. А. Леонов стал активно продвигаться по карьерной лестнице. В период с 1967 по 1970 он возглавлял лунную группу космонавтов.
В начале 1973 года перед Академией наук СССР и НАСА (США) встала серьёзная проблема – необходимо было отобрать космонавтов для основных и дублирующих экипажей кораблей "Союз" и "Аполлон". Кандидаты должны были соответствовать следующим критериям: отличное знание космической техники, а также умение работать с системами и оборудованием кораблей, знание иностранных языков, высокая профессиональная квалификация, готовность к проведению широкой программы научных экспериментов и наблюдений. СССР представляли летчики-космонавты А. А. Леонов и В. Н. Кубасов. Со стороны США - астронавты Т. Стаффорд, В. Бранд, Д. Слейтон. В июле 1975 года был осуществлен совместный полет. Командиром корабля "Союз" был назначен Алексей Архипович Леонов.
Все население планеты Земля с упоением наблюдало за уникальным экспериментом в космосе - совместным полетом советского корабля "Союз-19" и американского "Аполлона". Впервые в истории была произведена стыковка космических кораблей, а также было проведено множество астрофизических, медико-биологических, технологических и геофизических экспериментов. Полет длился более пяти суток и положил начало новой эре в освоении космоса.
За годы научно-практической работы и во время космических полетов А. А.Леонов произвёл огромное количество исследований и экспериментов. Особенно значимыми среди них являются: исследование световых и цветовых характеристик зрения после полета в космос (1967), влияние факторов космического полета на остроту зрения пилота комплекса "Буран" (1980), разработка гидролаборатории (использование гидросферы как аналога невесомости, 1966), создание скафандра для работы в гидросфере. Алексей Архипович принимал активное участие в научных конференциях и международных конгрессах, сделал около 30 докладов.
Он дважды удостаивался высокого звания Героя Советского Союза (1965, 1975), а также званий лауреата Государственной премии СССР (1981) и лауреата премии Ленинского комсомола.
А. А.Леонов награждён двумя орденами Ленина, орденами Красной Звезды, "За службу Родине в Вооруженных Силах" III степени. Ему присвоено звание Героя Социалистического Труда Болгарии, Героя Труда Социалистической Республики Вьетнам. Он награждён также большой золотой медалью "За заслуги в развитии науки и перед человечеством", медалью имени З. Неедлы (Чехословакия), двумя большими золотыми медалями "Космос", двумя медалями де Лаво, золотой медалью имени Ю. А. Гагарина, большой золотой медалью имени К.Э.Циолковского Академии наук СССР, многими другими иностранными орденами и медалями. Ему присужден Международный авиационный приз имени К.Хармона. Он является почётным гражданином 30 городов мира: Вологда, Калининград, Кемерово, Пермь, Чугуев, Кременчуг и др. Именем А. А. Леонова назван один из кратеров на Луне.
Алексей Архипович избран действительным членом Международной академии астронавтики, академиком Российской академии астронавтики, сопредседателем Международной ассоциации участников космических полетов (1985-1999), имеет ученую степень кандидата технических наук.

Биография А. А. Леонова – творчество и увлечения

Ещё в детстве Алексей Архипович увлекался живописью. Он видел этот мир по-своему и написал более 200 картин и 5 художественных альбомов, среди которых космические пейзажи, фантастика, земные пейзажи, портреты друзей (акварель, масло, голландская гуашь). А. А. Леонов вместе с художником-фантастом Андреем Соколовым создал серию почтовых марок.
Помимо увлечения живописью Алексей Архипович является автором книг и монографий. Наиболее известными являются: "Пешеход космоса" (1967), "Солнечный ветер" (1969), "Выхожу в открытый космос" (1970), "Восприятие пространства и времени в космосе" (Леонов, Лебедев; 1966), "Особенности психологической подготовки космонавтов" (Леонов, Лебедев; 1967).

В отставку А. А. Леонов вышел в звании генерал-майора авиации. С 1992 по 2000 год был президентом специализированного инвестиционного фонда "Альфа-капитал". С 2000 года - вице-президент Альфа-банка.
В настоящее время живёт и работает в Москве.

Смотрите все портреты

© Биография Леонова Алексея Архиповича. Биография космонавта Леонова. Биография первого человека, вышедшего в открытый космос.

Алексей Архипович Леонов. Родился 30 мая 1934 года в селе Листвянка Тисульского района Западно-Сибирского края (ныне в Кемеровской области). Советский космонавт № 11, первый человек, вышедший в открытый космос. Дважды Герой Советского Союза (1965, 1975). Лауреат Государственной премии СССР (1981).

Алексей Леонов родился 30 мая 1934 года в селе Листвянка Тисульского района Западно-Сибирского края (ныне в Кемеровской области).

По национальности - русский.

Семья была многодетной. Алексей был восьмым ребёнком в семье.

Отец - Архип Алексеевич Леонов (1892-1981), родом из Орловской губернии, электрослесарь-железнодорожник, работал на шахтах Донбасса, выучился на ветеринара и зоотехника. В середине 1930-х из-за конфликта с председателем колхоза был репрессирован, после чего семью выгнали из дома, а соседям позволили разграбить имущество «врагов народа». Отец отсидел два года - 1936-1938 годы. Посадили без суда и следствия за конфликт с председателем колхоза. В 1939 году его реабилитировали - помог его бывший сослуживец по дивизии красных латышских стрелков.

Мать - Евдокия Минаевна Леонова (в девичестве Сотникова; 1895-1967), домохозяйка.

Дед - Минай Яковлевич, был механиком паровых котлов в Ростове, позже сослан в Сибирь за участие в революционных событиях 1905 года.

Сестра - Александра Архиповна Хаданович (1916 г.р.), домохозяйка.

Сестра - Любовь Архиповна Леонова (1919 г.р.), инженер.

Сестра - Раиса Архиповна Ганичева (1921-2008), военпред.

Сестра - Нина Архиповна Новикова (1922 г.р.), старший товаровед-железнодорожник.

Сестра - Надежда Архиповна Кузьменко (1924-2007), товаровед.

Брат - Пётр Архипович Леонов (1928 г.р.), слесарь-инструментальщик судоремонтного завода.

Сестра - Антонина Архиповна Леонова (1930 г.р.).

Сестра - Вера Архиповна Леонова (умерла).

Брат - Борис Архипович Леонов (1937 г.р.), ихтиолог.

Некоторое время семья жила в Кемерово, где проживали в бараке. Учился в кемеровских школах №35 и №37.

В 1947 году семья переехала по новому месту работы отца в город Калининград, где его родственники проживают и ныне.

С ранних лет отлично рисовал. Начинал с рисунков мелками и углем. Собирал репродукции картин великих мастеров. Первыми ценителями его работ стали дворовые мальчишки, доверив наносить контуры будущих татуировок. Он вспоминал: "Кто хотел наколоть орла, герб или батальную сцену, обращался ко мне - эти рисунки мне особенно удавались". В школе оформлял стенгазеты.

В 1953 году окончил среднюю школу №21 Калининграда. Хотел поступить в Рижскую академию художеств. Его не приняли, хотя картины понравились. Причина отказа была в жилье: иногороднему не на что было снять угол, а общежитие предоставлялось только старшекурсникам.

В 1955 году окончил 10-ю Военную авиационную школу первоначального обучения лётчиков в Кременчуге, куда поступил по комсомольскому набору.

В 1957 году окончил Чугуевское военное авиационное училище лётчиков (ВАУЛ) и вступил в КПСС.

В 1960 году был зачислен в первый отряд советских космонавтов.

18-19 марта 1965 года совместно с Павлом Беляевым совершил полёт в космос в качестве второго пилота на космическом корабле «Восход-2». В ходе этого полёта Алексей Леонов совершил первый в истории космонавтики выход в открытый космос продолжительностью 12 минут 9 секунд . Во время выхода проявил исключительное мужество, особенно в нештатной ситуации, когда раздувшийся космический скафандр препятствовал его возвращению в космический корабль. Войти в шлюз Леонову удалось, только стравив из скафандра излишнее давление, при этом он залез в люк корабля не ногами, а головой вперёд, что запрещалось инструкцией.

О своих ощущениях в открытом космосе Алексей Леонов рассказывал: «Когда я выплыл из шлюзовой камеры в космос, в глаза ударил слепящий поток света, прямо как огонь сварки. Пришлось срочно опустить светофильтр. Небо было и черное, и светлое одновременно. Бесконечность - больше ничего вокруг. И где-то далеко-далеко внизу голубая Земля. Было видно, что она круглая. Гляжу вверх: надо мной медленно вращается наш корабль-громадина, как будто он больше планеты. Отрываю одну руку от поручня, другую, отплываю. Меня удерживает крепкий пятиметровый фал. Слышу в наушниках голоса наблюдающих за мной при помощи телекамер с Земли: «Смотри-ка, живой...» Внизу под собой вижу Черноморское побережье Кавказа и не менее радостно докладываю: «В Сочи хорошая погода». «Без тебя знаем. Выполняй задание», - коротко ответили мне. Волновались, не хотели отвлекаться. Земля медленно плыла-вращалась подо мной, как большой и красивый... глобус. Я видел Новороссийск и Цемесскую бухту. Так же медленно проплыли и ушли на закруглениях горизонта огромные черные поля Кубани, серебряная лента Волги, темная зелень тайги, Обь. Мы с кораблем медленно вращались вдоль продольной оси, и Земля оказывалась то внизу, то вверху. Когда под нами поворачивался Енисей (с начала моего выхода прошло 12 минут), поступила команда возвращаться на корабль».

Перед посадкой отказала автоматическая система ориентации. Беляев вручную сориентировал корабль и включил тормозной двигатель. В результате «Восход» совершил посадку в нерасчётном районе в 180 км севернее города Перми, в 70 км западнее городов Березники, Соликамск и Усолье Пермской области (59.605N, 55.463E).

В сообщении ТАСС это называлось «посадкой в "запасном районе"», который на самом деле являлся глухой пермской тайгой. После посадки огромный купол парашюта, застрявший на двух высоких елях, развевался на ветру. Вскоре над ними уже кружил «Ил-14». С самолёта сразу же установили радиосвязь и сообщили космонавтам, что их обнаружили и скоро пришлют помощь. С Пермского аэродрома был поднят гражданский «Ми-1». С этого вертолёта в район посадки спустили двух лесников, которые в 17 часов 19 марта, пробравшись сквозь тайгу около 4 километров, были уже рядом с героями. В районе приземления космонавтов встретили рабочие лесоучастка и сотрудники Березниковского отдела милиции.

На следующее утро, 20 марта, к месту посадки подоспели 3 вертолёта. Сесть они не могли, но сбросили всё необходимое. Чтобы вывезти космонавтов, делянка, на которую первоначально высадили лесников, была расчищена для посадки вертолёта. Надо было повалить большое количество деревьев. И вот, 21 марта, по прокатанной лыжне, космонавты, с помощью сопровождающих, добрались до делянки, где их ждал вертолёт. На площади им. Ленина в Березниках собрался стихийный митинг жителей - прошёл слух, что П. Беляева и А. Леонова провезут по городу перед отправкой в Пермь. Но космонавтов отправили в областной центр непосредственно от места посадки. Спускаемый аппарат был эвакуирован 22 марта.

Продолжительность полёта составила 1 сутки 2 часа 2 минуты 17 секунд.

За успешное осуществление полёта и проявленные при этом мужество и героизм подполковнику Леонову Алексею Архиповичу 23 марта 1965 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

В 1965-1969 годах Леонов входил в группу советских космонавтов, готовившихся по советским программам облёта Луны Л1 / «Зонд» и посадке на неё Л3.

Полёт пилотируемого корабля «Зонд-7» по лунно-облётной программе был предварительно назначен на 8 декабря 1968 года. Леонов входил в состав второго экипажа. Но полёт был отменён, несмотря на то, что экипажи написали заявление в Политбюро ЦК КПСС с просьбой разрешить немедленно лететь к Луне для обеспечения приоритета СССР (американцы планировали аналогичный пилотируемый полёт на 21-27 декабря 1968 года). Дело в том, что предыдущие беспилотные полёты кораблей «Зонд» (Л1) были полностью или частично неудачными из-за недостатков самого корабля - система астронавигации, система управляемого спуска, основная и резервные парашютные системы. Приоритет остался за США - «Аполлон-8» в запланированные сроки совершил пилотируемый облёт Луны.

По предварительным назначениям, Леонов также был главным из двух кандидатов (командиром главного экипажа (вместе с О. Г. Макаровым) на то, чтобы стать (согласно графику советской программы от 1967 года) в сентябре 1968 года первым человеком, которому предстояло побывать на поверхности Луны по советской лунной программе, которая также была отменена ввиду проигрыша СССР в «лунной гонке» после успешной высадки американцев на Луну на «Аполлоне-11» в июле 1969 года.

В 1968 году окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е. Жуковского, инженерный факультет.

22 января 1969 года находился в автомобиле, обстрелянном офицером Виктором Ильиным в ходе покушения на . Сам Алексей Леонов вспоминал: «Мы проезжали через Боровицкие ворота в Кремль, в это время из толпы через ограждение выскочил милиционер и с двух пистолетов стал стрелять. Первая пуля прилетела в лоб автомобиля, стекло прилетело в чекиста, рассекло ему лицо. Вторая пуля попала в шею водителю. Я повернул голову, и еще одна пуля пролетела прямо перед лицом. Если бы я не повернулся, пуля была бы в виске. Третья пуля задела шинель, четвертая под животом, пятая прошла со стороны спины. Тяжелораненый водитель сбросил газ, и машина стала пятиться назад. Георгий Тимофеевич Береговой перегнулся и дернул ручник». Из 16 пуль, которые выпустил нападавший, 14 пришлось в автомобиль, одной он ранил мотоциклиста, и еще одной – часового. Единственной жертвой того неудачного покушения стал шофер Илья Жарков. Нападавший Ильин был задержан на месте сотрудниками КГБ, после чего космонавты все же попали в Кремль. «В зале в Кремле был шепот. Леонид Ильич Брежнев был вздернутый. Он подошел ко мне и сказал – не переживай, стреляли не в тебя, а в меня», - рассказывал Алексей Леонов.

В 1971 году был командиром основного экипажа Союза-11 (вместе с В. Н. Кубасовым и П. И. Колодиным). Незадолго до старта медкомиссия дала отвод Кубасову, экипаж сменили. Полетели дублёры - Г. Т. Добровольский, В. Н. Волков и В. И. Пацаев, погибшие во время посадки спускаемого аппарата. Леонов говорил: «Я был командиром экипажа, и за 11 часов нас сменили. Вместо меня командиром полетел Добровольский, с ним Волков и Пацаев. Такова жизнь... Я очень сильно верю в судьбу. Самая большая победа - это победа над собой. Есть ангел-хранитель или ещё кто-то, и такие случаи раз за разом это подтверждают».

В 1975 году (15-21 июля) совместно с В. Н. Кубасовым, совершил второй полёт в космос в качестве командира космического корабля «Союз-19» по программе «ЭПАС» (программа «Союз - Аполлон»). Продолжительность полёта - 5 суток 22 часа 30 минут 51 секунда. Тогда впервые в мире была проведена стыковка кораблей двух разных стран.

За успешное осуществление полёта и проявленные при этом мужество и героизм генерал-майор авиации А. А. Леонов 22 июля 1975 года награждён второй медалью «Золотая звезда» и орденом Ленина.

В 1970-1991 годах - заместитель начальника Центра подготовки космонавтов.

В 1981 году окончил адъюнктуру при Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского. Кандидат технических наук.

Имеет 4 изобретения и более 10 научных трудов.

В марте 1992 года генерал-майор авиации Алексей Леонов вышел в запас.

Алексей Леонов в содружестве с художником-фантастом Андреем Соколовым создал ряд почтовых марок СССР на космическую тему. Дебют тандема в филателии состоялся в марте 1967 года, когда художниками была выполнена серия из трёх марок, посвящённая Дню космонавтики. В октябре того же года увидела свет серия из пяти марок «Космическая фантастика», посвящённая освоению Вселенной.

Следующая серия из 6 марок тандема Леонов-Соколов вышла в сентябре 1972 года к 15-летию космической эры.

К 15-летию первого выхода человека в открытый космос был выпущен почтовый блок СССР с рисунком Алексея Леонова и факсимиле его подписи.

В 1992-1993 годах был директором космических программ фирмы «Четек».

Получил признание как художник (многие работы писал совместно с художником Соколовым), его работы широко выставляются и публикуются.

Рост Алексея Леонова: 163 сантиметра

Личная жизнь Алексея Леонова:

Жена - Светлана Павловна Леонова (в девичестве - Даценко; 1940 г.р.), на момент знакомства работала на КрАЗе. Познакомились в 1957 году на улице. Как рассказывал Леонов, он шел с друзьями после празднования своего дня рождения и "натолкнулся на девушку Свету с большими грустными глазами". На следующий день уже в своей летной форме он разыскал ее. Девушка пригласила его войти в дом. Спустя три дня он должен был уезжать в Германию на практику, поэтому у его возлюбленной практически не было времени на размышления. Они по-быстрому сыграли свадьбу.

В браке родились две дочери.

Старшая дочь - Виктория Алексеевна Леонова (21.04.1961 - июль 1996), сотрудник Главного управлении «Совфрахт» Министерства морского флота СССР. Скончалась вследствие вирусного гепатита. По словам Леонова, причиной смерти стала ошибка врачей.

Младшая дочь - Оксана Алексеевна Леонова (1967 г.р.), окончила Военный институт иностранных языков. С 1992 по 2000 год - президент фонда «Альфа-капитал». С 2000 года - вице-президент Альфа-банка.

Фильмография Алексея Леонова:

1965 - Новогодний календарь
1965 - В первый час - гость "Голубого огонька"
1974 - Большое космическое путешествие - эпизод
1979 - Спорт Страны Советов (документальный)
1980 - Петля Ориона - вступительное слово
1986 - Полет и подвиг продолжая (документальный)
2005 - Герой советского народа. Павел Кадочников (документальный)
2009 - Георгий Жжёнов. Агент надежды (документальный)
2009 - Борис Черток. Выстрел во вселенную (документальный)
2010 - Анатолий Кузнецов. До и после Сухова (документальный)
2012 - Эдуард Розовский. Мастер света (документальный)

Сценарии Алексея Леонова:

1971 - Рассказ о моем друге (документальный)
1980 - Петля Ориона

Библиография Алексея Леонова:

1968 - Восприятие пространства и времени в космосе
1971 - Психологические особенности деятельности космонавтов
1975 - Психологические проблемы межпланетного полёта
1977 - Солнечный ветер
1980 - Выхожу в космос
1981 - Жизнь среди звёзд
2004 - Земная и космическая живопись
2017 - Время первых

Награды и звания Алексея Леонова:

Дважды Герой Советского Союза (23 марта 1965 года, 22 июля 1975 года);
. орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (22 мая 2014 года) - за достигнутые трудовые успехи, значительный вклад в социально-экономическое развитие Российской Федерации, заслуги в освоении космоса, гуманитарной сфере, укреплении законности, активную законотворческую и общественную деятельность, многолетнюю добросовестную работу;
. орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2 марта 2000 года) - за большие заслуги перед государством в развитии отечественной пилотируемой космонавтики;
. орден Дружбы (12 апреля 2011 года) - за большой вклад в развитие отечественной пилотируемой космонавтики и многолетнюю плодотворную общественную деятельность;
. Премия Правительства Российской Федерации имени Ю. А. Гагарина в области космической деятельности (2011) - за развитие отечественной пилотируемой космонавтики, личное участие в осуществлении первых пилотируемых полетов, развитие международного сотрудничества в области космической деятельности, популяризацию достижений отечественной космонавтики;
. два ордена Ленина;
. орден Красной Звезды;
. орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени;
. медали;
. Лётчик-космонавт СССР (1966 год);
. Герой Социалистического Труда НРБ (НРБ, 1965 год);
. орден Георгия Димитрова;
. орден Карла Маркса (ГДР, 1966 год);
. медаль А. Беккера;
. Герой Труда Вьетнама (ДРВ, 1966 год);
. орден Государственного знамени ВНР (ВНР, 1966 год);
. орден «За отличие» I степени (Сирия, 1966 год);
. золотая медаль «За воинскую доблесть» (Италия, 1967 год);
. орден Красного Знамени (МНР);
. орден «За заслуги» III степени (Украина, 12 апреля 2011 года) - за значительный личный вклад в развитие ракетно-космической отрасли, достижения в создании и внедрении космических систем и технологий, высокое профессиональное мастерство;
. медаль «За укрепление дружбы по оружию» I степени;
. Почётный знак «За заслуги перед Смоленщиной» (март 2011 года);
. Почётное звание «Почётный гражданин Московской области» (октябрь 2014 года);
. Звание «Почётный гражданин Калининградской области» (июль 2015 года);
. Звание «Почётный гражданин Владимирской области» (март 2016 года);
. Медаль Алексея Леонова № 001 (1 сентября 2014 года);
. Звание «Почётный гражданин г. Кемерово» (12 апреля 1967 года);
. премия имени Людвига Нобеля (2007 год);
. орден Святого Константина Великого (Союз кавалеров золотого ордена св. Константина Великого);
. орден «Золотая Звезда» (Фонд Героев Советского Союза и Героев Российской Федерации совместно с оргкомитетом Международного форума «Потенциал нации»);
. орден «Гордость России» (Благотворительный Фонд «Гордость Отечества», 2007 год);
. Национальная премия «Во славу Отечества» в номинации «Слава России» (Международная академия общественных наук и Международная академия меценатства, 2008 год);
. орден «Во славу Отечества» II степени (2008 год);
. Императорский и Царский орден Святого Станислава I степени (2014 год);
. Государственная премия СССР (1981) (совместно с А. В. Филипченко);
. премия Ленинского комсомола (1979) - за книгу-альбом «Человек и вселенная» (совместно с А. К. Соколовым);
. заслуженный мастер спорта СССР (1965);
. почётный гражданин городов: Белгород, Березники, Владимир, Вологда, Калининград, Калуга, Кемерово, Нальчик, Пермь, Череповец; Аркалык (Казахстан); Кременчуг, Чугуев (Украина), Велико-Тырново, Видин, Свищов (Болгария), Усти-над-Лабем (Чехия), Сан-Антонио (Чили);
. наградное холодное оружие - именной офицерский кортик «Алексей Леонов»;
. кавалер ордена Святой Анны III степени от главы Российского императорского дома Марии Владимировны Романовой (2008 год);
. кавалер ордена Святой Анны II степени от главы Российского императорского дома Марии Владимировны Романовой (2011 год);
. почётный член Российской академии художеств;
. «Человек года-2013» (Русский биографический институт и Институт экономических стратегий) (2013 год).